|
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖСтр 1 из 7Следующая ⇒ С.Е. Хвощёва СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СТАЦИОНАРА ЧАСТЬ І (медсестра терапевтическая палатная) Владивосток Год ВВЕДЕНИЕ Здравоохранение не может развиваться в обществе и быть свободным от него. Здоровье нации есть следствие социального и политического строя общества и как зеркало отражает все его успехи и невзгоды. В связи с этим становится очевидным, почему для российского здравоохранения сейчас особенно актуальна проблема повышения эффективности медицинской помощи населению. Этого можно достигнуть путем изменения подготовки новых специалистов сестринского дела. В сборнике представлены основные стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры терапевтического отделения стационара. Пособие имеет практическую направленность и охватывает сферы деятельности медсестры в терапии. Основная задача данной работы – дать стандарт (норму) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских вмешательств. Методика выполнения представлена в виде алгоритмов. Кроме этого в работе изложены подходы к сестринскому процессу, который только вводится в нашей стране. Он раскрывает сестринскую деятельность на современном этапе. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать, владеть этико-деонтологическими принципами. В работе дается понятие о биомедицинской этике, что на современном этапе развития нашего общества представляется очень важной проблемой. Изложены также основные нормативные документы. Готовится к изданию вторая часть - стандарты профессиональной деятельности для процедурных медицинских сестер терапевтических стационаров. Содержание:
1. 1. Введение. 2. 2. Современная модель сестринского дела. Основные положения сестринского процесса. 3. 3. Этико-деонтологические принципы работы медсестры терапевтического отделения: · · Устав медсестры · · Этический кодекс медсестры России. 4. 4. Функциональные обязанности и организация работы. 5. 5. Должностная инструкция палатной медсестры терапевтического отделения стационара. 6. 6. План работы палатной медсестры. 7. 7. Стандарты оснащения поста палатной медсестры. 8. 8. Стандарты подготовки пациентов к специальным и лабораторным исследованиям. 9. 9. Стандарты манипуляций. 10. 10. Документация поста. 11. 11. Обеспечение санитарно-противоэпидемиологического режима в палатном отделении. 12. 12. Аттестация средних медработников. 13. 13. Образец оформления документов. 14. 14. Основные нормативные документы.
Современная модель сестринского дела. Основные положения сестринского процесса. Медсестра постоянно находится рядом с пациентом, именно от нее зависит во многом не только уход за больным, но и в конечном итоге выздоровление пациента. Сфера деятельности медсестры широка и многогранна. Эта и здоровый человек с его проблемами, и окружающая среда, и профилактика заболеваний, и больной человек – обеспечение надлежащего сестринского ухода за ним, и, наконец, социально-психологические проблемы человека. В связи с этим изменяется и подготовка медсестры. Участники Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела (Галицино, 1993 год) дали следующее определение этой науки: «Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленная на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды». Сестринское дело ориентировано в большей мере на человека или группу людей (семья, коллектив, общество), чем на болезнь. Оно направлено на решение проблем, которые возникли и могут возникнуть в связи с переменами в здоровье. Основными целями сестринского дела являются: · · Объяснение населению и администрации ЛПУ важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время; · · Привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг максимально удовлетворяющих потребности населения; · · Обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высоко квалифицированных медсестер; · · Выработка у медсестер определенного стиля мышления. Сестринское дело решает следующие задачи: · · Развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами; · · Соединение профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения; · · Ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала; · · Разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи; · · Осуществление консультативной сестринской помощи; · · Обеспечение высокого уровня медицинской информации; · · Ведение санитарно-просветительской и профилактической работы; · · Проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела; · · Создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли и помогали оценить результаты деятельности. Очень важно такое понятие, как философия сестринского дела, которое отражает мировоззрение сестры. Основными принципами философии сестринского дела являются – уважение к жизни, достоинству и правам пациентов. Одной из основных частей философии является этический кодекс сестер – это этические принципы, сформулированные представителями сестринской профессии для своих коллег в каждой из стран. Кодекс излагает основные принципы поведения и оценки действий сестры, отражает основные цели, обязанности и ценности в профессии медсестры. Основным понятием современной модели сестринского дела является сестринский процесс. Это метод научно-обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
Сестринский процесс: · · Определяет конкретные потребности пациента в уходе; · · Способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, прогнозирует его последствия; · · Определяет план действия медсестры, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента; · · Оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства; · · Гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.
