|
Характеристика и история развития ритмической гимнастики
Ритмическая гимнастика — это общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид оздоровительных направлений гимнастики. Доступность ритмической гимнастики в том, что ее содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для занятий ею не требуется специального оборудования. Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер исполнения, то нагрузка ложится прежде всего на сердечно-сосудистую, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные возможности, формируют правильную осанку и походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые способности. Эмоциональность занятий ритмической гимнастикой объясняется не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической гимнастики, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников и младших школьников, а также стремлением согласовывать свои движения в коллективе и возможностью демонстрировать хорошо отработанные упражнения. Особенностью ритмической гимнастики является то, что все упражнения в занятии выполняются под музыку. Исследования по этому вопросу свидетельствуют о том, что ритмичная музыка является одним из самых сильных возбудителей эмоций человека. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышаются обмен веществ и активность органов чувств. Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма занимающегося на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления, помогает бороться с влиянием однообразия, ускорить протекание восстановительных процессов, а в зависимости от задач урока — возбуждать или успокаивать, снимать нервное напряжение. А физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект. Ритмическая гимнастика — это прекрасное средство эстетического воспитания. Танцевальная направленность упражнений и музыкальное сопровождение способствуют развитию культуры движений, выразительности, пластичности, грациозности, ритмичности, музыкальности и танцевальное. По функциональному назначению упражнения ритмической гимнастики подразделяются на оздоровительные, лечебные, прикладные. Все средства ритмической гимнастики можно разделить на четыре группы по целевому признаку. Первая группа средств направлена на развитие основных физических способностей занимающихся, вторая группа воспитывает танцевальность, пластичность, грациозность, третья — музыкальность, четвертая направлена на регуляцию психического состояния занимающихся. В зависимости от подбора этих средств ритмическая гимнастика может носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Оказывая существенное воздействие на функционирование систем организма, комплексы ритмической гимнастики могут быть преимущественно направлены на совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие мышечно-связочного аппарата, а также на поддержание нервной системы, используя методы релаксации, аутотренинга и расслабления. Ритмическая гимнастика складывалась и развивалась на протяжении нескольких столетий на основе обобщения опыта различных гимнастических школ, достижений в области танцев. Ритмическая гимнастика обновлена в духе времени, а корни ее уходят в далекое прошлое. Она была популярна еще в Древней Греции. Уже тогда ценились оба ее компонента — собственно гимнастика и ритмический танец. В близком к современному пониманию ритмическая гимнастика появилась в XVIII—XIX вв. Основоположником направления считается француз Франсуа Дельсарт — музыкант, оперный певец, который в 1883 г. создал в Париже курсы сценической выразительности (так называемой «выразительной гимнастики»), которая включала жесты, мимику, позы, ходьбу и телодвижения. Его система состояла из главных компонентов современной ритмической гимнастики: соединения элементов гимнастики с музыкальным ритмом и воздействия на соматическую и психическую сферы человека. В дальнейшем французский физиолог Жорж Демени создал своеобразную школу женской гимнастики, в которой на первое место поставил физические упражнения динамического характера, построенные на движениях свободной пластики. Профессор Жак Далькроз, композитор и музыкант, в 1880-х гг. организовал курсы ритмической гимнастики при Женевской консерватории. Сущность его системы состояла в стремлении передавать движениями воспринимаемый слухом ритм, в создании музыкального образа, сопровождающего произведение, посредством пластических движений и воспитании музыкальности. Видоизменяясь и развиваясь, эта система завоевала признание как эффективное средство физического воспитания и вошла составной частью во многие национальные гимнастические школы. Все эти гимнастические системы, будучи различны по своей целенаправленности, имеют ряд основных положений, объединяющих их: единство интеллекта и физического развития; естественность и выразительность движений; использование и правильное согласование движений и музыки как средств художественно-двигательного воспитания человека. В дальнейшем Ж. Далькроз открыл в Хеллерау в Германии Институт ритма, и одновременно С. Волконский — курсы ритмической гимнастики в Петербурге. В 1912—1913 гг. ритмическая гимнастика преподавалась уже в государственных и частных заведениях России: в Петербурге — в Смольном институте, училище музыкальной драмы, Реформатском женском училище, школе для отсталых детей и др. (всего в 13 учреждениях); в Москве — в Александровском институте, Консерватории, музыкальной школе Гнесиных и т.