|
Складывание централизованного российского государства.План 1. Объединение русских земель вокруг Москвы в Х1У-ХУ вв. 2. Формирование централизованного российского государства. 3. Западная и Восточная цивилизации в 15-17 вв. Цивилизационная специфика формирования единого российского государства. 4.Кризис Московского царства. 1. Объединение русских земель вокруг Москвы в Х1У – ХУ вв. Объединение русских земель происходило в условиях борьбы за национальную независимость от Золотой Орды и за преодоление феодальной раздробленности. Процесс объединения начался с территориального роста и усиления отдельных княжеств. В самом выгодном положении оказались северные земли Новгорода, Пскова. Однако, отразив нападение немцев и шведов, Александр Невский признает власть Золотой Орды. В 13-14 вв. западные и южные русские княжества оказались под властью возникшего в Прибалтике Великого княжества Литовского, часть из них присоединялась вооруженным путем, другая присоединилась добровольно, спасаясь от татаро-монгольского ига. Границы Литвы на востоке доходят до Можайска, а на юге до Черного моря. Русские земли в составе Литовского государства развивались в этот период по западному пути. Особым путем пошло с 13 века развитие северо-восточных русских земель. Владимиро-суздальские князья признали верховную власть Золотой Орды. В следствии этого «Залесская Русь» стала в начале 14 века сравнительно спокойным и безопасным местом, где складывались условия для возрождения нового славянского этноса –великороссов. Лидером в политике собирания земель стало молодое Московское княжество. Родоначальником московской княжеской династии считается младший сын Александра Невского – Даниил, (1276-1303) получивший московский престол в 1276 г. В княжение Ивана Калиты, внука Александра Невского, вступившего на престол в 1340 г. Московское княжество стало сильнейшим в северо-восточной Руси, началось возвышение Москвы. Московские князья сумели справиться с внутренними соперниками: Тверью, Нижним Новгородом, Рязанью, Новгородом и внешним соперником – Литвой. Одновременно существовали две тенденции: одна к воссоединению в единое государство, другая сепаратистская. В княжение Дмитрия Донского (1363-1389) Московское княжество стало общепризнанным центром формирования Русского государства. Объединению русских земель способствовала православная церковь, выступив за укрепление власти московского князя, против сепаратизма удельных князей. Причины возвышения Московского княжества: 1. Выгодное географическое положение, пересечение сухопутных и водных торговых путей. 2. Москва находилась в труднодоступном для татаро-монгольской конницы месте. 3. Москва сотрудничала с татарами и московские князья имели ярлык на великое княжение (Впервые его получил в 1319 г. Юрий Данилович Московский, в 1327 Иван Калита после разгрома восстания в Твери.) 4. Дипломатия московских князей, в том числе выгодные династические браки (Василий 1 был женат на дочери князя литовского Витовта – Софье). 5. Москва с 14 века стала местом пребывания митрополитов Русской православной церкви.(Митрополит Петр и митрополит Феогност). 6. Победа на Куликовом Поле (1380) Дмитрия Донского (1359-1389) над татарами. Окончание ига – 1480 г. «стояние» на р. Угре войск Ахмед-хана против войск Ивана 111. Золотая орда прекратила свое существование в 1502 году после поражения от крымского хана Менгли-Гирея. Причинами образования централизованного государства являлось развитие товарно-денежных отношений и разрушение натурального хозяйства как основы экономики. Особенностями образования централизованного государства было то, что преодоление феодальной раздробленности шло не через упрочение экономических связей между княжествами, а через политическое объединение в условиях угрозы сохранения самобытности русского народа. Государство представляло собой военно-политический союз русских земель. Если в Европе образование централизованных государств шло в условиях зарождавшегося буржуазного строя, то российское государство формировалось в условиях роста феодального землевладения и установления крепостного права. Экономическое развитие тормозилось под влиянием татаро-монгольского ига. 2.