|
Культура»: происхождение термина, многообразие определений, формирование понятия.Стр 1 из 13Следующая ⇒ Культура»: происхождение термина, многообразие определений, формирование понятия. Само понятие культуры нельзя охарактеризовать как отдельный объект. Это вполне абстрактное значение, которое является обозначением разных сторон общественных отношений, характера человека и его образа жизни. Термин «культура» имеет несколько значений. Наиболее часто он стал употребляться с начала ХХ века. Для этого возникло много различных предпосылок. Прежде всего, это было необходимо для того, чтобы систематизировать многие факторы, которые характеризовали культурные ценности и нормы, определенные стороны общественной жизни. В современном мире понятие культуры имеет разное значение. Широкое применение оно нашло в обозначении уровня поведения людей. Здесь термин «культура» несет оценочное значение. С ним связывают такие качества, как надежность, сознательность, аккуратность и д р. С этим термином ассоциируют и определенные стили жизни. Например, городскую жизнь, уровень образования, воспитания. Также сюда относят умение разбираться в искусстве, литературе, наличие философских знаний и прочие навыки. Термин «культура» зависит и от определенной сферы применения. Например, она может ограничиваться каким-то учреждением (театр, библиотека и т. д.) В этом случае семья, экономические структуры и государство не входит в это понятие. Но культуру нельзя охарактеризовать как объект, полностью подчиненный деятельности и разуму человека. Она является следствием существования людей и включает в себя некоторые предметы его труда. Этот процесс не всегда имеет под собой разумные и осмысленные мотивы. Термин «культура» понимается следующим образом: 1. Это проявление духовных и общечеловеческих ценностей, присущих человеку. 2. Уровень развития индивида и общества, в котором он обитает. Он может выражаться в способах организации жизни, деятельности и тех ценностей, которые он при этом создает. 3. Весь творческий потенциал человечества. 4. Вся информация, которая наследуется на генетическом уровне и проявляется в поведении индивидов. 5. Это поведение человека, которое не имеет биологического происхождения. 6. Уровень развития в области искусства и наук. Так характеризуют термин «культура» некоторые источники. Изначально (в древности) он обозначал способы возделывания земли и земледелие в целом. По мере совершенствования навыков, улучшения уровня жизни и развития общественных отношений, происходил и рост культурных ценностей. Это понятие связывают с деятельностью человека, направленной на созидание. Это материальная сторона. Затем это значение стали применять для обозначения уровня воспитания, просвещения или образования. В этом случае культура приобретает духовную сторону. Все ее направления связаны между собой. Можно выделить основные свойства культуры: Во-первых, она обязательно связана с деятельностью человека и подчиняется общественным законам. Для нее присущи и свои, собственные законы. Во-вторых, объектом и субъектом культуры является человек. В-третьих, она объединяет все стороны жизни людей и ее нельзя отнести к какой-то определенной области. И последнее, она характеризует качественную сторону жизни общества. Основные функции культуры заключаются в преобразовании социума, повышении уровня его образованности. Культура также имеет эстетическое значение. Ее компоненты прививают людям понятие прекрасного и высокого искусства. Культуру можно назвать хранительницей многовековых знаний, опыта, орудий труда и других последствий деятельности людей, которые накапливаются из поколения в поколение. Это не только сама деятельность, но и отношения, которые возникают в результате ее осуществления. Сюда входят экономические, политические, моральные и другие факторы. Память и язык в системе культуры. А) Память. Лотман определяет культуру как «коллективную память человечества», т. е. надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых. В этом смысле пространство культуры может быть определено как пространство некоторой общей памяти, т. е. пространство, в пределах которого некоторые общие тексты могут сохраняться и быть актуализированы. Память культуры не только едина, но и внутренне разнообразна. Это означает, что ее единство существует лишь на некотором уровне и подразумевает наличие частных «диалектов памяти», соответствующих внутренней организации коллективов, составляющих мир данной культуры. Изучением феномена памяти занимается уже Платон в Диалогах и Августин Блаженный в «Исповеди». Платон отождествляет память со знанием: «знание есть ни что иное как припоминание». По Платону есть два типа памяти: память об ощущениях и знаниях и «анамнезис» - собственно духовное ощущение и знание. Именно анамнезис позволяет нам вспомнить то, что мы раньше никогда не видели, память становится орудием познания, функцией разума и средством приближения к Богу – если наша бессмертная душа будет способна вспомнить небесные сферы, где она находилась до попадания на землю. Августин же наполняет человеческую память опытом индивидуальной жизни человека. Особенно существенно то, что характеристика функций памяти дополняется у Августина принципом историческим, способностью памяти не просто фиксировать временные состояния