|
Управленческие (менеджерские) характеристики и общеорганизационные способности
Управленческие (менеджерские) характеристики, строго говоря – это те свойства индивида, которые проявляются через функции способностей, но не являются ими. Основными менеджерскими характеристиками являются биографические или общесоциальные характеристики и личностные качества эффективного руководителя. Общесоциальные, в свою очередь, определяются по следующим факторам. Первый фактор – возрастной. Во-первых, существует, хотя и так показательно, связь между возрастом и иерархическим уровнем руководителя. Обычно более крупные руководящие посты занимают люди зрелого возраста. Во-вторых, функцией возраста является богатство профессионального опыта, а следовательно, и возможности эффективного осуществления управленческой деятельности. В-третьих, от возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивных методов управления: вторые, как правило, усиливаются, а первые – наоборот. В-пятых, имеет место и возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства, в основном в сторону их ужесточения. Фактор пола. Следует подчеркнуть, что современная социология и психология управления – это в основном «мужчины-руководители», хотя в последнее время к руководству привлекают и женщин. Если сравнить разных по полу руководителей, то мужчины успешнее решают одни задачи управления, женщины -другие. Имеются некоторые особенности при выборе женщинами средств и методов воздействия в разработке и реализации управленческих решений. К особенностям женского подхода относятся способность к объединению, открытому общению, к настоящей продуктивной работе в команде, а также чувствительность и интуиция в отношениях с персоналом компании. Женщины-руководители хорошо проявляют себя в подразделениях и филиалах компаний, зависимых и дочерних фирмах и т.п. Складывается так называемый женский стиль управления (мягкое управление). Ему присущ средний уровень напористости, готовности рисковать и конфликтовать, соперничества (конкуренции). Многовековая история женской доли сформировала в женском сознании идею о коллективном выживании. В своей деятельности они вольно или невольно пытаются приобщить большинство персонала к активной управленческой или производственной деятельности, предоставляя им одновременно пространство для реализации их собственных потребностей и интересов. Они часто привычки семейной жизни вносят в свой стиль деятельности компании. Женщины лояльно относятся к чужим достижениям, если они не касаются ее личности. Мужчина-руководитель – традиционное явление мирового менеджмента. Он часто ставит на первое место себя, более заботится об укреплении своих позиций. Приоритетом для него является результат, а не сам процесс его достижения. Известный девиз: «Цель оправдывает средства» очень характерен для мужчин-руководителей. Кроме того, социальные и ролевые стереотипы воспитания также влияют на большую успешность выполнения управленческих функций мужчинами. Фактор культурно-образовательного уровня. Он напрямую связан с эффективностью управления. Более того, он зачастую является необходимым условием для занятия какого-либо руководствующего поста. Фактор социально-экономического статуса. Он оказывает сильное влияние на успешность управленческой деятельности, а в особенности – на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по управленческой лестнице. Сюда подходит такое образное выражение: «Чтобы стать президентом компании – необходимо родиться в семье, которая ей владеет» Вторую подгруппу характеристик эффективного управленца (менеджера) составляют личностные качества. Среди них следующие. Доминантность (дословно – господство, преобладание, влияние) – черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Она является предпосылкой авторитарного стиля руководства. Уверенность оказывает позитивное влияние на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, она является стабилизатором личных усилий – индивидуальной деятельности руководителя. Ее недостаток ведет к нерешительности, к чрезмерно гибкой реакции на внешние влияния. Во-вторых, подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя и воспроизводят поведенческие установки руководителя в своей деятельности. Следующие черты эффективного менеджера – эмоциональность, стабильность, стрессоустойчивость и креактивность (способность личности в создании новых оригинальных идей и способов решения задач) также оказывают активное влияние на управленческую деятельность, отражаются на деятельности подчиненных. Стремление к достижениям и предприимчивость тесно взаимосвязаны и находятся в причинно-следственных отношениях. Людям, обладающим такими качествами, присущи следующие особенности: · во-первых, не склонность подвергать себя чрезмерному риску, умение ставить перед собой достаточно взвешенные, умеренные цели; · во-вторых, они предпочитают такие ситуации, в которых ответственность за их преодоление лежит лично на них, а успех зависит от личных усилий и способностей; · в-третьих, эти люди не избегают, а, наоборот, стремятся к обратной связи – получить как можно больше объективной информации о результатах своего поведения. Ответственность и надежность. Надежность – это умение держать слово. Хотя в управленческой деятельности очень часто приходится сталкиваться и с таким феноменом, как уход от ответственности. Независимость личности. В управленческой деятельности руководитель обычно всегда чувствует «давление сверху», влияние различных точек зрения, интересов, мнений. Однако необходимо помнить, что только независимые руководители, хотя они и трудно воспринимаются руководством и коллективом, в итоге добиваются значительных результатов. Общительность, социабельность, коммуникабельность. Это умение строить межличностные отношения, а также потребность к установлению широких социальных контактов. Рассмотренные качества и характеристики являются, безусловно, важными для обеспечения управленческой деятельности, но они не исчерпывают всего перечня характеристик человека. В литературе приводятся и некоторые другие характеристики и качества, которые также в определенной степени важны для управленческой деятельности. Например, широта взглядов, предвидение, энергичность, упорная работа и непрерывная учеба, умение формулировать цели, готовность слушать и брать на себя ответственность, здоровье и т.