Формирование централизованного российского государства. В конце ХУ- начале ХУ1в. завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство во время княжения Ивана 111 (1462-1505) и первых лет княжения Василия 111 (1505-1533). С конца 15 в государство стало называться Россией. Основную территорию Русского государства составили Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Смоленская и Муромско-Рязанская земля, часть Черниговского княжества. Ядром формирования русской народности была Владимиро-Суздальская земля. Во времена Ивана 111 складывается система авторитарной власти, появились органы управления, обособленные от дворцового хозяйства, формируется слой служилых (государственных) людей. Служилые люди – дворяне получали поместья, но только на время службы. Основу армии составили не феодальные дружины, а ополчения дворян. Постепенно ограничиваются права боярства, князья удельных княжеств переходят на положение «служилых» князей великого князя московского. В 1485 г. Иван 111 объявил себя Государем всея Руси. 16 января 1543 Иван 1У (Грозный) (1533-1584 правл.) венчался на царство и официально принял титул царя и великого князя «всея Руси», что уравнивало его в положении с западноевропейскими императорами. Иван Грозный осуществил ряд серьезных реформ. Он ввел новый государственный орган - земские соборы, чтобы ограничить власть бояр. 27 февраля 1549 года состоялся первый Земский собор как сословно-представительское учреждение, это положило начало превращению России в сословно-представительную монархию (принял решение составить новый Судебник и составил программу реформ 16 века). Главной опорой власти стало служилое дворянство. Хотя земские соборы не ограничивали власти царя и носили лишь совещательный характер, но позволяли власти лавировать между дворянством и боярством. Для создания единообразной системы управления и суда в 1497 г. и 1550 г. были изданы Судебники – первые своды действующих законов. По Судебнику 1550 года значительно ограничивалась власть наместника на местах. Военная реформа также способствовало централизации управления, создано стрелецкое войско. Во второй половине ХУ1 в. в войска вошли казаки, жившие на Дону. В 16 веке основу исполнительной власти составляют приказы, т.е. органы отраслевого управления. По мере разрастания приказной системы усиливалась централизация и бюрократизация государственного аппарата, укреплялись позиции царской власти. Церковь попадала под все больший контроль государства. В 1551 году «Стоглавый» собор запретил церкви получать в дар земли без разрешения царя. Происходит дальнейшая централизация финансовой системы, московский рубль становится основной денежной единицей страны. Самодержавная власть царя укреплялась через опричнину, т.е. выделение в государев удел значительных территорий в 1565 г., остальная часть государства называлась земщиной. Из всех городов, уездов выселялись бояре, дворяне, если они добровольно не записывались опричниками. Опричнина не изменила структуру феодальной собственности на землю, лишь изменился в результате казней и опалы персональный состав феодалов-землевладельцев. Деспотичность самодержавию придавало то, что опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Осенью 1572 года опричнина была отменена. В результате опричнины ухудшилось положение крестьян. В ответ на бегство крестьян было принято крепостническое законодательство. Иван Грозный установил «заповедные лета», в которые был запрещен переход крестьян к другому землевладельцу даже в Юрьев день (подтвержденный и судебником 1497). 3. Западная и Восточная цивилизации в 15-17 вв. Цивилизационная специфика формирования единого российского государства. Становление современной европейской цивилизации. Реформация. 1.В 15-17 веках в Европе происходит оформление «западной» цивилизации. В этот период осуществляется переход от традиционного общества, основанного на натуральном хозяйстве и господстве церкви к зарождению буржуазных общественных отношений. Для западной цивилизации этого времени было характерно: 1. начало процесса первоначального накопления капитала, формирование капиталистических общественных отношений. 2. формирование рыночной системы хозяйствования. 3. Начало формирования новой социальной структуры общества двумя основными социальными группами: буржуазией и обуржуазившимся дворянством, с одной стороны, и наемными работниками, с другой. 4. В политической системе общества ведущую роль в борьбе против феодализма играют абсолютные монархии. 5. Западная цивилизация выходит за пределы Европы и приобретает характер экспансии благодаря Великим географическим открытиям. 