Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бухгалтерская отчетность, ее значение и состав. Классификация бухгалтерской отчетности. Требования, предъявляемые к отчетности.





Все организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Согласно закону РБ «О бухгалтерском учете и отчетности», отчетность – система стоимостных показателей об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период.

Составление отчетности является логическим завершением учетного процесса,/ позволяющим сформировать на определенную дату полную и достоверную информацию об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности на определенный период.

Отчетность классифицируется по различным признакам: по назначению и источникам составления; по периодичности составления; по способу и срокам представления; по степени обобщения м т.д.

Коммерческие организации в соответствии с действующим законодательством составляют оперативную, статистическую и бухгалтерскую отчетность.

Статистическая отчетность – это система количественных и качественных показателей, предназначенных для статистического изучения финансово-хозяйственной деятельности организации, установления закономерностей и тенденций развития производства. Наиболее существенная особенность статистической отчетности заключается в том, что она охватывает только важнейшие для данного отчетного периода показатели производственно-финансовой деятельности организации, составляется в сжатые сроки и используется для оперативного воздействия на производственный процесс. Методическое руководство статистической отчетностью осуществляет Национальный статистический комитет РБ. Им разрабатываются и утверждаются формы статистической отчетности и рекомендации по их заполнению.

По срокам представления статистическая отчетность подразделяется на оперативную (текущую) и годовую.

Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления организацией в момент совершения хозяйственной операции или после ее завершения. Составление оперативной отчетности необходимо для ежедневного контроля, например, за выполнением планов по грузовым и пассажирским перевозкам, отражения технического состояния и использования подвижного состава, наличия трудовых ресурсов, ежедневного контроля за выполнением планов технических обслуживаний и ремонтов подвижного состава и т.д.

В целях оперативного руководства деятельностью организации на основе данных оперативного учета на различных уровнях управления (подразделения, автоколонны, службы, цеха) составляются оперативные отчеты (сводки). Перечень таких отчетов утверждает руководитель организации.

С согласия органов государственной статистики в организациях может устанавливаться специальный перечень оперативной отчетности. Отраслевыми министерствами и ведомствами утверждается ряд показателей, предоставляемых диспетчерской службой организации, для осуществления оперативного контроля за деятельностью организации. Сроки представления статистической отчетности и ее адресность предусмотрены самими формами. ЕЕ подписывают те лица, чьи подписи требуются на отчетах (руководитель, главный бухгалтер, главный экономист и другие, а также исполнитель).

Бухгалтерская отчетность - это система взаимосвязанных показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

По срокам составления бухгалтерская отчетность подразделяется на промежуточную (месячную и квартальную) и годовую.

Промежуточная отчетность содержит ограниченное количество форм и показателей, она более краткая, чем годовая, сроки ее представления более сжатые.

Годовая отчетность характеризует все стороны хозяйственной деятельности и финансовые результаты работы организации по итогам календарного года.

Отчетным периодом является период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность (месяц, квартал, полугодие, год). Для всех организаций при составлении годовой бухгалтерской отчетности отчетным периодом является период с 1 января по 31 декабря включительно.

Для вновь созданных организаций отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря текущего года, а для организаций, созданных после 1 октября – по 31ё декабря следующего года.

Отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности является последний календарный день отчетного периода. Для годовой бухгалтерской отчетности это 31 декабря.

По степени обобщения выделяют первичную и сводную отчетность.

Первичная отчетность представляется субъектами хозяйствования, а сводная – министерствами и ведомствами и основывается на первичной отчетности. Разновидностью сводной отчетности является консолидированная отчетность,/ которую представляют концерны, компании, владеющие уставным капиталом или контрольным пакетом акций других юридических лиц, а также организации, имеющие дочерние предприятия.

По объему отражаемых результатов хозяйственной деятельности отчетность может быть полной и краткой (сокращенной).

По охвату видов деятельности бухгалтерская отчетность может включать все стороны деятельности организации или только его отрасль (торговлю, снабжение и т.д.).

По распространению на отрасли экономики отчетность делится на типовую и отраслевую.

