|
Философское понимание культурыКультура представляет одну из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания и овладения человеком сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную комплексную характеристику человека. Первоначальное понятие культуры, восходящее к латинскому слову Сultura (возделывание, обработка), употреблялось главным образом для определения воздействия человека на природу, что указывает на связь происхождения этого понятия с активной, преобразующей деятельностью людей. Впоследствии оно получило и другое, переносное значение - просвещенность, воспитанность, образованность человека Число ее определений в настоящее время достигает около 600, и их можно сгруппировать следующим образом: 1) описательные, рассматривающие культуру как сумму результатов деятельности; 2) исторические, подчеркивающие роль социального наследия и традиций; 3) нормативные, подчеркивающие значение принятых правил и норм; 4) ценностные, согласно которым культура есть результат реализации идеально смысловых установок под углом зрения их значения для человека; 5) психологические, исходящие из идеи приспособления людей к природе и социуму; 6) идеологические, рассматривающие культуру как поток идей. Наконец, то обстоятельство, что формами ее опредмечивания являются: язык, литература, искусство, которые можно рассматривать как знаковые системы, дает основание еще для одного подхода - семиотического, в котором культура предстает как совокупность знаков, подлежащих расшифровке. Она включает два аспекта: 1. культуру материальную; 2. культуру духовную. И материальная, и духовная культура существует в двух основных формах: · предметной, существующей вне человека (например, в виде технических сооружений, научных выводов, зафиксированных в формулах, книгах); · личностно-деятельностной, т.е. в знаниях и желаниях людей она существует наряду с субъектом как субъективная культура. По мысли ряда исследователей под культурой следует понимать не сами по себе материальные и духовные ценности, а уровень их создания и их качественную характеристику. Как считает А. К. Уледов, культура присуща всем без исключения явлениям общественной жизни как их качественная сторона, которая находит свое выражение в уровне и характере развития производительных сил и производственных отношений, материального и духовного производства, науки и литературы. Культура в таком понимании предстает как сотворенная человеком "вторая природа", отличная от естественной. Иначе говоря, она выступает как технологический контекст человеческой деятельности, которая лежит у истоков возникновения общества и является основой его существования и развития. При этом надо иметь в виду, что главным в культуре является не просто деятельность, а человек. Деятельность - это только способ и средство, результат и предпосылка его существования. Поэтому культуру следует рассматривать как процесс становления функционирования, развития человеческой сущности, воспроизводства человека как субъекта социальной деятельности В данный момент самое существенное из достигнутого в исследовании культуры можно суммировать следующим образом: 1) ее следует рассматривать как социальное явление, порожденное обществом; 2) культура связана с человеческой деятельностью, общие признаки которой - активность, социальность, преобразовательный характер - свойственны и культуре; 3) человек выступает не только как объект культурной деятельности, но и как субъект, активное творческое начало культурно-исторического процесса; 4) культура, не может быть связана только с какой-то определенной стороной жизни общества, поскольку она присутствует во всех ее проявлениях. Анализ всего комплекса явлений, включенных в понятие культуры, позволяет дать следующее ее обобщенное определений: "Культура - это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека как субъекта культурной деятельности" Западная и Восточная культуры. Россия в диалоге культур В философии XX века используется понятие «Западная» и «Восточная» культура. Эти понятие имеют геосоциальную характеристику. Западная культура характеризуется как техногенная. Ее родиной является культура Древней Греции и Рима. Философское основание – античная философия. В античной философии большое внимание уделяется рациональности. Человек имеет возможность изменить окружающий его мир, опираясь на свой разум. Для Западной культуры характерны различные революции, быстрая смена техники и производства. Понятие «прогресс» связывают с развитием науки и техники. Совсем иной является Восточная культура. Восточная культура называется традиционной. Ее родина – Древняя Индия, Древний Китай. Философское основание – философия Древнего Востока. Для философии Древнего Востока характерно зависимое положение человека от природы. Весь мир – это космос, живущий по единому закону, даже Боги подчиняются закону. Задача человека – не изменять окружающий мир, а жить по его законам. Достоинства человека определяются не рациональностью, а духовностью. Таким образом, Восточная культура формирует не науку и технику, а внутренний мир человека. Понятие «прогресс» связывают с духовностью. Для Восточной культуры не характерны революции. Ценностью является традиция. Россия – это Западная или Восточная культура? Географически Россия охватывает и Восточную и Западную культуры. Бердяев в работе «Русская идея» вводит понятие «евразийство». Он считает, что будущее всего мира связано с Россией (с евразийством). В начале XX века Западная культура рассматривалась как прогрессивная, развитая, а Восточная - как отсталая. Однако XX век показал, что НТП не решает проблем, стоящих перед человечеством. Необходимо обращать внимание на внутренний мир человека. Бердяев делает вывод: необходимо объединить лучшие черты Западной и Восточной культур. Сделать подобное объединение может только Россия. Характерной чертой русского человека является противоречивость его характера – умение объединять противоположности.
Основные понятия ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – комплексные проблемы, стоящие перед мировым сообществом в целом. Глобальные проблемы угрожают гибелью цивилизации или серьезным регрессиям в развитии общества и требуют для своего решения коллективных усилий всех государств. НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ – обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы и общества, неизвестных в настоящий момент. ПРОГРЕСС – оценочное понятие, характеризующее процесс развития с точки зрения положительных для человека результатов. РИМСКИЙ КЛУБ – международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира. Римский Клуб создан в 1968 году по инициативе итальянского общественного деятеля А.Печчеи. ФУТУРОЛОГИЯ (наука о будущем) – это совокупность научных представлений о перспективах развития человеческой цивилизации. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности экономических и других связей между различными странами и народами. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР – специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, природных, экономических и других отношений; все, что относится к человеку как субъекту деятельности в различных сферах жизни.
\
Тема 11 «Познание» 1. Познание как культурно - исторический процесс. Субъект и объект познания 2. Единство чувственного и рационального в познании 3. Истина и заблуждение. Знание и вера
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|