д. (всего в 8 учреждениях). В это же время курсы ритмической гимнастики открылись еще в пяти городах России. Среди последователей данных систем особую известность приобрела американская танцовщица Айседора Дункан (1878—1928), которая внесла в танец новые идеи и формы. Особенность искусства этой танцовщицы заключалась в свободной пластике, введении в танец пантомимического элемента, а также движений и принципов джазового танца. В 1920-х гг. в Москве появляются спортивно-танцевальные студии 3. Д. Вербовой, Л. Н. Алексеевой, организуются также студии в Тифлисе, Баку, Воронеже. В студии Л. Н. Алексеевой и студиях ее учеников занимались не только взрослые, но и малыши, а также дети, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе и костным туберкулезом. В 1923 г. наркомом просвещения А. В. Луначарским была учреждена специальная студия, где готовили преподавателей физического воспитания для школ и техникумов. В программу обучения входили разные дисциплины, в том числе ритмическая гимнастика, пластика, композиция и составление произвольных упражнений. В период, предшествующий Великой Отечественной войне, популярность ритмической гимнастики снизилась, но работа в этой области не прекращалась. В 1940-х гг. в Государственном центральном институте физической культуры был организован курс ритмики, на котором проводились занятия экспериментальных групп по программам, весьма близким к современной ритмической гимнастике. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. возродилось увлечение танцами как средством физического воспитания. Новый подъем ритмической гимнастики начался в 1980-х гг. Это связано с особым интересом к массовой физической культуре, широким развитием музыки стиля диско, доступностью аудио- и видеотехники. В этот период выполняются научные исследования по вопросам ритмической гимнастики, выпускаются видеокассеты с различными комплексами, создаются телевизионные и шоу-программы, организуются оздоровительные клубы, которые в качестве основного вида используют ритмическую гимнастику. Современная ритмическая гимнастика обогатилась знаниями в области развития двигательных способностей, структуры построения занятий, объема и интенсивности предлагаемых упражнений. Ритмическая гимнастика нашла свое место в школьных программах с 1985 г. Комплексы упражнений ритмической гимнастики могут быть использованы в физкультурно- оздоровительных мероприятиях в режиме учебного и продленного дня, в уроках по физической культуре, во внеклассных формах организации занятий и общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях. С 1996 г. общеобразовательные школы страны работают по новым учебным программам по физической культуре для учащихся 1—11 классов. Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. Это предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которых являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры, положительной мотивации для осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. В этой связи к основным задачам ритмической гимнастики следует отнести: развитие двигательных способностей, таких как гибкость, координация движений, сила, выносливость, быстрота; повышение работоспособности, как общей, так и специальной; формирование правильной осанки и улучшение психического состояния учащихся; развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности. Здесь решается одна из главных задач, которую ставит перед собой учитель физической культуры: повысить интерес к его урокам и привить потребность в систематических занятиях, вести активный образ жизни. В программе по физической культуре для начальных классов (1—4) отмечено, что одним из важнейших средств развития координационных способностей и стимулирования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами. Большое значение отводится танцевальным упражнениям — это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в оборудовании. В программе указывается, что начиная с 5-го класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке и подборе гимнастических упражнений. Для повышения интереса, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий. В старших классах из физических упражнений на развитие координационных способностей предлагаются упражнения ритмической гимнастики. Кроме этого, ритмическая гимнастика указана как одно из основных средств во внеклассной работе по физической культуре. Содержание упражнений ритмической гимнастики
