Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЛАДИВОСТОКСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ





С.Е. Хвощёва

СТАНДАРТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

СТАЦИОНАРА

ЧАСТЬ І

(медсестра терапевтическая палатная)

Владивосток

Год

ВВЕДЕНИЕ

Здравоохранение не может развиваться в обществе и быть свободным от него. Здоровье нации есть следствие социального и политического строя общества и как зеркало отражает все его успехи и невзгоды. В связи с этим становится очевидным, почему для российского здравоохранения сейчас особенно актуальна проблема повышения эффективности медицинской помощи населению. Этого можно достигнуть путем изменения подготовки новых специалистов сестринского дела.

В сборнике представлены основные стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры терапевтического отделения стационара. Пособие имеет практическую направленность и охватывает сферы деятельности медсестры в терапии.

Основная задача данной работы – дать стандарт (норму) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских вмешательств. Методика выполнения представлена в виде алгоритмов. Кроме этого в работе изложены подходы к сестринскому процессу, который только вводится в нашей стране. Он раскрывает сестринскую деятельность на современном этапе. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать, владеть этико-деонтологическими принципами. В работе дается понятие о биомедицинской этике, что на современном этапе развития нашего общества представляется очень важной проблемой. Изложены также основные нормативные документы. Готовится к изданию вторая часть - стандарты профессиональной деятельности для процедурных медицинских сестер терапевтических стационаров.

Содержание:

 

1. 1. Введение.

2. 2. Современная модель сестринского дела. Основные положения сестринского процесса.

3. 3. Этико-деонтологические принципы работы медсестры терапевтического отделения:

· · Устав медсестры

· · Этический кодекс медсестры России.

4. 4. Функциональные обязанности и организация работы.

5. 5. Должностная инструкция палатной медсестры терапевтического отделения стационара.

6. 6. План работы палатной медсестры.

7. 7. Стандарты оснащения поста палатной медсестры.

8. 8. Стандарты подготовки пациентов к специальным и лабораторным исследованиям.

9. 9. Стандарты манипуляций.

10. 10. Документация поста.

11. 11. Обеспечение санитарно-противоэпидемиологического режима в палатном отделении.

12. 12. Аттестация средних медработников.

13. 13. Образец оформления документов.

14. 14. Основные нормативные документы.

 

Современная модель сестринского дела.

Основные положения сестринского процесса.

Медсестра постоянно находится рядом с пациентом, именно от нее зависит во многом не только уход за больным, но и в конечном итоге выздоровление пациента. Сфера деятельности медсестры широка и многогранна. Эта и здоровый человек с его проблемами, и окружающая среда, и профилактика заболеваний, и больной человек – обеспечение надлежащего сестринского ухода за ним, и, наконец, социально-психологические проблемы человека. В связи с этим изменяется и подготовка медсестры.

Участники Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела (Галицино, 1993 год) дали следующее определение этой науки: «Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленная на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды». Сестринское дело ориентировано в большей мере на человека или группу людей (семья, коллектив, общество), чем на болезнь. Оно направлено на решение проблем, которые возникли и могут возникнуть в связи с переменами в здоровье. Основными целями сестринского дела являются:

· · Объяснение населению и администрации ЛПУ важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;

· · Привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг максимально удовлетворяющих потребности населения;

· · Обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высоко квалифицированных медсестер;

· · Выработка у медсестер определенного стиля мышления.

Сестринское дело решает следующие задачи:

· · Развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

· · Соединение профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;

· · Ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

· · Разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

· · Осуществление консультативной сестринской помощи;

· · Обеспечение высокого уровня медицинской информации;

· · Ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

· · Проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

· · Создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли и помогали оценить результаты деятельности.

Очень важно такое понятие, как философия сестринского дела, которое отражает мировоззрение сестры. Основными принципами философии сестринского дела являются – уважение к жизни, достоинству и правам пациентов. Одной из основных частей философии является этический кодекс сестер – это этические принципы, сформулированные представителями сестринской профессии для своих коллег в каждой из стран. Кодекс излагает основные принципы поведения и оценки действий сестры, отражает основные цели, обязанности и ценности в профессии медсестры.

