|
Методы анализа и факторы, влияющие на негоПлан издержек обращения отражает величину текущих расходов, необходимых для выполнения различными товаропроводящими звеньями, торговыми системами, организациями и предприятиями установленного для них плана товарооборота и прибыли. В соответствии с действующим порядком план издержек обращения разрабатывается предприятиями самостоятельно и утверждается их руководителями, что значительно повышает требования к обоснованию плановых расчетов. От их выполнения зависят конечные финансовые результаты, возможности увеличения основных и оборотных средств, величина фондов материального стимулирования, развития торговли и социально-культурных мероприятий. Важной задачей планирования издержек обращения является выявление резервов снижения расходов за счет роста производительности труда, лучшего использования основных и оборотных средств, сокращения административно-управленческих расходов, устранения потерь от бесхозяйственности. При определении уровня издержек обращения на плановый период учитывают рост объема товарооборота и изменения его структуры, прирост розничной и складской торговой сети, изменение ее технической оснащенности, механизацию трудоемких процессов и т. д. С учетом указанных факторов торги (объединения, фирмы) составляют проект плана издержек обращения и представляют его в управление торговли, а последние -- в министерства торговли союзных республик. Согласованный и увязанный с расчетами прибыли, фондами стимулирования проект плана издержек обращения служит для обоснования указанных планов в низовых звеньях торговли и общественного питания. В плане определяется общая сумма издержек обращения, необходимая для обеспечения нормальной работы торговых организаций, уровень издержек в процентах к общему объему розничного оборота, отдельно по организациям (предприятиям) розничной торговли и общественного питания. Составлению плана предшествует изучение отчетных и ожидаемых показателей издержек обращения. Задача состоит в том, чтобы выявить тенденции издержек обращения, изучить факторы, влияющие на их общий уровень, и отдельные статьи расходов, определить обоснованность величины затрат, выявить резервы экономии и меру обеспечения высокой культуры обслуживания. В процессе изучения отчетных данных издержки обращения оцениваются в целом по уровню и по отдельным статьям. Разница между плановым и фактическим (базисным и отчетным) уровнем издержек показывает их относительную экономию или перерасход. Для этого товарооборот отчетного периода умножают на размер изменения уровня издержек обращения и делят на 100. Интенсивность изменения уровня издержек обращения характеризуется темпами их увеличения либо снижения, которые рассчитываются в процентах как отношение размера изменения к первоначальному уровню издержек обращения. В процессе анализа и составления плана издержек обращения следует учитывать количественную меру влияния на них следующих основных факторов: объема и структуры товарооборота, цен на товары и услуги, уровня производительности труда, внедрения прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей и др. Необходимо учитывать также факторы, характеризующиеся качественными признаками (расположение магазинов, их специализация и др.). С увеличением объема товарооборота уровень издержек обращения снижается, поскольку товарооборот растет, как правило, более высокими темпами в сравнении с суммой издержек обращения. При этом относительно медленнее могут расти издержки обращения по всем статьям, хотя степень зависимости от объема товарооборота у разных статей неодинакова. В зависимости от влияния товарооборота издержки принято делить на условно-переменные (транспортные расходы, заработная плата, проценты за кредит, расходы по таре и др.) и условно-постоянные (расходы по аренде и содержанию зданий и оборудования, амортизационные отчисления, административно-управленческие расходы и др. С ростом объема товарооборота сумма условно-переменных расходов увеличивается, что может сопровождаться повышением их уровня. Напротив, при тех же условиях постоянные расходы обычно изменяются незначительно, что ведет к снижению их уровня. Нельзя, однако, не учитывать условности деления издержек обращения на зависимые и не зависимые от товарооборота, поскольку с его ростом далеко не всегда происходит: увеличение условно-переменных и уменьшение условно-постоянных издержек обращения. Например, издержки по транспортированию и хранению товаров, относящиеся к условно-переменным, могут снижаться под влиянием научно-технического прогресса, рационализации путей и звенности товародвижения, улучшения организации и условий хранения товаров, устранения бесхозяйственности. Напротив, увеличение значительной части условно-постоянных