Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Диалектика эмпирического и теоретического знания. Методы научного познания





В современной философии научное знание рассматривается как целостная система, имеющая несколько уровней, различающихся по целом ряду параметров. Научное познание включает два уровня:

1. эмпирический (опытный);

2. теоретический.

Эмпирический уровень предполагает непосредственную связь субъекта и объекта познания. На эмпирическом уровне познание ориентировано на описание явлений. Основной формой знания на эмпирическом уровне является научный факт и совокупность эмпирических обобщений, выражаемых в научных высказываниях. Основными методами эмпирического уровня исследования являются наблюдение и эксперимент.

Теоретический уровень предполагает опосредованную связь субъекта и объекта через понятийно-категориальный аппарат и логическое мышление. На теоретическом уровне главной задачей становиться раскрытие причин и сущностных связей явлений, т.е. объяснение. На теоретическом уровне знание фиксируется в виде законов, принципов и теорий. Основными методами теоретического уровня исследования являются анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование и т.п.

Методы эмпирического познания:

1. наблюдение – целенаправленное восприятие явлений действительности. Наблюдение – совокупность преднамеренных действий человека, предпринимаемых с целью зафиксировать проявление существенных свойств объекта, общих и необходимых связей, существующих в действительности. Наблюдение всегда заранее планируется и осуществляется в соответствии с предзаданной схемой, т.е. целенаправленно. Результаты наблюдения во многом зависят от того, на сколько корректно составлен план и сформулированы задачи. Наблюдение, таким образом, всегда носит избирательных характер. Как утверждает К. Поппер, наблюдений, не пропитанных теорией, т.е. теоретически не интерпретированных, не существует. Или как говорил А. Эйнштейн, «только теория определяет, что можно наблюдать».



2. эксперимент – целенаправленное изменение явлений природы в точно фиксированных условиях. Эксперимент – метод исследования, с помощью которого заранее запланированным способом производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и необходимых свойств и отношений. Эксперимент в отличии от наблюдения предполагает более активную роль человека, производиться в точно заданных условиях которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью проверки полученных результатов. Эксперимент в отличии от наблюдения позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных условиях остаются скрытыми. Эксперимент осуществляется с целью подтвердить или опровергнуть какое-либо теоретическое положение. Однако важно отметить, что не один эксперимент не может окончательно подтвердить или опровергнуть теорию.

Методы теоретического познания:

1. формализация - отображения содержательного знания в знаковых формах;

2. гипотетико-дедуктивный метод – создаём гипотезу и проверим её в конкретных случаях;

3. метод аналогии – взаимосвязь между сходными явлениями. Аналогия – метод познания, позволяющий на основе сходств объектов по каким-то признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию называют выводом от единичного к единичному, или от частного к частному.

4. метод моделирования – это оперирование объектом, который является аналогом другого, по каким-то причинам недоступного для манипуляций. Благодаря моделированию можно проникнуть в недоступные свойства объекта, используя его аналог. На основе знания, полученного на модели, делают вывод о свойствах оригинала. В основе моделирования лежит прием аналогии.

5. метод анализа и синтеза;

6. метод индукции и дедукции. Дедукция – метод познания, в котором вывод о частном осуществляется исходя из общего положения, иначе ее называют выводом от общего к частному. Дедукция дает достоверное знание, но ее результаты во многом тривиальны. Дедукция не обеспечивает значительного прироста знаний. Однако этот метод эффективен для прояснения и уточнения отдельных моментов уже устоявшегося и общепринятого знания. Индукция - метод познания, в котором вывод нового общего положения осуществляется исходя из совокупности данных. Индукцию часто называют выводом от общего к частному. Результат индуктивного вывода правдоподобен, но не достоверен. Достоверным признается только результат полной индукции, которая представляет собой вывод об общем на основании знаний обо всех частных случаях внутри этого общего. В реальной практике осуществить полную индукцию не всегда возможно, поскольку чаще всего м имеем дело с бесконечными множествами или с такими множествами, все элементы которых невозможно перебрать. В этих условиях общий вывод делается на основе знаний только о части элементов, входящих в множество.

При всех вышеперечисленных различиях между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания нет непреодолимой границы, эмпирическое познание всегда теоретически нагружено. Как пишет К. Поппер, «даже наш опыт , получаемый из экспериментов и наблюдений, не состоит из «данных». Скорее, он состоит из сплетения догадок-предположений, ожиданий, гипотез и т.п., с которыми связаны принятые нами традиционные научные и ненаучные знания и предрассудки. Такого явления, как чистый опыт, полученный в результате эксперимента и наблюдения, просто не существует. Нет опыта, не содержащего соответствующих ожиданий и теорий». Одну и ту же совокупность эмпирических данных можно обобщить исходя из разных теоретических предпосылок, что и происходит реальном научном исследовании. Таким образом, эмпирическое исследование всегда концептуально предопределено задачей, которая стоит перед исследователем, и принятой им теорией.