объектов и событий, но и установить «связь времен». Анри Бергсон рассматривает проблему памяти в работе «Материя и память» и утверждает тезис о том, что чистая память есть явление духа: «Если прежде всего память придает восприятию его субъективный характер, то философия материи, как мы сказали, должна поставить целью элиминировать то, что привносится в восприятие памятью… поскольку чистое восприятие дает нам все собственно материальное, поскольку все остальное исходит от памяти и представляет собой дополнение к материи, то необходимо, чтобы память была силой, совершенно независимой от материи». По Бергсону, феномен памяти в том, что она находится в точке соприкосновения между сознанием и материей. Мозг только посредник между ощущениями и движениями, у тела единственная функция – ориентировать память на реальное и соединять ее с настоящим, а сама память - нечто абсолютно независимое от материи. Бергсон формулирует три тезиса о памяти: I. Прошлое сохраняется в двух различных формах: 1) в форме двигательных механизмов*, 2) в виде независимых воспоминаний. II. Узнавание наличного предмета совершается посредством движений, когда оно исходит от объекта, и посредством представлений, когда оно исходит от субъекта. III. Через неощутимые промежуточные ступени происходит переход от воспоминаний, расположенных вдоль временной длительности, к движениям, которые намечают начинающееся или возможное действие тела в пространстве. Повреждения мозга могут нарушить эти движения, но не затрагивают воспоминания. Б) Язык. Важнейшую роль в жизни и деятельности человека играет язык. Благодаря языку осуществляется не только передача информации и общение между людьми. Будучи реальным воплощением мыслительной, разумной деятельности формирует особое видение действительности, способ мышления, а вслед за ними и особый образ жизни. В Древней Греции уже в период ранней классики было создано учение о логосе. Основателем его был великий античный мыслитель Гераклит. Он определял «логос» как некий общий закон мироздания, объединяющий все сущее землю и небо, телесное и духовное, божественное и человеческое в некое разумно организованное целое. Языком культуры в широком смысле этого понятия мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую «организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла)». Основателем новой науки о языке стал выдающийся немецкий философ просветитель Вильгельм фон Гумбольдт. Его труд «О различии строения человеческих языков и его влиянии на развитие человечества» (1830-1835), положил начало изучению языка, как важнейшего культурного феномена. Ученый утверждал, что разные языки не просто различные оболочки обще человеческого сознания, но различные видения мира. Особо важным для Гумбольдта являлся факт связи языка в духовным миром человека и его мыслительной деятельностью. Столь же высокая культурная значимость языка отмечена и в статье, создателя герменевтики Г.- Г. Гадамера «Человек и язык» «Наше мышление и познание предопределены языковым истолкованием врастать в которое значит врастать в лицо». По Гадамеру, у языка есть три основные характеристики: он скрывается за словами, слогами, которые мы произносим; он безличностен и универсален. Проблема языка культуры — это проблема понимания, проблема эффективности культурного диалога как «по вертикали», то есть диалога между культурами разных эпох, так и «по горизонтали», то есть диалога разных культур, существующих одновременно, между собой. Язык культуры синтезирует разные аспекты жизни человека — социальные, культурно-исторические, психологические, эстетические и др. Именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности — все то, что определяет его картину мира. Таким образом, язык культуры — это способ ее хранения и передачи от поколения к поколению. Понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, придает способность к оценке и самооценке, к выбору, открывает пути включения человека в культурный контекст, помогает осознать свое место в культуре, ориентироваться в сложных и динамичных социальных структурах. Фундаментальный смысл языка культуры в том, что понимание мира, которое мы можем достичь, зависит от диапазона знаний или языков, позволяющих нам этот мир воспринимать. Поэтому проблема языка культуры — это фундаментальная проблема не только науки, но и человеческого бытия, ибо «языки — это иероглифы, в которые человек заключает мир и свое воображение, — утверждал Гумбольдт. —...Через многообразие языков для нас открывается богатство мира и многообразие того, что мы познаем в нем, и человеческое бытие становится для нас шире, поскольку языки в отчетливых и действенных чертах дают нам различные способы мышления и восприятия». В возникновении языка как символической системы, главную роль играла, о чем свидетельствует мифология, «чистая» память, которая была результатом непосредственного фиксирования процесса жизнедеятельности человека в период становления человеческого рода. Напротив, возникновение знаково-символических систем языка было связано с тесным взаимодействием языка и ситуационными формами памяти, в которых находит отражение опыт духовной жизни человека. Таким образом, культурная деятельность это не что иное как продукт диалектического взаимодействия языка с различными формами памяти а собственно память и язык не что иное как основные структурные элементы культуры. Яншао III тыс. до н.