Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Статистика денежного обращения: понятие денежное обращение





Статистика денежного обращения: понятие денежное обращение

Денежное обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах в связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).

Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

Сфера денежного обращения включает:

1. Безналично-наличное перечисление — посредством записей на счетах в банке, отражающие платежи.

2. Наличное обращение в виде денежных знаков. Участвуют в сфере денежного обращения:

· домохозяйства (физические лица);

· предприятия и организации;

· учреждения (за счет бюджета) и другие юридически лица, находящиеся вне банковской системы.

Деньги покидают сферу обращения в том случае, если они привлечены банковской системой на некоторый срок или вовлечены в государственный бюджет.

Особенности наличного и безналичного денежного обращения:

· У наличных и безналичных денег разная циркуляция. Наличные деньги бывают в обороте много раз и выбывают из него, когда они физически изнашиваются. Безналичные деньги циркулируют единожды в форме списания с одного счета на другой.

· У наличного и безналичного оборота разные контрагенты (участники). Наличный оборот всегда связан с населением, а у безналичного оборота контрагентами выступают субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (предприятия, компании и т. д.).

· Наличные и безналичные деньги выполняют разные функции. Наличные деньги: функция платежа, обращения, сбережения и накопления. Безналичные деньги: платежа и накопления (в виде остатка на счетах).

· Безналичные расчеты легче контролировать.

Исходя из связи с производством ВВП выделяют два основных вида денежного обращения:

1. Когда оборот непосредственно связан с реализацией товаров и услуг; с расчетами в сфере капитального строительства; а также расчеты на фондовом рынке.

Таким образом, первый вид включает:

· денежные расчеты в торговле;

· платежи, поступающие за услуги коммерческих служб, транспорта и т. д.;

· расчеты в капитальном строительстве;

· операции на фондовом рынке.

2. Когда денежное обращение возникает в связи с осуществлением денежных расчетов нетоварного характера и включает:

· выплаты заработной платы;

· выплаты процентов, дивидендов;

· налоги, сборы, вносимые в государственный бюджет;

· оборот по банковским операциям;

· оборот по операциям страховых компаний и т. д.

Таким образом, денежное обращение хотя и связано с товарным оборотом, но значительно больше оно обслуживает связи нетоварного характера.

Предмет и объект изучения статистики денежного обращения

Предметом изучения статистики денежного обращения является количественная характеристика массовых явлений в сфере денежного обращения.

Денежное обращение — это движение денег во внутреннем обороте в на­личной и безналичной формах в процессе обращения товаров, оказания ус­луг и совершения различных платежей. Денежное обращение охватывает движение не только товаров и услуг, но и ссудного и фиктивного капитала. Значительная часть платежного оборота в странах с рыночной экономикой приходится на финансовые операции, т. е. на сделки с различными видами ценных бумаг, ссудные операции, налоговые платежи и прочие финансовые сделки. Большая часть денежного оборота осуществляется в безналичной Целью статистики денежного обращения является обеспечение органов денежно-кредитного регулирования достоверной информацией о состоянии денежной системы для разработки и реализации денежно-кредитной политики.

Основными задачами статистики денежного обращения являются:

- определение размеров, структуры, динамики денежной массы и ее распределение по регионам и группам населения;

- определение параметров наличной и безналичной эмиссии;

- определение купюрной структуры денежной наличности;

- выявление количественных параметров взаимосвязи между денежным обращением и уровнем экономического развития и инфляции;

- прогноз параметров денежного обращения и покупательной способности денег. Объектом статистики денежного обращения есть все элементы денежной системы, формы организации и методы регулирования денежного обращения.

форме, что связано с резким увеличением платежно-расчетных операций.

Система показателей статистики денежного обращения: денежный оборот, денежная масса, наличные деньги, безналичные средства, продолжительность одного оборота, денежная база, денежный мультипликатор, скорость обращения денежной массы, покупательная способность рубля.