 

Основные понятия

МЕТОД (от греч. путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. учение о методе):

1) область знаний, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности;

2) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке.

НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное восприятие явлений в действительности; совокупность преднамеренных действий человека, предпринимаемых с целью зафиксировать проявление существенных свойств объекта, общих и необходимых связей, существующих в действительности.

НАУКА– процесс построения систематизированного образа части реальности, ориентированный на выявление ее общих черт.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – область философии, предметом которой является общая структура функционирования и развития науки.

ЭКСПЕРИМЕНТ – целенаправленное изменение явлений природы в точно фиксированных условиях.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – теория научного познания

ЭТОС НАУКИ – этические ценности, регулирующие отношения между членами научного сообщества в ходе научной деятельности.

 

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Философия»

Модуль №1

1. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.

2. Исторические типы мировоззрения (миф и религия).

3. Предмет и специфика философского мышления.

4. Философия и наука.

5. Структура философского знания.

6. Функции и предназначение философии.

7. Раннегреческая натурфилософия (Фалес, Гераклит).

8. Онтологизм древнегреческой философии (элеаты, Демокрит).

9. Учения софистов и Сократа.

10. Философская система Платона .

11. Философская система Аристотеля.

12. Основные принципы религиозно-философского мировоззрения. Учения А. Аврелия.

13. Схоластика. Учение Ф. Аквинского.

14. Гуманизм в философии эпохи Возрождения.

15. Пантеизм в философии эпохи Возрождения. Рождение современного естествознания.

16. Философия и метод Ф.Бэкона.

17. Философия и метод Р.Декарта.

18. Основные идеи философии Просвещения.

19. Т.Гоббс и Д.Локк о государстве и естественных правах.

20. Философская система И.Канта.

21. Философская система и метод Г.Гегеля.

22. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

23. Основные проблемы философии марксизма.

24. Философия воли А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

25. Психоаналитическая философия.

26. Экзистенциализм: основные темы и учения.

27. Философия позитивизма (О.Конт)

28. Философия неопозитивизма (Р. Авенариус, Э. Мах).

29. Философия постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун).

30. Западничество и славянофильство в русской философии.

31. Философия всеединства В.Соловьева.

32. Философия свободы Н.Бердяева.

33. Религиозный антиинтеллектуализм Л. Шестова и П.Флоренского.

34. Философия русского космизма.

Модуль №2

35. Многообразие картин мира. Научная картина мира.

36. Категория бытия. Виды бытия.

37. Материя, ее основные формы и свойства.

38. Движение, пространство, время.

39. Проблема сознания в истории философии.

40. Структура сознания. Сознание, самосознание, рефлексия.

41. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.

42. Диалектика и ее альтернативы.

43. Универсальные и структурные связи бытия.

44. Основные принципы диалектики. Принцип детермииизма.

45. Основные законы диалектики.

46. Познание. Субъект и объект познания.

47. Формы чувственного и рационального познания.

48. Истина и заблуждение. Знание и вера.

49. Наука как специализированная форма познания.

50. Структура и методы научного знания.

51. Проблема человека в истории философии.

52. Антропосоциогенез. Диалектика биологического и социального в человеке.

53.Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

54. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы.

55. Понятие природы. Живая и неживая природа.

56. Природа как естественная среда обитания человека. Изменение отношений человека к природе в ходе истории.

57. Глобальная экологическая проблема и пути ее решения.

58. Демография и общество. Проблемы народонаселения.

59. Понятие общества. Специфика социального познания.

60. Общественные отношения и их структура.

61. Формационная концепции общественного развития.

62. Цивилизационная концепции общественного развития.

63. Целеполагание, нормы, ценности.

64. Ценности и оценки. Переоценка ценностей

65. Роль личности в истории.

66. Философское понимание культуры.

67. Западная и Восточная культуры. Россия в диалоге культур.

68. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

 

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

по дисциплине «Философия»

МОДУЛЬ 1.

1. Вспомните определение мировоззрения. Подумайте: может ли человек быть свободен от мировоззрения. Сопоставьте исторические типы, компоненты и уровни мировоззрения друг с другом.

2. Вспомните определение философии. Как происходило историческое осмысление предмета философии. Раскройте специфику философии и ее связь с мировоззрением. Подумайте свободен ли человек от влияния философии, если он ее специально не изучает?