В первом случае используются типовые формы отчетности, составляемые всеми юридическими лицами независимо от форм собственности и хозяйствования, а во втором – специализированные, отражающие деятельность какой-то одной отрасли.

В зависимости от характера пользователей информации, содержащейся в отчетности, различают внешнюю и внутреннюю отчетность.

Внешняя отчетность представляется различным пользователям, находящимся за пределами организации (государственным органам управления, инвесторам, учредителям и т.д.). на ее основе составляется сводная отчетность, разрабатываются показатели статистической отчетности. Она характеризует хозяйственную деятельность организации в целом и служит средством информирования внешних пользователей.

Внутренняя отчетность представляется руководству организации и используется для нужд управления. Она содержит информацию о работе на одном каком-то участке деятельности организации. Составление внутренней отчетности вызывается потребностью самого хозяйства. Наряду с типовыми формами могут использоваться и нетиповые формы, разрабатываемые самой организацией.

По способу представления отчетность делится на почтовую и представляемую с курьером. День представления отчетности – дата ее почтового отправления или дата фактической передачи.

Значение отчетности состоит в том, что информация, которая в ней содержится, используется для анализа и контроля за выполнением показателей производственной и финансовой деятельности организации, своевременным выявлением недостатков в работе, позволяет определить пути использования производственных возможностей организации.

Задачи отчетности:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, о доходах и расходах;

- обеспечение внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, об исполнении материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Качественные характеристики отчетности: понятность, уместность, достоверность и сопоставимость, существенность информации.

Отчетность должна быть понятна пользователям, которые обладают необходимыми знаниями в сфере экономики и бизнеса, бухгалтерского учета. В нее следует включать такую информацию, которая способствует оценке прошлых, настоящих и будущих событий, принятию управленческих решений пользователями. Отчетная информация должна быть уместна и значима для пользователей. Отчетные данные должны быть подтверждены бухгалтерскими записями и первичными документами, а значит быть достоверными. Важным условием достоверности годового отчета организации является обеспечение сравнимости отчетных данных с показателями за соответствующий период прошлого года с учетом изменения методологи.

Для анализа хозяйственной деятельности организации за несколько отчетных периодов, определения тенденции в ее развитии должно соблюдаться методологической единство отчетности. Пользователи информации должны иметь возможность сравнить бухгалтерскую отчетность организации через определенное время, чтобы установить тенденции ее финансового развития и эффективность деятельности. В отчетности должна соблюдаться сопоставимость отчетных данных с показателями за соответствующий период предыдущего года с учетом изменений учетной политики, законодательных и нормативных актов, а также с показателями других организаций данной отрасли.

Отчетность должна быть простой, ясной и доступной для понимания пользователей. Она не должна быть громоздкой и сложной, поэтому постоянно проводится работа по сокращению и упрощению отчетности.

Для эффективного использования отчетных показателей, а также для контроля и оперативного руководства самим субъектом хозяйствования в отчетности должны соблюдаться требования обязательности и своевременности представления информации об имуществе и обязательствах организации, о ее финансовом положении и результатах деятельности в отчетном периоде.

Важным требованием является единство форм и методики составления отчетности для всех организаций. Методологической руководство в сфере бухгалтерской отчетности осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь. Им разрабатываются и утверждаются обязательные для применения всеми субъектами хозяйствования типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции по их заполнению. Отраслевые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают по согласованию с Министерством финансов дополнительно к типовым специализированные формы отчетности и инструкции по их заполнению для организаций своей системы.

Показатели отчетности должны соответствовать реальному состоянию средств за отчетный период, вытекать из данных бухгалтерского учета, подтверждаться первичными документами и бухгалтерскими записями, а также отражаться в доступной для пользователя форме. Затраты на составление отчетности должны быть минимальными, а выгоды и доходы превышать их.

Отчетность должна соответствовать международным и национальным стандартам учета и отчетности и общепризнанным принципам организации учета на предприятии.

