Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБОРОТНО-САЛЬДАВАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО СИНТЕТИЧЕСКИМ СЧЕТАМ за январь 200_ г. (в руб.)





 

№ счета Наименование счета Сальдо начальное Оборот Сальдо конечное
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
  Основные средства            
  Материалы            
  Основное производство            
__ _________            
__ _________            
__ _________            
Итого   Сумма 1 Сумма 1 Сумма 2 Сумма 2 Сумма 3 Сумма 3

 

Для составления оборотной ведомости использованы данные о начальных остатках, оборотах и конечных остатках синтетических счетов.

В оборотной ведомости по синтетическим счетам должно быть по итогу три равенства: первое – остатков на начало отчетного года по дебету и кредиту; второе — оборотов по дебету и кредиту; третье — остатков на конец отчетного периода по дебету и кредиту.

 

Первое равенство отражает баланс предприятия на начало отчетного периода.

Второе равенство (равенство оборотов) обусловлено применением способа двойной записи на счетах, при которой каждая операция записывается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов.

Третье равенство отражает итоговый баланс на конец отчетного периода.

 

Равенство итогов всех трех пар колонок оборотной ведомости по синтетическим счетам имеет большое контрольное значение, так как свидетельствует о правильной записи на счетах бухгалтерского учета.

Однако не все ошибки, допущенные в учете, выявляются при составлении оборотной ведомости по синтетическим счетам. Так, не будут нарушены равенства при записи одной и той же операции на счетах несколько раз, при пропуске операций, при записи операций в неправильной, но равной сумме по дебету и кредиту. Для выявления подобных ошибок итоги оборотов оборотной ведомости по синтетическим счетам сверяют с итогом хронологической записи (регистрационным журналом).

В оборотную ведомость по синтетическим счетам включены све­дения об остатках на счетах па конец отчетного периода. Это позволя­ет применять оборотную ведомость по синтетическим счетам для со­ставления нового баланса, так как основная часть статей баланса со­ответствует наименованиям синтетических счетов.

 

Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляют по различным формам. Если аналитический учет ведется только в денежном выражении, то оборотная ведомость по аналитическим счетам составляется по форме оборотной ведомости по синтетическим счетам.

Если аналитический учет ведется не только в денежном, но и в натуральном выражении, то в форме оборотной ведомости по аналитическим счетам предусматриваются колонки не только для стоимост­ных, но и для натуральных измерителей с указанием единицы измерения.

Оборотные ведомости но аналитическим счетам, гак же как и обо­ротные ведомости по синтетическим счетам, составляют главным образом для проверки правильности записей по аналитическим счетам.

Итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам сверяют с ито­гами соответствующего синтетического счета. Они должны быть обя­зательно равны.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам используют так­же для наблюдения и контроля за состоянием и движением отдельных видов имущества и их источников.

Оборотную ведомость по аналитическим счетам разных дебито­ров и кредиторов, которые открываются в дополнение к синтетичес­кому счету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», приме­няют, кроме того, для выведения конечных остатков активно-пассив­ного счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

 

 

План счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему реги­страции и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгал­терском учете. В нем приведены наименования и номера синтетичес­ких счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго по­рядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отра­жению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщенных в них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

С 1 января 2001 г. в России действуют новый План счетов бух­галтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Переход на новый План счетов разрешается осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с. 1991 по 2000 г. в России дейст­вовал План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91 г. №56.

План счетов 2001 г. является единым и обяза­тельным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учрежде­ний) независимо от подчиненности, формы собственности, организа­ционно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).

Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободыее коды счетов.

Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Например, если у организация выпускает один вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми и в этом случае отпадает необходимость в использовании счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

 

В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки сче­тов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с харак­тером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены раз­делы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I «Внеоборотные активы», раздел II — «Производст­венные запасы»). Затем показаны разделы со счетами издержек про­изводства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расче­тов (III—VI разделы).

В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (VII, VIII разделы). Обязательства организации отражены в VI разделе.

В новом Плане счетов вновь введено 5 счетов (14, 59, 63, 81, 91). Из старого Плана счетов исключено 23 счета. В новом Плане счетов предусмотрено 20 счетов для отражения операций по исключенным счетам. Всего в новом Плане 60 балансовых и 11 забалансовых сче­тов.

 

Забалансовые – это счета, предназначенные для учета арендованных средств, принятых на ответственное хранение ТМЦ и иных имущественных позиций.

 

Учетные регистры

Записать операцию на счетах — это значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами.

Совокупность и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учетной регистрации. Под учетной регистрацией понимают запись хозяйственных операции в учетных регистрах.

 

По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы (ведомости).

 

Бухгалтерские книг и - это учетные регистры в которых все страницы пронумерованы и заключены в переплет. На последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера или другого уполномоченного лица. В некоторых книгах, например кассовой, страни­цы не только нумеруют, но и прошнуровывают шпагатом, скрепляют сургучной печатью. Книги применяют для синтетического и аналитического учета (например, кассовая, главная книга, журнал хозяйственных операций и пр.).

 

Карточки – это бланки из плотной бумаги или неплотного картона, не скрепляемые между собой. Их хранят в специальных ящиках — картотеках, карточки открываются на год. Открытые карточки регистрируют в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью. В настоящее время они являются самым распространенным видом регистров в нашей стране (индивидуальная карточка сотрудника, карточка объекта основных средств, материалов и пр.).

 

Свободные листы (ведомости) – это те же бланки, отличающиеся от карточек лишь тем, что изготовляются из менее плотной бумаге и имеют больший формат. Хранят их в особых папках-регистраторах; заводятся они, как правило, на месяц или квартал. Запись в учетные регистры осуществляют ручным или машин­ным способом (журналы-ордера, оборотные, шахматные ведомости).