Денежный оборот - это процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах. В условиях металлического обращения денежный оборот выступает стоимостным оборотом, поскольку металлическая монета имела собственную стоимость, соответствующую указанному на ней номиналу. Движение стоимости денег происходило одновременно с движением стоимости товаров. Современный денежный оборот стоимостным не является, поскольку стоимость денежного знака ничтожно мала. Стоимостным сегодня можно с читать только товарный оборот.

Денежная масса — совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство[1].

Простыми словами денежная масса в национальном определении России — это сумма долга государства (условно) своим гражданам и прочим не кредитным организациям-резидентам Российской Федерации.

Нали́чные де́ньги — валюта одной из стран в каком-либо физическом представлении у конкретного физического или юридического лица.

Примером физических представлений могут быть купюры и монеты. Наличные деньги неудобны тем, что ими нельзя заплатить удалённо (например, в Интернете), для этого нужно использовать электронные деньги или безналичную оплату, но очень удобны, когда нужно оплатить что-либо конфиденциально.

Безналичные средства - это основная масса денежных средств, в которые входят как денежные средства предприятий и организаций, использующих во взаиморасчетах между собой и банками безналичный денежный оборот, так и личные денежные средства граждан, хранящиеся на банковских счетах.

Продолжительность одного оборота денежной массы в днях определяется по формуле:

где Д – продолжительность анализируемого периода;
V – скорость обращения денег;
М2 – денежная масса.

Денежная база представляет собой стабильный компонент денежной массы. Об устойчивости этого компонента можно говорить в том смысле, что он всецело определяется действиями центрального банка, т.е. полностью им контролируется. Денежную базу составляют монеты и банкноты, выпускаемые центральным банком, а также обязательные резервные требования – фонды, которые коммерческие банки в силу законодательства держат на специальных беспроцентных счетах в центральном банке.

Денежный мультипликатор - это коэффициент самовозрастания денег, он показывает, как изменяется предложение денег при изменении денежной базы на единицу.

В случае, когда денежная масса в экономике состоит из наличности и депозитов, денежный мультипликатор определяется как отношение денежной массы к денежной базе (наличность и обязательные резервы).

Скорость обращения денежной массы - это среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении:

V=U/M,

где V- скорость обращения денег;

U- номинальный объем ВНП;

М- масса денег в обращении.

Скорость обращения денег в краткосрочном периоде является обычно величиной постоянной, а в долгосрочном меняется, но незначительно. Скорость эта вполне поддается управлению и зависит от работы банковской системы страны и от уровня технического оснащения учреждений, которые участвуют в денежных операциях.

Чем выше техническое оснащение банков, чем шире они используют современные компьютеры и спутниковые линии связи, тем быстрее оборачиваются деньги и тем меньше их надо для нормального функционирования хозяйства.

Денежная масса, которая необходима для осуществления операций обмена и платежа, зависит от спроса на деньги и от предложения денег банковским сектором.

Покупательная способность рубля определяется в виде индекса, обратного индексу цен и тарифов на услуги:

.

Индекс покупательной способности рубля применяется для измерения инфляции: показывает, во сколько раз обесценились деньги.

МЕТОД РАСЧЕТА ЧДД

Чистый дисконтированный доход обозначается обычно NPV. В некоторых источниках называется также терминами «чистая текущая стоимость» или «чистый приведенный эффект». ЧДД определяется как превышение интегральных доходов над интегральными затратами, причем приведенный к начальному периоду:

NPV = (20)

Pt - результаты (доходы), достигнутые на шаге t;

Зt - затраты на том же шаге t (включая капитальные вложения);

Т - горизонт расчета (период прогноза)

Е - ставка дисконта.

Если значение чистого дисконтированного дохода положительное, то инвестиции эффективны при данной норме дисконта. При сравнении проектов чем больше значение ЧДД, тем более привлекателен инвестиционный проект.