расходов может быть вызвано повышением качества обслуживания покупателей, строительством новых и реконструкцией действующих предприятий, введением дополнительных услуг и др. Уровень издержек обращения находится в обратной зависимости от изменения цен на товары. Для определения влияния изменения цен на уровень издержек обращения проводится перерасчет издержек обращения к обороту, выраженному в сопоставимых ценах. При этом следует иметь в виду, что по затратам, сумма которых зависит от стоимостной оценки товарооборота (нормируемые потери, расходы по оплате кредита, часть транспортных расходов, отчисления на подготовку кадров и др.), их уровень при изменении цен остается неизменным. Уровень других издержек изменяется в обратной зависимости от изменения уровня цен. Абсолютная сумма издержек обращения зависит от уровня цен на канцелярские товары, упаковочные и другие материалы, которые используются в торговле, цен и тарифов на услуги других отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммунальных предприятий). Снижение или повышение издержек обращения за счет этих факторов не характеризует достижений или недостатков торговли в борьбе за экономное использование средств. Значительное влияние на издержки обращения оказывает изменение доли продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота. Расчет влияния структуры товарооборота на издержки обращения можно произвести и путем определения разности издержкосвязанных с качеством обслуживания населения. Полученная экономия должна направляться на дальнейшее совершенствование культуры торговли, повышение заработной платы и уровня квалификации кадров, осуществление мероприятий по улучшению условий труда и отдыха работников. Понятие издержек обращения. Перемещение готовой продукции из сферы производства в сферу потребления обусловлено объективным процессом разделения труда в обществе. При этом доведение продукции от производителей к потребителям осуществляется с помощью различных посреднических организаций, которые объединены в одну отрасль народного хозяйства — торговлю. В настоящее время торговля, как оптовая, так и розничная, является наиболее привлекательной для предпринимательства. Этому способствует необходимость относительно небольшого стартового капитала в торговле, а также ее невысокая трудоемкость. Оптовая торговля создает предпосылки гибкости производства и его материально-технического обеспечения, что позволяет оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Следует различать расходы торговых организаций по закупке товаров, капитальные вложения и текущие затраты по реализации товаров, то есть затраты по организации процесса товарного обращения. Расходы по закупке товаров по своей сути авансируются предприятием и постоянно находятся в обороте. Их источниками является собственный оборотный капитал торговой организации, а также краткосрочные кредиты банка. Капитальные вложения, связанные с увеличением масштаба предприятия, являются единовременными затратами и возмещаются либо за счет собственных источников предприятия, либо за счет долгосрочных кредитов банков и др. Затраты торгового предприятия по организации процесса товарного обращения включают в себя издержки и затраты, не учитываемые в составе издержек обращения (налоги, сборы, штрафы, пени, платежи по кредитам сверх установленной законодательством ставки, потери от уценки товаров и пp.). Издержки обращения[1] — это выраженные в денежной форме затраты материальных, трудовых и других видов ресурсов торговых организаций по доведению товаров до конечного потребителя. Их общая сумма показывает, во что обходится оказание услуг по реализации товаров. Таким образом, издержки обращения представляют собой себестоимость услуг торговли. Издержки обращения являются исторической категорией, так как могут иметь место только в условиях существования товарно-денежных отношений, то есть когда результат производства принимает форму товара и распределяется путем обмена. Издержки обращения являются важнейшим оценочным показателем работы предприятий книжной торговли, в котором отражаются эффективность и качество их деятельности. Основное отличие издержек обращения от себестоимости в промышленности заключается в том, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, то есть торговые организации закупают уже готовые товары, затрачивая ресурсы только на доведение их до потребителей. А расходы, не включаемые в издержки обращения, покрывается из прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия. Материальные затраты объединяют расходы, связанные с использованием овеществленного труда в книжной торговле, воплощенного в материально-вещественную форму. В данную группу включаются потери товаров, потребление