Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика и история развития ритмической гимнастики





 

Ритмическая гимнастика — это общедоступный, высо­коэффективный, эмоциональный вид оздоровительных на­правлений гимнастики.

Доступность ритмической гимнастики в том, что ее со­держание базируется на простых общеразвивающих упраж­нениях и для занятий ею не требуется специального обо­рудования. Воздействие ритмической гимнастики на орга­низм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер исполне­ния, то нагрузка ложится прежде всего на сердечно-сосу­дистую, дыхательную системы и опорно-двигательный ап­парат. Движения и их соединения координационного ха­рактера совершенствуют двигательные возможности, формируют правильную осанку и походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые способности.

Эмоциональность занятий ритмической гимнастикой объясняется не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической гимнастики, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенно­стям дошкольников и младших школьников, а также стремлением согласовывать свои движения в коллективе и возможностью демонстрировать хорошо отработанные упражнения.

Особенностью ритмической гимнастики является то, что все упражнения в занятии выполняются под музыку.

Исследования по этому вопросу свидетельствуют о том, что ритмичная музыка является одним из самых сильных воз­будителей эмоций человека. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышаются обмен веществ и активность органов чувств. Целенаправленно используемая му­зыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма занимающегося на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалить на­ступление утомления, помогает бороться с влиянием одно­образия, ускорить протекание восстановительных процес­сов, а в зависимости от задач урока — возбуждать или ус­покаивать, снимать нервное напряжение. А физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музы­ку, приобретают более яркую окраску и оказывают боль­ший оздоровительный эффект.

Ритмическая гимнастика — это прекрасное средство эс­тетического воспитания. Танцевальная направленность упражнений и музыкальное сопровождение способствуют развитию культуры движений, выразительности, пластич­ности, грациозности, ритмичности, музыкальности и танцевальное.

По функциональному назначению упражнения ритми­ческой гимнастики подразделяются на оздоровительные, лечебные, прикладные.

Все средства ритмической гимнастики можно разделить на четыре группы по целевому признаку. Первая группа средств направлена на развитие основных физических способностей занимающихся, вторая группа воспитывает танцевальность, пластичность, грациозность, третья — музыкальность, четвертая направлена на регуляцию психического состояния занимающихся.

В зависимости от подбора этих средств ритмическая гимнастика может носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный ха­рактер.

Оказывая существенное воздействие на функциони­рование систем организма, комплексы ритмической гимнастики могут быть преимущественно направлены на со­вершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие мышечно-связочного аппарата, а также на поддержание нервной системы, используя методы релаксации, аутотренинга и расслабления.

Ритмическая гимнастика складывалась и развивалась на протяжении нескольких столетий на основе обобщения опыта различных гимнастических школ, достижений в об­ласти танцев. Ритмическая гимнастика обновлена в духе времени, а корни ее уходят в далекое прошлое. Она была популярна еще в Древней Греции. Уже тогда ценились оба ее компонента — собственно гимнастика и ритмический танец. В близком к современному пониманию ритмическая гимнастика появилась в XVIII—XIX вв. Основоположни­ком направления считается француз Франсуа Дельсарт — музыкант, оперный певец, который в 1883 г. создал в Па­риже курсы сценической выразительности (так называемой «выразительной гимнастики»), которая включала жесты, мимику, позы, ходьбу и телодвижения. Его система состояла из главных компонентов современной ритмической гимнастики: соединения элементов гимнастики с музыкальным ритмом и воздействия на соматическую и психическую сферы человека.

В дальнейшем французский физиолог Жорж Демени создал своеобразную школу женской гимнастики, в кото­рой на первое место поставил физические упражнения ди­намического характера, построенные на движениях свободной пластики.

Профессор Жак Далькроз, композитор и музыкант, в 1880-х гг. организовал курсы ритмической гимнастики при Женевской консерватории. Сущность его системы состояла в стремлении передавать движениями воспринимаемый слухом ритм, в создании музыкального образа, сопровождающего произведение, посредством пластических движений и воспитании музыкальности. Видоизменяясь и развиваясь, эта система завоевала признание как эффективное средство физического воспитания и вошла составной частью во многие национальные гимнастические школы.

