Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Наука как компонент духовной культуры. Философские основания науки. Критерии научности.





1. Наука как компонент духовной культуры.

Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. В процессе развития науки происходит не только накопление нового знания и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире – в этом процессе перестраиваются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда. Даже беглое сравнение современной науки и науки предшествующих эпох обнаруживает разительные перемены.

Наука зародилась в древности, свидетельством тому творчество Аристотеля, Архимеда, Евклида. Однако длительное время научное знание пребывало в эмбриональном состоянии. Отметим, что потребности материального производства и социального развития влияют на становление, рост и направление научных исследований, но и наука, в свою очередь, влияет на производство и жизнь общества. Развитая наука требует постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не было в должном объеме ни в эпоху античности, ни в эпоху средневековья. В античности наука существовала как результат происшедшего в рабовладельческой формации разделения физического и умственного труда. В качестве самостоятельной формы общественного сознания она стала функционировать начиная с эпохи эллинизма, когда целостная культура античности стала дифференцироваться на отдельные виды духовной деятельности. Становление собственно научных, обособленных и от философии и от религии форм знания обычно связывается с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. Однако элементы научного знания оказывали в эпоху античности слабое влияние на производство – последнее осуществлялось главным образом рабами с помощью ручных орудий на основе эмпирических знаний, веками выработанных навыков. И в средневековье наука не могла развиваться нормально. Медленные темпы её развития зависели не только от засилья религиозной идеологии, но и от натурального хозяйства, продолжавшего обходиться ручными орудиями труда и индивидуальным опытом мастеров.

2. Философские основания науки.

Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.

В философских основаниях можно выделить по меньшей мере две взаимосвязанные подсистемы: во-первых, онтологическую, представленную сеткой категорий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов (категории "вещь", "свойство", "отношение", "процесс", "состояние", "причинность", "необходимость", "случайность", "пространство", "время" и т.п.), во-вторых, эпистемологическую, выраженную категориальными схемами, которую характеризуют познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т.п.).

Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов. Развитие философских оснований выступает необходимой предпосылкой экспансии науки на новые предметные области.

 

3. Основные особенности научного познания.

Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:

1. Его (научного познания) основная задача - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная ее особенность. Ориентация науки на изучение объектов, их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет первую главную особенность научного познания.

Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания. Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Это преобразование всегда определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов, и сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами. Поэтому основная задача науки — выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.

3. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний (а тем более их механический агрегат, "суммативное целое"), не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

4. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается - в той или иной мере - осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук). Это и понятно: ведь ученый - это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и интересами и т.п. Поэтому-то и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как и любой человек, не вмещается полностью в их рамки.

5. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации "чистоты" его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритичного отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм.Постоянная ориентация на истину, признание ее самоценности, непрерывные ее поиски в трудных и сложных условиях - существенная характеристика научного познания, отличающая его от других форм познавательной деятельности.

6. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - важный показатель (критерий) научности.

7. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (ускорители частиц, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, синергетический и другие приемы и методы.

8. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Вот почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

 

38. Проблема общества в историко-философской мысли. Современный анализ общества как саморазвивающейся социокультурной системы.

1.Проблема общества в философии. В ходе исторического развития выработалось наиболее общее понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство и поддержание жизни.Такой подход наметился уже в Античности. Демокрит писал, что люди под действием нужды научились создавать орудия труда, добывать пищу, строить дома, развивали ум. Аристотель называет че-ка общественным существом, политическим животным. Гос-во это развитое общество, а общество совокупность общин. В философии нового времени у гоббса появилась 2 состояния общества: естественное и гражданское. В естественном всегда шла борьба, поэтому люди заключили договор и создали общество гражданское.Гегель рассматривал общество как сферу экономических отношений. Маркс утверждал, что общество это совокупность общественных отношений. Философское понимание общества включает в себя 2 признака: 1) общество – обособившаяся часть природы 2) эта часть рахвивается по собственным законам

2. «Общество – это, прежде всего, такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность». Общая теория систем является теоретической основой Systems Science (науки о системах) – дисциплины, созданной во второй половине ХХ века, основанной на системных методологических принципах, широком использовании эмпирических данных конкретных научных дисциплин, математике и компьютерном модулировании, ориентированной на практические приложения в сфере управления2.

Как известно, под системой (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) понимается «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство». Существенной характеристикой общества как системы является его сложность. Кроме того, постоянной тенденцией развития общества как системы является усложнение, рост уровня сложности вследствие развития форм активности системы.

С позиций системного подхода, анализируя общество, необходимо, во-первых, рассмотреть данную систему в качестве части более крупной системы (т.е. проанализировать внешние связи системы), во-вторых, следует выявить подсистемы и элементы, из которых состоит данная система, рассмотреть ее внутреннюю структуру.

Итак, общество является подсистемой, частью действительности. С точки зрения О.Н. Козловой, вся действительность может быть рассмотрена как система, характер развития которой определяется взаимодействием двух







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.