Есди ЧДД = 0, то это говорит о том, что затраты равны доходам.

Если ЧДД меньше 0, то это говорит о том, что капиталовложения не принесли должного эффекта, т.е. не окупились.

Если проект предусматривает не разовые инвестиции, а последовательное инвестирование в течение нескольких лет, то расчет проводится по следующей формуле:

NPV =

 

МЕТОД РАСЧЕТА ВНД.

Внутренняя норма доходности (норма рентабельности инвестиций) характеризует норму дисконта, при которой дисконтированная стоимость притоков денежных средств равна дисконтированной стоимости их оттоков. Другими словами, это максимальная норма процентной ставки, при которой инвестиции остаются экономически безубыточными, т е. когда дисконтиро­ванная стоимость чистых поступлений от проекта равна дисконтированной стоимости инвестиций и ЧДД равен нулю. ВНД может интерпретироваться так же, как чистые годовые наличные поступления (прибыль или доход, а также амортизационные отчисления), создаваемые на капитал, реализованный в течение определенного периода. Наконец, одна из экономических интерпретаций ВНД такова: если весь проект осуществляется только за счет заемных средств, то она равна максимальному проценту, под который можно взять этот заем, чтобы расплатиться из дохода от реализации проекта за время, равное горизонту расчета.

Процедура, используемая для расчета ВНД, та же, что и для вычисления ЧДД. Используются такие же таблицы дисконтирования, но вместо дисконтирования потоков денежных средств нужно опробовать несколько норм дисконта до тех пор, пока не будет найдена величина, при которой ЧДД равен нулю. Это есть ВНД, и она представляет точную величину прибыльности проекта, Таким образом, ВНД определяется методом подбора.

Инвестиционный проект может быть принят, если ВНД больше минимального коэффициента окупаемости (стоимость капитала плюс какая-то надбавка за риск), который является самой низкой приемлемой ставкой про­цента на инвестируемый капитал. Преимуществом ВНД является то, что ин­вестор не должен определять свою индивидуальную норму дисконта заранее Он вычисляет ВНД, т е. эффективность вложенного капитала, а затем при­нимает решение, используя ее значение.

ВНД или ЧДД не должны использоваться как единственный критерий решения. Финансовая оценка инвестиционных проектов должна включать еще анализ структуры и распределения во времени дисконтированных пото­ков денежных средств.

Метод внутренней нормы доходности труден для перебора и сравнения вариантов, однако дает возможность определить эффективность проекта.

Схема расчета внутренней нормы эффективности может быть статич­ной и динамичной При статичной схеме инвестор определяет.

- общую потребность в прибыли для осуществления обязательных платежей (налоги, проценты за кредит, рентные платежи);

- среднегодовую величину необходимой прибыли (среднюю за 5 лет)

Внутренняя норма доходности в этом случае рассчитывается по формуле

, где

Пср - средняя за 5 лет прибыль проектируемого предприятия, тыс. р.;

Фосн - среднегодовая стоимость основных производственных фондов на 5-ый год эксплуатации (с учетом вновь введенных основных фондов), тыс. р.

При динамичной схеме внутренняя норма эффективности рассматривается как норма приведения, при которой сумма доходов за определенное число лет становится равной первоначальным капитальным вложениям.

При этом решается уравнение, в котором R является неизвестным:

, где

R - норма прибыли по проекту, доля единицы.

Пt поступления от эксплуатации проекта в 1-ом периоде в течение го­ризонта расчета Т, тыс. р.

Ко - первоначальные капитальные вложения, приведенные к начально­му моменту времени, тыс. р.

При определении внутренней нормы эффективности обычно в расчет включается время от начала затрат до истечения срока службы объекта. Ино­гда такие расчеты охватывают срок службы основного технологического оборудования.