электроэнергии, транспортных средств, упаковочных, комплектующих материалов и некоторые другие. Величина расходов данной группы определяется преимущественно на основе норм и нормативов, тарифов, расценок. Расходы на оплату труда отражают затраты живого труда в книжной торговле, а величина их в значительной мере зависит от численности работников, производительности их труда, уровня работы по подготовке кадров и повышению квалификации работников. Отчисления на социальные нужды включают затраты на государственное социальное страхование и обязательное медицинское страхование. Они обусловлены необходимостью создания фондов по социальной и медицинской защищенности населения, в частности, фонда средств для оплаты рабочего времени по болезни, пенсионного фонда страны. Амортизация основных фондов включает затраты овеществленного труда на создание, развитие и управление материально-технической базы. Затраты данной группы также носят материальный характер и воплощают физический и моральный износ основных фондов в процессе их эксплуатации. Величина расходов данной группы определяется на основе существующих норм износа основных фондов и тесно связана с научно-техническим прогрессом, передовой технологией производства. Прочие расходы — комплексная группа затрат различного вида и содержания. Данная группа расходов аккумулирует и материальные, и нематериальные затраты, обусловленные преимущественно производственно-бытовыми потребностями трудовых коллективов; стоимость услуг, оказываемых по договорам сторонним организациям и другие. Однако группировка издержек обращения по элементам затрат не позволяет выявить направления использования и целевое назначение отдельных видов затрат. Поэтому в результате многолетней практики планирования и учета затрат в торговле была разработана классификация издержек обращения по статьям затрат. Эта классификация предусмотрена «Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания», утвержденными приказом комитета РФ по торговле от 20.04.1995 г. №1-550/32-2. По степени зависимости от объема товарооборота издержки обращения делятся постоянные и переменные. Данная классификация имеет важное значение для выявления взаимосвязи между расходами и объемом товарообороте. торгового предприятия. К постоянным относят расходы, размер которых при изменении объема товарооборота не изменяется или изменяется незначительно (расходы на аренду и содержание зданий, амортизация основных средств, расходы на ремонт основных средств, платежи по страхованию имущества, внутрихозяйственные отчисления, отчисления в фонд подготовки кадров, часть расходов по оплате труда и др.). К переменным относят расходы, размер которых при изменении объема товарооборота изменяется в прямой зависимости от него (это оплата продавцов, оплачиваемых сдельно, транспортные расходы; проценты за пользование займом, расходы по операциям с тарой и др.). В совокупности постоянные и переменные издержки составляют общие издержки обращения, о которых речь пойдет ниже. По способу отнесения затрат на подразделения торговой организации (оптовые склады, магазины, торговые точки) издержки обращения подразделяются на прямые и общие (административно-управленческие), которые являются аналогом косвенных расходов в промышленности. Прямые издержки обращения - это такие расходы, которые можно непосредственно отнести на конкретный магазин. К ним относится оплата труда работников подразделения с отчислениями на социальные нужды; расходы по аренде и содержанию зданий, сооружений и инвентаря; амортизация основных средств; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, спецодежды; недостачи товарно-материальных ценностей при хранении и потери от порчи товаров; потери по таре и так далее. К общим издержкам обращения относится большая часть расходов по рекламе и охране труда, а также проценты за кредит. Общие издержки обращения распределяются между подразделениями, как правило, пропорционально объему товарооборота. По факту отражения в бухгалтерской отчетности издержки обращения делят на явные и неявные (альтернативные). В практической деятельности предпринимателю, владельцу фирмы приходится использовать свою собственность (автомобиль, здание, оборудование), работать, не получая при этом заработной платы, если указанные расходы не находят отражен я в бухгалтерском учете, тогда они являются неявными и должны быть учтены при оценке облагаемой налогом прибыли. Она должна быть уменьшена на сумму неявных (альтернативных) издержек. По звеньям торговли издержки обращения подразделяют на издержки розничной и оптовой торговли. Издержки обращения отдельных звеньев торговли различаются также по структуре. Основная часть издержек оптовой торговли приходится на транспортные расходы, поскольку именно оптовая торговля несет основные затраты по доставке товаров. В розничной торговле наибольший удельный вес в издержках обращения занимают расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, а также арендная плата. В условиях рыночных отношений весьма важно составлять смету издержек обращения предприятия в каждой отрасли, по каждой статье затрат, так как от суммы издержек обращения зависит сумма прибыли. Для того чтобы предприятие было прибыльно, доходы должны превышать издержки обращения. 