э. - поздний неолит; возделывание полей, изобретение пиктографии (письменности с помощью «картинок»), развитие гончарного дела. В это время возникает культ почитания предков. Шан II тыс. до н.э. - изобретение иероглифики (полноценная письменность); развитие литья из бронзы. Верования в загробную жизнь → ритуалы погребения (с собой в гроб клали вещи для жизни после смерти); почитание тотемных животных (дракон, тигр, баран). Западный Чжоу I тыс. до н.э. - правителями «создана» единая мифология Китая, рекомендованы конкретные религиозные обряды; правитель = сын Неба; усиливается культурный эгоцентризм («вокруг одни варвары, и только Китай — просвещённое (Срединное) государство»); этнос хуася (восточных сино-тибетцев). Середина I тыс. до н.э. - социально-экономический подъём; в Китае научились плавить железо, были созданы оросительные системы. Воюющие царства (Чжаньго) V-III вв до н.э. - «Борющиеся царства». Развитие наук: астрономии (изобрели календарь, звёздную карту и пр.), математики, архитектуры (трактаты о планировке городов), литературы (сборник «Книга песен»). Происходит ослабление мифологического мышления. Золотой век философии (конфуцианство, даосизм, легизм). Конфуцианство (Конфуций): правда — в возрождении традиций; гуманитарные науки. Даосизм (Лао-Цзы): правда — в недеянии; надо покориться законам природы и ничего не делать. Последователи изучали естествознание, алхимию и оккультные науки; изобрели порох и компас. Легизм: главное — законы, строгость и дисциплина. Последователи проповедовали деспотизм, жестокость во имя справедливости, ответственность за свои поступки. Империи Цинь и Хань Наивысший подъём культуры Древнего Китая — III век до н.э. - III век н.э. Создание единого законодательства, жёсткие реформы. 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. - династия Хань. Развитие торговли, сельского хозяйства; изобретение шёлка, лака, бумаги; развитие математики, астрономии, медицины, истории, архитектуры, скульптуры, живописи. Символы в Китае: тотемные животные и духи природы: дракон, феникс, цилинь (единорог), черепаха, цапля. Практика фен-шуй («ветер-вода») - изначально для кладбищ и захоронений. Похороны — важный ритуал; вера в загробную жизнь → в могилу — вещи быта, лампы и свечи — чтоб найти путь в светлый мир; хоронили под удары гонгов и барабанов, чтоб отпугнуть злых духов и обрадовать умершего. Humanitas (лат.) — человечность, гуманность, культура. По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. Цицерон соединяет в своей философии и стоицизм, и скептицизм, и платонизм, и аристотелизм. Все же ему больше по душе проба-билистский скептицизм академиков- скептиков. Он пишет: "Все оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения" [О природе богов. I.V.11].Он полагает, что «при обсуждении следует придавать больше значения силе доказательства, чем авторитету». Цицерон выступает как против догматизма, так и против авторитаризма. В социальных вопросах он стоит на позициях смешанной формы государственного устройства, которая объединяет в себе достоинства монархии, аристократии, демократии. При этом подразумевается, что эти формы лишены всех своих недостатков. «Первое требование справедливости в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя не вызвали на это несправедливостью; затем в том, чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной -как своей». Цицерон подчеркивает, что общество связывает людей союзом, разумом, речью (этим люди и отличаются от животных). "Из всех общественных связей, - говорит Цицерон, - для каждого из нас наиболее важны, наиболее дороги наши связи с государством. Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу?" Многие критики считают, что образ идельного гражданина, со всеми связанными с этим идеалом обязанностями и нормами поведения, со всеми его характерными чертами и качествами, "может рассматриваться как некое своеобразное политическое завещание Цицерона, завещание умудренного жизненным и государственным опытом деятеля, оставляемое им современникам и потомству в один из наиболее напряженных моментов как его личной судьбы, так и судьбы всего римского государства". Впрочем, учение Сенеки о душе путанно и противоречиво. С одной стороны, душа у него вполне телесна и, как у греческих стоиков, есть «пневма», весьма тонкое, весьма легкое, но все же материальное теплое дыхание. С другой же стороны, в ряде мест Сенека говорит о душе как о самотождестве человеческого духа. Сенека считал всех людей равными. Все люди — члены единого мирового целого, все люди безусловно равны между собой, даже преступники — те же люди; перед человеком открыты бесконечные пути совершенствования, так что в результате настойчивого стремления к добру добро непременно одержит победу над злом. В то же время Сенека презирал рабов, считал унизительным всякий ремесленный труд в силу его неизбежной утилитарности и допускал только духовное творчество как единственно свободное. Первоначальная латинская форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами, перетолковавшими Цицерона, который в свое время стремился подчеркнуть, что понятие «человечность» как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.