3. Подумайте свободен ли человек от влияния философии, если он ее специально не изучает? Раскройте роль философии в культуре, ее взаимосвязь с наукой и мировоззрением. Вспомните функции философии.

4. Вспомните этапы развития античной философии. Дайте характеристику досократовского периода в развитии философии.

5. Вспомните этапы развития античной философии. Дайте сравнительную характеристику философских представлений софистов и Сократа. Почему философию Сократа называют «этическим рационализмом»?

6. Вспомните этапы развития античной философии. Сопоставьте философские системы Платона и Аристотеля. Объясните, почему их называют классиками философии.

7. Представьте характерные черты философии Средневековья. Раскройте основные этапы ее развития. Подумайте, в чем отличие патристики от схоластики.

8. Представьте характерные черты философии эпохи Возрождения. Дайте характеристику гуманизма эпохи Возрождения. Раскройте философские представления Н. Кузанского и Дж. Бруно.

9. Дайте сравнительную характеристику философских представлений Ф. Бэкона и Р. Декарта. Можно ли согласиться с утверждением Ф.Бэкона «Знание - сила»?

10. Раскройте основные идеи философии эпохи Просвещения. Как вы понимаете утверждение Ж.Ж.Руссо «Назад к природе». Проанализируйте социальную направленность философии Т. Гоббса и Д. Локка.

11. Объясните, почему Канта называют родоначальником немецкой классической философии. Вспомните гносеологию И. Канта. Можно ли согласиться с утверждение И.Канта, что пространство и время – априорные формы чувственного созерцания.

12. Объясните, почему Канта называют родоначальником немецкой классической философии. Вспомните этику И. Канта. Почему ее называют «этикой долга»?

13. Вспомните философскую систему Гегеля. Покажите противоречия между философской системой и методом Гегеля. Объясните, почему Гегеля называют классиком философской мысли.

14. Объясните, почему Л.Фейербаха называют классиком немецкой философии. Дайте характеристику антропологическому материализму и этике Л. Фейербаха. Объясните новое понимание человека в его философии.

15. Подумайте, как связаны основные проблемы философии марксизма с новыми взглядами на историю общества. Раскройте противоречия в философских представлениях марксизма .

16. Дайте сравнительную характеристику волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Объясните утверждение Ф.Ницше «Бог умер! Да здравствует Бог!». Обоснуйте принадлежность А. Шопенгауэра и Ф. Ницше к философии иррационального.

17. Раскройте сущность психоаналитической философии. В чем заключаются различия психоанализа З.Фрейда и неофрейдизма? Обоснуйте их принадлежность к философии иррационального.

18. Раскройте основные идеи экзистенциальной философии. Совпадают ли понятия «свободы» в экзистенциальной и марксистской философии. Как вы понимаете утверждение экзистенциалистов, что «цена жизни – есть смерть»?

19. Вспомните характерные черты русской философии. Дайте сравнительную характеристику западничества и славянофильства. Определите их онтологическую, гносеологическую и этическую направленность.

20. Вспомните характерные черты русской философии. Представьте философию всеединства В.Соловьева. Раскройте религиозный антиинтеллектуализм, агностицизм и экзистенциализм Л. Шестова и П. Флоренского.

21. Вспомните характерные черты русской философии. Сопоставьте категории свободы и творчества в философии Н.Бердяева. Как Н.Бердяев характеризовал роль России в диалоге Западной и Восточной культур?

22. Вспомните характерные черты русской философии. Обозначьте роль философии русского космизма в решении глобальных проблем человечества. Дайте характеристику основных положений учения В. Вернадского о ноосфере.

 

МОДУЛЬ 2.

1. Вспомните, что такое картина мира, какие картины мира вы знаете. Сопоставить картины мира друг с другом. Раскройте основные этапы развития научной картины мира.

2. Раскройте категорию бытия. Какие виды бытия вы знаете. Представьте материальную и духовную форму бытия.

3. Дайте анализ основным формам и свойствам материи. Представьте движение, пространство и время в неживой природе, живой природе и социуме. Какое из следующих явлений можно отнести к материальным: плазма, тень, замысел художника, мираж, картина художника, галлюцинации, ощущение тепла, поступок?

4. Вспомните что такое диалектика. Проследите диалектические и метафизические представления в истории философии. Сопоставьте диалектику и софистику друг с другом.

5. Вспомните принцип детерминизма. Могут ли причины и следствия взаимопревращаться друг в друга? Как вы понимаете положение: случайность – это форма проявления необходимости? Какова роль возможности и действительности в вашей жизни?