Все эти гимнастические системы, будучи различны по своей целенаправленности, имеют ряд основных положений, объединяющих их: единство интеллекта и физического раз­вития; естественность и выразительность движений; исполь­зование и правильное согласование движений и музыки как средств художественно-двигательного воспитания человека.

В дальнейшем Ж. Далькроз открыл в Хеллерау в Германии Институт ритма, и одновременно С. Волконский — курсы ритмической гимнастики в Петербурге. В 1912—1913 гг. ритмическая гимнастика преподавалась уже в государственных и частных заведениях России: в Петербурге — в Смольном институте, училище музыкальной драмы, Реформатском жен­ском училище, школе для отсталых детей и др. (всего в 13 уч­реждениях); в Москве — в Александровском институте, Консерватории, музыкальной школе Гнесиных и т.д. (всего в 8 учреждениях). В это же время курсы ритмической гимнас­тики открылись еще в пяти городах России.

Среди последователей данных систем особую извест­ность приобрела американская танцовщица Айседора Дункан (1878—1928), которая внесла в танец новые идеи и формы. Особенность искусства этой танцовщицы заключалась в свободной пластике, введении в танец пантомими­ческого элемента, а также движений и принципов джазо­вого танца.

В 1920-х гг. в Москве появляются спортивно-танцевальные студии 3. Д. Вербовой, Л. Н. Алексеевой, организуются также студии в Тифлисе, Баку, Воронеже.

В студии Л. Н. Алексеевой и студиях ее учеников зани­мались не только взрослые, но и малыши, а также дети, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппара­та, в том числе и костным туберкулезом.

В 1923 г. наркомом просвещения А. В. Луначарским была учреждена специальная студия, где готовили препода­вателей физического воспитания для школ и техникумов.

В программу обучения входили разные дисциплины, в том числе ритмическая гимнастика, пластика, композиция и составление произвольных упражнений.

В период, предшествующий Великой Отечественной войне, популярность ритмической гимнастики снизилась, но работа в этой области не прекращалась. В 1940-х гг. в Государственном центральном институте физической куль­туры был организован курс ритмики, на котором проводи­лись занятия экспериментальных групп по программам, весьма близким к современной ритмической гимнастике.

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. возродилось увлече­ние танцами как средством физического воспитания. Новый подъем ритмической гимнастики начался в 1980-х гг. Это связано с особым интересом к массовой физической культу­ре, широким развитием музыки стиля диско, доступностью аудио- и видеотехники. В этот период выполняются научные исследования по вопросам ритмической гимнастики, выпус­каются видеокассеты с различными комплексами, создаются телевизионные и шоу-программы, организуются оздорови­тельные клубы, которые в качестве основного вида исполь­зуют ритмическую гимнастику.

Современная ритмическая гимнастика обогатилась зна­ниями в области развития двигательных способностей, структуры построения занятий, объема и интенсивности предлагаемых упражнений.

Ритмическая гимнастика нашла свое место в школьных программах с 1985 г. Комплексы упражнений ритмической гимнастики могут быть использованы в физкультурно- оздоровительных мероприятиях в режиме учебного и про­дленного дня, в уроках по физической культуре, во вне­классных формах организации занятий и общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях.

С 1996 г. общеобразовательные школы страны работают по новым учебным программам по физической культуре для учащихся 1—11 классов. Целью физического воспита­ния в школе является содействие всестороннему развитию личности. Это предполагает овладение школьниками осно­вами физической культуры, слагаемыми которых являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптималь­ный уровень двигательных способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры, положительной мотивации для осуществления физкультур­но-оздоровительной и спортивной деятельности. В этой связи к основным задачам ритмической гимнастики следует отнести: развитие двигательных способностей, таких как гибкость, координация движений, сила, выносливость, бы­строта; повышение работоспособности, как общей, так и специальной; формирование правильной осанки и улучше­ние психического состояния учащихся; развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности. Здесь решается одна из главных задач, которую ставит перед собой учитель фи­зической культуры: повысить интерес к его урокам и при­вить потребность в систематических занятиях, вести актив­ный образ жизни.