4. Показатели измерения издержек обращения в книжной торговле. Величина издержек обращения характеризуется абсолютной суммой и относительным уровнем. Абсолютная сумма издержек характеризует сумму затрат книготорговых предприятий в денежном исчислении, а стоимостная оценка сама по себе не дает полного представления о размере издержек. Поэтому торговые организации абсолютную величину своих издержек сопоставляют с объемом товарооборота, то есть исчисляют уровень издержек обращения в процентах. Уровень издержек обращения является их обобщающим показателем и основным ориентиром для предприятий книжной торговли при установлении величины торговой надбавки в составе продажной цены товара. Иными словами, издержки обращения являются ценообразующим показателем, поэтому их снижение служит экономической предпосылкой снижения цен на товары. Таким образом, уровень издержек обращения является одним из важнейших качественных показателей деятельности книжной торговли. Он может быть отнесен и к показателю экономической эффективности книжной торговли. Уровень издержек обращения используется для учета и планирования расходов в целом и по их видам для качественной оценки хозяйственной деятельности книготорговых предприятий, для изучения динамики затрат книжной торговли. По статистике торговли в целом, уровень издержек обращения наиболее низок в оптовой торговле, значительно колеблясь в зависимости от размера предприятий, а наиболее высок — в общественном питании. В розничной торговле он составляет примерно 18 – 20%[4]. Уровень издержек обращения в книжной торговле почти в 2 раза выше расходов торговли в целом. Это вызывается рядом причин. Во-первых, средний объем товарооборота книготорговых предприятий значительно уступает торговым предприятиям общей торговли. Во-вторых, более замедленной, по сравнению с другими товарами, оборачиваемостью книги, особенно научно-технической, нотной продукции, монографий. В-третьих, особой ролью, значимостью книги в обществе и ее перцептивными свойствами, требующими применения специфических форм и методов торговли, организации различных мероприятий по рекламе и пропаганде книги, наличия магазинов-клубов, проведения вечеров, конференций, бесед, встреч авторов книг и известных личностей с покупателями. И, наконец, более сложный, по сравнению с другими товарами, ассортимент книжной продукции, техника работы по продвижению книги и ее реализация сопровождаются дополнительными затратами по организации справочно-информационной работы, изучению и формированию покупательского спроса. Уровень издержек обращения существенно колеблется по отдельным видам затрат, по книготорговым объединениям и предприятиям, по звеньям книжной торговли и книготорговым системам, по товарным группам. По отдельным видам затрат, наибольшая их доля приходится на оплату труда работников, второе место занимают расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений, аренде помещений и амортизации основных средств. За ними следуют транспортные и прочие расходы. Соотношение (удельный вес) отдельных статей издержек обращения в общей их сумме называется структурой издержек обращения. Уровень и структура издержек обращения различны в розничной и оптовой торговле книгами. В оптовой торговле, которая несет основные затраты по перевозке книжных и разных товаров железнодорожным, водным и частично автомобильным транспортом, преобладают транспортные расходы. В розничной торговле, занятой обслуживанием потребителей, уровень издержек обращения существенно выше. Около 3/4 всех затрат книжной торговли приходится на розничную торговлю. Существенные различия имеют место в уровнях и структуре издержек обращения книготорговых систем, в связи со спецификой их деятельности. Например, высокий уровень расходов имеет почтово-посылочная и клубная книжная торговля за счет возврата невостребованных изданий. А в структуре виртуальной книжной торговли через Интернет обычно нет места такой статье расходов, как износ спецодежды (продавцов как таковых в Интернет-магазинах нет, курьеры, доставляющие заказ, спецодежду не носят, а поскольку весь товар обычно складируется на оптовых базах сторонних предприятий, то и спецодежда для складского персонала также не нужна). По товарным группам примерные уровни издержек обращения определяются на основе коэффициентов издержкоемкости каждой группы. Под издержкоемкостью понимается сумма расходов, приходящихся на 1 рубль (100 рублей) товарооборота, что по своему численному значению совпадает с относительным уровнем издержек обращения. 