Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета.





Все хозяйственные операции должны быть оформлены документально в момент и по месту их совершения, или непосредственно сразу после совершения.

Весь этот процесс – оформление документально – проверка – обработка – являются первым этапом учетных работ, так называемым первичным учетом.

После проверки и обработки сведения из первичных документов должны быть зарегистрированы и отражены в синтетическом и аналитическом учете. Такая регистрация осуществляется в учетных регистрах.

Отражение хозяйственных операций в учетных регистрах является вторым этапом учетных работ.

Регистр бухгалтерского учета – это документ, предназначенный для систематизации и накопления учетной информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, в денежном и (или) количественном выражении.

Регистры обычно представляют собой таблицы различной структуры.

Бухгалтерская практика выработала большое разнообразие учетных регистров. Их можно классифицировать по ряду признаков: по внешнему виду, по назначению (видам записей), по степени обобщения информации, по строению и форме графления и другим признакам.

По внешнему виду учетные регистры делятся на книги, карточки и сводные листы, а также электронные таблицы (при использовании средств вычислительной техники).

По назначению (видам записей) учетные регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные.

По степени обобщения информации учетные регистры делятся на синтетические, аналитические и комбинированные.

По строению и форме графления регистры бухгалтерского учета подразделяются на односторонние, двусторонние, многографные, количественные, количественно-суммовые, контокоррентные, шахматные.



К учетным регистрам относятся: ЖРХО, Главная книга, карточка складского учета. Мемориальные ордера, журналы-ордера, ведомости синтетического учета.

Запись операций в учетные регистры называется разноской операций.

О разноске операций в учетные регистры делается отметка в документе в виде знака «V». Это делается с целью исключения повторной регистрации документов в учетных регистрах.

Выбор того или иного способа заполнения учетных регистров зависит от целого ряда условий: вида и формы учета, отраслевой принадлежности организации и т.д.

По истечении отчетного периода учетные регистры закрываются путем подведения итогов по каждому счету и выведения остатков.

В следующем отчетном периоде учетные регистры открываются в соответствии с данными остатками.

При выполнении записей, связанных с отражением хозяйственных операций, могут быть допущены ошибки.

В бухгалтерском учете существуют документы, в которых исправления не допускаются (банковские. ПКО, РКО).

Для исправления ошибок в других бухгалтерских документах существуют три способа: метод корректуры, метод дополнительных проводок, метод «красного сторно» или метод отрицательных чисел.

Метод корректурыприменяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденцию счетов или когда она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей.

Суть данного метода заключается в том, что ошибочное число или сумма зачеркивается тонкой линией таким образом, чтобы под зачеркнутым можно было прочесть написанное. После этого сверху или сбоку (на полях) пишется правильное число, в а внизу листа делается запись: »Исправленному верить. Исправлено (число прописью) на (число прописью)». Ставится дата исправления ошибки и заверяется подписью лица, внесшего исправления. Вносить исправления может только то лицо, которое составило документ, либо его начальник.

Как правило, этот метод применяется в пояснительных записках к бухгалтерским балансам, в справках бухгалтерии.

Пример:

При оформлении пояснительной записки к бухгалтерскому балансу вместо цифры 68 руб. ошибочно было записано 86 руб.

Исправить допущенную ошибку:

86 68

Исправленному верить. Исправлено восемьдесят шесть на шестьдесят восемь. 27.09.2014 (Подпись)

Метод дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда при правильно выбранной корреспонденции счетов сумма операции преуменьшена (преувеличена).

Суть метода заключается в том, что при исправлении ошибки делают дополнительную проводку по тем же счетам, т.е. в той же корреспонденции на сумму разницы между правильной цифрой и той, которая записана.

Метод «красного сторно» или метод отрицательных чисел применяется в тех случаях, когда в учетных записях указана неправильная корреспонденция.

При исправлении такой ошибки неправильная запись повторяется по тем же счетам, т.е. повторяется неправильная корреспонденция в той же сумме, только красным цветом, который означает отрицание в бухгалтерском учете. После этого обычными чернилами отражается запись по соответствующим счетам в соответствующей сумме.

Поскольку бухгалтерский учет в организации – это взаимосвязанная система записей, то и регистры должны образовывать упорядоченную систему. Такая система называется формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета - совокупность различных учетных регистров (документов) с установленным порядком ведения записей в них.

В целом конкретная форма бухгалтерского учета характеризуется определенным сочетанием применяемых регистров хронологического и синтетического учета; порядком ведения синтетического учета; взаимосвязи между учетными регистрами; последовательностью, способом и техникой осуществления учетных записей.

В настоящее время в РБ применяются в основном следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная, автоматизированная.

При мемориально-ордерной форме на каждый первичный документ, поступивший в бухгалтерию, составляется проводка, которая отражается в мемориальном ордере. Если количество однотипных проводок большое, то в начале их группируют и регистрируют в накопительных ведомостях, а мемориальный ордер и проводку составляют на итоговые данные ведомости. Каждый мемориальный ордер имеет свой номер и дату составления. К нему прикрепляются все первичные документы, получившие отражение в этом ордере в виде проводок.

Все мемориальные ордера по мере составления регистрируются в регистрационном журнале для сохранности документов. После этого сведения из мемориальные ордеров записываются в Главную книгу. По данным Главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам, итоги которой используются для составления баланса. Аналитический учет ведется на карточках по сведениям первичных документов.

При использовании журнально-ордерной формы учета входная информация из первичных документов группируется в накопительной ведомости, и после подсчета итогов переносится в соответствующие журналы-ордера, где формируется вся информация по синтетическим счета.

Все журналы-ордера ведутся по кредитовому признаку, т.е. каждый журнал предусмотрен для отражения операций по кредиту счетов в дебет разных счетов. Итоги журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу, где для каждого счета предусмотрена отдельная страница, а для кажлдого месяца – отдельная строка.

Дебетовые обороты переносятся в Главную книгу развернуто, т.е. с указанием по каждой сумме корреспондирующего счета и журнала-ордера, из которого эти суммы взяты.

Кредитовые обороты переносятся в Главную книгу одной итоговой суммой, взятой из журнала-ордера.

На основании Главной книги составляется оборотная ведомость и баланс. Аналитический учет ведется в ведомостях, на каточках и по отдельным счетам в журналах-ордерах.

Упрощенная форма бухгалтерского учета рекомендована для применения на небольших предприятиях и у ИП.

Для ее применения необходимо соблюдения 2-х условий:

 

- число работающих не должно превышать 15 человек;

- выручка не должна превышать 9,0 млрд. рублей.

Основным регистром при этой форме является книга учета хозяйственных операций, куда записываются все совершенные хозяйственные операции в хронологическом порядке, и сразу производится отражение этих операций на счетах бухгалтерского учета.

В конце месяца подсчитываются обороты по каждому счету, и выводится сальдо на конец месяца. На основании этих данных составляется оборотная ведомость и баланс.

Аналитический учет ведется в специально разработанных ведомостях.

Применение персональных компьютеров позволяют автоматизировать рабочее место бухгалтера.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.