Организационная структура сестринского процесса включает 5 основных этапов. ПЕРВЫЙ ЭТАП – обследование пациента с целью сбора информации о состоянии здоровья. Цель обследования – собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его состоянии в момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме. Сестринская история болезни – юридический протокол-документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках ее компетенции.
ВТОРОЙ ЭТАП – установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза. Проблемы пациента подразделяются на: основные или настоящие, сопутствующие и потенциальные. Основные проблемы – это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Потенциальные проблемы – те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. Сопутствующие проблемы – это не экстремальные и не опасные для жизни потребности и не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу. Таким образом, задача сестринской диагностики – установить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармоничного состояния, установить то, что наиболее тяготит пациента в настоящий момент, является для него главным и попытаться в пределах своей компетенции скорректировать эти отклонения. Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние. Эта реакция может быть: физиологической, психологической, социальной, духовной.
ТРЕТИЙ ЭТАП – планирование сестринской помощи.
Постановка целей:Участие пациентаСтандарты сестринской 1. Краткосрочные и его семьипрактики
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – осуществление плана сестринских вмешательств.
Категории:Потребность пациентаМетоды ухода: в помощи: 1. Независимая 1. Временная 1. Достижение терапевтических 2. Зависимая 2. Постоянная целей
ПЯТЫЙ ЭТАП – оценка эффективности сестринского процесса.
Оценка действий Мнение пациента Оценка действий медсестры
Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое лечебное учреждение, если пациент умер или в случае длительного заболевания. Осуществление и внедрение сестринского процесса в ЛПУ поможет решить следующие задачи: · · Повысить качество и снизить сроки лечебного процесса без привлечения дополнительных средств; · · Снизить потребность во врачебных кадрах, создавая «сестринские отделения, дома, Hospis» с минимальным количеством врачей; · · Повысить роль медсестры в лечебном процессе, что немаловажно для достижения более высокого социального статуса медицинской сестры в обществе; · · Внедрение многоуровневого сестринского образования позволит обеспечить лечебный процесс кадрами с дифференцированным уровнем подготовки.
Этико-деонтологические принципы работы медсестры терапевтического отделения
Главная роль в приобретении независимости пациента в процессе лечения принадлежит медсестре, которая сочетает в себе не только аккуратность, приветливость, милосердие, трудолюбие, но и образование, интеллект, организаторские способности, порядочность, творческое мышление, профессиональную компетентность. В современной медицине область этических вопросов обозначается различными терминами: «медицинская этика», «медицинская деонтология», «биомедицинская этика». Основные положения профессиональной медицинской этики таковы: уважение к жизни, запрет на причинение вреда больному, уважение к личности больного, врачебная тайна, уважение к профессии. Медицинская деонтология – это принципы поведения медперсонала, направленные на максимальное повышение эффективности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. Понятие медицинской деонтологии отражает сами конкретные нормы и стандарты, обязательные для врачей и медсестер. В последние годы появился новый термин «биоэтика», который определяют как изучение этических аспектов проблемных ситуаций в современной медицине (искусственного оплодотворения, стерилизации, эвтаназии, трансплантации органов и т.д.). Биоэтику можно также рассматривать как проблему прав человека в современной медицине. Основополагающие принципы биоэтики: гуманность, уважение моральной автономии личности, благодеяния, справедливости. Соблюдение профессиональной тайны касается не только врачей, но и медсестер. Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного. Необходимо быть чутким и внимательным по отношению к больному. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству. Внешний вид медсестры: · · Строгое соблюдение личной гигиены (ногти стричь коротко, применение косметики должно быть умеренным, не должны исходить резкие запахи духов, табака и т.