5. Основные факторы, влияющие на уровень издержек обращения книготоргового предприятия. Для эффективного управления издержками обращения, поиска оптимального варианта их снижения важен учет основных факторов, формирующих уровень затрат. Они подразделяются на факторы, снижающие и повышающие уровень расходов, зависящие и независящие от работы книготорговых предприятий. Основными факторами, повышающими уровень издержек обращения, являются: совершенствование материально-технической базы книжной торговли, рост численности работников, повышение их заработной платы и другие факторы, определяющие культуру обслуживания. Повышение культуры торговли вызывает необходимость роста расходов на содержание, реконструкцию книжных магазинов, создание оптимальных условий для выбора книг покупателями, на мероприятия по рекламе и пропаганде книг, созданию необходимых удобств для книготорговых работников. Основными факторами, снижающими уровень издержек обращения, являются: постоянный рост товарооборота, повышение производительности труда работников книжной торговли, изменение территориального размещения товарооборота, сокращение среднего расстояния перевозимых грузов, рационализа-ция товародвижения, применение прогрессивных методов распространения книг, механизация трудоемких процессов, ускорение товарооборачиваемости. Все факторы, оказывающие влияние на уровень издержек обращения книжной торговли, можно разделить на не зависящие и зависящие от работы конкретного книготоргового предприятия, то есть на внешние и внутренние факторы. Основное внимание следует уделить факторам, зависящим от работы книготоргового предприятия. Их можно подразделить на общеторговые факторы (характерные для всей торговли) и факторы, специфичные для книжной торговли. К важнейшим общеторговым факторам относятся: объем товарооборота, производительность труда работников книжной торговли, эффективность использования основных и оборотных фондов, скорость обращения товаров. Объем товарооборота книготорговых предприятий обратно влияет на уровень издержек обращения. Более крупные книготорговые предприятия имеют, как правило, относительно низкий уровень издержек обращения. С ростом объема товарооборота абсолютная сумма издержек обращения возрастает, но в меньших масштабах, чем товарооборот, так как по некоторым видам затраты увеличиваются несущественно. Крупные предприятия добиваются роста производительности труда в условиях более высокой культуры обслуживания покупателей. Производительность труда книготорговых работников оказывает большое влияние на издержки обращения в книжной торговле. Исследования показали обратную зависимость между производительностью труда и уровнем издержек обращения книжных магазинов. При прочих равных условиях магазины, достигающие более высокого товарооборота на одного работника, имеют значительно меньший уровень издержек обращения. Опережающий рост производительности труда по сравнению со средней заработной платой вызывает снижение расходов на заработную плату, на долю которых приходится подавляющая часть затрат. Поэтому рост производительности труда выступает важным резервом снижения уровня издержек обращения книжной торговли. Структура товарооборота существенно влияет на уровень издержек обращения. Влияние соотношения доли книжных и разных товаров на уровень издержек обращения обусловлено различной величиной затрат на реализацию книжных и разных товаров. Для реализации книжных товаров на единицу товарооборота требуется почти в два раза больше расходов по сравнению с разными товарами. Следовательно, чем выше удельный вес книжных товаров в товарообороте, тем выше, при прочих равных условиях, и уровень издержек обращения. Повышение расходов, обусловленное ростом доли книжных товаров, следует оценивать положительно, так как оно соответствует задаче дальнейшего развития торговли книгой. Существенно влияет на уровень издержек обращения ассортиментный состав книжных товаров в магазинах. В зависимости от издержкоемкости можно выделить четыре группы тематических разделов книг[5]. В первую группу включаются политическая, сельскохозяйственная и научно-техническая книга, имеющая наиболее высокий уровень расходов (по расчетам на 1,5% к товарообороту выше среднего). Вторая группа объединяет художественную, детскую, педагогическую книгу, карты и атласы. По расчетам, уровень расходов на реализацию этих разделов книжной продукции на 0,5% выше среднего. Третью группу составляет иностранная, медицинская, музыкальная и спортивная книга, имеющая уровень издержек обращения на 0,5% к товарообороту ниже среднего. К четвертой группе относятся книги по искусству, имеющие минимальный уровень издержек обращения. Эффективность использования основных и оборотных фондов оказывает влияние на величину расходов по аренде, амортизации, содержанию помещений, текущему ремонту, уровень которых зависит от интенсивности использования единицы торговой площади. К числу показателей эффективности использования основных фондов относится сумма товарооборота, приходящаяся на 1 кв.