В программе по физической культуре для начальных классов (1—4) отмечено, что одним из важнейших средств развития координационных способностей и стимулирова­ния умственной активности младших школьников являют­ся общеразвивающие упражнения с предметами. Большое значение отводится танцевальным упражнениям — это свя­зано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, воз­можностью разносторонне влиять на организм, минималь­ной потребностью в оборудовании.

В программе указывается, что начиная с 5-го класса уси­ливается дифференцированный подход к мальчикам и де­вочкам при выборе снарядов, дозировке и подборе гимнастических упражнений. Для повышения интереса, со­действия эстетическому воспитанию большое значение при­обретает музыкальное сопровождение занятий.

В старших классах из физических упражнений на раз­витие координационных способностей предлагаются уп­ражнения ритмической гимнастики. Кроме этого, ритми­ческая гимнастика указана как одно из основных средств во внеклассной работе по физической культуре.

Содержание упражнений ритмической гимнастики

 

Занятия ритмической гимнастикой привлекают широ­кий круг занимающихся не только доступностью и эмоцио­нальностью, но и возможностью изменять содержание уро­ков в зависимости от возраста, интересов, состояния здо­ровья и уровня двигательной подготовленности благодаря большому арсеналу средств и методов.

Преподаватель при этом управляет деятельностью зани­мающихся с целью решения задач активного отдыха, эмоцио­нальной «зарядки» и получения тренировочных эффектов, предотвращая возможность травматизма и перенапряжения организма. Все это лежит в основе улучшения физического состояния занимающихся и их здоровья в целом.

В ритмической гимнастике применяется несколько групп упражнений: строевые, упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, уп­ражнения художественной гимнастики и оздоровительных видов гимнастики, а также базовые и основные шаги аэро­бики.

Строевые упражнения служат средством организации за­нимающихся и удачного размещения их в зале, на площад­ке. Они выполняются в строгом соответствии с требования­ми гимнастического стиля и могут сочетаться с движения­ми рук, головы, ног и другими несложными движениями, а также выполняться под музыку. Например: перестроение можно выполнить переменными шагами или подскоками, а размыкание — приставными шагами с наклонами туло­вища вправо-влево и др.

Упражнения для согласования движений с музыкой явля­ются специальным разделом в ритмической гимнастике и подбираются для формирования знаний и умений различать средства музыкальной выразительности (темп, музыкальный размер, ритм, динамические оттенки, характер музыкального произведения и др.). Они помогают занимающимся лучше согласовывать движения с музыкой, регулировать скорость и силу мышечного напряжения. Задача музыкального движения — воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и по­требность в ней. В связи с этим на каждом занятии, особен­но у дошкольников и младших школьников, необходимо ра­ботать над согласованием движений со средствами музы­кальной выразительности, систематически развивать у детей музыкальный слух. Необходимо возбудить у них желание двигаться, когда звучит музыка, сделать для них связь музы­ки с движением привычной, естественной. Дети должны по­лучать радость от движений и музыки; движения усиливают их эмоциональный отклик на музыку.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) включают следующие группы.

1. ОРУ в положении стоя (для развития силы и подвижности в суставах):

· упражнения для мышц рук и плечевого пояса в различ­ных направлениях (поднимание — опускание, сгибание — разгибание, супинация — пронация, дуги, круги);

· упражнения для мышц туловища, шеи (наклоны, повороты, движения по дуге вперед и др.);

· упражнения для мышц ног (поднимание — опускание, сгибание — разгибание в различных суставах, полуприседы, выпады и др.).

2. ОРУ в положении сидя и лежа:

· упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения);

· упражнения для ног в положении лежа и упоре стоя на коленях (сгибание — разгибание, поднимание — опус­кание, махи и др.);

· упражнения для мышц брюшного пресса в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с по­воротами туловища, поднимание согнутых ног или с разгибанием, разведением и др.);

· упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре стоя на коленях (поднимание рук, ног или одновременные движения руками и ногами и др.).

