Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психоаналитическая философия (З. Фрейд)





Создателем психоаналитической философии является немецкий врач Зигмунд Фрейд (1856-1939гг.). Его работы: «Я» и «Оно»; «По ту сторону принципа удовольствия». Фрейд изучает сознание человека. До Фрейда человек рассматривался как существо, которое в своей деятельности исключительно сознательно. Фрейд показал, что поведение человека в значительной степени определятся тем, что он не осознает. Кроме того, Фрейд акцентировал внимание на инстинктивном начале человеческой жизни.

Фрейд выделяет в сознании составные части:

1) собственное сознание – «Я»;

2) бессознательное – «Оно»;

3) внутренняя совесть – «Сверх-я».

«Я» и «Оно» соединяются совестью человека, то есть сверх «Я». Поведения человека определяется его бессознательным. З. Фрейд считает, что каждый человек бессознательно стремится получать удовольствия. Самое большое удовольствие – секс, любовь, влечение. В первые месяцы жизни формируется «Эдипов комплекс», то есть любовь к родителю противоположного пола и двойственное отношение к родителю того же пола. Всю оставшуюся жизнь «Эдипов комплекс» управляет поведением человека. Человек может управлять своим бессознательным с помощью психоанализа или самоанализа. По мнению Фрейда, бессознательное проявляется в рисунках, снах, ошибках.

Продолжатели идеи Фрейда – «неофрейдисты» - это группа психологов, испытавших определенное влияние взглядов Зигмунда Фрейда, но не согласных с некоторыми аспектами его теории. Они разработали дополнения к фрейдистской теории, где подчеркивалась особая роль других аспектов опыта и поведения. Представителями неофрейдизма являются Альфред Адлер, Карл Юнг, Фромм.

Если Фрейд объясняет поступки отдельного человека, то неофрейдисты объясняют социальное устройство жизни.



Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

По мнению Адлера, поведение человека определяется конечной целью. В работе Адлера «Индивидуальная психология» конечная цель определяется обществом. Люди, наделенные физическими недостатками, ставят цель их компенсировать, вот тогда включается сверх-компенсация, и мы получаем героя.

Фромм пишет работу: «Революция надежды». Необходима гуманизация общества и преодоление отчуждения человека. Каждый задает вопрос «быть или иметь?», то есть выбирает между потребительской или созидательной жизнью. Подлинная ценность человека – способность любить. Критерием бытия выступает любовь.

Таким образом, можно сказать, что представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

 

Философия экзистенциализма

Экзистенциализм возникает в первой половине 20 века. Второе название этой философии – «философия кризиса». Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Представители: Мартин Хайдеггер, Альберт Камю, Жан Поль Сартр, Николай Бердяев, Лев Шестов.

Экзистенциалисты изучают существование человека в период кризисов. «Экзистенция» (лат. Exsistentia) - существование. Важно дать человеку возможность выжить в период кризиса, а для этого нужно знать, что есть человек.

Основные проблемы экзистенциализма:

1) проблема сущности и существования человека. Хайдеггер считает, что существование предшествует сущности. Человек сам создает свою сущность. Сущность не определяется отношением к собственности (экзистенциализм выступает с критикой марксистской философии). Сущность зависит от выбора человека. Она каждый раз разная. Нужно изучать человека «здесь и сейчас, а не там и тогда». Сартр сказал: «выбирая, я выбираю каким быть мне. Выбирая себя, я выбираю, каким быть миру». Это очень похоже на русскую пословицу: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты».

2) проблема свободы и ответственности. Каждый человек обладает свободой. Свобода – это право выбора. Свобода предполагает ответственность за свой выбор. Человек отвечает за все, что происходит в мире. Экзистенциалисты призывают к активной жизненной позиции.

3) проблема жизни и смерти. Если выбор, совершаемый человеком, может сказаться на всей его жизни, то такое состояние называется «пограничной ситуацией». Самая важная пограничная ситуация – выбор между жизнью и смертью. Человек не всегда знает, что его выбор - пограничная ситуация. Человеку нужно напоминать о смерти. Жизнь – цена, потому что она конечна. Человек будет отвечать за свой выбор, если будет помнить о смерти.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

В центре философии Жана Поля Сартра (1905-1980) лежит понятие свободы. При этом Сартр понимает свободу как одиночество человека, находящегося в мире и обязанного нести ответственность за свое существование.

 

Тема 6.2 «Философия науки»

1. Неокантианство

2. Позитивизм

а) возникновение позитивизма

б) неопозитивизм и постпозитивизм

 

Неокантианство

Неокантианство — ряд философских учений, возникших в 60-е годы XIX в., объединенных идеей развития и ре­формирования философии И. Канта. «Назад к Канту» — общий ло­зунг всех направлений в рамках неокантианства, однако это «воз­вращение» понимается по-разному.

Наиболее известными школами являются Марбургская и Баденская, которые сохраняют философ­ский уровень интерпретаций учения И. Канта, избегая психологизма и физиологизма. Основная тематика неокантианства — аксиологи­ческая и гносеологическая.

Общей для Марбургской и Баденской школ является проблема культуры, ее основ, обоснование научного знания. Представители Мар­бургской школы: Герман Коген, Эрнст Кассирер и др. — сосредото­чили внимание на развитии трансцендентального метода И. Канта, освобождая его от психологизма и антропологизма. Представители Баденской школы: Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и др. — обсуждают тему различения предмета и метода наук о природе и наук о духе и проблему ценностей. Особое внимание неокантианцы уде­ляют обоснованию метода наук о духе. Таким методом они считают соотнесение уникального исторического события, ввютупающего предметом этих наук, с ценностями, существующими объективно. Философию, поскольку она также имеет дело с ценностями, неокан­тианцы относят к наукам о духе.

 

Позитивизм









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.