м торговой площади или площади торгового зала. Как правило, уровень издержек обращения выше в тех магазинах, где меньше товарооборот на 1 кв.м площади. Книжная торговля располагает значительными резервами снижения издержек обращения в результате повышения эффективности использования основных фондов и производительности труда. 0б этом свидетельствует чрезмерная пестрота значений этих показателей не только в магазинах разной специализации, но и в магазинах одинаковой специализации. В последних наблюдаются огромные колебания между максимальными и минимальными размерами товарооборота на одного работника и на 1 кв.м площади. В магазинах технической книги этот разрыв составляет 10,7 раза, политической — 5,8 раза, канцелярских товаров — I5 раз. Скорость обращения товарных запасов влияет на величину затрат за использование банковского кредита, аренду помещения, потерь от морального и физического износа товарных запасов книжной продукции. К специфическим факторам книжной торговли, влияющим на уровень издержек обращения, относятся следующие. Доля оптовой реализации в общем объеме товарооборота влияет на издержки обращения книжной торговли ввиду принятой методологии расчета уровня расходов. Расходы на единицу товарооборота при оптовой реализации примерно в четыре раза ниже, чем при розничной. Изменение в соотношении между розничной и оптовой реализацией влечет за собой изменение уровня издержек обращения книготорговых предприятий. Доля продажи подписных изданий и долгих книг с высоким номиналом в общей сумме реализации книжной продукции. Увеличение доли таких изданий снижает уровень издержек обращения вследствие роста производительности труда. Выработка на одного продавца в книжной торговле существенно зависит как от его квалификации, компетентности так и от средней цены реализуемых экземпляров книг. На обслуживание одного покупателя, приобретающего один экземпляр дешевой брошюры продавец затрачивает столько же (или больше) времени, сколько и на обслуживание покупателя, приобретающего один экземпляр дорогостоящего издания. Поэтому, чем выше номинал реализуемой книги, тем больше, при прочих равных условиях, экономия в рабочем времени продавца, тем ниже расходы в процентах к обороту. Доля мелкооптовых операций в товарообороте книготорговых предприятий находится в обратной зависимости с уровнем издержек обращения, так как на мелкооптовый отпуск товаров затрачивается меньше труда в расчете на единицу товарооборота. На уровень издержек обращения в книжной торговле оказывают влияние и объективные (внешние) факторы, не связанные с деятельностью книготорговых предприятий. К их числу относятся производственные, транспортные факторы, изменение цен и стоимости услуг, предоставляемых другими отраслями народного хозяйства. Важнейшим производственным фактором выступает географическое размещение предприятий полиграфической промышленности, максимальное приближение их к районам потребления книжной продукции. Такое размещение полиграфического производства позволяет сокращать затраты в книжной торговле на перевозку книг и сроки доставки изданий потребителям. Транспортные факторы влияют на издержки обращения книжной торговли. Для перевозки книжной продукции используются различные виды транспорта: железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный. Часть книжных товаров пересылается почтой. Применение наиболее прогрессивных видов и форм транспортировки книжных и разных товаров оказывает большое влияние на уровень транспортных расходов. На издержки обращения книжной торговли оказывают влияние ценностные факторы — уровень цен на книжные и разные товары и тарифов на услуги. Изменение розничных цен на книжные и разные товары находится в обратной зависимости с уровнем издержек обращения. При снижении цен и неизменном объеме товарной массы, уровень связанных с ней издержек обращения повышается. Повышение цен при неизменных расходах приводит к снижению уровня издержек обращения. Учет и анализ издержек обращения производится по ценам соответствующего периода. Но в целях более правильной оценки динамики уровня издержек обращения за ряд лет, он должен быть определен к товарообороту, исчисленному