Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пантеизм в философии эпохи Возрождения. Рождение современного естествознания





Специфической чертой философии Возрождения является возвращение к изучению природы, что проявляется в пантеизме – учении, отождествляющем Бога и природу.

Николая Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи возрождения. Он сближал бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве. Николай Кузанский(1401-1464) – теолог, философ, крупный ученый, особенно в области математики, астрономии и географии, развивает пантеистические взгляды в работе «Об ученом незнании». «Единое есть все» - такова его пантеистическая формула. Единое – минимум, бесконечное – максимум, однако бесконечный минимум и бесконечный максимум совпадают. В основе философской концепции Н. Кузанского лежал очень важный принцип диалектики - принцип совпадения противоположностей- абсолютного максимума и абсолютного минимума. Абсолютный максимум единствен, потому что он есть все, в нем все есть, потому, что он — высший предел. Так как ему ничто не противостоит, то с ним в то же время совпадает минимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует в действительности на все возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но ограничивает все. Этот абсолютный максимум, по Н. Кузанскому, есть Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нем, он является развитием всего в том, что сам есть во всем. Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что он существует, а вещи не существуют. «Отстранить Бога от творений, и останется небытие, ничто», — писал Н. Кузанский в своем знаменитом сочинении «Об ученом незнании». Чтобы проиллюстрировать наиболее значимые положения своего учения Н. Кузанский обращается к математике: при увеличении радиуса круга до бесконечности круг постепенно превращается в бесконечную прямую линию. У этого круга диаметр и даже центр совпадают с окружностью. (Этим центром и окружностью является Бог). Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является пантеистический Бог, который существует в неразрывном единстве с миром природы. Познание является делом разума, а не веры. Идеи философа о математическом познании истины предвосхищали дух естествознания будущих веков.



Ряд сочинений Н. Кузанского посвящены гносеологической проблематике: «Об ученом незнании», «О предположениях», «Простец об уме», «О не ином», «О вершине созерцания». В них философ высказывает ценные идеи, впоследствии обратившие на себя внимание Декарта, Лейбница и др. среди них – понятие научного метода, требующего точности, четкости, ясности, строгости познания; проблема творчества – безграничных возможностей самого человека, особенно в сфере познания. В познании проявляется и его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивается во всем, а человек способен мыслить бесконечно. Он рассматривал такие формы познания как ощущение, рассудок и разум. Ощущение дает лишь смутные образы вещей, рассудок оперирует числами и дает вещам имена, а разум видит противоположности по иному, чем рассудок, который их мыслит в соответствии с законом противоречия, противопоставляя их друг другу: разум же способен мыслить бесконечное, снимая противоречия.

К вершинам философской мысли эпохи Возрождения принадлежит пантеистическая философия Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский мистик, философ и поэт. Основные работы: «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности, Вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя», «О героическом энтузиазме», «Светильник тридцати статуй», «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени», «Свод метафизических терминов», «О безмерном и неисчислимых», «О монаде, числе и фигуре» и др.. Он порвал со всеми идеалистическими воззрениями, господствовавшими в средние века, отбросил все церковные догматы о сотворении мира и грядущем его конце, развил гелиоцентрические идеи Н. Коперника, утверждал, что существует бесконечное множество миров во Вселенной. В работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю его (Бога) светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти бесконечные тела составляют эти бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве». По мнению философа, земля, как живое существо, движется вокруг солнца, а вместе с ней движутся по орбитам планеты. Земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь большое количество разнообразных сочетаний. Он считал, что «другие миры так же обитаемы, как и этот».

Д. Бруно много писал о Боге как пантеист. Он признавал всеобщую одушевленность материи: его Бог – Вселенная, которая есть одновременно и творящая и творимая, причина и следствие. Не существует Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы: Бог растворен в природе, материя – живое и активное начало. Снимая границу между Творцом и Творением, он разрушает противоположность формы (активной) и материи (пассивной). Приписывая природе активный, божественный импульс, он отнимает у формы и передает материи начало жизни и движения. «Природа – это Бог в вещах». Пантеизм Д. Бруно – путь к материалистическому пониманию природы. Цель разума – проникновение в глубину явления, познание закономерностей природы, т.е. ее «божественности». Познание начинается с восприятия, но чувственное познание само по себе недостаточно. Истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем случае теологическими.