 

После регистрации хозяйственной операции в учетном регистре, на бухгалтерской проводке или первичном документе делают соответствующую отметку для облегчения последующей проверки правильности разноски. По окон­чании месяца по каждой странице учетных регистров подводятся итоги. Итоговые записи синтетических и аналитических регистров обязательно сверяются путем составления оборотных ведомостей или другим способом.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгал­терской отчетности является коммерческой тайной.

После утверждения годового отчета учетные регистры группиру­ют, переплетают и сдают на хранение в текущий архив организации.

 

 

Способы исправления в учетных записях

 

Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и спосо­бом «красное сторно"

 

Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей.

Сущность данного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумму зачеркивают и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркивание производят тонкой линией так, чтобы можно было прочесть за­черкнутое. При этом зачеркивается все число, если даже ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривает­ся и подтверждается: в документах — подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах — подписью лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в кон­це страницы, записывая в ней «Исправлено» и правильный текст или сумму.

 

Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и пре­уменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку.

Если, например, подотчетным лицам выдали из кассы (40000 py6.), а ошибочно записали 10 000 руб., то на разность между этими суммами — 30 000 руб. (40 000 — 10 000) нужно соста­вить дополнительную проводку.

 

 

Д-т К-т Д-т К-т

71 50 50000 71 50 10000

50 71 10000 71 50 10000

 

Если в учетных записях указана неправильная корреспонденции счетов, то для исправления ошибок применяется способ «красное сторно».

Сущность данного способа состоит в том, что вначале ошибочная проводка повторяется, в той же корреспонденции счетов, но запись производится красными чернилами.

При подсчете итогов в учетных регистрах суммы, записанные крас­ными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итога. Тем самым неправильная запись аннулируется, снимается отрицательными числами. После этого составляется новая проводка с правильной кор­респонденцией счетов и записывается в регистры обычными чернилами. Исправление ошибочных записей способом «красное сторно» представлено в следующем примере.

 

Пример. В организации совершена следующая операция: из кассы выдано подотчетным лицам 40 000 руб. Ошибочно была составле­на следующая проводка:

 

Д-т К-т

70 50 40000

При проверке записей на счетах ошибка была обнаружена (дебето­вать нужно не счет расчетов по оплате труда, а счет подотчетных лиц)

Для снятия ошибочной записи неправильную проводку повторя­ют красными чернилами и записывают ее в учетные регистры.

 

Д-т К-т

70 50 40000


После этого составляют правильную проводку:

Д-т К-т

71 50 40000

На счетах эти суммы будут отражены следующим образом.

 

-

 

Иногда способ «красное сторно» применяют для исправления ошибок и в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но преуве­личена сумма операции. Для исправления такой ошибки составляют вторую сторнировочную проводку на разность между преувеличен­ной и правильной суммами операции.

Способ «красное сторно» применяется в бухгалтерском учете не только для исправления ошибок, но и для корректировки учетных дан­ных по отдельным счетам.

Формы бухгалтерского учета

Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, последовательнос­тью связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, т.е. использованием тех или иных технических средств.

Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с уста­новленным порядком и способом записи в них.

В настоящее время в организациях наиболее распространены:

· ме­мориально-ордерная;

· журнально-ордерная;

· автоматизированная фор­мы учета.

 


Состав учетных регистров и последовательность записи в них при мемориально-ордерной форме учета представлены ниже.

 

При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или свод­ных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые све­ряются между собой.

Плюсы. Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последо­вательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины, копировальный способ регистра­ции. Кроме того, при ней легко осуществлять разделение учетной ра­боты между квалифицированными и менее квалифицированными ра­ботниками.

Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются:

· трудоемкость учета, вызываемая, прежде всего многократным дуб­лированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регист­рационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);

· отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость ана­литического учета (он часто отстает от синтетического учета);

· формы регистров аналитического учета зачастую не содержат по­казателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятель­ности и составления отчетности.

 

В связи с этим учет имеет сравнительно низкое познавательное значение, а для составления отчетности приходится производить выборку и группировку данных текущего учета. В настоящее время мемориально-ордерная форма учета применяется в сравнительно небольших организациях.

 

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

· применение для учета хозяйственных операций журналов-орде­ров, запись в которых ведется по кредитовому признаку (в ведомостях – по дебетовому);

· совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналити­ческого учета;

· объединение в журналах-ордерах систематической записи с хро­нологической;

· отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разре­зе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

· сокращение количества записей благодаря рациональному пост­роению журналов-ордеров и Главной книги.

 

Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов. Открываются они на месяц на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоян­ный номер. Как правило, журналы-ордера имеют различную форму. Да­лее представлена форма журнала-ордера № 1 по счету 50 «Касса».

Запись в журналы-ордера производят ежедневно либо непосредственно с первичных документов, либо со вспомогательных ве­домостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов. Во втором случае в журналы-ордера записы­вают итоги вспомогательных ведомостей.

В журналах-ордерах производятся только кредитовые записи того синтетического счета, операции которого учитываются в данном жур­нале. Например, в журнал-ордер № 1 по счету 50 «Касса» записываются только те операции, по которым счет «Касса» кредитуется. Операции, по которым счет «Касса» дебетуется, будут записаны в Главную книгу. Тем самым исключается дублирование оборотов по корреспондирующим счетам. Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в данном журнале, и суммы дебетовых оборо­тов каждого корреспондирующего с ним счета.

Форма журнала-ордера по счету 50 «Касса» представлена ниже.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.