Периодизация культурно-исторического процесса 1) Первобытная культура – 40–35 тыс. лет до н. э. –5–4 тыс. до н. э. 2) Культура древневосточных цивилизаций – 5–4 тыс. до н. э. –IV в. до н. э. 3) Культура античности – 3 тыс. до н. э. – V в. н. э. 4) Культура европейского средневековья – V в. – XIII в. 5) Культура эпохи Возрождения – сер. XIII в. – сер. XVII в. 6) Культура Нового времени – сер. XVII – нач. XX вв. 7) Культура Новейшего времени – с нач. XX в.
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ 1) Доминирование религиозности в шкале духовных ценностей. 2) Традиционализм, статичность. 3) Каноничность. 4) Символизм. 5) Дидактизм. 6) Универсальность. 7) Интровертивность, рефлексированность.
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1) Обращение к культурному наследию античности. 2) Светский антиклерикальный характер культуры. 3) Гуманистическое мировоззрение. 4) Вера в возможности человека, его волю и разум; опора на личность. 5) Убежденность в целостности мироздания. 6) Отрицание схоластики и аскетизма.
Культура Нового времени 1) Опора на разум (девиз эпохи – фраза французского философа Рене Декарта: Cogito ergo sum – Я мыслю, следовательно, существую). 2) Потеря церковью доминирующего положения в духовной жизни общества. 3) Возрастание роли науки в социокультурном процессе. 4) Параллельное развитие нескольких художественных стилей.
КУЛЬТУРА ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ 1) Исторический оптимизм, связанный с планами установления царства разума на основе принципов свободы, равенства, братства; надежда на прогресс. 2) Вера в разум, который объявлялся просветителями орудием преобразования мира. 3) Толерантность (терпимость к инакомыслию, различным мнениям, верованиям), разнообразие философских, эстетических, религиозных доктрин просветителей. 4) Утопичность. 5) Энциклопедизм, выразившийся в бурном параллельном развитии наук, ремесел и искусств, широком распространении знаний как необходимого условия совершенствования человека и справедливого устройства общества. 6) Научный скептицизм, свободомыслие, открытая критика религиозных и философских догм.
Первый период начинается 150 тыс. лег назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на культуру первобытного общества. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства — рисунки, живопись, скульптуры. Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V в. н.э. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки. Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества — архитектура, скульптура, барельеф — достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Третий период приходится на V-XVII вв., хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III в. — Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV-XV вв. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий — христианства, ислама и буддизма. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые — Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным. Четвертый период является относительно небольшим, охватывает XV-XVI вв. и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени. В культуре этого периода активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочным, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм. Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.
