Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4 « Философия Нового времени»





1. Эмпиризм Ф. Бэкона

2. Рационализм Декарта

3. Т.Гоббс и Д.Локк о государстве и естественных правах

4. Философия эпохи Просвещения

 

Эмпиризм Ф. Бэкона

Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ, политический деятель. Основные сочинения Ф. Бэкона: «Опыты или наставления», «О мудрости древних», «Новый Органон», «О достоинстве и приумножении науки». Еще в юности Бэкон задумал грандиозный план «Великого восстановления наук» и всю жизнь работал над его осуществлением. Первая часть этого труда содержит классификацию всех наук – существующих и возможных, которые он разделил на основе трех «способностей человеческого разума»:

- памяти (исторические науки);

- воображение (поэзия);

- рассудка (философия).

В свою очередь в философии он выделил три части:

- учение о Боге;

- учение о природе;

- учение о человеке.

Человек познает природу непосредственно, Бога он познает через природу, а самого себя путем рефлексии (размышления, самонаблюдения, самопознания). «Первая философия» - учение о наиболее общих принципах бытия и познания (как у Аристотеля). Важнейшее значение Бэкон придавал науке о природе. Он разделял её на теоретическую, исследующую причины явлений, и практическую, дающую определенные, необходимые для человеческой жизнедеятельности результаты.

Главным трудом Бэкона является сочинение «Новый органон». Название этого труда перекликается с работой Аристотеля «Органон», в которой тот изложил свое понимание науки. Вводя в название своего труда слово «новый», Ф. Бэкон указывает на то, что он предлагает новое понимание науки и её метода. Органон (орган) – инструмент познания, для Ф. Бэкона это опыт.

В мире все зависит от научного знания, наука может менять действительность. Наука должна быть прикладной и приносить пользу человечеству. По нению Ф. Бэкона, основной задачей науки является покорение природы. Без этого невозможно усовершенствование человеческой жизни. И основным средство, при помощи которого наука может решить эту задачу, является, по мнению Бэкона, истинное знание. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание – сила». А это означает, что наука и философия не должны стремиться уложить природу в умозрительные схемы, выгодные для человека, - наука должна отказаться от созерцательного отношения к природе и следовать за ней соответственно её законам. Только в этом случае её может ожидать успех.



Две цели Ф. Бэкона:

1) критика схоластики (критика религиозных представлений о мире);

2) создание нового метода познания мира.

Ф. Бэкон дал содержательную критику схоластики, заявив, что новый метод требует освобождение человеческого разума от предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами. Эти предвзятые идеи Ф. Бэкон называет «идолами» или «призраками». Он делит их на четыре вида :

1) «идолы рода» – ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченность разума; заблуждения, которые передаются от поколения к поколению;

2) «идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальными восприятиями человека, зависящие от его образования, авторитетов, которым он слепо поклоняется; заблуждения конкретного человека;

3) «идолы рынка» – ложные представления людей, порождаемые неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях; заблуждения, связанные с неоднозначным значением слов;

4) «идолы театра» – искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем; заблуждения, созданные философскими системами. Например, по мнению Ф. Бэкона, схоластика дает неправильное объяснение мира.

Ф. Бэкон считает, что идолы 1-го и 2-го порядка человек может преодолеть самостоятельно, а идолы 3-го и 4-го порядка преодолеваются с помощью философии. Избавление от «идолов» означает очищение сознания людей от схоластики, всевозможных заблуждений и способствует созданию условий для успешного развития и распространения знаний, основанных на опытном изучении природы.

Ф. Бэкон разрабатывает новый метод познания – индукцию – движение мысли от частного к общему, переход от частных фактов к общим утверждениям. В основе индукции Бэкона лежит ни просто сумма опытов, но рациональное их объяснение. В познании истины на первом месте стоит опыт, ум лишь помогает познавать мир. Ф. Бэкон является представителем эмпиризма («эмпирио» - опыт). Бэкон является основоположником эмпирического метода познания. Опытные науки, наблюдении и эксперимент – источник знаний и критерий их истинности. Рассматривая познание как изображение внешнего мира в сознании человека, он подчеркивал решающую роль опыта в познании, но не отрицал в познании и роль разума. Разум должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить коренные причины связей явлений, раскрывать законы природы. Бэкон видел единство чувственного и рационального методов в познании, критиковал узких эмпириков, которые недооценивали роли разума, а так же рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности. Поставив проблему единства чувственного и рационального моментов в познании, Ф. Бэкон не смог её решить последовательно: для отыскания истины из рациональных методов отдавал предпочтение индукции и недооценивал дедукцию. Вместе с тем, как показала логика, индукция без дедукции не в состоянии вывести разум на высокий уровень обобщений.

 

 

Рационализм Р. Декарта

Рене Декарт (1596-1650) – французский ученый и философ, деист и дуалист по своему мировоззрению. Основные труды: «Рассуждение о методе», «Размышление о первой философии», «Начала философии», «Животное-машина».

Р. Декарт – родоначальник рационализма, который сложился у него под воздействием математики, интереса к ней как ученого («рацио» - ум).Рационализм– направление в теории познания, признающее единственным источником знания разум.

Мир имеет два основания: духовное, которое обладает сознанием, и материальное, которое обладает протяженностью и массой. Человек объединяет в себе эти два начала. Декарт в знаменитом труде «Рассуждение о методе» уделяет большое внимание научному знанию, ищет новый метод познания. Его метод познания – дедукция – движение ума от общего к частному. Используя этот метод, необходимо сравнить неизвестное с уже известным, т. е. общим, и сделать вывод.

Рационалистический метод Р. Декарта состоит из четырех основных правил:

· допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности;

· расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы и задачи;

· методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;

· не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Р. Декарт разрабатывает теорию интеллектуальной интуиции. Он заявляет, что человек имеет право на сомнение, он не сомневается только в своем существовании: «Я мыслю, следовательно, я существую». Под влиянием интеллектуальной интуиции сомнение убивает сомнение, остается истина. Сомнение выступает не как цель, а как средство познания. Познать работу интеллектуальной интуиции человек не в состоянии. С помощью ума человек познает окружающий мир. Истина достижима с помощью разума. Опыт лишь проверяет разум. Т. о., Р. Декарт все идеи подразделяет на две группы: имеющие источником чувства и врожденные. Последние обладают полной достоверностью, к ним относятся идеи Бога, математические аксиомы и т.п. Так, например, абсолютно достоверным началом, методом или средством, сопутствующим открытию, является сомнение во всем существующем. Поэтому Р. Декарт начинает с сомнения в существование чувственных вещей, математических истин и даже «всемогущего Бога». Но, сомневаясь во всем и отрицая все, он приходит к выводу, что нельзя сомневаться в том, что существует сомневающаяся мысль. Таким образом, единственный достоверный факт есть мышление: «Мыслю, следовательно, существую».

Ясность и отчетливость наших представлений вот критерий истинности. Для Р. Декарта важнейшей проблемой является доказательство существования мира вне Бога и вне человека. Он счел самым доступным доказательством объективности мира то, что человек, как мыслящее и сомневающееся существо, есть; он существует в мире других существ и вещей. По Декарту, человек - связь тела и души. Душа обладает волей, мыслью, она активна. Тело – сложный механизм. Бог соединяет в человеке тело с душой, чем отличает его от животного, ибо у последнего нет души. Человеческая душа находиться в мозгу в шишковидной железе. Главное действие страстей у человека определяется стремлением души к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело.

Философия Р. Декарта оказала значительное влияние не только на его современников, но и на последующую философскую мысль.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.