Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Платон и Аристотель, как систематизаторы древнегреческой философии





В VI в. до н. э. Платон и Аристотель систематизируют древнегреческую философию. Платон создает первую философскую школу под названием «академия». Систематизируя философское знание, он выделяет составные части философии:

· онтология;

· космология;

· гносеология;

· этика.

Онтология – учение о бытии. По мнению Платона, основой мира являются идеи. Мир постигается разумом. Идей много, т. е. бытие множественно. В мире также существует материя, она вторична, сама по себе вещей не создает. Вещь возникает тогда, когда идея соединяется с материей. Идея обладает сущностью. Мир вещей сущностью не обладает. Платон по своему мировоззрению является идеалистом.

Космология – это учение о космосе. По Платону, космос – это упорядоченный хаос. Вначале был хаос, затем появился творец - Демиург, который привел хаос в порядок. Космос наделяется мышлением и красотой. Здесь очень четко проявился главный принцип древнегреческой философии: все прекрасное разумно, все разумное – прекрасно.

Гносеология – это наука о познании. Человек состоит из материального тела и души (идеи). Идея человека, соединяясь с физическим телом, засыпает, и лишь иногда просыпается, и человек «вспоминает» знания о сущностях. Сами вещи сущностью не обладают. Человек не в силах их познать самостоятельно. Только душа, просыпаясь (может быть при беседе с философами), наделяет человека знанием.

Этика – это наука о поведении. Платон считает, что человек должен подчиняться государству. Платон создает учение об идеальном государстве, в котором каждый выполняет свою функцию, в зависимости от своей души. Душа каждого человека состоит из трех частей:

1. разумная часть – обладающая знанием;



2. мужественная часть – обладающая умением избежать опасности;

3. вожделяющая часть – наделенная желаниями, потребностями.

У идеального человека все части души развиты одинаково, но в реальной жизни одна из частей души развита больше других. Соответственно развитым частям души, Платон выделяет в государстве три группы людей:

Ø философы, обладающие знанием – правители государства;

Ø воины, обладающие мужеством – защитники государства;

Ø ремесленники, наделенные желаниями – создатели материальных благ.

Только в идеальном государстве каждый выполняет свою функцию, в зависимости от своей души. Платон демократию считает неправильной формой государства, так как демос (народ) не может управлять государством. Идеальной формой власти является, по его мнению, аристократическая республика, когда у власти стоят философы.

Учеником Платона и его другом был Аристотель. По примеру своего учителя он создает философскую школу под названием «ликей», ныне «лицей». Аристотель систематизирует знание своего времени и выделяет: теоретические науки (математика, физика и т.д.); практические науки (геометрия, астрономия и т.д.); творческие науки (поэзия, риторика и т.д.).

Философия, по его мнению, являясь «наукой наук», изучает не многообразие мира, а его сущности. Философия – это наука о сущностях. Аристотель называет ее метафизикой. Конспект его лекций, отредактированный его учениками, также получает название «Метафизика». Бытие сущности должно удовлетворять двум требованиям: должно быть мыслимо и способно к самостоятельному существованию. Четыре причины делают возможным существование отдельной вещи:

· форма;

· материя;

· действие (начало движения);

· цель (для чего вещь создана).

Форма первична и активна, а материя – это лишь потенциальная возможность вещи, материя вторична. Форма, соединяясь с материей, создает мир вещей, которые наделены сущностью, а, следовательно, их можно познать. Аристотель явился основателем науки логики, как науки о способах и законах правильного мышления. Логике посвящена его работа «Органон». Аристотель основал биологическую науку, написав труд «О частях животных». Он искал источник жизни и пришел к выводу, что «всякое питание, рост и упадок тела имеют основание в нем самом». По мнению Аристотеля, человек существо общественное и политическое – политическое животное («зоон политикон»). Однако, в отличие от животного. человек обладает разумом и умением познавать, что позволяет ему создавать представление о добре, зле и справедливости. Наличие речи и воли позволяют человеку общаться и делать выбор.

 

Основные понятия

АПЕЙРОН – понятие введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи.

АПОРИИ – понятие, обозначающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему, которая возникает из-за заложенного в понятии противоречия.

ЛОГОС – термин, обозначающий всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. У Гераклита – это всеобщая закономерность, в идеалистической философии – духовное первоначало, мировой разум.

ЛИНИЯ ДЕМОКРИТА - материалистическое направление в древнегреческой философии. Основатель - Демокрит.

ЛИНИЯ ПЛАТОНА - идеалистическое направление в философии Древней Греции. Основатель - Платон.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА - самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, получившая свое название от города Милеты. Ее представители - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен - были одновременно естествоиспытателями.

НАТУРФИЛОСОФИЯ- в древнегреческой философии умозрительное истолкование природы; рассматриваемой в ее целостности и последовательности. Возникла в досократовский период и явилась по существу первой исторической формой философии.

ПЕРИПАТЕТИКИ (буквально «совершаемый во время прогулки») -последователи Аристотеля по ликею (лицей), где обучение совершалось во время прогулки учителя с учениками.

ПИФАГОРЕЙЦЫ- последователи учения Пифагора, считавшего началом всего число. С развитием школы ее идеалистическая и мистическая направленность возрастала.

ПЛАТОНИЗМ - идеалистическое учение Платона и направление позднеантичной философии (I в. до н. э.), основой которого было противопоставление реального чувственного мира надреальному миру идей.

СИНКРЕТИЗМ (соединение) - нерасчлененность, присущая какому-либо явлению на начальном этапе.

СКЕПТИЦИЗМ - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности- Возник в период кризиса античного общества. Указывал на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий.

СОФИСТИКА (умение хитроумно вести беседу) - сознательное применение в спорах или доказательствах неправильных доводов, так называемых «софизмов», т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешне формальной правильностью.

СОФИСТЫ - условное название древнегреческих философов, выступавших в V в. до н.э. в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия. Они не составляли единой школы. Прибегали в спорах к приемам, получившим впоследствии название «софизмов».

СТОИЦИЗМ - духовная позиция, основанная на идеях стоиков, а также философское направление, возникшее около III в. до н.э. Название произошло от греч. «стоэ» - портик, где учил своих учеников основатель стоицизма Зенон из Критона. Сторонники его считали пассивным началом материю, а активным началом - бога. Все в мире подчинено строгой необходимости, т.е. судьбе и року. Главное для человека - добродетельное поведение, а не наслаждения. Разум и душа человека до опыта - чистая доска. В теории познания - сенсуалисты (основа познания которых - чувственные восприятия).

ФАТАЛИЗМ (определяемый судьбой) - мировоззренческая концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное, вера в судьбу, рок (фатум).

ЭВДЕМОНИЗМ - античный принцип жизнепонимания, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.

ЭЛЕАТЫ - представители древнегреческой философской школы, которая возникла в городе Элее (в Южной Италии). Её особенностью является отчетливо выраженная идеалистическая направленность. Выдвигали учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и развития.

ЭПИКУРЕИЗМ - материалистическое направление римской философии, получившее название от имени своего основателя Эпикура - видного атеиста эпохи эллинизма. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, завещанном Эпикуром своем школе. Отсюда название школы «Сады Эпикура». Отрицали вмешательство богов в дела мирские. Исходили из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Все существующее - это результат движения и столкновения атомов. Основа познания - ощущения. Пытались построить этическую теорию разумного наслаждения как основы счастья, целью которого является уклонение от страданий и достижение спокойного и радостного состояния души.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.