|
Психического развития и нарушений интеллекта
Дифференциальные признаки
| устанавливается в ходе специального медицинского обследования использованием методов ЭЭГ, компьютерной томографии и др.).
| Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети) _ ____
Наличие глубокого, диффузного (разлитого) поражения головного мозга или - сочетание диффузного поражения с очаговыми поражениями коры головного мозга или подкорковых областей*
| 1. Характер анатомических поражений головного мозга
| Нарушения со стороны двигательной сферы нерезко выражены или отсутствуют.
Может отмечаться отставание в физическом развитии.
| Отсутствие диффузного поражения головного мозга. Наличие очаговых органических поражений головного мозга средней или легкой степени. Наличие функциональных нарушений деятельности центральной нервной системы.
2. Состояние двигательной сферы
| Отмечается проявление инициативы и самостоятельности в некоторых видах деятельности (прежде всего - игровой и
Наличие (как правило) выраженных в той или иной степени отклонений в развитии двигательной сферы (нарушений координации движений, недоразвития мелкой ручной моторики и др.)
3. Уровень развития познавательной деятельности
|
Отмечается стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов; отсутствие инициативы и самостоятельности
| в
учебной и других
видах познаватель-
ной деятельности;
мотивы учебной
деятельности фор-
мируются с большим
трудом; нарушено
центральное звено
познавательной дея-
тельности - способ-
ность к анализу и
обобщению полу-
ченной информации,
а
также способность
к
отвлеченному
мышлению и абстра-
гированию.
| предметно-практичес
кой, реже - в некото-
рых видах учебной
деятельности).
Выявляется наличие
избирательных инте-
ресов к определен-
ным видам деятель-
ности или отдель-
ным предметам ок-
ружающей действи-
тельности. Способность к анализу и обобщению
полученной инфор-
мации в основном
сохранена.
Деятельность вос-
приятия и мышления,
связанная с анализом
наглядной и словес-
ной информации,
нуждается в направ-
лении и поддержке
со стороны педагога;
необходима постоян-
ная активизация по-
знавательной дея тель-ности
| . __
| 4.
| Психологические особенности, выявляемые в различных
видах деятельности _^
|
| Дети с наруше-
ниями интеллекта
| Дети с ЗПР
|
| А)
| способность к
восприятию
помощи
| Мало используют
предлагаемую по-
мощь или не ис-
пользуют ее со-
всем.
| Большинство детей
способны адекватн"
воспринимать ока-
зываемую помошь и
правильно ее ис-
пользовать.
| | | | | |
| темп перехода от одного уровня деятельности к
другому
| Резко замедлен; без специально организованной
помощи часто не-
возможен; овладение «абстрактно-
логическим уровнем» деятельности,
даже при оказании
педагогической
помощи, часто
оказывается недос-
тупным.
| Несколько замедлен в частности, переход от «образно-
действенного» к
«абстрактно-логическому» уровню
деятельности.
| | | | | | | | | | | Д)
| способность к переносу полученных на-
выков в новые условия деятельности или
на другие ви-
ды деятельно-
сти.
| Перенос полученных навыков, способов действий в
новые условия деятельности крайне затруднен, даже при оказании соответ-ствующей помощи со стороны взрослого.
| Имеется у большинства детей с ЗПР; как правило, на пер-
воначальном этапе требуются указания и объяснения педагога.
_
| |
Б)
| темп усвоения
знаний, навыков, способов действий, приемов деятельности
| Резко замедлен; необходимо постоянное "подкрепление" (повторный показ, объяснение и т.п.); затруднено усвоение не только
навыков умственных действий, но и
навыков практиче-
ской деятельности.
| Снижен по сравнению с нормой; навыки практической деятельности (предметно-практические действия) усваиваются
относительно легко и быстрее, чем на-
выки умственных
действий; Отмечается неспособность к длительному умственному
напряжению; про-
дуктивность интел-
лектуальной дея-
тельности снижена
в связи с нарушением функций внимания и неспособно-
стью к длительному
умственному напряжению.
| В)
| прочность
усвоения знаний (навыков, способов действий)
| Усвоенные знания (способы действий, навыки) без постоянного их использования в практи-
ческой деятельности быстро утрачиваются. Относи-
тельной стойкостью обладают навыки, формирующиеся на основе механической
памяти.
| Способность к усвоению и сохранению знаний, умений, навыков в целом приближается к
норме. Могут отмечаться избирательные на-
рушения процесса запоминания той или иной информации (чаще - словес-
ной, в отвлеченной
форме)
|
В отличие от умственно отсталых дети с ЗПР (6-7-летнего возраста) могут понять смысл несложных рассказов, сказок; разложить картинки серии в определенной последовательности, составить небольшой по объему рассказ по их содержанию, используя при выполнении задания помощь педагога.
Дети с временной задержкой психического развития способны использовать оказываемую им при выполнении учебных заданий педагогическую помощь; они усваивают предлагаемы приемы решения задания и могут переносить их на выполнен других, сходных заданий. У детей-олигофренов эти способно формируются крайне медленно и с большим трудом. Умение воспринимать и использовать оказанную помой осуществлять перенос усвоенных навыков на выполнение но заданий определяет общий более высокий уровень обучаем детей с ЗПР, по сравнению с умственно отсталыми детьми (что находит свое воплощение в объеме усваиваемого материала, темпе обучения и др.). Это позволяет многим детям с ЗПР через некоторое время успешно обучаться по программе массовой школы. Особые трудности представляет отграничение от умственно отсталых детей тех детей с ЗПР, у которых более отчетливо выступают признаки недоразвития познавательной деятельности. Однако при некотором недоразвитии сложных форм мышления у детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, более сохранны моторика, речь, пространственные представления. данным Т.А.Стрекаловой (1981), дети с ЗПР к концу дошкольного возраста могут достаточно успешно классифицировать простые предметы по таким наглядным признакам, как форма и цвет. По сравнению с нормально развивающимися детьми, дети с ЗПР с гораздо большим трудом выделяют в качестве общих признаков величину и материал предметов и слабо владеют понятиями второй ступени обобщенности. Однако они значительно превосходят по уровню мыслительных операций умственно отсталых детей, которые не могут самостоятельно выделять общие признаки предметов.
VII. 3 Коррекционно-педагогическая работа по
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|