|
Система объективного идеализма Г. Гегеля и его диалектика.Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Гегель. Гегель был первым, кто представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, развитии. Гегель придерживался позиции объективного идеализма. Идеализм Гегеля называют также абсолютным идеализмом. Гегель полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи и материю из сознания. Первичное, считал Гегель, - это тождество бытия и мышления. Мышление, по Гегелю, - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление мыслит само себя и таким образом раздваивается на субъект и объект. Мышление рассматривается Гегелем не как неизменная, неподвижная первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания. Такое мышление он назвал «абсолютной идеей». Абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. Основные части философской системы Гегеля: логика, философия природы и философия духа. Из отождествления мышления и бытия у Гегеля следует, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия (и природы, и человеческой истории, и познания). В «Науке логики» Гегель рассматривает общие понятия такие как бытие, ничто, становление, качество, количество, мера, сущность, тождество и др. Он показывает, что все эти понятия связаны друг с другом и выражают различные ступени познания, всё глубже проникающего в сущность всего существующего. Т.е. Абсолютная идея раскрывается, развёртывается в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями (бытие, небытие) и кончая конкретными понятиями действительности (механизм, организм). Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят друг в друга, изменяются, развиваются (от абстрактного к конкретному), превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития. «Противоречие — вот, что на самом деле движет миром», - утверждал Гегель. Противоречие, по Гегелю, есть взаимосвязь, взаимообусловленность противоположных сторон, определений, «принцип всякого самодвижения». Противоречие является сердцевиной закона единства и борьбы противоположностей. Гегель сформулировал три универсальных закона диалектики: ● закон единства и борьбы противоположностей, ● закон отрицания отрицания ● закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Суть закона единства и борьбы противоположностей следующая: любое понятие (по Гегелю, развиваются понятия, а не природные объекты) содержит в себе диалектические противоположности, которые с одной стороны друг без друга не существуют, а, с другой стороны, находятся как бы в состоянии борьбы (напряжённости) друг с другом. С первым законом тесно связан второй — закон отрицания отрицания. Развитие необходимо приводит к отрицанию данной формы явления, причем это отрицание приходит не извне — оно вызревает внутри. Отрицание есть закономерная ступень процесса развития. Само отрицание, в свою очередь, также затем отрицается ходом развития (семя отрицается ростком, росток — взрослым деревом). Это и есть отрицание отрицания. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные показывает, что изменение количества когда-то приводит к превышению меры (границы качества) и к качественному скачку, т.е. К переходу к иному качеству. Каждому качеству соответствует определенное количество. Развитие, по Гегелю, есть процесс познания, осуществляющийся в лоне «абсолютной идеи». Причём познание и преобразование действительности по сути дела единый процесс. «Абсолютная идея», по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во времени. И, тем не менее, Гегель солидаризуется с христианским догматом о сотворении Богом мира из ничего. Гегель сближает понятие «Абсолютной идеи» с понятием Бога. С появлением из природы человека связано начало заключительного этапа развития Абсолютной идеи. Итак — первая часть философской системы Гегеля — логика (описывает категориальное самопознание Абсолютной идеи); вторая часть — философия природы; третья часть — философия духа, посвящённая рассмотрению абсолютной идеи на заключительном этапе её развития, когда она покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа», т. е. «Абсолютной идеи» преодолевшей своё отчуждение (природную форму), снявшей своё отрицание и развивающейся как самопознание человечества на всём протяжении всемирной истории. Общий разум человечества (всё, что оно знает), таким образом, есть высшая форма развития Абсолютной идеи. Третья часть философии Гегеля — философия духа, состоит из учения о субъективном духе, учения об объективном духе и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания «Абсолютной идеи». Отметим, что принято противопоставлять друг другу систему Гегеля (учение об Абсолютной идее) и метод (диалектику) Гегеля. Система Гегеля вопреки его диалектике ставит предел познанию (и развитию общества). Диалектика предполагает бесконечное развитие, а система завершается исчерпывающим самопознанием Абсолютной идеи. №13 Философия Нового времени. Эмпирическое направление в философии: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк. Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)
Семнадцатое столетие открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике и социальных отношениях, но оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором оказывающим влияние на сознание людей становится наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание. Философия стала ориентиоваться на науку. В центре внимания философов была новая наука, опирающаяся на новые методы познания. Среди наук наибольшего развития достигает механика. В механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. В эпоху 17 века продолжилась критика схоластики начавшаяся еще в эпоху Возрождения. Продолжилась, хотя и в новой форме, идущая из средних веков, полемика между реалистами и номиналистами. Эти два направления в 17 веке предстают как соответственно рационализм и эмпиризм. Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) Философия Бэкона была продолжением натурализма Возрождения, который он освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Частью творческого наследия Бэкона является классификация наук, проведенная по принципу Аристотеля – т.е. исходя из того, что у каждой отрасли знания есть специальная сфера бытия. Философия, по Бэкону, должна включать в себя содержание всей теоретической науки. Предмет философии троякий: Бог, природа и человек. Эта философия у Бэкона называется «второй», а «первая» - некая всеобщая материнская. Критическая часть философии Бэкона направлена на выработку рекомендаций по преодолению несовершенств науки. Здесь можно выделить два основных направления: критику схоластического метода познания и учение об идолах или призраках. Схоластический метод, по Бэкону, главное препятствие на пути изучения природы. Бэкон говорил, что схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных философских споров и дать ей возможность самостоятельного развития, Бэкон воспользовался теорией двойственной истины: у религии своя истина, а у философии – своя; теология пусть изучает Бога, а философия – природу. Причем, различны предметы, различны и методы: теология опирается на сверхъестественное откровение, на авторитет Святого писания и Церкви, а философия – на совпадение мысли с действительностью. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|