Период культуры раннего и классического средневековья охватывает по меньшей мере десять веков, с V по конец XIV века, т. е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период раннего средневековья — V—XI вв., и классического — XII—XIV вв. Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовавшееся в 395 году на месте Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г. Византийское искусство — важная ступень в развитии средневековой мировой и европейской художественной культуры. Варварские нашествия не затронули Византию в такой степени, как Западную Европу. Здесь сохранились античные формы быта и хозяйственного уклада, уже исчезнувшие на Западе. Именно в средние века зародились европейские нации и сформировались современные государства, сложились языки, на которых мы до сих пор говорим. Мало того, к средневековью восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу нашей цивилизации. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития (Декалог), с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев. Эта картина мира, целиком определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. В сознании средневекового европейца мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально. Значение слова, написанного и особенно звучащего, в средневековой культуре было необычайно велико. Молитвы, воспринимавшиеся как заклинания, проповеди, библейские сюжеты, магические формулы — все это формировало средневековый менталитет. Люди привыкли вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как текст, систему символов, содержащих высший смысл. Символы-слова надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Этим объясняются многие особенности средневековой художественной культуры, рассчитанной на восприятие в пространстве именно глубоко религиозного и символического, словесно вооруженного менталитета. Зрелое средневековье – время, когда достигли полного расцвета все основные институты средних веков: феодализм как тип экономической и социальной зависимости крестьян от феодалов и феодалов друг от друга, римско-католическая церковь с ее духовным, культурным и общественным влиянием и т.д. В политической сфере происходит борьба центробежных и центростремительных сил. Из-за постоянных конфликтов императоров, пап, королей, крупных и мелких феодалов, различных сословий, регионов следует почти непрерывная череда войн, смут и восстаний.
Иммануил Кант (1724–1804). Наиболее характерная работа для этого периода «Наблюдения над Чувством прекрасного и возвышенного» (1764). Человеческие чувства в работе рассматриваются через призму двух категорий — Прекрасного и Возвышенного. Кант высказывает некоторые соображения о различии людей по темпераментам. В «Наблюдениях над чувствами и прекрасного и возвышенного» Кант рассуждает об особенностях национального характера. Это один из первых шагов социальной психологии — науки, которая в наши дни обрела строгую эмпирическую базу. В зрелый период творчества создал «критическую фи- лософию» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790), где излагается учение о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. И. Канту принадлежала своя концепция Просвещения, согласно которой Просвещение есть освобождение человека от моральной и интеллектуальной зависимости. В этом плане стоит отметить такое произведение И. Канта, как «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного». Прекрасное и возвышенное – две главные категории согласно И. Канту. Все чувства человека И. Кант наблюдает только через призму этих категорий. И если прекрасное и возвышенное, скорее, относится к миру искусства и творчества, то существовали и другие темы, которых касался И. Кант в своих сочинениях. Его волнуют многие социальные вопросы. К примеру, такие близкие к искусству вопросы, как развитие культуры, созданной человеком, законы этого развития. Причиной всякого развития И. Кант видит естественную конкуренцию людей в стремлении к их личной свободе, самореализации, достижению значимости своей личности. Важным понятием в философии И. Канта является понятие «вещь в себе». Это понятие означает вещь, рассмотренную со стороны таких ее качеств, которые от человека никак не зависят. Интересно, что в первом издании своего произведения «Критика чистого разума», написанного в 1781 г., И. Кант отрицает всякое существование «вещи в себе». А уже во втором переиздании доказывает обратное, что «вещь в себе» может быть реальной. Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом романе «Эмиль, или о Воспитании» (1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребно- стям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. По мнению Ж. Ж. Руссо, многие проблемы человека являются следствием его испорченных нравов. Эта испорченность шла от плохого воспитания и неравенства. Поэтому выход виделся Руссо в искоренении всякого неравенства, в правильном воспитании людей, которые бы могли служить на благо общества. Вот почему одним из известнейших произведений Ж. Ж. Руссо является его роман «Эмиль, или о Воспитании», посвященный педагогическим проблемам в системе воспитания. Главная цель образования, по мнению Руссо, – развитие в человеке внутреннего сознания добра и защита его нравственных чувств от разлагающего влияния общества. Иоганну Вольфгангу Гете. В трагедии «Фауст» (1808—1832), итоговом произведении Гете, созвучном философским и научным поискам эпохи, с необычайной глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении научного познания мира и вечных ценностей бытия. Стремление к целостному видению мира характерно и для естественнонаучных трактатов Гете. Вильгельм фон Гумбольт. только в Новое время становится возможным исследование языка как феномена человеческой культуры. Впервые это удалось Вильгельму фон Гумбольдту, создателю деятельностно-энергетической концепции языка. Особенно значим его вклад в реформирование среднего и высшего образования Германии. Один из создателей Берлинского университета. Значительный интерес представляют педагогические идеи Гумбольдта свободного и универсального развития каждого человека, автономного развития системы образования, оптимального построения содержания образования и т.д.
Понимание культуры, европейской культурфилософии (конец 19-20 в)
Европейская ситуация к 19 веку характеризовалась экономической Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|