6. Подумайте, какую из сторон развития характеризует закон единства и борьбы противоположностей. Одинакова ли роль сторон противоречия в развитии.

7. Подумайте, какую из сторон развития характеризует закон отрицания отрицания. Равнозначна ли роль отрицания и отрицания отрицания в процессе развития.

8. Подумайте, какую из сторон развития характеризует закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Совпадает ли по содержанию философское понимание качества с обыденным? Любые ли количественные изменения приводят к изменению качества?

9. Дайте сравнительную характеристику универсальных и структурных связей. Представить основные типы целостностей. Раскройте специфику органической целостности.

10. Подумайте, что такое познание. Дайте сравнительную характеристику чувственного и рационального познания. Раскройте их основные формы.

11. Дайте анализ основных видов познания. Представьте диалектику объекта и субъекта познания. Одинаковы ли по значению понятия «объект» и «объективная реальность»?

12. Проследите, как решалась проблема человека в истории философии. Согласны ли вы с утверждением, что человек – это биосоциальное существо? Дайте сравнительный анализ понятиям «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

13. Проследите, как решалась проблема сознания в истории философии. Подумайте, как взаимосвязаны сознание и язык. Почему возможен перевод с одного языка на другой?

14. Раскройте основные свойства и критерии истины. Возможно ли считать наши знания и абсолютными и относительными в одно и то же время? Попытайтесь сопоставить знание и веру.

15. Дайте сравнительную характеристику эмпирического и теоретического уровней научного познания. Представьте конкретно-научные, общенаучные и общефилософские методы познания.

16. Раскройте основные концепции и факторы антропосоциогенеза. Сопоставьте биологическое и социальное в человеке. В чем отличие труда человека от деятельности животных?

17. Вспомните, что такое культура. Дайте характеристику Западной и Восточной культур. Какова специфика и роль России в диалоге культур?

18. Можете ли вы ответить на вопрос: в чем смысл жизни? Раскройте основные концепции смысла жизни в истории философии. Подумайте, возможно ли обрести бессмертие для человечества?

19. Раскройте философское понимание природы, ее разделение на живую и неживую природу. Проследите изменение отношения человека к природе в ходе истории.

20. Дайте характеристику экологическим и демографическим проблемам. Покажите их взаимосвязь и представьте основные пути решения.

21. Раскройте философское понимание общества. Почему развитие общества – есть естественно исторический процесс? Определите структуру общественных отношений.

22. Представьте основные этапы развития общества согласно формационной и цивилизационной концепции. Может ли повлиять выдающаяся личность на ход и исход исторических событий?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Философия /под ред. Зотова А.Ф. и др. - М, 2005.

Канке В.А.Философия. - М., 2008.

Спиркин А.Г. Философия.- М., 2009.

Философия / под. ред. Кохановского В.П.- Ростов на Дону, 2010.

Дополнительная литература

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1995.

Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2001.

Вальяно М.В. Основы философии. – М., 1995.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. - М., 1994.

Гайденко Л.Г. Эволюция понятия науки. – М., 1990.

Горелов А.А. Проблемы современного естествознания. – М., 1999.

Данилевский П.Я. Россия и Запад. – М., 1991.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии.- М., 1995.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М., 1993.

Курбатов В.И. История философии.- Ростов-на-Дону, 1999.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2001.

Кузнецов В.Г. Философия. – М., 1998.

Кондаков И.В., Введение в историю русской культуры. М., 1994.

Концепции современного естествознания / под ред. Лавриненко и др. – М., 1997.

Лешкевич Т.Г. Философия. – М., 2000.

Мир философии. Книга для чтения . – М., 1991.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 2000.

Невлева И.М. Философия. – М., 2004.

Петров А.И. Ключ к сверхсознанию. – М., 1999.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2000.

Соколов Е.Ф. Концепция современного естествознания. – М., 1999.

Философия /под ред. Губина В.Д. – М., 2000.

Философия: курс лекций для студентов сельскохозяйственных и технических вузов. – М., 1996.

Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 1999.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Штекль А. История средневековой философии. Спб., 1996.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данного пособия мы рассмотрели историю и теорию философии, знакомство с которыми позволяет выявить характеристики основных этапов развития философии; важнейшие учения, школы, концепции мировой и отечественной философии; исходные понятия и термины философии. Использование данного материала должно помочь студентам ориентироваться в философской проблематике, участвовать в диалоге философских идей, сохранять и эффективно использовать философское наследие, овладевать навыками самостоятельного анализа и осмысления философских проблем.

В учебно-методическом пособии предусмотрено использование культурологического, социологического, исторического и естественнонаучного материала. Материал лекций адресован студентам высших учебных заведений.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.