|
Философская антропология Л. Фейербаха.Людвиг Фейербах родился в Баварии в семье криминалиста. Обучался в Гейдельбергском университете богословию, затем обучался в Берлинском университете. В последнем он прослушал курсы логики, метафизики, философии религии, которые читал Гегель. По окончании Берлинского университета он защитил диссертацию на тему «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» выдержанную в духе гегелевского абсолютного идеализма. Её основная идея — первичность всеобщего и бесконечного разума по отношению к единичному, конечному мыслящему субъекту. Через год после начала преподавательской деятельности Фейербаха, в 1830 году вышла анонимная книжка под названием «мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических ксений (эпиграмм)». Это и было первым печатным выступлением Фейербаха. Основной вывод, который делает Фейербах в книге — вера в бессмертие души обесценивает единственно реальную земную жизнь, делает пустыми и никчемными все наши заботы и старания. Книга была вызовом церковной общественности. Вскоре тайна анонима была раскрыта, и автор был изгнан из университета. Лишившись преподавательской работы, Фейербах продолжает изучать историю философии, результатом чего становится его труд «История новой философии». Суть этого исторического подхода можно передать словами самого Фейербаха: «нельзя предъявлять философу большие требования, чем те, которые он мог и должен был выполнить в своё время». Возникновение, весь ход и результат развития философии нового времени предстаёт в работах Фейербаха как история всё обостряющейся борьбы двух лагерей в философии: лагеря теологии и подчинённой ей философии и лагерь отстаивающей свою независимость антитеологической философии. Однако Фейербах в этом своём историко-философском исследовании не порывает с классической идеалистической традицией — он всё еще считает, что «идеализм есть изначальное и даже всеобщее мировоззрение человека» и «всякая философия является идеализмом... Материализм, хотя и необходимый, но вторичный, производный продукт духовного развития». Одной из самых глубоких мыслей высказанных Фейербахом в его историко-философских изысканиях, является установленный им критерий для оценки философских учений. Этим критерием для него является способность к дальнейшему развитию. Главное в том, полагал Фейербах, чтобы философское учение обладало способностью стимулировать философский прогресс. Т.е. Фейербах говорит о том, что философия нуждается не в законченных философских системах, не в самоудовлетворённом подытоживании своих достижений, а в творческих идеях, стимулирующих новые достижения. Отметим, что основной темой произведений Фейербаха была тема «религии и теологии и всего, что с ними связано». для Фейербаха само содержание религии несовместимо с разумом, чуждо и враждебно полноценному теоретическому мышлению. У Гегеля философия рационализирует религию; у Фейербаха, философия обязывает к отказу от религии. Задача, которую ставит перед собой Фейербах, выходит далеко за рамки критики библейских преданий. Он стремится добраться до корней христианской религии и, более того, - до сущности и назначения всякой религии и религиозности вообще. Своё понимание сущности религии Фейербах представил в книге «Сущность христианства» (он был автором также таких произведений как «Основные положения философии будущего» и «К критике философии Гегеля»). В «Сущности христианства» Фейербах пишет, что разгадку веры надо искать в глубинах человеческой психики. Фейербах писал: «Чувство — вот главное в религии». Первым предметом, по отношению к которому человек ощущал свою зависимость, была окружающая природа. Его самосохранение, его питание, его здоровье находились не в его власти, а во власти природы, которая угрожала ему, была полна опасностей и в то же время щедро одаривала его. Чувство зависимости включает в себя также и надежду, упование на освобождение от опасности, восторг, преклонение, благодарность. Из всех религиозных иллюзий самая властная — иллюзия бессмертия. Вот почему «бессмертие» образует главную составляющую часть религии. Фейербах считал, что «человек не потому верит в бессмертие, что верит в Бога, но он верит в Бога потому, что верит в бессмертие». Фейербах различает две основные формы религии: Первоначальную, в которой прообразом божества служит мистифицированная природа, и более позднюю, В которой образ и понятие Бога даны в виде богочеловека как мистические проекции человеческого духа. Фейербах отвергает подход к человеку со стороны классиков немецкого идеализма, согласно которому человек рассматривается по преимуществу как духовное существо. Фейербах стремится по-новому осмыслить понятие субъекта. Субъект в системе Фейербаха — это не познающее мышление и не абсолютный дух, а реальный целостный человек в единстве его телесных и душевных качеств. Таким образом, антропологическая философия Фейербаха исходит из природной сущности человека, который стремится к счастью, любит и страдает, нуждаясь в общении с себе подобными. При этом, как и французские материалисты, Фейербах полагал, что правильно понятый интерес индивида, в конечном счете, совпадает с общественным интересом. Это теория «разумного эгоизма», дополняемая альтруизмом. «Я» не может быть счастливым без «Ты». Человек не может быть счастлив в одиночку, следовательно, любовь к ближним – предпосылка социальной гармонии, цель человеческого существования. Итак, происхождение религиозных чувств и верований Фейербах пытается объяснить с позиций антропологического материализма. Религиозные чувства порождаются не только страхом перед стихийными силами природы и обманом жрецов, как считали материалисты XVIII века. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх, а стремления, надежды, страдания, идеалы свойственные природе человека, весь его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных верований. Вопрос. Русская философская мысль начала XX века. Русская философия конца XIX — начала XX века представлена различными направлениями, многими выдающими мыслителями. Русский космизм Центральной фигурой религиозного космизма является Николай Фёдорович Федоров (1828-1903). Свои размышления Федоров называл «нравственным материализмом», т. к. мечтал нравственно преобразовать человека и общество. Основа «Философии общего дела» — идея воскрешения мертвых. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) призывал к активному освоению космического пространства и расселению человека в космосе. Циолковский сформулировал ряд идей, которые можно отнести к космической этике: равенство всех разумных существ в космосе, ненасилие, ответственность за сохранение жизни. Циолковский предполагает, что конечной стадией эволюции материи (в том числе разумных существ) может оказаться окончательный переход из материального состояния в энергетическое, «лучистое». Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|