Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философское понимание культуры





Культура представляет одну из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания и овладения человеком сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную комплексную характеристику человека. Первоначальное понятие культуры, восходящее к латинскому слову Сultura (возделывание, обработка), употреблялось главным образом для определения воздействия человека на природу, что указывает на связь происхождения этого понятия с активной, преобразующей деятельностью людей. Впоследствии оно получило и другое, переносное значение - просвещенность, воспитанность, образованность человека

Число ее определений в настоящее время достигает около 600, и их можно сгруппировать следующим образом:

1) описательные, рассматривающие культуру как сумму результатов деятельности;

2) исторические, подчеркивающие роль социального наследия и традиций;

3) нормативные, подчеркивающие значение принятых правил и норм;

4) ценностные, согласно которым культура есть результат реализации идеально смысловых установок под углом зрения их значения для человека;

5) психологические, исходящие из идеи приспособления людей к природе и социуму;

6) идеологические, рассматривающие культуру как поток идей.

Наконец, то обстоятельство, что формами ее опредмечивания являются: язык, литература, искусство, которые можно рассматривать как знаковые системы, дает основание еще для одного подхода - семиотического, в котором культура предстает как совокупность знаков, подлежащих расшифровке. Она включает два аспекта:

1. культуру материальную;

2. культуру духовную.

И материальная, и духовная культура существует в двух основных формах:



· предметной, существующей вне человека (например, в виде технических сооружений, научных выводов, зафиксированных в формулах, книгах);

· личностно-деятельностной, т.е. в знаниях и желаниях людей она существует наряду с субъектом как субъективная культура.

По мысли ряда исследователей под культурой следует понимать не сами по себе материальные и духовные ценности, а уровень их создания и их качественную характеристику. Как считает А. К. Уледов, культура присуща всем без исключения явлениям общественной жизни как их качественная сторона, которая находит свое выражение в уровне и характере развития производительных сил и производственных отношений, материального и духовного производства, науки и литературы. Культура в таком понимании предстает как сотворенная человеком "вторая природа", отличная от естественной. Иначе говоря, она выступает как технологический контекст человеческой деятельности, которая лежит у истоков возникновения общества и является основой его существования и развития. При этом надо иметь в виду, что главным в культуре является не просто деятельность, а человек. Деятельность - это только способ и средство, результат и предпосылка его существования. Поэтому культуру следует рассматривать как процесс становления функционирования, развития человеческой сущности, воспроизводства человека как субъекта социальной деятельности

В данный момент самое существенное из достигнутого в исследовании культуры можно суммировать следующим образом:

1) ее следует рассматривать как социальное явление, порожденное обществом;

2) культура связана с человеческой деятельностью, общие признаки которой - активность, социальность, преобразовательный характер - свойственны и культуре;

3) человек выступает не только как объект культурной деятельности, но и как субъект, активное творческое начало культурно-исторического процесса;

4) культура, не может быть связана только с какой-то определенной стороной жизни общества, поскольку она присутствует во всех ее проявлениях.

Анализ всего комплекса явлений, включенных в понятие культуры, позволяет дать следующее ее обобщенное определений: "Культура - это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека как субъекта культурной деятельности"

Западная и Восточная культуры. Россия в диалоге культур

В философии XX века используется понятие « Западная» и «Восточная» культура. Эти понятие имеют геосоциальную характеристику.

Западная культура характеризуется как техногенная. Ее родиной является культура Древней Греции и Рима. Философское основание – античная философия. В античной философии большое внимание уделяется рациональности. Человек имеет возможность изменить окружающий его мир, опираясь на свой разум. Для Западной культуры характерны различные революции, быстрая смена техники и производства. Понятие «прогресс» связывают с развитием науки и техники.

Совсем иной является Восточная культура. Восточная культура называется традиционной. Ее родина – Древняя Индия, Древний Китай. Философское основание – философия Древнего Востока. Для философии Древнего Востока характерно зависимое положение человека от природы. Весь мир – это космос, живущий по единому закону, даже Боги подчиняются закону. Задача человека – не изменять окружающий мир, а жить по его законам. Достоинства человека определяются не рациональностью, а духовностью. Таким образом, Восточная культура формирует не науку и технику, а внутренний мир человека. Понятие «прогресс» связывают с духовностью. Для Восточной культуры не характерны революции. Ценностью является традиция.

Россия – это Западная или Восточная культура? Географически Россия охватывает и Восточную и Западную культуры. Бердяев в работе «Русская идея» вводит понятие «евразийство». Он считает, что будущее всего мира связано с Россией (с евразийством). В начале XX века Западная культура рассматривалась как прогрессивная, развитая, а Восточная - как отсталая. Однако XX век показал, что НТП не решает проблем, стоящих перед человечеством. Необходимо обращать внимание на внутренний мир человека. Бердяев делает вывод: необходимо объединить лучшие черты Западной и Восточной культур. Сделать подобное объединение может только Россия. Характерной чертой русского человека является противоречивость его характера – умение объединять противоположности.

 

Основные понятия

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – комплексные проблемы, стоящие перед мировым сообществом в целом. Глобальные проблемы угрожают гибелью цивилизации или серьезным регрессиям в развитии общества и требуют для своего решения коллективных усилий всех государств.

НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ – обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы и общества, неизвестных в настоящий момент.

ПРОГРЕСС – оценочное понятие, характеризующее процесс развития с точки зрения положительных для человека результатов.

РИМСКИЙ КЛУБ – международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира. Римский Клуб создан в 1968 году по инициативе итальянского общественного деятеля А.Печчеи.

ФУТУРОЛОГИЯ (наука о будущем) – это совокупность научных представлений о перспективах развития человеческой цивилизации.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности экономических и других связей между различными странами и народами.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР – специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, природных, экономических и других отношений; все, что относится к человеку как субъекту деятельности в различных сферах жизни.

 

 

\

 

 

Тема 11 «Познание»

1. Познание как культурно - исторический процесс. Субъект и объект познания

2. Единство чувственного и рационального в познании

3. Истина и заблуждение. Знание и вера

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.