п.); · · Халат должен быть чистым, достаточно длинным, чтобы прикрывать полностью одежду, рукава халата должны прикрывать рукава одежды; · · Под халат необходимо одевать легко стирающуюся одежду, лучше из хлопчатобумажных натуральных тканей; · · Волосы должны быть убраны под шапочку; · · Обувь должна быть легко моющаяся, поддающаяся дезинфекции и позволяющая бесшумно передвигаться. Отношения медсестры с врачом: · · Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении; · · Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально; · · Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного; · · При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного. Отношения медсестер между собой: · · Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам; · · Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного; · · Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом; · · В сложных ситуациях должны помогать друг другу. Отношения медсестры с младшим медперсоналом: · · Соблюдать взаимоуважение; · · Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала; · · Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие; · · Не допустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей. Отношение медсестры к больным: Существует несколько моделей взаимоотношений медработников и пациентов (Роберт Вич, 1992 год). · · Патерналистская (от латинского pater - отец) – модель характеризуется тем, что медперсонал относится к пациентам как родители относятся к своим детям. При этом они берут большую часть ответственности на себя. · · Инженерная – модель характеризуется тем, что выявляются и восстанавливаются какие-то функции и устраняются поломки в организме пациента. Межличностный аспект здесь почти целиком игнорируется. · · Коллегиальная - модель характеризуется полным взаимным доверием медперсонала и пациентов. Стремясь к общей цели, врач или медсестра становятся «друзьями» больного. · · Контрактная – модель, которая выглядит как юридически оформляемый договор с пациентом. Именно эта модель предполагает последовательное уважение прав пациента. Кроме этого отношение медсестры к больным всегда должно быть доброжелательным, недопустимы грубые замечания, учитывать индивидуальные психологические особенности, уметь выслушать, понять переживания пациента. Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение. Отношения медсестры с родственниками и близкими больного: · · Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность; · · Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций; · · Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу); · · Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.
УСТАВ МЕДСЕСТРЫ 1. 1. Медицинская сестра – первый помощник в лечении больного. Точно и во время выполнять лечебные назначения – твой долг. 2. 2. Внимательность и участие к страданиям больного облегчает его самочувствие. Относись к больному так, как хотела бы ты, чтобы относились к тебе, немедленно реагируй на каждую новую жалобу больного, не малейшее изменение его самочувствия. 3. 3. Если поведение и состояние больного вызывает у тебя тревогу, беспокойство за его состояние, тотчас же сообщи об этом врачу. 4. 4. Слово – лечит, слово – ранит. Будь сдержана в разговорах с больным. Вежлива, внимательна. О его здоровье сообщай ему только то, что по убеждению, не наносит вред психике больного. 5. 5. Покой – одно из важнейших условий лечения больного. Всячески оберегай лечебно-охранительный режим в отделении. 6. 6. Береги свой авторитет и авторитет врача, в действии медицинских работников – половина успеха. 7. 7. Будь чистоплотна и аккуратна, подтянута и одета по форме, больному будет приятно получить помощь из твоих рук. 8. 8. Профилактика – основа медицины, повседневно разъясняй больным правила гигиены и меры предупреждения болезней. 9. 9. Будь внимательна к родственникам больных. Сумей им внушить необходимые требования, чтобы по своему назначению они не нанесли вред больному, словом или запрещенными лекарствами. 10. 10. Чтобы сознательно участвовать в лечении больных, нужно много знать, постоянно повышать свои медицинские знания. 11. 11. Мастерски проведенная лечебная манипуляция избавляет от лишних болезней, а иногда и от опасности. Учись отлично владеть медицинской техникой. 12. 12. Оберегай имущество, медикаменты, инструментарий, которым ты пользуешься. Разумная экономия позволяет теми же средствами оказать помощь.
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|