|
Софисты, Сократ, сократические школы.Стр 1 из 10Следующая ⇒ СОФИСТЫ – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний. Среди софистов выделятся группы:старших софистов – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности. Для софистов характерно: Человек – центр философского познания,Развитие и преподавание ораторского искусства, интерес к языку,критическое отношение к окружающей действительности;стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. У Сократа был своеобразный подход к общению с людьми. Философская позиция Сократа предельно критична и рациональна. С - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. С - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Сократические школы" — философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся:• Академия Платона;• школа киников;• киренская школа;• лигарская школа;• элидо-эритрийская школа. Академия Платона — религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н. э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н. э. (около 1000 лет). Киники —философская школа, обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Киренская школа основана в IV в. до н. э. Аристиппом, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики):• выступали против изучения природы;• высшим благом считали наслаждение;• соответственно целью жизни видели наслаждение, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство — как средство для достижения наслаждения. Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом Представители - Евбулид, Диодор Крон. Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, — Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует. Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность и получили прозвище "спорщики". Вопрос 2.Философия Др. Индии и Др. Китая Древне-восточная философия – исторический тип философии, существовавший с 7 в. до н.э. по 2-3 в. н.э. в Древней Индии и Древнем Китае. Впервые цивилизация (т.е. государство + письменность) сложилась в Др. Египте в 35-30 вв. до н.э. Индия и Китай стали цивилизациями около 14 в. до н.э. Философия возникла только в этих двух государствах. Философия Древней Индии Первый философский текст – Панишады – сборник рассуждений мудреца с учеником об истинной религии, о сущности бытия, месте человека в нем и смысле жизни, т.е. о мировоззренческих проблемах. Эти рассуждения основаны на политеистической религиозной традиции, существовавшей в Индии. Священный текст – Веды – сборник религиозных гимнов, заклинаний (Аджурведа), молитв в честь богов согласно праздникам. Т.о., культура Др. Индии развивалась в рамках ведической традиции. К 10-8 вв. до н.э. в Индии сложилась кастовая система общества (социальная принадлежность – по наследству). Религия доказывала, что деление людей на касты дано богами. Первые мыслители пытались доказать: а) что религия имеет рациональную основу, б) религия не является истинным пониманием бытия (это положение пытались доказать представители касты кшатриев). Первое демократическое философское учение создал Будда (Сиддкартна Гаутама Шакьямуни): 1. Первичность духовного абсолютного бытия (брахмо). 2. Круговорот бытия через череду тхарм. 3. Четыре истины бытия: 1) вся жизнь – страдание, 2) причина страданий – эгоизм (желание человека жить лучше), 3) избавиться от страданий можно, если преодолеть желания, 4) Есть восьмеричный арийский путь избавления от желаний. Основные правила пути выражены в трактате "Панча Шила": Значение философии буддизма 1. Создано первое этическое учение, в котором нравственное развитие человека ставится в зависимость от его личной ответственности за свое поведение. 2. Спасение души возможно только в форме развития бескорыстности, духовности, а не в форме жертвоприношения под угрозой страха. 3. Создан демократический вариант мировоззрения, которое обещает спасение каждому вне касты (в т.ч. женщины!). К 20 веку из этического учения сформировалась буддийская культура, в составе которой – религия, архитектура, художественная литература, философия, политика, управление. Особенности философии Др. Индии 1. Преобладание идеализма 2. Преобладание сотериологических проблем (спасение души) на основе негативизма к материальным благам и потребностям тела. 3. Отсутствие четких понятий, наличие многозначных понятий, которые по-разному истолковываются. 4. Отсутствие исторической подлинности первых авторов и трактатов в пределах до 5-7 веков. 5. Консерватизм мышления. Философия Др. Китая Развивались с 7 в. до н.э. по 2 в. н.э. Первый философский текст – Ицин (Книга перемен). ► Первый философ - Конфуций - создатель этического учения о праведной жизни на основе соблюдения норм гуманности, почтительности, порядка, воспитанности и этикетности. Со 2 в. до н.э. по 911 г. н.э. конфуцианство являлось официальной идеологией Китая (шла его пропаганда у всех поколений населения). Особенности древнекитайской философии 1. Преобладание праксиологической проблематики – вопросов об эффективной предметной деятельности. В отличие от древнеиндийской философии китайские мыслители не интересовались темой абсолютного духа, пассивным спасением души. Их философия – деятельная. Даосам принадлежит идея недеяния (вувей), которая гораздо эффективнее, нежели активная деятельность. 2. Отсутствуют четкие определения понятий. Первоначально они антропоморфны, т.е. выражают особенности межчеловеческих отношений. 3. Анонимность и легендарность первых текстов и авторов. Труд Конфуция "Луньюй" (Беседы и суждения) не был написан самим мыслителем, а был изложен его учениками. Только с 9 в. н.э. опубликован якобы в новом варианте. 4. Ориентация на потребности государственного управления и проблемы воспитания человека на основах культуры своего народа. 5. Принципиальный реализм – проблема первичности материи или духа не рассматривалась. Главное – практически эффективное поведение. Философия Древнего Востока 1. Впервые формируется рациональный вариант мировоззрения, в котором вопросы о сущности мира и смысла жизни формулируются в системе понятий множественных смыслов. 2. Впервые формируется парадигма духовности в мире культуры а) абсолютная духовность (Др. Индия), б) относительная духовность – гармония сознания и поведения с учетом нравственных норм (Др. Китай). 3. Анонимность и легендарность исходных текстов. 4. Консервативность мышления. 5. Слабая связь с наукой. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|