Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Т. Гоббс и Д. Локк о государстве и естественных правах





Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ-материалист. Основными сочинениями Т. Гоббса являются: трилогия «Основы философии»: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Т. Гоббс продолжил эмпиризм Ф. Бэкона.

Наряду с Ф. Бэконом и Р. Декартом, Т. Гоббс явился основоположником новой исторической формы материализма – метафизического (механистического) материализма. Он рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, вещи, процессы считал формами её проявления. Материя вечна, а тела и явления – нет. У Гоббса материя не имеет качественных характеристик: он её анализирует как математик, геометр и механик с количественной стороны. В интерпретации Гоббса материя геометризируется (имеет высоту, ширину, глубину) и представляет как нечто однородное, бесцветное, обладающее механическим движением. В силу определенного уровня развития науки он не смог прийти к пониманию самодвижения материи.

Значительное место в работах Т. Гоббса занимают социально-философские и философско-правовые проблемы. Большое значение имеют его социально-политические взгляды и созданное им учение о государстве. Он рассматривал государство как человеческое, хотя и называл его Левиафаном, т.е. «смертным» богом, созданным людьми. По Т. Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей. Понятия добра и зла различаются только государством, человек же должен подчиняться воле государства и признавать дурным то, что признает дурным государство. Государство учреждается для достижения мира и безопасности людей. При этом государство должно заботиться об интересах и счастье народа.

Учение о государстве содержит две части:

1. этика – учение о человеке;

2. политика – учение о гражданине, о государстве.

По мнению Гоббса, человек отличается от животного наличием ума. С помощью ума он создает язык - средство общения. Появляясь на свет, человек обладает естественными правами (право на жизнь, свободу, собственность). Агрессивность, вложенная в человека, заставляет его конфликтовать с другими. Гоббс говорил: «Человек человеку – волк». Благодаря разуму человек отказался от части своих естественных прав и передал их государству, тем самым спас себя от уничтожения. Таким образом, в результате договора возникает государство, которое ограничивает естественные права человека.

Т. Гоббс дал определение естественного права и естественного закона: «Естественное право есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения совей собственной природы, т.е. собственной жизни». «Естественный закон есть предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к её сохранению, и допускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».

Гоббс выделяет три формы правления государством:

1) монархия,

2) демократия,

3) аристократия.

По его мнению, монархия – лучшая форма правления государством. Власть государства абсолютна, а подчинение государству – это добро. Но если монарх нарушает устои государства, то народ в праве поменять его на другого.

Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ, широко известен как теоретик либерализма. Его главная работа – «Опыт о человеческом разуме» была закончена в 1687 году и опубликована в 1690 году. В 1693 году была опубликована его книга «Мысли о воспитании».

Согласно Локку, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи, которым присущи лишь чисто количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: величина, фигура, плотность, инерция – «первичные качества». Они существуют независимо от человека. «Вторичные качества» - запахи, звуки, цвета, вкус. Кажется, что они принадлежат самим вещам, но на самом деле этих качеств в вещах не существует. Они возникают в субъекте под воздействием «первичных качеств». Локк писал, что если убрать эти ощущения: глаза не видят света, уши не слышат звуков, нос не обоняет, то все цвета, вкусы, запахи и звуки как особые идеи исчезнут и сведутся к своим причинам, т.е. к объему, форме и движению частиц. Локк не предполагал даже, что ощущение цвета, запаха, звука и т.п. имеют объективное, т.е. не зависимое от человека содержание.

В «Опыте о человеческом разуме» Локк выступил с критикой идеи Декарта о врожденных идеях. С точки зрения Локка, сознание новорожденного представляет собой «чистую доску», которая при контакте с действительностью (т.е. в результате опыта) постепенно «покрывается письменами разума». Такой способ объяснения для формирования знаний о мире получил название сенсуализма. При исследовании бытия он оказывался непоследовательным материалистическим сенсуалистом: признавал объективными, материальными «первичные» качества вещей и таковыми не считал «вторичные» качества. Он говорил, что критерий истины находиться в опыте, ибо человеческое знание получается лишь из опыта.

Д. Локк различал три основные вида познания:

- сенситивное (познание единичных вещей с помощью органов чувств, чувственного опыта);

- демонстративное (исследование положений математики, бытия Бога, нравственных человеческих норм);

- интуитивное (самоочевидное истины нашего собственного существования).

Локк выделял два вида опыта:

1) опыт внешний – связанный с восприятием внешнего мира, где ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств.

2) опыт внутренний – связанный с рефлексией, т.е. наблюдением души над своими собственными внутренними действиями.

