Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философия воли А. Шопенгауэра и Ф. Ницше





Во второй половине 19 в. появляется «философия жизни». «Философия жизни» — философское течение, получившее основное развитие в конце XIX века. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя» в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. В этой философии понятие «бытие» заменяется понятием «жизнь». Жизнь — это движение, развитие. В ней отсутствует стабильность и покой.

Выделяется 3 школы «философии жизни»:

1. Академическая философия жизни.

2. Творческая эволюция.

3. Философия воли.

Артур Шопенгауэр(1788-1860)считается создателем философии волии родоначальником современного иррационализма. Его концепцию называют также волюнтаризмом. Основное сочинение Шопенгауэра - «Мир как воля и представление» - позволяет судить об основах его философии. Мир – это мир человека, таков исходный пункт философии А.Шопенгауэра. он говорил, что мир есть «мое» представление: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа.

Что же значит утверждение А. Шопенгауэра «Мир - моё представление»? Мир – это мой мир, мой в том смысле, что я его вижу таким, каким мне позволяют видеть мои представления. Но мир отнюдь не только мой мир, он еще не зависим от меня, самостоятелен, объективен. Согласно Шопенгауэру, картина мира как представление действительно и противоречива, в ней все упорядочено, но одновременно и условно. Шопенгауэр рассматривал мир через волю индивида, его мысли и волю. Он отмечал, что индивид имеет свои корни в жизни, ибо тело для индивида не только представление, но и сама жизнь; тело индивиду раскрывает смысл жизни через волю. Он считал, что «волевой акт и действие тела – это одно и то же», ибо нет движения тела без воли. Воля проявляется в каждой слепо действующей силе природы; в обдуманной деятельности человека. Она имеет свои формы – пространство, время, причинность. В мире животных, человеческом роде – везде проявляется через борьбу «воля к жизни». Познание служит человеку в его борьбе за выживаемость. Упор А. Шопенгауэр сделал не на том, что наука знает, а на том, что она может для решения практических задач. Воля человека как свободная в известной мере смыкается с нравственной жизнью людей. Шопенгауэр восстает против господства законов и норм над индивидом. Он не принимает категорического императива И. Канта, который связан с «правами» разума. Он утверждает примат воли над разумом, иррационального над рациональным. Разум, по его мнению, дает лишь внешнее знание о мире. А вот воля позволяет постичь мир изнутри, через нее человек связан с космической первоосновой мира. Не воля подчиняется разуму, а разум – воле. Добродетельность и разумность, по А. Шопенгауэру – разнородные понятия. Он полагает, что в голосе сердца больше истины, чем в философских силлогизмах.



Философ считал, что существует «три основных пружины» человеческих поступков и только через возбуждение их действуют все, какие только возможно мотивы. Эти «пружины»:

- эгоизм, который хочет собственного блага (он безграничен);

- злоба, которая хочет чужого горя (доходит до самой крайней жестокости);

- сострадание, которое хочет чужого блага (доходит до благородства и великодушия).

Место законопослушного гражданина в творчестве А. Шопенгауэра занял живой, страдающий, стремящийся к счастью индивид. Страдания же человека – в высшей степени серьёзная вещь, задающая меру познания. Что касается мотивов, которые руководят людьми, то их, по Шопенгауэру, «три общих»:

- собственное благо;

- чужое зло;

- чужое благо.

Сущность жизни и человека А. Шо­пенгауэр обнаруживает в воле. Ничем неограниченная Мировая воля порождает все события и явления мира и при этом сама не имеет ос­новы. Воля понимается А. Шопенгауэром как бесконечное стремле­ние без цели. Человек — орудие воли, в его желаниях и стремлениях воля находит адекватное воплощение. По мысли А. Шопенгауэра, человек не может вырваться из круга желаний. Единственным спосо­бом ослабления желания А. Шопенгауэр считает чистое созерцание без цели. Шопенгауэр отожествляет мир с волей.

Представителем философии воли так же является Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий философ второй половины 19 в.. Форма изложения философских идей у Ницше – афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации. Он высказывал свою позицию не заботясь об аргументации, доказательности. Его философские взгляды – это его собственное бытие. «Переоценка ценностей», о чем часто писал Ницше, была его естественным состоянием.

Трудами Ф. Ницше являются: «Рождение трагедии», «Несвоевременные размышления», «Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мысли и изречения», «По ту строну добра и зла», «Антихрист» и др.

Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я. Ф. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества.

Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. Жизнь существует, потому что есть воля к жизни. Из всех проявлений воли - самой важной является воля к власти. Всё, что помогает воле к власти, должно быть оправдано. Ницше рассматривает волю как произвольную и целенаправленную. Воля к власти связывается Ницше со всем жизненным, направленным на самосохранение, утверждение силы и власти. Именно воля к власти является той точкой отсчета, от которой необходимо исходить в построении новой системы ценностей.

В работе «Антихристианин» Ф. Ницше критикует христианство, как религию, ослабляющую волю к власти. Ницше заявляет: «Бог умер - да здравствует Бог!». Люди всегда мечтали о сильной личности, мечту превратили в Бога. Бог — сверхличность. По мнению Ф. Ницше, христианство вступило в заговор против всего здорового – силы, красоты, смелости, удачливости, в конечном счете – против самой жизни. Ведь христианство превратило в силу то, что естественно считать слабостью, а слабостью стало то, что в действительности является силой. Покорность христианина, надеющегося на то, что сделавшие ему зло люди будут наказаны во время Страшного суда кем-то более сильным – разве это не проявление слабости? В 19 в. появился «сверхчеловек», мечта о Боге умерла, и появились сверхличности. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей.

Ф. Ницше разделил человечество на волевых людей и слабых. Задача сверхличности - любым путем добиться власти.

В обществе должно существовать две морали:

- первая мораль существует для сверхличности;

- вторая мораль - для слабого человека.

Сверхличность в обществе себе подобных будет вести себя честно, а в обществе слабых ей дозволенно все, что может подчинять слабого. Образ «сверхчеловека» - это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У слабых людей она проявляется как воля к «свободе», у более сильных – как воля к большей власти, или если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самых сильных – как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. Философия Ницше легла в основу идеологии немецкого фашизма. Нельзя не отметить, что главная тенденция в воззрениях данного мыслителя состояла в совершенствовании культа человека, в улучшении самого типа человеческой личности.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.