|
Формирование научной картины мира.Сущностным явлением Нового времени и одним из средств освобождения от предрассудков является наука. В это время формируется научная картина мира. На событийном уровне наступление Нового времени обычно связывают с открытиями в разных областях знания и усовершенствованиями орудий познания, как практических (инструментов), так и теоретических (философской методологии наук). Необходимо сказать об успехах математики, т.к. именно на этом языке говорит нововременная и современная наука. В первой четверти века появляются таблицы логарифмов, математик и философ Декарт закладывает основы аналитической геометрии. Независимо друг от друга изобрели дифференциальное исчисление Ньютон и Лейбниц. Оно стало орудием почти всей высшей математики. Галилей и Кеплер подтверждают и развивают учение Коперника о строении солнечной системы. Вступление точных наук в новую эпоху венчает деятельность Исаака Ньютона – создателя классической физики Нового времени, законы которой считались непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия. Все совершенные открытия нельзя рассматривать просто как накопление знания о мире. Эти открытия переворачивают традиционные представления. Наука Нового времени – нечто принципиально иное по отношению к античной и средневековой науке. В XVIII–XIX веках в Европе произошел промышленный переворот – переход от ручной техники к машинной, который начался с изобретения Дж. Уаттом паровой машины. Именно Новое время человек как научно познающее, как разумное существо впервые в истории (по мнению Хайдеггера) становится субъектом. То, что человек – субъект, означает его активность, самостоятельность, ответственность. Мир становится объектом в силу того, что в научном познании человек ставит его в условия эксперимента, переделывает его. В XIX веке романтики в большей степени ценят не научный разум, не человека-ученого, а воображение и творческую интуицию художника. Таким образом вера в особую силу субъекта остается и у романтиков. Субъект легко с помощью воображения переносится в иные миры, более того, он сам может творить их.
Мыслителей XVII века волнует тайна человека, его предназначенность, загадка его природы, его место в обществе и мироздании. Они пытаются также распознать его добродетели и пороки, наклонности и страсти, нравственные падения и искания. Представление о двойственности человеческой натуры поддерживалось и самим развитием теоретического знания. Классическим выражением этого противостояния, возможно, стало картезианское разграничение мыслящего и протяженного. Первое относилось к области философии, второе — к области математического естествознания. Применительно к человеку это означало, что его телесность есть воплощение природного начала. Тело человека — это своеобразный механизм, и, стало быть, естествознание призвано изучать такое проявление природы. Что касается «истинного человека», то он остался в ведении философии. Как отметил швейцарский философ Э. Агацци, современная философия «открыла субъекта». Эпоха Просвещения породила культ «автономного человека», способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия. Рационализм и критицизм объявлялись универсальной характеристикой человека. Просветители уделяли значительное внимание человеческой субъективности, то есть таким компонентам внутреннего мира личности, как разум, чувства, воля. Однако особый акцент они делали именно на разуме, который будто бы обеспечивает относительную целостность личности, отвращая ее от пороков, страстей и других проявлений эмоций. Это не позволяло мыслителям Просвещения последовательно раскрыть проблему человеческой индивидуальности. В середине XVIII века Ж.-Ж. Руссо секуляризировал таинство покаяния, то есть исповедь, которая одушевлена раскаянием перед Богом за совершенные грехи. Руссо истолковал покаяние как акт человеческого поведения, совершаемого не для Бога, а для самого себя. Желание получить признание и прощение у своих собратьев устраняло религиозное чувство оправдания, избавления от грехов милостью Божией. Рождалось совсем иное переживание, сопряженное с поиском понимания у другого человека. Иммануил Кант (1724–1804). Наиболее характерная работа для этого периода «Наблюдения над Чувством прекрасного и возвышенного» (1764). Человеческие чувства в работе рассматриваются через призму двух категорий — Прекрасного и Возвышенного. Кант высказывает некоторые соображения о различии людей по темпераментам. В «Наблюдениях над чувствами и прекрасного и возвышенного» Кант рассуждает об особенностях национального характера. Это один из первых шагов социальной психологии — науки, которая в наши дни обрела строгую эмпирическую базу. В зрелый период творчества создал «критическую фи- лософию» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790), где излагается учение о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. И. Канту принадлежала своя концепция Просвещения, согласно которой Просвещение есть освобождение человека от моральной и интеллектуальной зависимости. В этом плане стоит отметить такое произведение И. Канта, как «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного». Прекрасное и возвышенное – две главные категории согласно И. Канту. Все чувства человека И. Кант наблюдает только через призму этих категорий. И если прекрасное и возвышенное, скорее, относится к миру искусства и творчества, то существовали и другие темы, которых касался И. Кант в своих сочинениях. Его волнуют многие социальные вопросы. К примеру, такие близкие к искусству вопросы, как развитие культуры, созданной человеком, законы этого развития. Причиной всякого развития И. Кант видит естественную конкуренцию людей в стремлении к их личной свободе, самореализации, достижению значимости своей личности. Важным понятием в философии И. Канта является понятие «вещь в себе». Это понятие означает вещь, рассмотренную со стороны таких ее качеств, которые от человека никак не зависят. Интересно, что в первом издании своего произведения «Критика чистого разума», написанного в 1781 г., И. Кант отрицает всякое существование «вещи в себе». А уже во втором переиздании доказывает обратное, что «вещь в себе» может быть реальной. Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом романе «Эмиль, или о Воспитании» (1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребно- стям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. По мнению Ж. Ж. Руссо, многие проблемы человека являются следствием его испорченных нравов. Эта испорченность шла от плохого воспитания и неравенства. Поэтому выход виделся Руссо в искоренении всякого неравенства, в правильном воспитании людей, которые бы могли служить на благо общества. Вот почему одним из известнейших произведений Ж. Ж. Руссо является его роман «Эмиль, или о Воспитании», посвященный педагогическим проблемам в системе воспитания. Главная цель образования, по мнению Руссо, – развитие в человеке внутреннего сознания добра и защита его нравственных чувств от разлагающего влияния общества. Иоганну Вольфгангу Гете. В трагедии «Фауст» (1808—1832), итоговом произведении Гете, созвучном философским и научным поискам эпохи, с необычайной глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении научного познания мира и вечных ценностей бытия. Стремление к целостному видению мира характерно и для естественнонаучных трактатов Гете. Джамбаттиста Вико (1668—1744). Известность принесла книга «Основания новой науки об общей природе наций», которая вышла в 1725 г. Вико приходит к идее о том, что каждая культура обладает собственной ментальностью. Еще одна идея Вико - отношения между людьми строятся на разумных началах, однако этот процесс не является однозначным. Когда общество (и, соответственно, его культура) достигает высшей точки в своем развитии, происходит возврат на начальную стадию, и цикл повторяется снова. Подобных циклов может быть бесчисленное множество. Прогресс состоит в том, что новый цикл начинается с другой точки, расположенной более высоко на линии прогресса. Каждая культура характеризуется общностью религиозных, моральных, правовых, эстетических установок, которые доминируют в общественном сознании. По его представлениям, они самым непосредственным образом связаны с типами политической и экономической организации общества, которые изменяются при переходе от одной культурной эпохи к другой. «Порядок идей», как отмечает Вико, следует за «порядком вещей». Не может быть другого правительства при данной религии и культуре и наоборот. Не менее важной для теоретической культурологии является и идея Вико о единстве человека, истории и культуры. Для автора «Новой науки» нет истории и культуры без человека, как нет человека вне истории и культуры. Вико понимает историю не как внешнее человеку действо, а как процесс, в котором человек создает свое собственное бытие, свою жизнь и, следовательно, самого себя. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|