Человека Дж. Локк рассматривал как общественное существо. Он полагал, что человека «побуждают объединяться с другими людьми и поддерживать это жизненное сообщество не только жизненный опыт но необходимость, но жить в обществе его заставляет некая природная склонность, и он обязан сохранять и поддерживать это сообщество как самого себя благодаря речи и языку, которыми он наделен».

Отправной точкой политической концепции Дж. Локка является идея естественного состояния – состояния, в котором все люди равны друг с другом и обладают равными возможностями. В естественном состоянии действует закон «Око за око, зуб за зуб», т.е. человек претерпевший зло от другого человека имеет право наказать своего обидчика.

Дж. Локк создал концепцию «естественного права», в соответствии с которой люди равны от рождения. На основании этого он сделала вывод, что никто, даже монарх не имеет права посягать на свободу, здоровье и жизнь другого человека. По мнению Дж. Локка, человек от рождения обладает основными правами: правом на жизнь, правом на свободу и правом на собственность.

Д. Локк считал, что государство возникает как результат договора людей, все люди равны и свободны от рождения. Никто не должен наносить ущерб свободе, здоровью человека. Государство выполняет два вида власти:

· сохраняет себя (законодательная власть);

· наказывает нарушителей (исполнительная власть).

Дж. Локк разрабатывает идею о разделении власти в государстве. Люди объединяются в государство, т. е. подчиняют свои интересы интересам большинства. Возникает законодательная власть. Что бы законы работали, нужна исполнительная власть. Исполнительная власть должна назначаться законодательной властью.

 

Философия эпохи Просвещения

Говоря и философии эпохи Просвещения имеют в виду прежде всего учения французских философов XVIII в.: Франсуа Вольтера, Жан-Жака Руссо, Денни Дидро, Шарля Монтескье, Жюльена Ламетри, Поля Гольбаха и др.

Основная проблематика философии Просвещения – гносеологическая и антропологическая. Просвещение заимствует из Возрождения культ человека, из Нового времени – культ науки и разума, дополняет их верой в неограниченный процесс, идей всеобщего равенства людей перед законом. Характерная черта философии XVIII в. – исторический оптимизм. В философских размышлениях о природе просветители проводят принципы детерминизма и механистического материализма. Природа понимается как часовой механизм, который может быть разобран по винтику, а затем вновь собран в нужном виде. Механистически понимается и человек. Характерным в этом смысле является труд Ж. Ламетри «Человек – машина» и высказывание Д. Дидро, что мозг вырабатывает мысль так же как печень желчь.

Центром эпохи Просвещения является Франция XVIII в. Философию этого периода можно разделить на две части:

а) деизм;

б) материализм.

Деизм – философское направление, трактующее Бога как абстрактное внеприродное начало, имеющее лишь первоначальное отношение к природе. Представители: Ш.Л.Монтескье, Ф.М.А.Вольтер, Ж.Ж.Руссо.

Ш. Монтескье. Его работа – «О духе законов». Неравенство людей связано с их имущественными интересами, что порождает социальную борьбу. Он считал, что закон и общество носят двоякий характер:

1) естественные законы порождены биологической природой человека;

2) общественные законы установленные государством. Свобода – право делать то, что дозволено законом.

Монтескье – один из родоначальников географического детерминизма, он считает, что определяющий фактор исторического развития связан с географической средой. Форма государственного устройства зависит от географической среды.

Ф. Вольтер. Его творчество связано с философией, публицистикой, историей культуры. Философские работы Вольтера - «Философские письма», «Трактат о метафизике». Он считает, что человек существо социальное, у людей есть врожденный инстинкт деятельности. Вольтер считал, что все люди равны. Свободу человека он понимал лишь в чисто абстрактном правовом и политическом смысле. История – это борьба мнений, мнения правят миром.

Жан Жак Руссо. Его работы – «О влиянии наук на нравы», «Эмиль». Значительным влиянием пользовалась теория общест­венного договора, выдвинутая Руссо. Согласно этой теории, люди созна­тельно ограничили свою свободу и заключили договор, где они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Но, в то же время, граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Так возникло правовое госу­дарство: в результате договора, а не насилия. Все люди равны по рождению. Неравенство связано с имуществом. Современное общество находится в кризисе, так как люди стараются казаться, а не быть. Государство поддерживает частную собственность, неравенство людей и порождает кризис. Необходимо вернуться к естественному состоянию, его лозунг: «Назад к природе». Видимо, философ первым постиг противоречивые стороны цивилизации и пришел к выводу, что развитие производства, культуры и науки приносит и нечто иное, чем выгода и польза.