Основным понятием современной модели сестринского дела является сестринский процесс. Это метод научно-обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.

 

 

Сестринский процесс:

· · Определяет конкретные потребности пациента в уходе;

· · Способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, прогнозирует его последствия;

· · Определяет план действия медсестры, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента;

· · Оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства;

· · Гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

 

Организационная структура сестринского процесса включает

5 основных этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП – обследование пациента с целью сбора информации о состоянии здоровья.

Цель обследования – собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его состоянии в момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу.

Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме. Сестринская история болезни – юридический протокол-документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках ее компетенции.

 

ВТОРОЙ ЭТАП – установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.

Проблемы пациента подразделяются на: основные или настоящие, сопутствующие и потенциальные. Основные проблемы – это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Потенциальные проблемы – те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. Сопутствующие проблемы – это не экстремальные и не опасные для жизни потребности и не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу. Таким образом, задача сестринской диагностики – установить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармоничного состояния, установить то, что наиболее тяготит пациента в настоящий момент, является для него главным и попытаться в пределах своей компетенции скорректировать эти отклонения. Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние. Эта реакция может быть: физиологической, психологической, социальной, духовной.

 

ТРЕТИЙ ЭТАП – планирование сестринской помощи.

План ухода

Постановка целей:Участие пациентаСтандарты сестринской

1. Краткосрочные и его семьипрактики

2. Долгосрочные

 

 
 
Письменное руководство по уходу

 

 

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – осуществление плана сестринских вмешательств.

Сестринские вмешательства

Категории:Потребность пациентаМетоды ухода:

в помощи:

1. Независимая 1. Временная 1. Достижение терапевтических

2. Зависимая 2. Постоянная целей

3. Взаимозависимая 3. Реабилитирующая 2. Обеспечение ежедневных

жизненных потребностей и т.п.

 
 
Выполнение намеченных целей

 

 

 

ПЯТЫЙ ЭТАП – оценка эффективности сестринского процесса.

 

Эффективность сестринского процесса

 

Оценка действий Мнение пациента Оценка действий медсестры

медицинской сестры или его семьи руководителем (старшей и главной

(самолично) медицинскими сестрами)

 

 
 
1. 1. Сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медицинской сестры. 2. 2. Пересмотр, корректировка плана.

 

 

Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое лечебное учреждение, если пациент умер или в случае длительного заболевания.

Осуществление и внедрение сестринского процесса в ЛПУ поможет решить следующие задачи:

· · Повысить качество и снизить сроки лечебного процесса без привлечения дополнительных средств;

· · Снизить потребность во врачебных кадрах, создавая «сестринские отделения, дома, Hospis» с минимальным количеством врачей;

· · Повысить роль медсестры в лечебном процессе, что немаловажно для достижения более высокого социального статуса медицинской сестры в обществе;

· · Внедрение многоуровневого сестринского образования позволит обеспечить лечебный процесс кадрами с дифференцированным уровнем подготовки.

 

 

Этико-деонтологические принципы работы

медсестры терапевтического отделения

 

Главная роль в приобретении независимости пациента в процессе лечения принадлежит медсестре, которая сочетает в себе не только аккуратность, приветливость, милосердие, трудолюбие, но и образование, интеллект, организаторские способности, порядочность, творческое мышление, профессиональную компетентность.

В современной медицине область этических вопросов обозначается различными терминами: «медицинская этика», «медицинская деонтология», «биомедицинская этика». Основные положения профессиональной медицинской этики таковы: уважение к жизни, запрет на причинение вреда больному, уважение к личности больного, врачебная тайна, уважение к профессии. Медицинская деонтология – это принципы поведения медперсонала, направленные на максимальное повышение эффективности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. Понятие медицинской деонтологии отражает сами конкретные нормы и стандарты, обязательные для врачей и медсестер. В последние годы появился новый термин «биоэтика», который определяют как изучение этических аспектов проблемных ситуаций в современной медицине (искусственного оплодотворения, стерилизации, эвтаназии, трансплантации органов и т.д.). Биоэтику можно также рассматривать как проблему прав человека в современной медицине. Основополагающие принципы биоэтики: гуманность, уважение моральной автономии личности, благодеяния, справедливости.

