Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психического развития и нарушений интеллекта





Дифферен­циальные признаки
Дети с ЗПР
устанавливается в ходе специального медицинского обследования использованием методов ЭЭГ, компьютерной томографии и др.).

Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети) _ ____

Наличие глубокого, диффузного (разлито­го) поражения голов­ного мозга или - со­четание диффузного поражения с очаго­выми поражениями коры головного мозга или подкорковых областей*
1. Характер анатоми­ческих по­ражений головного мозга
Нарушения со сто­роны двигательной сферы нерезко вы­ражены или отсутст­вуют. Может отмечаться отставание в физиче­ском развитии.

Отсутствие диффуз­ного поражения го­ловного мозга. Наличие очаговых органических пора­жений головного моз­га средней или лег­кой степени. Наличие функцио­нальных нарушений деятельности цен­тральной нервной системы.

2. Состояние двигатель­ной сферы

Отмечается проявле­ние инициативы и самостоятельности в некоторых видах дея­тельности (прежде всего - игровой и


Наличие (как прави­ло) выраженных в той или иной степе­ни отклонений в развитии двигатель­ной сферы (наруше­ний координации движений, недораз­вития мелкой ручной моторики и др.)

3. Уровень развития позна­вательной деятельно­сти

       
 
 
   

 


Отмечается стойкое снижение или отсут­ствие познаватель­ных интересов; от­сутствие инициативы и самостоятельности


 

 

    в учебной и других видах познаватель- ной деятельности; мотивы учебной деятельности фор- мируются с большим трудом; нарушено центральное звено познавательной дея- тельности - способ- ность к анализу и обобщению полу- ченной информации, а также способность к отвлеченному мышлению и абстра- гированию.   предметно-практичес кой, реже - в некото- рых видах учебной деятельности). Выявляется наличие избирательных инте- ресов к определен- ным видам деятель- ности или отдель- ным предметам ок- ружающей действи- тельности. Способность к анализу и обобщению полученной инфор- мации в основном сохранена. Деятельность вос- приятия и мышления, связанная с анализом наглядной и словес- ной информации, нуждается в направ- лении и поддержке со стороны педагога; необходима постоян- ная активизация по- знавательной дея тель-ности  
. __  
4.     Психологические особенности, выявляемые в различных видах деятельности _^  
    Дети с наруше- ниями интеллекта   Дети с ЗПР    
   
А)     способность к восприятию помощи     Мало используют предлагаемую по- мощь или не ис- пользуют ее со- всем.     Большинство детей способны адекватн" воспринимать ока- зываемую помошь и правильно ее ис- пользовать.
         

 

  темп перехода от одного уровня деятельности к другому     Резко замедлен; без специально организованной помощи часто не- возможен; овладе­ние «абстрактно- логическим уровнем» деятельности, даже при оказании педагогической помощи, часто оказывается недос- тупным.   Несколько замедлен в частности, переход от «образно- действенного» к «абстрактно-логи­ческому» уровню деятельности.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Д)     способность к переносу по­лученных на- выков в новые условия дея­тельности или на другие ви- ды деятельно- сти.     Перенос получен­ных навыков, спо­собов действий в новые условия деятельности крайне затруднен, даже при оказании соответ-ствующей помощи со стороны взрослого.   Имеется у большин­ства детей с ЗПР; как правило, на пер- воначальном этапе требуются указания и объяснения педагога.     _    

 

Б)   темп усвоения знаний, навы­ков, способов действий, приемов дея­тельности   Резко замедлен; необходимо посто­янное "подкрепле­ние" (повторный показ, объяснение и т.п.); затруднено усвоение не только навыков умствен­ных действий, но и навыков практиче- ской деятельности.     Снижен по сравне­нию с нормой; на­выки практической деятельности (предметно-практические дейст­вия) усваиваются относительно легко и быстрее, чем на- выки умственных действий; Отмечается неспособность к длительному умственному напряжению; про- дуктивность интел- лектуальной дея- тельности снижена в связи с нарушени­ем функций внима­ния и неспособно- стью к длительному умственному на­пряжению.  
В)   прочность усвоения зна­ний (навыков, способов дей­ствий)     Усвоенные знания (способы действий, навыки) без посто­янного их исполь­зования в практи- ческой деятельно­сти быстро утра­чиваются. Относи- тельной стойко­стью обладают навыки, форми­рующиеся на основе механической памяти.   Способность к ус­воению и сохране­нию знаний, умений, навыков в целом приближается к норме. Могут отмечаться избирательные на- рушения процесса запоминания той или иной информа­ции (чаще - словес- ной, в отвлеченной форме)

 

 


В отличие от умственно отсталых дети с ЗПР (6-7-летнего воз­раста) могут понять смысл несложных рассказов, сказок; разло­жить картинки серии в определенной последовательности, соста­вить небольшой по объему рассказ по их содержанию, используя при выполнении задания помощь педагога.

Дети с временной задержкой психического развития способны использовать оказываемую им при выполнении учебных заданий педагогическую помощь; они усваивают предлагаемы приемы решения задания и могут переносить их на выполнен других, сходных заданий. У детей-олигофренов эти способно формируются крайне медленно и с большим трудом. Умение воспринимать и использовать оказанную помой осуществлять перенос усвоенных навыков на выполнение но заданий определяет общий более высокий уровень обучаем детей с ЗПР, по сравнению с умственно отсталыми детьми (что находит свое воплощение в объеме усваиваемого материала, темпе обучения и др.). Это позволяет многим детям с ЗПР через некоторое время успешно обучаться по программе массовой школы. Особые трудности представляет отграничение от умственно отсталых детей тех детей с ЗПР, у которых более отчетливо выступают признаки недоразвития познавательной деятельности. Однако при некотором недоразвитии сложных форм мышления у детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, более сохранны моторика, речь, пространственные представления. данным Т.А.Стрекаловой (1981), дети с ЗПР к концу дош­кольного возраста могут достаточно успешно классифицировать про­стые предметы по таким наглядным признакам, как форма и цвет. По сравнению с нормально развивающимися детьми, дети с ЗПР с гораз­до большим трудом выделяют в качестве общих признаков величину и материал предметов и слабо владеют понятиями второй ступени обобщенности. Однако они значительно превосходят по уровню мыслительных операций умственно отсталых детей, которые не мо­гут самостоятельно выделять общие признаки предметов.

VII. 3 Коррекционно-педагогическая работа по







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.