Формирование совершенного человека связано с воспитанием, считает Руссо и создает целую педагогическую систему. Основой естественной морали должно стать трудовое воспитание личности.

К материалистам эпохи Просвещения относятся: Дени Дидро, Жюльен Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций. Они считают, что мир существует реально и он материален. Материи присуще движение. Источник движения находится в самой материи. Материя и движение являются единственной существующей реальностью. Так как вся природа является ни чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для случайности. Природа выступает как бесконечный ряд причин и следствий. В эту строго детерминистическую систему помещается и человек.

Мышление является способностью определенного вида материи. Его основания покоятся на ощущениях. В области познания французские материалисты принимают принципы сенсуализма. О механическом подходе к пониманию человека свидетельствует название работы Ламетри «Человек-машина».

Творчество французских материалистов проникнуто атеизмом. Гольбах в популярной для его времени работе «Карманное богословие» заявляет, что «религия противоречит всем принципам здравого смысла и вносит неисправности в человеческое познание».

Основные понятия

ДЕДУКЦИЯ («выведение») - путь мышления, который идет от обще­го положения - к частному.

ДЕИЗМ - учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, причем мир, будучи сотворен, предостав­лен действию собственных законов. Деизм возник в Англии и выступал в виде естественной религии или религии разума, сыграв положительную роль в развитии свободомыслия XVII - XVIII вв.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (право природное) - учение об идеальном, не зависимом от государства праве, вытекающем будто бы из разума и природы человека. Наибольшее распространение получило в XVII - XVIII вв. в Западной Европе. Его сторонники: Спиноза, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах. Согласно их учению, в сознании всех людей действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, неза­висимо от времени и места и неизменно.

ИНДУКЦИЯ («наведение») - движение знания от отдельного - ко всеобщему. Противоположностью ин­дукции является дедукция. Индукция как способ исследования обосновы­вается и развивается Бэконом.

МЕХАНИЦИЗМ - мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рас­сматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды ма­териального движения.

МОДУС («мера, способ») - термин в философии Спинозы, обозна­чающий все преходящие состояния субстанции, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в субстанции и ее атрибутах (неотъемлемых свой­ствах). В модусах выражается бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в которых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция. Модусы пассивны.

МОНАДА («единица») - в идеалистических учениях является духов­ной единицей бытия и антиподом материального атома. Наибольшее раз­витие термин получил в философии Лейбница, который утверждал, что все вещи обладают собственной силой, внутренней способностью непрерывно действовать. Согласно Лейбницу, эти силы всегда равновелики и являются их субстанциями. Число этих субстанций бесконечно, и все они - перво­элементы вещей. Монадами Лейбниц называет простые, телесные душев­ные, более или менее сознательные субстанции, а их действующие силы заключаются в их представлениях. Бог есть первомонада, а все другие мо­нады - её излучения. Тело - совокупность монад, душа - тоже монада. Минералы и растения - спящие монады с бессознательными представле­ниями. Монады делятся на простые, монады-духи и монады-души.

МОНАДОЛОГИЯ («учение о монадах») - философское учение Лейбница, названное по его одноименному произведению (1714 г.).

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - учение о возникно­вении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. Развернутую форму теория получила в XVII - XVIII вв. в учениях Гоббса, Гассенди, Спинозы, Локка, Тассо и др.

РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее единственным источником знания разум. Родоначальником является Р. Декарт.

СУБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, игнорирующая объ­ективные законы природы и общества, един из гносеологических источни­ков идеализма. Понятие ввел Декарт как обозначение поворота к субъекту, т.е. взгляда на сознание как на первичное данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой субъективизма. В край­них случаях он приводит к солипсизму, в этике - к эгоизму, в политике - к волюнтаризму.

ЭМПИРИЗМ (опыт) - направление в гносеологии, представители ко­торого считают чувственный опыт единственным источником познания. Сильная его сторона - детальный анализ чувственных знаний. Абсолюти­зация опыта приводит к фактическому отказу от мышления. Различают ма­териалистические и идеалистические его разновидности.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ - основатели и авторы французской «Энцикло­педии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780), кото­рая дала систематический свод достижений своего времени. До 1722 г. во главе «Энциклопедии» стоял Дидро, а ее редактором был Д. Аламбер. В числе энциклопедистов были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и другие мыслители, которые выступали за невмешательство церкви в дела науки, объявляли себя сторонниками общественного про­гресса, критиковали деспотизм, высказывались за освобождение человека от сословного гнета.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.