Соблюдение профессиональной тайны касается не только врачей, но и медсестер. Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного. Необходимо быть чутким и внимательным по отношению к больному. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству.

Внешний вид медсестры:

· · Строгое соблюдение личной гигиены (ногти стричь коротко, применение косметики должно быть умеренным, не должны исходить резкие запахи духов, табака и т.п.);

· · Халат должен быть чистым, достаточно длинным, чтобы прикрывать полностью одежду, рукава халата должны прикрывать рукава одежды;

· · Под халат необходимо одевать легко стирающуюся одежду, лучше из хлопчатобумажных натуральных тканей;

· · Волосы должны быть убраны под шапочку;

· · Обувь должна быть легко моющаяся, поддающаяся дезинфекции и позволяющая бесшумно передвигаться.

Отношения медсестры с врачом:

· · Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

· · Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;

· · Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;

· · При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения медсестер между собой:

· · Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

· · Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

· · Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;

· · В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения медсестры с младшим медперсоналом:

· · Соблюдать взаимоуважение;

· · Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;

· · Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

· · Не допустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

Отношение медсестры к больным:

Существует несколько моделей взаимоотношений медработников и пациентов (Роберт Вич, 1992 год).

· · Патерналистская (от латинского pater - отец) – модель характеризуется тем, что медперсонал относится к пациентам как родители относятся к своим детям. При этом они берут большую часть ответственности на себя.

· · Инженерная – модель характеризуется тем, что выявляются и восстанавливаются какие-то функции и устраняются поломки в организме пациента. Межличностный аспект здесь почти целиком игнорируется.

· · Коллегиальная - модель характеризуется полным взаимным доверием медперсонала и пациентов. Стремясь к общей цели, врач или медсестра становятся «друзьями» больного.

· · Контрактная – модель, которая выглядит как юридически оформляемый договор с пациентом. Именно эта модель предполагает последовательное уважение прав пациента.

Кроме этого отношение медсестры к больным всегда должно быть доброжелательным, недопустимы грубые замечания, учитывать индивидуальные психологические особенности, уметь выслушать, понять переживания пациента. Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношения медсестры с родственниками и близкими больного:

· · Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

· · Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;

· · Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу);

· · Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

 

УСТАВ МЕДСЕСТРЫ

1. 1. Медицинская сестра – первый помощник в лечении больного. Точно и во время выполнять лечебные назначения – твой долг.

2. 2. Внимательность и участие к страданиям больного облегчает его самочувствие. Относись к больному так, как хотела бы ты, чтобы относились к тебе, немедленно реагируй на каждую новую жалобу больного, не малейшее изменение его самочувствия.

3. 3. Если поведение и состояние больного вызывает у тебя тревогу, беспокойство за его состояние, тотчас же сообщи об этом врачу.

4. 4. Слово – лечит, слово – ранит. Будь сдержана в разговорах с больным. Вежлива, внимательна. О его здоровье сообщай ему только то, что по убеждению, не наносит вред психике больного.

5. 5. Покой – одно из важнейших условий лечения больного. Всячески оберегай лечебно-охранительный режим в отделении.

6. 6. Береги свой авторитет и авторитет врача, в действии медицинских работников – половина успеха.

7. 7. Будь чистоплотна и аккуратна, подтянута и одета по форме, больному будет приятно получить помощь из твоих рук.

8. 8. Профилактика – основа медицины, повседневно разъясняй больным правила гигиены и меры предупреждения болезней.

9. 9. Будь внимательна к родственникам больных. Сумей им внушить необходимые требования, чтобы по своему назначению они не нанесли вред больному, словом или запрещенными лекарствами.

10. 10. Чтобы сознательно участвовать в лечении больных, нужно много знать, постоянно повышать свои медицинские знания.

11. 11. Мастерски проведенная лечебная манипуляция избавляет от лишних болезней, а иногда и от опасности. Учись отлично владеть медицинской техникой.

12. 12. Оберегай имущество, медикаменты, инструментарий, которым ты пользуешься.

Разумная экономия позволяет теми же средствами оказать помощь.

 

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2025 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.