|
V. 2 Основные мероприятия по индивидуальному подходу к детям с сенсорными нарушениямиПедагогу учреждения общего образования (ДОУ, массовая школа) периодически приходится встречаться в своей педагогической практике с детьми, имеющими нерезко выраженные нарушения слуха и зрения (слабослышащие с легкой или умеренной степенью тугоухости, слабовидящие, у которых острота зрения приближается к границам низкой нормы). В ходе учебно-воспитательной работы (прежде всего, при проведении фронтальных занятий) эти дети нуждаются в особом педагогическом подходе, они требуют к себе повышенного внимания. Приводим основные положения, составляющие индивидуализацию психолого-педагогического подхода к детям данной категории. • Правильное определение рабочего (учебного) места ребенка (в классе / на фронтальных учебных занятиях в ДОУ). Педагог основывается при этом на рекомендациях врачей специального профиля (офтальмолога, отоларинголога или сурдолога). • Контроль за использованием ребенком индивидуальных средств коррекции (за ношением очков, использованием телескопических луп, других оптических приборов, пользование слуховым аппаратом и др.). Осуществляется также на основе рекомендаций врачей специального профиля. · Обеспечение полноценного адекватного восприятия речи педагога, правильного понимания всех словесных инструкций й заданий.* Рекомендуемые приемы индивидуального подхода: 1) дублирование основных («организующих») словесных инструкций и заданий. / Методическое требование: фразы-инструкции произносятся в несколько замедленном темпе с четким «артикулированием» (проговариванием) каждого слова /; (2) если ребенок владеет навыками «чтения с губ», при повторении инструкции, направленной данному ребенку, необходимо обеспечить зрительное восприятие речи педагога. Для слабослышащих детей с полностью сохранной (развитой) речью в случае необходимости (например, при значительной степени тугоухости) рекомендуется индивидуальные слуховые аппараты; для некоторых детей назначаются индивидуальные логопедические занятия по коррекции произношения. • Обеспечение полноценного восприятия предъявляемого детям наглядного демонстрационного материала: таблицы, картины, рисунки крупного и среднего формата, схемы и др. Рекомендуемые приемы педагогического подхода: (1) выделение ребенку учебного места вблизи размещения наглядного материала (около доски, штатива и др.), например, одноместного стола сбоку-справа от доски; (2) предоставление ребенку возможности рассмотреть предъявленный материал (картину, таблицу), находясь рядом с ним, после восприятия этого материала другими детьми учебной группы (класса); 3) дублирование основного содержания материала «общего предъявления» (таблицы, схемы и др.) на индивидуальных карточках-заданиях, в индивидуальных тетрадях (родителям предлагаются соответствующие карточки с заданиями).** • Соблюдение правильного режима психофизических, в том числе учебных, нагрузок. Методические требования: некоторое сокращение объема выполняемой работы («частичное» и «дробное» выполнение учебных заданий); более частые паузы, перерывы в работе, заполняемые внеучебной деятельностью, заданиями неучебного характера; обеспечение облегченной учебной деятельности ребенка на последних занятиях (4 и 5-м уроках в школе; в ДОУ -на 2 или 3-м фронтальных занятиях); активное привлечение родителей при выполнении ребенком домашней работы. Возможен и вариант временного (на определенный срок) отказа от заданий на дом. • Соблюдение правильного режима зрительной и слуховой нагрузок. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, определяющих предельную длительность непрерывной и общей зрительных нагрузок на учебных занятиях (для детей с ослабленным зрением старшего дошкольного и младшего школьного возраста); контроль за соблюдением психо-физиологических норм восприятия детьми акустических сигналов достаточно большой интенсивности. • Индивидуальный подход к ребенку при выполнении физических упражнений во время физкультминуток, физкультпауз, подвижных игр, проведения игровых упражнений с включением пантомимы и др. Рекомендуется: (1) выполнение ребенком физических упражнений вне общей группы детей. (Ребенок находится вне группы, рядом с педагогом.); (2) исключение некоторых упражнений (прыжки, подскоки, приседания, наклоны туловища с большой амплитудой); ряд упражнений выполняется в упрощенном варианте или в неполном объеме. Аналогичный подход к ребенку с нарушением слуха или зрения осуществляется и при проведении (в школе, в ДОУ) спортив- ных и культурно-массовых мероприятий (утренники, конкурсы, самодеятельный театр и др.), включающих разнообразные физические и активные двигательные действия. • Осуществление педагогом тесного контакта с инструктором (учителем) по физкультуре и музыкальным работником (учителем пения). Контроль за участием детей в физкультурных и музыкальных занятиях. (Возможность и форма такого участия определяется врачом-педиатром и врачами специального профиля.) • Контроль за соблюдением ребенком правильного режима дня (в учебно-воспитательном учреждении и дома), с учетом рекомендаций, полученных педагогом от врача-педиатра, невролога и других врачей специального профиля. Предупреждение психологических и физических перегрузок, переутомления. «Участие педагогов в проведении оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми, имеющими нарушения развития, по линии медицинских и лечебно-оздоровительных учреждений (центры «Здоровья» и др.) в Постоянный контакт педагога с родителями, ближайшими родственниками или лицами, осуществляющими опекунство (систематические беседы, регулярные консультации педагога, оказание помощи родителям в организации коррекционно-развивающих занятий с ребенком в домашних условиях и др.). Среди детей с ослабленным зрением значительное число составляют дети с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), недостатки зрения которых корригируются применением обычных средств коррекции. Такие дети должны находиться под систематическим наблюдением врача-офтальмолога. В отношении этих детей необходимо следить за четким выполнением назначенных офтальмологом мероприятий по охране зрения (ношение очков, определение рабочего места в зависимости от характера и степени нарушения зрения, режим зрительных нагрузок, ограничение некоторых трудовых нагрузок и физкультурных упражнений - назначение специальной группы по физкультуре и др.). Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть достаточно освещено. Необходимо следить за тем, чтобы Ребенок хорошо воспринимал учебный материал, представленный на доске, на схемах, на карте, на наборном полотне, наглядные пособия и др. Учитывая, что у детей с аномалией рефракции отмечается снижение зрительной работоспособности, им по возможности нужно давать на занятии разные виды работы; необходим строгий контроль за объемом домашних заданий, связанных со зрительной работой. Обучение неслышащих ((глухих) детей в общеобразователь - уровень речевого развития глухого ребенка, поступающего в массовую школу, должен соответствовать возрастному уровню речевого развития в норме; ребенок должен иметь сформированный навык понимания устной речи окружающих на основе слу- хозрительного восприятия (без аппарата или с аппаратов или на основе зрительного восприятия); - произносительная сторона речи должна обеспечивать ее достаточное восприятие окружающими; - ребенку должна быть обеспечена индивидуальная помощь педагога в урочное и внеурочное время; - должна быть организована работа сурдопедагога по обучению произношению и развитию слухового восприятия. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|