3. Упражнения на растягивание в различных исходных по­ложениях:

· в положении стоя для грудных мышц, плечевого пояса, рук, туловища и ног;

· в полуприседе, выпаде для передней, задней, внутрен­ней поверхностей бедра, мышц спины;

· в положении лежа для передней, задней и внутренней поверхностей бедра, мышц живота и спины;

· в упоре стоя на коленях для мышц спины, боковой поверхности туловища;

· упражнения на растягивание статического характера (удержание в течение 5—10 с любой статической позы (выпада, наклона, приседа и др.)) по максимальной амплитуде движения;

· упражнения баллистического характера (пружинящие наклоны, выпады, махи, рывки и т. д.).

4. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания в разных исходных положениях:

· потряхивание различных звеньев тела;

· посегменгное расслабление различных звеньев тела;

· мышечное напряжение с последующим расслаблением;

· пассивное расслабление в парах;

· плавные движения;

· упражнения массирующего характера (с похлопывани­ем, разминанием определенных мышечных групп);

· упражнения с задержкой дыхания;

· упражнения аутотренинга;

· дыхательные упражнения.

5. Упражнения в ходьбе на месте и в движении

· ходьба на месте (в полуприседе, на носках, на пятках и др.);

· с небольшим продвижением в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево, по диагонали, по кругу);

· ходьба в сочетании с поворотами и простыми прыжками; различные виды ходьбы (шаг: перекатный, переменный, приставной, скрестный, с притопом, с подскоком и др.);

· ходьба с различными движениями рук (хлопками, щелч­ками, махами, рывками, одновременными и последова­тельными, симметричными и асимметричными).

6. Бег и прыжки:

· бег на месте, с продвижением вперед, назад, вправо, влево, с поворотами;

· бег в сочетании с прыжками, подскоками и танцеваль­ными элементами;

· бег со сменой положения ног (впереди, сзади), с вы­соким подниманием бедра, с захлестыванием голени и др.;

· бег и беговые упражнения с различными движениями рук, хлопками и др.;

· прыжки на месте и с продвижением в различных на­правлениях, с поворотами;

· прыжки на двух, одной ноге, с ноги на ногу, сгибая и разгибая ноги вперед, назад, в сторону, с междускоками, ноги врозь — ноги вместе и др.;

· прыжки с различными движениями рук.

7. Упражнения на гимнастических снарядах.

Гимнастическая скамейка:

· упражнения с восхождением на скамейку: с подни­манием бедра, с захлестыванием голени, в сочетании с различными движениями рук, с поворотами, пере- ступанием, прыжками и танцевальными упражнения­ми;

· упражнения на развитие и укрепление различных мы­шечных групп, в различных исходных положениях: под­нимание, разведение и сведение ног, махи в положении сидя; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на ска­мейке; наклоны, повороты туловища с различными дви­жениями рук, прыжки на скамейку и со скамейки, через скамейку и др.;

· упражнения на растягивание различных мышечных групп в положениях стоя и сидя на скамейке (наклоны к ногам: нога на скамейке, сидя верхом; выпады: нога на скамейке и др.); упражнения в расслаблении в положении сидя и лежа на скамейке (позы отдыха, расслабление отдельных зве­ньев тела и др.).

Гимнастическая стенка:

· хореографические упражнения с элементами характер­ных танцев (подъемы на носки, полуприседы, приседы, наклоны, махи и др.);

· упражнения на растягивание (нога на опоре: наклоны, приседания и др.);

· упражнение на укрепление различных мышечных групп в положении стоя у опоры (сгибание — разгибание, от­ведение — приведение, круговые движения ног, присе­дания, наклоны и др.);

· упражнение на расслабление (в висе, взмахи ногами, раскачивания и др.).