Идеи Бруно вступали в противоречие с представлениями христианского мира. В 1592 году Д. Бруно был обвинен в ереси и заключен в тюрьму. Восемь лет длилось следствие. Инквизиция надеялась на его покаяние, но Бруно возражал против предъявленных ему «прегрешений». В 1600 году Джордано Бруно был сожжен на костре на площади Цветов в Риме.

 

Основные понятия

АПОЛОГЕТИКА (от греч. защищающий) – направление в раннехристианской религии, целью которой является защита и оправдание христианства.

КРЕАЦИОНИЗМ – догмат о сотворении мира Богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу.

МОНОТЕИЗМ - единобожие, религиозное учение о едином боге.

НЕОПЛАТОНИЗМ - мистико-идеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья, основанная на учении о мисти­ческой эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Человек - это соединение божественного с мертвым и кос­ным телом посредством души. Отсюда, цель и смысл жизни - освобожде­ние ума и духа от оков материи (тела) и их слияние с единым великим умом. Источником всяческого зла является телесное и материальное, а ис­точником блага - возвышенное умопостигаемое знание и философия.

НОМИНАЛИЗМ (имя) - философское учение, утверждающее, что общие понятия (или универсалии) являются только обозначениями, име­нами, знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего выражать не могут. Реально существуют в объективной действительности только еди­ничные вещи.

НОУМЕН - термин, означающий постигаемую только умом сущ­ность, предмет интеллектуального созерцания, аналог платоновской «идеи» в объективном идеализме средневековья и Нового времени.

ОРТОДОКСИЯ(правоверный) - «правильная» доктрина какой-либо религии, где необходимым условием выполнения долга перед богом признается не только культ, но, главным образом, «чистота учения».

ПАТРИСТИКА - совокупность философских учений христианских мыслителей 11 - XIII вв. («отцов церкви»), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. В патристике выде­ляют три периода: апологетика (II - 111 вв.), классическая патристика (IV -V вв.) и заключительный её этап (VI - VIII вв.).

ПОЛИТЕИЗМ - многобожие, поклонение нескольким богам. Возник на стадии разложения первобытной общины, когда вера в множество рав­ноправных духов сменяется верой в богов, которые получили конкретный облик, имя, культ.

ПРАВОСЛАВИЕ - разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Догматиче­ские отличия православия: признание происхождения святого духа только от бога-отца, неизменность церковных догматов, отрицание чистилища и др. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязатель­ность брака для белого духовенства, особая (византийская) система цер­ковного песнопения и т.д. Православие не имеет единого центра. Оно со­стоит их 14 самостоятельных православных церквей.

РЕАЛИЗМ (СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) - направление в средневековой схола­стике, утверждающее, что общие понятия имеют реальное существование в объективной действительности и предшествуют существованию единич­ных вещей, фактически продолжая идеализм Платона.

САКРАЛИЗАЦИЯ (священное) - наделение предмета, явления свя­щенным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Символом ее выступает «освящение», т.е. церемо­ния, в результате которой обыденное мирское дело приобретает божест­венный смысл.

СХОЛАСТИКА (школьный) - религиозно-философское учение запад­ноевропейского средневековья и Нового времени, в противоположность мистике утверждающее, что путь постижения Бога в логике и рассуждениях, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В ее истории выделяют следующие периоды: формирования (V - Х вв.), позднюю схоластику (X -XIII вв.), зрелую схоластику (XIII - XIV вв.) и кризис ее (XV - XVIII вв.). Схоластика придерживалась представлений о боге как о вневременном и бесконечном абсолюте, духовном первоначале, сверхъестественной лично­сти, создавшей мир природы и человека.

ТЕИЗМ (бог) - религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладаю­щего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.

ТЕОЛОГИЯ (учение о боге) - богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология, базирующаяся на Библии, поста­новлениях первых вселенских Соборов и учениях «отцов церкви». Разли­чают историческую (историю церкви), систематическую и практическую теологию.

ТЕОЦЕНТРИЗМ - направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность.

ТОМИЗМ - философия Фомы Аквинского и его последователей, представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением и проповедующая подчинение воли разу­му, идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога толь­ко по результатам его деятельности в видимом мире.

УНИВЕРСАЛИИ (общий) - понятие, обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номиналистами и реалистами. Речь шла о том, являются ли они объективными, реально существую­щими (реалисты) или простыми обозначениями, именами реально сущест­вующих единичных вещей (номиналисты).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.