Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 11 Основы организации бухгалтерского учета.





Все организации имеют право самостоятельно разрабатывать свою учетную политику, руководствуясь законодательством Республики Беларусь и нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет.

Учетная политика – это принятая в организации совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета. Она формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации в виде отдельного документа, утверждаемого приказом (распоряжением) руководителя. В ней должны быть раскрыты все особенности ведения бухгалтерского учета в организации. В действующей системе нормативного регулирования учетная политика относится к локальным нормативным документам.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы учетной политики предприятия, является инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62 с изменениями и дополнениями.

Принятая в организации учетная политика должна применяться с 1 января года, следующего за годом утверждения приказа (распоряжения) по учетной политике организации. После утверждения в организации учетная политика обязательна для применения всеми ее структурными подразделениями.

Одновременно с утверждением учетной политики организация может разрабатывать и утверждать в виде приложений к приказу по учетной политике следующие документы:

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- положения о структурных подразделениях;

- график документооборота и др.

Методологические основы формирования и раскрытия учетной политики устанавливаются постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь.

Учетная политика организации включает в себя два основных аспекта:

- организационно-технический;

- методический.

Организационно-технический аспект предусматривает выбор способа организации учетной работы, техники и формы ведения бухгалтерского учета. Он включает в себя:

- рабочий план счетов;

- организацию учетной работы;

- форму ведения бухгалтерского учета;

- технологию обработки информации.

Методический аспект предусматривает выбор одного способа ведения бухгалтерского учета из числа способов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Это способы начисления амортизации ОС и НА, оценка производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от реализации продукции и др. Например, при определении способа начисления амортизации объектов ОС и НА, организация может выбрать линейный, нелинейный (метод уменьшаемого остатка или списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования) или производительный способ (списание стоимости пропорционально объему продукции (работ)), что и будет закреплено в учетной политике организации.

Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного года к другому, т.е. должна соблюдаться неизменность учетной политики как в течение отчетного года, так и в течение нескольких последующих отчетных периодов.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и может производиться в случаях:

- изменения законодательства Республики Беларусь или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- реорганизации предприятия;

- существенного изменения условий деятельности.

Все изменения оформляются приказом (распоряжением) руководителя организации и должны вноситься с 1 января года, следующего за годом его утверждения. Вновь создаваемая организация обязана сформировать учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней с даты ее государственной регистрации. Действие принятой учетной политики начинается с момента создания организации.

Все изменения в учетной политике подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности и указываются в пояснительной записке.

При формировании организацией учетной политики нет необходимости включать в приказ все возможные элементы бухгалтерского учета. В учетной политике должны быть отражены только те элементы, которые учитывают специфику деятельности организации и оказывают влияние на ее формирование.

Организация может формировать учетную политику и для целей налогообложения. Ее основные элементы: момент определения налоговой базы по НДС, порядок признания доходов от реализации товаров (работ, услуг), порядок определения даты получения доходов от реализации, порядок признания расходов для целей налогообложения и др.

Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности – это документы, определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты учета и оценки активов, обязательств и операций по их изменению.

Международные стандарты учета и отчетности (МСФО) разрабатываются с целью выработки единого содержания терминологии, принципов и понятий бухгалтерского учета, достижения единого подхода к определению показателей и построению форм бухгалтерской отчетности.

Каждый стандарт содержит следующие элементы:

- номер стандарта;

- его название;

- цели;

- сферу применения;

- порядок учета;

- основные определения;

- раскрытие информации;

- дату вступления в силу.

Сфера применения стандарта определяет конкретные объекты учета, охватываемые соответствующим стандартом, а в некоторых случаях и круг охватываемых компаний.

Разрабатываются стандарты Комитетом международных стандартов финансовой отчетности, носят рекомендательный характер, поэтому страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании.

Международные стандарты широко используются во всем мире. Можно выделить несколько форм их использования:

1) применение МСФО в качестве национальных;

2) использование МСФО в качестве национальных, но с условием разработки национальных стандартов, по вопросам, не затронутым стандартами (большинство развитых стран и постоянно растущее число развивающихся стран и стран с переходной экономикой);

3) использование МСФО в качестве национальных, но с учетом модификации в соответствии с национальными особенностями;

4) национальные стандарты основаны на МСФО и обеспечивают дополнительное их разъяснение.