Танцевальные упражнения в ритмической гимнастике очень многообразны. К ним относятся танцевальные шаги, связки, элементы танцев народов мира, современ­ных спортивных танцев, историко-бытовых, эстрадных, ритмических танцев и хореографические упражнения. Танцевальные упражнения разучивают предварительно по отдельным движениям, элементам и только затем выпол­няют в комбинациях, танцевальных комплексах, танцах.

В ритмической гимнастике используются и простые упражнения хореографии. Это основные позиции рук и ног, наклоны и повороты туловища, способствующие формированию правильной осанки, культуры движений.

Упражнения художественной гимнастики также при­меняются в комплексах ритмической гимнастики. Плав­ные, волнообразные движения различными звеньями тела используются в процессе ходьбы, бега, танцеваль­ных шагов, в седах и упорах. Пружинные движения вы­полняются руками, ногами и туловищем как на месте, так и в движении. Наиболее простые взмахи и «волны» используются как отдельно, так и в сочетании с другими упражнениями с целью развития у занимающихся способности соразмерять движения по мышечному усилию, сочетать напряжение и расслабление отдельных групп мышц.

Упражнения с предметами, помимо общего воздействия на занимающихся, могут быть использованы для развития тонкой координации движений, ловкости пальцев рук и повышения проприоцептивной чувствительности, которые необходимы дошкольникам и младшим школьникам для овладения навыками письма и несложными бытовыми и трудовыми двигательными действиями.

Упражнения оздоровительных видов гимнастики. В последнее время в массовом оздоровительном движении по­явился ряд новых видов двигательной активности.

Стретчинг — это комплекс упражнений и поз для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий туловища и конечностей. Суть выполнения упражнений в стретчинге заключается в растягивании расслабленных мышц или чередовании напряжения и расслабления растянутых мышц.

В составе урока ритмической гимнастики стретчинг используется как средство подготовки мышц к предстоящей работе, в партерной части — как компонент силовой тре­нировки для углубления ее эффекта и улучшения гибкости, в заключительной части — как средство релаксации.

Калланетика — это гимнастика статических упражне­ний. В систему данного вида оздоровительной гимнастики входят различные упражнения, подобранные в соответ­ствии с избирательным воздействием и определенным ре­жимом работы на отдельные группы мышц, нагрузку кото­рых повышают за счет увеличения времени удержания оп­ределенной позы.

Шейпинг-система — это гармоничное соединение влия­ния физических упражнений, определенного режима пита­ния на организм занимающихся и результатов компьютер­ного тестирования. Шейпинг — одна из самых популярных систем, получивших распространение в нашей стране. Существует несколько видов шейпинг-систем: шейпинг-классик, шейпинг-терапия, шейпинг-юни, шейпинг для беременных, шейпинг-про, шейпинг тонких тел.

Пилатес — это комплекс упражнений, который осно­вывается на идее о единстве разума и тела, соединяя в себе западные и восточные системы. Основной упор делается на проработку поверхностных и глубоких мышц, развитие гиб­кости суставов, эластичности связок, выносливости, помо­гает улучшить свою физическую форму, осанку и внешний вид.

Восточные оздоровительные системы гимнастики позво­ляют использовать резервы организма человека, которые обладают уникальными возможностями для самосохране­ния и восстановления. Специфичной чертой комплексов восточных видов гимнастики является единство внутренней и внешней деятельности организма, достигнутое при веду­щей роли сознания.

Основные шаги классической аэробики и их разновидно­сти, используемые в ритмической гимнастике (описание шагов см. в параграфе 12.2.5). Шаги в аэробике отличаются доступностью и простотой двигательных действий. Коорди­национное усложнение достигается за счет изменения рит­мической структуры движения, темпа выполнения, измене­ния направления, различного сочетания движений рук и ног.

Шаги могут быть низкой и высокой интенсивности. Движения с низкой интенсивностью характеризуются на­личием постоянной опоры одной ногой о пол. Для движе­ний высокой интенсивности характерно наличие фазы по­лета, когда обе ноги в какой-то момент не соприкасаются с полом, т. е. шаги выполняются со скачками, бегом.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.