Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возникновение философии техники





Человеку свойственно стремиться к улучшению своей жизни, приспосабливать мир под свои нужды, и техника ему в этом добрый друг, соратник, помощник и, в некотором роде, даже господин. Техника всегда привлекала внимание философов, и это легко объяснить. Дело в том, что деятельность человека технична по своей природе. Выделившись благодаря труду из мира животных, человек, по существу, превратил трудовую деятельность и связанные с нею представления, навыки, способы и средства производства в фундаментальные основания, базис своего бытия.

Техника (от греческого techne – искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом смысле под техникой понимаются орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), используемые для преобразования окружающей среды. Во втором смысле понятие «техника» обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия техники, преимущественно, оперирует первым смыслом. Техника – совокупность артефактов, т.е. сделанных искусственно. Понятие «философия техники» появилось в конце 19 века. Самостоятельное направление философии техники развивается в 60-70-е годы 20 века. В этот период техника стала самостоятельной силой, и уже не рассматривалась как составная часть науки.

В настоящее время возникают следующие проблемы, требующие изучения:

1) глобальный характер технологического развития;

2) проблема количественного роста развития;

3) проблема военных катастроф;

4) проблема гуманизации технического роста.

Интерес к исследованию техники, как к философской проблеме, отчетливо проявляется уже у Аристотеля. Новая волна интереса к технике связана с развитием инженерного мышления эпохи Возрождения, а позднее - с бэконианской и картезианской традициями. Рационалистическая философия, особенно в лице просветителей, была склонна видеть в технике и техническом прогрессе решающее средство разрешения всех социальных противоречий и достижение общего благополучия.



Современная человеческая жизнь невозможна без использования самой разнообразной техники. С помощью машин человек обрабатывает землю, добывает нефть, руду, прочие полезные ископаемые, передвигается, производит различные блага, организует свой досуг и т. д. Основным свойством техники является её способность совершать полезную работу и соответственно позволять не совершать эту работу человеку.

В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приёмы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы воздействия человека на окружающий его мир. Все более возрастающая роль техники в обществе привела к выделению в философии относительно самостоятельной области знания – философии техники. Хотя термин был введен еще в 1877 году немецким мыслителем Э.Каппом в работе «Основания философии техники», статус особой философской дисциплины философия техники приобрела в 60-70 годы ХХ века. Философия техники тесно связана с философией науки, с одной стороны, и философской антропологией, с другой.

Этапы развития техники

История техники – это объективная предпосылка человеческой деятельности. Есть несколько концепций исторического развития техники. В классическом марксистском видении её история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Изменения в этой истории обусловлены переносом на техническое устройство тех функций, которые ранее осуществлялись самим действующим человеком. «Естественное» заменяется «искусственным», созданным, расширяя тем самым возможности освоения человеком внешнего мира и глубин собственной жизнедеятельности. Меняется тип связи между человеком и техническими рабочими органами.

Современный мир – это «технизированное» пространство и «технологизированное» время. Исчезни сегодня техника – исчезнет и человек. Мы живем и действуем не в первозданном мире, а в «техносфере».

Привлекательны и актуальны идеи о периодизации развития техники, высказываемые американским философом и социологом Льюисом Мамфордом. Он полагал, что точкой отсчета современной (а не древней) техники можно считать начало второго тысячелетия нашей эры. Опираясь на опыт европейской истории, Л. Мамфорд выделяет три технических эпохи. Первая - «палеотехническая» - имеет в своей основе технологию «воды и дерева». Вторая - «эотехническая» - опирается на комплекс «угля и железа». И, наконец, третья - «неотехничекая» - (ныне длящаяся) использует комплекс «электричества и сплавов». Как видим, в основу периодизации положен используемый в технике основной вид энергии и то «вещество», которое занимает центральное место в создании технических устройств.

Интересную схему этапов технического развития предложил отечественный исследователь Г. Ф. Сунягин. По предложенной им исторической типологии этапы изменения техники заданы определенным типом труда. Древнейшая техника с её «разрушительным» характером (в рамках охоты и собирательства) отражает «присваивающий» способ отношения к природе. Земледельческая практика, утвердившаяся в ходе неолитической революции, выявила моменты конструктивности, собственно технические черты. Однако наиболее полно качественные грани в истории техники обнаружились с появлением машинного производства. По его мнению, выразительную роль в воссоздании «технизированного» воззрения на мир сыграли такие технические новшества позднего европейского средневековья, как часы, стекло и книгопечатание. Часы позволили выйти из природных циклов, из органического времени. Они дали возможность человеку «сгустить» время, подчинить его ритмам собственной деятельности, позволили осознать его необходимость. С тех пор время стало «богатством», а его нехватка – «бедствием». «Не хватает времени» - эта жалоба слышна повсюду и поныне. Стекло привело к осознанию однородности пространства. Произошла его «десакрализация», снятие с него покрывала «священности». Возникли предпосылки для утверждения обычного зрительного опыта как основы видения реальности, помимо символических ассоциаций. Печатный станок изменил всю систему коммуникации, унифицировал знаково-обозначенную реальность. Приведенная типология интересна в том отношении, что она показывает технические новшества как факты, способствующие масштабным изменениям в человеческой ментальности и всей системе общественных отношений от экономик до высших идеологий.

Один их крупнейших физиков ХХ века Макс Борн прибегнул к смелому образу, стремясь показать главные рубежи развития техники. По его мнению, высказанному в книге «Моя жизнь и взгляды», законно считать, что один их решающих фактов истории является тот вид энергии, которым человечество располагает в данный момент. Вся история человечества распадается на два великих периода:

1) от Адама до наших дней;

2) с появлением атомной энергии, отныне и на все будущие времена.

Переход от первого периода ко второму знаменуется окончанием потребления солнечной энергии и также использование чисто земных источников энергии.

Отметим, что все теории периодизации развития техники дополняют друг друга и достойны права на существование.

Этапы развития техники:

· техника – как орудие труда. Орудия труда дополнили функции человеческого организма. В этот период техника не противостоит человеку, но любое новшество воспринимается с радостью.

· техника – это машина. Человек существует как придаток машины. (Включить станок и т.д.) Технизация приводит к конфликту между человеком и машиной.

· техника – как технология.

· технология - совокупность операций, по целенаправленному использованию техники. Человек освобождается от основного производства и является руководителем. Конфликт между человеком и машиной на данном этапе ликвидирован.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.