в сопоставимых ценах. Это достигается при помощи индекса цен. При этом все издержки подразделяются на зависимые и независимые от розничных цен. Пересчет проводится по статьям, зависимым от розничных цен. К их числу относятся такие статьи затрат, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении розничных цен, а уровень изменяется обратно изменению цен. При снижении розничных цен уровень таких расходов выше, при повышении цен – ниже. Данная группа издержек обращения преобладает в расходах книготорговых предприятий. На уровень издержек обращения книжной торговли влияет изменение цен и тарифов на услуги, предоставляемые другими отраслями народного хозяйства (транспорт, связь, коммунальное хозяйство, арендные ставки). С изменением стоимости данных услуг аналогично изменяется уровень издержек обращения по соответствующим статьям. Уровень издержек обращения во многом зависит от структуры управления книготорговыми предприятиями, численности административно-управленческого аппарата. Уровень издержек обращения значительно колеблется по регионам страны. Так, самый высокий уровень издержек имеет место в книготорговых организациях Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, горных районах. Это связано со значительной удаленностью магазинов от поставщиков товаров, высокими расходами на оплату труда работников, медленной товарооборачиваемостью и так далее[6]. На величину издержек обращения книжной торговли оказывает влияние и сезонность, так как в ряде случаев приходится создавать запасы товаров (например, перед 1 сентября), что увеличивает расходы по их хранению. Издержки книготорговых предприятий находятся под влиянием и субъективных факторов. К ним относятся плохое использование транспорта и тары, недостаточная загрузка складских помещений, затраты на переброску товаров из магазина в магазин и возврат на склады, излишества в оформлении магазинов, влекущие за собой относимые на издержки обращения дополнительные расходы. Планирование издержек обращения книготоргового предприятия Рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в сфере товарного обращения книжной продукции требует правильной постановки учета, контроля и анализа издержек обращения. Этим задачам служит планирование издержек обращения книготоргового предприятия. В плане определяется общая сумма издержек обращения и их относительный уровень в целом по книготорговой организации, а также по ее структурным подразделениям. В соответствии с действующим порядком план издержек обращения разрабатывается книготорговыми предприятиями самостоятельно и утверждается их руководителями, что значительно повышает требования к обоснованию плановых расчетов. От их выполнения зависят конечные финансовые результаты, возможности увеличения основных и оборотных средств, величина фондов материального стимулирования, развития торговли и социально-культурных мероприятий. Важной задачей планирования издержек обращения книготоргового предприятия является выявление резервов снижения расходов за счет роста производительности труда, лучшего использования основных и оборотных средств, сокращения административно-управленческих расходов, устранения потерь от бесхозяйственности. При определении уровня издержек обращения на плановый период учитывают следующие факторы: рост объема товарооборота и изменение его структуры, изменение розничных цен на книжную продукцию, уровень производительности труда, внедрение прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей и другие. Необходимо учитывать также факторы, характеризующиеся качественными признаками (расположение магазинов, их специализация и так далее). Составлению плана предшествует изучение отчетных и ожидаемых показателей издержек обращения. Задача состоит в том, чтобы выявить тенденции издержек обращения, изучить факторы, влияющие на их общий уровень и отдельные статьи расходов, определить обоснованность величины затрат, выявить резервы экономии и меру обеспечения высокой культуры обслуживания. В процессе изучения отчетных данных издержки обращения книготоргового предприятия оцениваются в целом по уровню и по отдельным статьям. Разница между плановым и фактическим (базисным и отчетным) уровнем издержек показывает их относительную экономию или перерасход. Для этого товарооборот отчетного периода умножают на размер изменения уровня издержек обращения и делят на 100. Интенсивность изменения уровня издержек обращения характеризуется темпами их увеличения либо снижения, которые рассчитываются в процентах как отношение размера изменения к первоначальному уровню издержек обращения. Правильная организация планирования и учета издержек обращения книготоргового предприятия дает возможность выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|