Индекс доходности

– это показатель, позволяющий определить, в какой мере возрастут собственные средства предприятия в расчете на одну денежную единицу инвестиций. Метод расчета данного показателя является как бы продолжением метода расчета чистой текущей стоимости. Показатель ИД, в отличии от показателя ЧДД, является относительной величиной. Он рассчитывается по формуле:

,

где К – сумма дисконтированных капиталовложений;

Рt – результаты, достигаемые на шаге расчета t;

Иt – затраты на шаге расчета t;

Е – коэффициент дисконтирования.

Если ИД>1, реализация проекта целесообразна, причем чем больше ИД превышает единицу, тем больше инвестиционная привлекательность проекта. Иными словами, дисконтированные доходы от реализации проекта в ИД раз превосходят дисконтированные инвестиционные затраты. Если ЧДД положителен, то и ИД>1, и наоборот.

Индекс доходности, выступая как показатель абсолютной приемлемости инвестиций, в то же время предоставляет возможность для исследования инвестиционного проекта еще в двух аспектах: с его помощью можно определить меру устойчивости проекта и ранжировать различные инвестиции с точки зрения их привлекательности.

Однако индекс доходности показывает уровень эффективности инвестиций при одном ограничении – при принятой норме дисконта. Устраняет этот существенный недостаток метод расчета внутренней нормы доходности.

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДЫ ОКУПАЕМОСТИ

Метод окупаемости заключается в определении чистой отдачи - превышения суммы поступлений денежных средств, получаемых от реализации проекта, над платежами по нему за время осуществления проекта. Предпочтение может быть отдано проекту, который обеспечивает большее отношение чистой отдачи к сумме

Простой(бездисконтный) метод окупаемости проекта основан на том, что определяется количество лет (или месяцев), необходимых для полного возмещения первоначальных капитальных затрат.

Другими словами, устанавливается момент, когда денежный поток доходов от проекта сравняется с общей суммой расходов по данному проекту. Отбираются проекты с минимальными сроками окупаемости капитальных вложений.


Данный метод позволяет оценить ликвидность и рискованность проекта. Этот метод не учитывает денежные поступления после истечения срока окупаемости проекта, возможности реинвестирования полученных от проекта доходов и временную стоимость вкладываемых в него денежных средств.

Если рассчитанный период окупаемости меньше максимально приемлемого, то проект принимается, если нет - отвергается.

Основной недостаток метода окупаемости в том, что не растет величина денежных потоков после срока окупаемости; следовательно, при помощи данного метода нельзя измерить рентабельность.

Достоинство метода окупаемости — его простота. На практике этот метод употребляется достаточно часто, хотя при этом не учитывается временная стоимость денег.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Финансы выполняют следующие основные функции:

1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами, формами собственности и социальными группами. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработной платы, прибыли).

Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы;

2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. С помощью системы централизованных финансов в РФ перераспределяется около 60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный процесс обслуживает государственные финансы;

3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.

Главной контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

В связи с развитием рыночных отношений, кроме бюджетных отношений, появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально-культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления;

4) регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). Формирование денежных фондов государства означает аккумуляцию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства. Использование денежных фондов (доходов) в государстве – обеспечение финансирования бюджетных расходов. В результате действия этой функции происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.

Многие финансисты считают, что к основным функциям финансов относятся распределительная и контрольная, а остальные – производные от распределительной функции.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общественных финансов.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в процессе перераспределения которого создается преобладающая часть фондов. Основными методами, используемыми при мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. Следовательно, государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Внебюджетные фонды образуются двумя путями:
• выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
• формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей (к последним, в частности, относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения).
Создание других фондов обусловлено возникновением новых, ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества.
Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указывается цель расходования средств.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
• обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
• оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
• предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, республиканских и местных.
Направление расходования средств, поступающих во, внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется в учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Управление финансами – это целенаправленное воздействие субъектов управления на систему финансов, отдельные звенья и элементы при помощи специальных приемов, методов и инструментов для достижения целей и задач финансовой политики

Понятие финансовой политики как основы управления финансами.