д. Все личностные качества и критерии можно определить одним общим понятием – факторы эффективности управленческой деятельности. Они включают следующие основные требования: · умение добиваться результата; · желание много работать для их достижения; · желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованное решение; · готовность к изменениям, управлениям ими и использованием в интересах организации; · готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество; · искусство принимать быстрые решения; · способность сосредоточиваться на настоящем и будущем; · способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их; · готовность к близким социальным взаимоотношениям; · готовность к общему руководству; · творческий подход к своей работе; · постоянное самосовершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма; · умение правильно использовать свое время; · готовность к мотивированию себя и персонала; · готовность работать во главе хорошо подготовленного профессионального персонала; · готовность к политическому руководству; · международный кругозор. В американском менеджменте есть требование к управленцу, получившее название – правило «7М». Согласно ему, менеджер должен обладать способностями, позволяющими ему отвечать за семь «М»: men (люди), method (методы), money (деньги), machines (машины), materials (материалы), marketing (сбыт), management (управление). Второй функционально-деятельный критерий включает две подгруппы способностей. Первая – общеуправленческие способности, необходимость которых обусловлена содержанием управленческой деятельности как типа профессиональной деятельности. Вторая – способности более локального характера, обусловленные той или иной управленческой функцией. Способности первой группы объединяют следующие: Психологическая избирательность. Она проявляется в нескольких личностных и поведенческих индикаторах. Ими являются: 1) повторяющиеся факты быстрого и точного отражения психологических особенностей других людей; 2) сопереживание человеком того, что переживают, чувствуют другие; 3) высокая чувствительность и восприимчивость к описанию психологических качеств других людей; 4) возможность быстро и адекватно характеризовать психологические особенности людей; 5) преимущественный выбор психологических объектов из многих других, одновременно действующих на человека и избирательность общительности; 6) избирательно-психологическая память и наблюдательность; 7) склонность к социологическому и психологическому анализу, объяснению поведения других людей и своего собственного; 8) способность мысленно поставить себя в ситуацию другого человека. Практический психологический ум имеет следующие проявления: 1) адекватное распределение обязанностей в коллективе с учетом индивидуальных особенностей людей; 2) быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знания людей; 3) находчивость в использовании психологического состояния людей применительно к условиям жизни и деятельности; 4) способность стимулировать мотивы деятельности, находить пути и способы заинтересовать людей делом; 5) учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психологических различий людей при группировке их для выполнения коллективной деятельности; 6) высокая степень обучаемости при формировании организаторских знаний, навыков и умений; 7) тенденция решать практические вопросы сквозь призму наличных людских возможностей. Психологический такт проявляется в: 1) чувстве меры во взаимоотношениях с людьми; 2) речевой адаптации к разным людям; 3) индивидуальное общении с людьми; 4) чувстве ситуации; 5) учете внешних обстоятельств, влияющих на взаимоотношения людей друг с другом; 6) чуткости, внимательности, участливости в отношениях к людям; 7) простоте, естественности в общении, способности оставаться самим собой в отношениях с людьми, отсутствие наигранности в поведении; 8) чувстве справедливости, объективности подхода к подчиненным, способности показать и доказать эту объективность. Общественная энергичность имеет следующие показатели: 1) эмоциональное воздействие проявляющиеся в интонации, ударении, паузах; 2) волевое побуждение проявляющиеся в речевой, мимической форме; 3) способность воздействовать на других своим отношением к людям, делам, событиям; 4) логическая убедительность воздействия словом и делом; 5) практически деятельная форма воздействия, когда организатор сам показывает, как выполнить дело, которое он поручает другим; 6) уверенность в своих силах, большая вера в дело, в возможность его осуществления, оптимизм, бодрость духа; 7) способность правильно и быстро выбрать момент решающего воздействия, пойти на риск, Требовательность выражается в следующем: 1) смелость предъявления требований; 2) постоянство предъявления требований; 3) гибкость их предъявления в зависимости от конкретной обстановки; 4) самостоятельность требований; 5) категоричность требований; 6) разнообразие форм их выражения; 7) индивидуализация требований в зависимости от психологических особенностей людей. Критичность имеет следующие индикаторы: 1) критическая наблюдательность, умение выявить недостатки; 2) самостоятельность критичности; 3) легкость критического анализа; 4) логичность и аргументированность критики; 5) прямота и смелость критики; 6) глубина и существенность критических замечаний; 7) постоянство критических высказываний; 8) доброжелательность критики. Эти общеорганизационные способности дополняются и конкретизируются более локальными способностями, которые обуславливают эффективное выполнение отдельных управленческих функций. Основными из них являются следующие способности. Склонность к организаторской деятельности находит выражение в: 1) спонтанном самостоятельном включении в организаторскую деятельность; 2) принятии на себя роли организатора и ответственности за работу других людей; 3) потребности в осуществлении организаторской деятельности; 4) естественности включения в эту деятельность; 5) неутомимости в организаторской работе; 6) эмоционально-положительном самочувствии при ее выполнении. Способность к целеполаганию – это способность формулировать цель и довести ее до подчиненных. Способность к прогнозированию состоит в умении руководителя предвидеть последствия принимаемых решений, заглянуть в будущее. Способность к планированию как своих действий, так и действий подчиненных. Способность к принятию управленческих решений. Это своего рода умение брать на себя ответственность. Коммуникативные способности – это социабельность, общительность, коммуникабельность и т.д. Мотивирующие способности – это умение заражать своими замыслами других. Способности контроля – это способность адекватной оценки результатов. Способность разбираться в людях – это умение видеть в людях то прогрессивное, положительное начало, которое затем реализуется в эффективной и производительной деятельности. Профессиональная компетентность руководителя – это способность грамотно и квалифицированно осуществлять управленческие функции. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|