Объективные преимущества МСФО перед национальными стандартами:

1) четкая экономическая логика;

2) обобщение мировой практики в области учета;

3) простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире;

Недостатки МСФО:

1) обобщенный характер стандартов предполагает большое многообразие методов учета;

2) отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретной информации;

Внедрению МСФО препятствуют традиции стран и национальные различия в уровне развития.

Принципиальной основой перехода на международные стандарты должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчетности, которые сформулированы в виде отдельного документа.

В соответствии с Принципами цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении и результатах деятельности компании. Эта информация необходима для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. К пользователям финансовой отчетности Принципы относят работников, инвесторов, заимодавцев и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.

Общие принципы МСФО можно разделить на две группы:

1) основополагающие допущения:

а) принцип начисления – означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств. Таким образом, операции будут учитываться в том отчетном периоде, в котором они возникли. Данный принцип обеспечивает получение объективной информации о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия. Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва на сомнительные долги за счет уменьшения финансовых результатов отчетного периода;

б) принцип непрерывности деятельности – предполагает, что предприятие продолжит свою деятельность в ближайшем будущем. А поскольку у предприятия нет намерения сокращать масштабы деятельности, то его активы будут отражаться по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов;

2) качественные характеристики информации:

- понятность информации предполагает возможность быстрого восприятия информации пользователями при условии, что пользователь обладает достаточными знаниями в области бизнеса и бухгалтерского учета;

- преобладание сущности над формой, т.е. информация должна принимать во внимание не столько юридическую форму сделки, сколько ее экономическую сущность;

- нейтральность информации – ненацеленность информации на интересы определенных групп пользователей;

- осмотрительность – это очень важное требование, которое заключается в консервативной оценке активов и пассивов. Активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и пассивы – недооценены, т.е. активы отражаются по наименьшей из возможных оценок, а обязательства – по наибольшей. Иными словами, учитываются потенциальные убытки, а не потенциальные прибыли;

- полнота отражения – в отчетности должны получить отражение все факты хозяйственной деятельности за отчетный период;

- сопоставимость информации означает, что информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть сопоставима во времени и сравнима с информацией других предприятий, чтобы идентифицировать тенденции в его финансовом положении.

Элементы финансовой отчетности – это экономические категории, которые связаны с предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности.

Выделяются пять элементов финансовой отчетности:

1) активы – это средства или ресурсы, контролируемые предприятием и являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод;

2) обязательства – это существующая на отчетную дату задолженность, погашение которой приведет к оттоку ресурсов предприятия;

3) капитал – это оставшаяся доля активов предприятия после вычета всех обязательств;

4) доходы – это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, приводящее к расширению активов и уменьшению обязательств, результатом чего является увеличение капитала.

5) расходы – это сокращение экономических выгод, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств, приводящих к уменьшению капитала. При отражении расходов действует правило соответствия – расходы признаются в отчетном периоде, только если они привели к доходам данного периода.

Международными стандартами предполагаются различные варианты оценки активов и обязательств предприятия:

1)первоначальная стоимость – выражается в фактических ценах в момент совершения сделки;

- для активов – это стоимость их приобретения;

- для обязательств – сумма, полученная в обмен на обязательство;

2)текущая, или восстановительная стоимость:

- для активов – это средства, которые необходимо заплатить, если они приобретаются в настоящий момент;

- для обязательств – сумма, которую нужно заплатить для погашения обязательства в настоящий момент;

3) реализационная, или ликвидационная, стоимость:

- для активов – это сумма денежных средств, которые можно получить в результате их реализации;

- для обязательств – это стоимость их погашения при нормальных условиях функционирования предприятия;

4) приведенная стоимость:

- для активов – это дисконтированная стоимость будущих чистых притоков денежных средств в условиях нормального функционирования предприятия;

- для обязательств – это дисконтированная стоимость будущих оттоков денежных средств при погашении обязательств в условиях нормального функционирования предприятия.

Также могут использоваться еще два варианта оценки:

- рыночная стоимость – сумма, которая может быть получена в результате продажи активов на рынке;

- «честная» стоимость – величина, по которой активы могут быть обменены между осведомленными и желающими сделать это в ближайшем будущем сторонами.

Положительный эффект от внедрения и использования международных стандартов учета и отчетности проявляются в решении проблемы унификации бухгалтерского учета на международном уровне.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.