Занятия ритмической гимнастикой привлекают широкий круг занимающихся не только доступностью и эмоциональностью, но и возможностью изменять содержание уроков в зависимости от возраста, интересов, состояния здоровья и уровня двигательной подготовленности благодаря большому арсеналу средств и методов. Преподаватель при этом управляет деятельностью занимающихся с целью решения задач активного отдыха, эмоциональной «зарядки» и получения тренировочных эффектов, предотвращая возможность травматизма и перенапряжения организма. Все это лежит в основе улучшения физического состояния занимающихся и их здоровья в целом. В ритмической гимнастике применяется несколько групп упражнений: строевые, упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, упражнения художественной гимнастики и оздоровительных видов гимнастики, а также базовые и основные шаги аэробики. Строевые упражнения служат средством организации занимающихся и удачного размещения их в зале, на площадке. Они выполняются в строгом соответствии с требованиями гимнастического стиля и могут сочетаться с движениями рук, головы, ног и другими несложными движениями, а также выполняться под музыку. Например: перестроение можно выполнить переменными шагами или подскоками, а размыкание — приставными шагами с наклонами туловища вправо-влево и др. Упражнения для согласования движений с музыкой являются специальным разделом в ритмической гимнастике и подбираются для формирования знаний и умений различать средства музыкальной выразительности (темп, музыкальный размер, ритм, динамические оттенки, характер музыкального произведения и др.). Они помогают занимающимся лучше согласовывать движения с музыкой, регулировать скорость и силу мышечного напряжения. Задача музыкального движения — воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней. В связи с этим на каждом занятии, особенно у дошкольников и младших школьников, необходимо работать над согласованием движений со средствами музыкальной выразительности, систематически развивать у детей музыкальный слух. Необходимо возбудить у них желание двигаться, когда звучит музыка, сделать для них связь музыки с движением привычной, естественной. Дети должны получать радость от движений и музыки; движения усиливают их эмоциональный отклик на музыку. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) включают следующие группы. 1. ОРУ в положении стоя (для развития силы и подвижности в суставах): · упражнения для мышц рук и плечевого пояса в различных направлениях (поднимание — опускание, сгибание — разгибание, супинация — пронация, дуги, круги); · упражнения для мышц туловища, шеи (наклоны, повороты, движения по дуге вперед и др.); · упражнения для мышц ног (поднимание — опускание, сгибание — разгибание в различных суставах, полуприседы, выпады и др.). 2. ОРУ в положении сидя и лежа: · упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения); · упражнения для ног в положении лежа и упоре стоя на коленях (сгибание — разгибание, поднимание — опускание, махи и др.); · упражнения для мышц брюшного пресса в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотами туловища, поднимание согнутых ног или с разгибанием, разведением и др.); · упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре стоя на коленях (поднимание рук, ног или одновременные движения руками и ногами и др.). 3. Упражнения на растягивание в различных исходных положениях: · в положении стоя для грудных мышц, плечевого пояса, рук, туловища и ног; · в полуприседе, выпаде для передней, задней, внутренней поверхностей бедра, мышц спины; · в положении лежа для передней, задней и внутренней поверхностей бедра, мышц живота и спины; · в упоре стоя на коленях для мышц спины, боковой поверхности туловища; · упражнения на растягивание статического характера (удержание в течение 5—10 с любой статической позы (выпада, наклона, приседа и др.)) по максимальной амплитуде движения; · упражнения баллистического характера (пружинящие наклоны, выпады, махи, рывки и т. д.). 4. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания в разных исходных положениях: · потряхивание различных звеньев тела; · посегменгное расслабление различных звеньев тела; · мышечное напряжение с последующим расслаблением; · пассивное расслабление в парах; · плавные движения; · упражнения массирующего характера (с похлопыванием, разминанием определенных мышечных групп); · упражнения с задержкой дыхания; · упражнения аутотренинга; · дыхательные упражнения. 5. Упражнения в ходьбе на месте и в движении · ходьба на месте (в полуприседе, на носках, на пятках и др.); · с небольшим продвижением в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево, по диагонали, по кругу); · ходьба в сочетании с поворотами и простыми прыжками; различные виды ходьбы (шаг: перекатный, переменный, приставной, скрестный, с притопом, с подскоком и др.); · ходьба с различными движениями рук (хлопками, щелчками, махами, рывками, одновременными и последовательными, симметричными и асимметричными). 6. Бег и прыжки: · бег на месте, с продвижением вперед, назад, вправо, влево, с поворотами; · бег в сочетании с прыжками, подскоками и танцевальными элементами; · бег со сменой положения ног (впереди, сзади), с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени и др.; · бег и беговые упражнения с различными движениями рук, хлопками и др.; · прыжки на месте и с продвижением в различных направлениях, с поворотами; · прыжки на двух, одной ноге, с ноги на ногу, сгибая и разгибая ноги вперед, назад, в сторону, с междускоками, ноги врозь — ноги вместе и др.; · прыжки с различными движениями рук. 7. Упражнения на гимнастических снарядах. Гимнастическая скамейка: · упражнения с восхождением на скамейку: с подниманием бедра, с захлестыванием голени, в сочетании с различными движениями рук, с поворотами, пере- ступанием, прыжками и танцевальными упражнениями; · упражнения на развитие и укрепление различных мышечных групп, в различных исходных положениях: поднимание, разведение и сведение ног, махи в положении