6. Формируется особое мировоззрение под влиянием идей античности, которое характеризуется гуманизмом. Хронологически этот этап соответствует эпохе Возрождения. Основными цивилизационными ценностями для европейцев становятся: индивидуализм, независимость личности, терпимость к другому мировоззрению, веротерпимость. Самостоятельным фактором в формировании западной цивилизации становится Реформация – социально-политическое движение 16 века в Европе против католической церкви. В результате появляется новое направление в христианстве – протестантизм. Цель реформации – реформирование церкви, ее «удешевление».Различные направления реформации, возглавляемые М. Лютером, Т. Мюнцером, Ж. Кальвином стали идеологией буржуазных преобразований, так как, в отличие от других направлений христианства, протестанты рассматривали успех в мирских делах как благоволение бога. Таким образом, религия не препятствовала деятельности человека по преобразованию мира. Характерные черты восточной цивилизации в 15-17 веках. В 15-17 веках феодальные отношения в странах Востока несли в себе определенные предпосылки капиталистических отношений. При этом страны Востока (Османская империя, Индия, Китай, Япония) характеризуются определенным своеобразием, что позволяет отнести их к восточной цивилизации. Общими чертами восточной цивилизации в этот период являются: 1. Сильная государственная власть, регулирующая экономические отношения. 2. Преобладание государственной собственности и слабость частной собственности. 3. Слабость законов. 4. Значительный бюрократический государственный аппарат. 5. Мусульманство, конфуцианство, буддизм и другие восточные религии не поощряли, как протестантизм, мирскую деятельность, накопительство, обогащение. 6. Этническая многообразие, в отличие от мононациональных европейских государств. 7. Мировоззрение, общественное сознание были ориентированы на поддержание традиций, неизменность существующего общественного устройства. 8. В восточных цивилизациях преобладают подданические отношения, основанные на господстве и подчинении. Цивилизационная специфика формирования единого российского государства. Россия в период 15-17 века испытывает на себе влияние восточной цивилизации, что проявилось в следующем: 1. Московское государство приближается по типу организации к восточной деспотии в период Ивана Грозного. 2. Укрепляется государственная власть, приобретая форму самодержавия. 3. Опорой власти становится огромный бюрократический аппарат. 4. Частная собственность, появившаяся в домонгольский период была ликвидирована, власть становится верховным собственником. 5. Внутри господствующих слоев общества складываются отношения подданства (все граждане государства –холопы великого князя) как на Востоке, а не вассалитета как на Западе. Так как борьба с ордой была возможна только при наличии аналогичной государственной структуры и преобладающей становится государственная собственность на землю. 6. Крепостное право закрепляет отношения подданства. 7. Основой ментальности русского народа становится этатизм, т. е признание приоритета государства. 8. Вместо индивидуализма распространяется коллективизм. Каждый человек в государстве был связан с определенной общиной. 9. В восточном христианстве ярко выражена идея социального равенства. Православие призывает к отказу от мирской жизни, имущества, земных радостей. 10. С конца 15 века русское государство начинает превращаться в многонациональное. 11. Если Западный тип цивилизации предполагает формирование огромных колониальных империй, то восточный тип цивилизации означает включение других народов в единое государство при доминировании одного, который находится на стадии становления и модернизации. 12. Московское государство в 15-17 веке осуществляло экспансию. 4.Кризис Московского царства. В конце ХУ1- начале ХУ11 века в России произошел социально-политический кризис. После смерти Ивана Грозного начался период «смутного времени». Со смертью царя Федора в 1598 году прекратилась династия Рюриковичей. Смута продлилась до воцарения династии Романовых. 21 февраля 1613 года Земский собор избрал царем России Михаила Романова, родственника первой жены Ивана Грозного. Оценки его в исторической литературе неоднозначны. Смутное время, несмотря на острые политические кризисы, несовершенство государственного управления, вместе с тем, представляет собой важный этап утверждения Российского централизованного государства. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|