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства или организации (предприятия), направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для достижения поставленных целей.

Финансовая политика включает разработку общей концепции, определение целей, направлений и задач в области финансов, и создание адекватного финансового механизма. Реализация финансовой политики происходит в процессе управления финансовой деятельностью посредством использования финансового механизма.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых этапов подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – это долговременный план, рассчитанный на перспективу. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, принципы их использования и организации, определяется необходимость концентрации финансовых ресурсов. Финансовая тактика направлена на решение задач на конкретном этапе развития. Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.

Управление финансами как система.

Управление финансами целесообразно рассматривать как систему взаимосвязанных элементов (субъекты, объекты, принципы, цели, задачи, функции, методы, инструменты и т.п.). Основными элементами системы управления финансами выступают:

субъект управления - совокупность управленческих структур и органов, включенных в финансовую систему (органы государственной и муниципальной власти, собственники, менеджеры высшего звена и финансовые службы предприятий, физические лица как субъект домашних хозяйств; специализированные финансовые институты);

объект управления - финансовые отношения, реализующиеся через финансовые ресурсы. Поскольку вопрос о границах финансовых отношений является дискуссионным, дискуссионными является и определение объекта. Объект управления можно классифицировать по звеньям системы финансов.

Например, на макро уровне субъектом управления могут выступать государственные органы управления финансами, а объектом управления - формирование и использование централизованных денежных фондов для достижения поставленных целей. На микро уровне в качестве субъекта управления может быть определена финансовая служба, а объектом управления - денежные оборот как непрерывный поток выплат и поступлений, обеспечивающий цели организации (предприятия).

Цель управления финансами вытекает их финансовой политики субъекта и конкретизируется в задачах. Между целью и результатом лежит финансовый механизм как совокупность приемов, методов, способов, рычагов управления.

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. От субъекта управления необходимо отличать субъект управленческой деятельности. Последний может быть только физическим лицом, живым человеком.

Специфика субъекта определяет разные виды управления. Если субъектом управления выступает государство, то речь идет о государственном управлении. Там, где власть олицетворяют жители населенных пунктов и административных территорий, функционирует местное самоуправление. Если власть сосредоточена в собственности, принадлежащей тем или иным экономическим субъектам, то речь идет о менеджменте. В случае, когда субъектом воздействия являются многообразные общественные объединения, то имеет место общественное самоуправление.

Здесь важно подчеркнуть, что при всех субъектах управления всегда осуществляется одна и та же по смыслу деятельность: формирование и реализация управляющих воздействий, что находит внешнее проявление в управленческих решениях и организационных действиях.

Объектами управления, т. е. тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут выступать физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы. Необходимо учитывать, прежде всего, что функционирование управляемых объектов осуществляется в соответствии с особенностями различных видов человеческой деятельности. Поэтому нельзя управлять вообще, по общему шаблону или собственной прихоти: следует досконально знать управляемые виды деятельности, их состояние, многообразное обеспечение, типичное и уникальное в них, их человеческий потенциал со всеми его проявлениями.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей.

Финансы - это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы в государстве есть политическая форма совокупной экономической категории, которая воплощает себе всеобщность существования денег, бюджета, налогов и кредита на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Финансы - связывающее звено между созданием и использованием национального дохода. Они носят объективных характер, выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Они имеют свое характеризующее свойство, отличающее их от других экономических категорий. Оно состоит в том, что финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости. Еще финансы во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль.

Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов.

Неоконсервативная стратегия

В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.
Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

Планово - директивная финансовая политика

Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Управление финансами осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.
Планово - директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Статистика денежного обращения: понятие денежное обращение

Денежное обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах в связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).

Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

Сфера денежного обращения включает:

1. Безналично-наличное перечисление — посредством записей на счетах в банке, отражающие платежи.

2. Наличное обращение в виде денежных знаков. Участвуют в сфере денежно







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.