сидя; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; наклоны, повороты туловища с различными движениями рук, прыжки на скамейку и со скамейки, через скамейку и др.; · упражнения на растягивание различных мышечных групп в положениях стоя и сидя на скамейке (наклоны к ногам: нога на скамейке, сидя верхом; выпады: нога на скамейке и др.); упражнения в расслаблении в положении сидя и лежа на скамейке (позы отдыха, расслабление отдельных звеньев тела и др.). Гимнастическая стенка: · хореографические упражнения с элементами характерных танцев (подъемы на носки, полуприседы, приседы, наклоны, махи и др.); · упражнения на растягивание (нога на опоре: наклоны, приседания и др.); · упражнение на укрепление различных мышечных групп в положении стоя у опоры (сгибание — разгибание, отведение — приведение, круговые движения ног, приседания, наклоны и др.); · упражнение на расслабление (в висе, взмахи ногами, раскачивания и др.). Танцевальные упражнения в ритмической гимнастике очень многообразны. К ним относятся танцевальные шаги, связки, элементы танцев народов мира, современных спортивных танцев, историко-бытовых, эстрадных, ритмических танцев и хореографические упражнения. Танцевальные упражнения разучивают предварительно по отдельным движениям, элементам и только затем выполняют в комбинациях, танцевальных комплексах, танцах. В ритмической гимнастике используются и простые упражнения хореографии. Это основные позиции рук и ног, наклоны и повороты туловища, способствующие формированию правильной осанки, культуры движений. Упражнения художественной гимнастики также применяются в комплексах ритмической гимнастики. Плавные, волнообразные движения различными звеньями тела используются в процессе ходьбы, бега, танцевальных шагов, в седах и упорах. Пружинные движения выполняются руками, ногами и туловищем как на месте, так и в движении. Наиболее простые взмахи и «волны» используются как отдельно, так и в сочетании с другими упражнениями с целью развития у занимающихся способности соразмерять движения по мышечному усилию, сочетать напряжение и расслабление отдельных групп мышц. Упражнения с предметами, помимо общего воздействия на занимающихся, могут быть использованы для развития тонкой координации движений, ловкости пальцев рук и повышения проприоцептивной чувствительности, которые необходимы дошкольникам и младшим школьникам для овладения навыками письма и несложными бытовыми и трудовыми двигательными действиями. Упражнения оздоровительных видов гимнастики. В последнее время в массовом оздоровительном движении появился ряд новых видов двигательной активности. Стретчинг — это комплекс упражнений и поз для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий туловища и конечностей. Суть выполнения упражнений в стретчинге заключается в растягивании расслабленных мышц или чередовании напряжения и расслабления растянутых мышц. В составе урока ритмической гимнастики стретчинг используется как средство подготовки мышц к предстоящей работе, в партерной части — как компонент силовой тренировки для углубления ее эффекта и улучшения гибкости, в заключительной части — как средство релаксации. Калланетика — это гимнастика статических упражнений. В систему данного вида оздоровительной гимнастики входят различные упражнения, подобранные в соответствии с избирательным воздействием и определенным режимом работы на отдельные группы мышц, нагрузку которых повышают за счет увеличения времени удержания определенной позы. Шейпинг-система — это гармоничное соединение влияния физических упражнений, определенного режима питания на организм занимающихся и результатов компьютерного тестирования. Шейпинг — одна из самых популярных систем, получивших распространение в нашей стране. Существует несколько видов шейпинг-систем: шейпинг-классик, шейпинг-терапия, шейпинг-юни, шейпинг для беременных, шейпинг-про, шейпинг тонких тел. Пилатес — это комплекс упражнений, который основывается на идее о единстве разума и тела, соединяя в себе западные и восточные системы. Основной упор делается на проработку поверхностных и глубоких мышц, развитие гибкости суставов, эластичности связок, выносливости, помогает улучшить свою физическую форму, осанку и внешний вид. Восточные оздоровительные системы гимнастики позволяют использовать резервы организма человека, которые обладают уникальными возможностями для самосохранения и восстановления. Специфичной чертой комплексов восточных видов гимнастики является единство внутренней и внешней деятельности организма, достигнутое при ведущей роли сознания. Основные шаги классической аэробики и их разновидности, используемые в ритмической гимнастике (описание шагов см. в параграфе 12.2.5). Шаги в аэробике отличаются доступностью и простотой двигательных действий. Координационное усложнение достигается за счет изменения ритмической структуры движения, темпа выполнения, изменения направления, различного сочетания движений рук и ног. Шаги могут быть низкой и высокой интенсивности. Движения с низкой интенсивностью характеризуются наличием постоянной опоры одной ногой о пол. Для движений высокой интенсивности характерно наличие фазы полета, когда обе ноги в какой-то момент не соприкасаются с полом, т. е. шаги выполняются со скачками, бегом. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|