При составлении бухгалтерской отчетности должны соблюдаться условия:

- обособленности учета имущества и обязательств организации от учета имущества и обязательств других юридических лиц;

- нейтральности информации, т.е. бухгалтерская отчетность должна удовлетворять интересы всех групп пользователей;

- непрерывности деятельности организации, т.е. предполагается, что в обозримом будущем организация будет продолжать свою деятельность, и у нее отсутствуют основания для прекращения или существенного ее сокращения;

- полноты отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

- сопоставимости (тождественности) данных аналитического учета и данных синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

- начисления, при котором все активы, источники собственных средств, обязательства, доходы и расходы относятся к тому отчетному периоду, в котором он6и имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств;

- приоритете содержания над формой, т.е. отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их формы, сколько из содержания и условий хозяйствования.

Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.

Требования к оформлению бухгалтерской отчетности:

- бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском и белорусском языке в валюте Республики Беларусь, подписана руководителем организации и главным бухгалтером;

- в формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. При обнаружении искажения данных бухгалтерской отчетности изменения производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором они обнаружены. Не допускается в отчетности зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными правовыми актами Министерства финансов Республики Беларусь;

- незаполненные статьи (строки, графы) форм отчетности должны прочеркиваться при отсутствии у организации соответствующих значений показателя;

- данные представляемой бухгалтерской отчетности должны приводиться в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков после запятой (если иное не установлено законодательством республики);

- если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться при исчислении промежуточных или итоговых данных, то в бухгалтерской отчетности он должен показываться со знаком минус (или в круглых скобках).

При составлении бухгалтерской отчетности должны соблюдаться требования стандартов и других нормативных документов бухгалтерского учета по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации:

- об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение организации;

- об операциях с иностранной валютой;

- о материально-производственных запасах;

- об основных средствах и нематериальных активах;

- о доходах и расходах организации;

- о последствиях событий после отчетной даты.

Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц и расшифровок в формы бухгалтерской отчетности или в примечаниях к бухгалтерской отчетности.

Общим требованием ко всем формам бухгалтерской отчетности является обязательное указание в верхней части этих форм сведений о наименовании организации, об учетном номере плательщика, о виде деятельности организации, ее организационно-правовой форме и об органе управления, о единице измерения показателей. По всем этим сведениям должны быть указаны соответствующие им коды по ОКЮЛП, УНП, ОКЭД, ОКОПФ, СООУ, ОКЕИ.

 

Учетные работы, связанные с составлением годового отчета: инвентаризация товарно-материальных ценностей и денежных средств, сверка данных аналитического и синтетического учета, закрытие учетных регистров и взаимная сверка итоговых данных.

Составлению годового отчета как завершающего этапа учетного процесса предшествует определенная подготовительная работа.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности все организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. При проведении инвентаризации следует руководствоваться Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.11.2007 № 180 с изменениями и дополнениями.

Инвентаризация – это проверка наличия ценностей, обязательств и их сопоставление с данными бухгалтерского учета. Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем организации или собственником имущества в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Для проведения инвентаризаций приказом руководителя организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой обязательно должен входить работник бухгалтерии. В ее обязанности входит подбор лиц для проведения плановых и внеплановых инвентаризаций, контроль за их работой и рассмотрение материалов инвентаризации.

Для выявления результатов инвентаризации составляют сличительные ведомости, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. В сличительные ведомости включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета, свои заключения и предложения фиксирует в протоколе.

Протоколы рабочей инвентаризационной комиссии рассматриваются постоянно действующей инвентаризационной комиссией и утверждаются руководителем организации.

Выявленные при инвентаризации излишки имущества (неучтенные объекты основных средств, материальных ценностей, денежных средств и других активов) в соответствии с решением руководителя организации принимаются к учету по действующим на момент составления сличительных ведомостей ценам и зачисляются в доход организации.

Суммы недостачи, порчи или утраты имущества в пределах норм естественной убыли списываются в соответствии с решением руководителя организации на себестоимость продукции (работ, услуг).

Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча в сверх норм естественной убыли соответствии с решением руководителя организации относятся на виновных лиц и списываются с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 2 «Расчеты по возмещению ущерба»).

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи имущества и его порчи в соответствии с решением руководителя организации списываются на расходы организации. При этом списание недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли оформляется на основе документов, содержащих решения следственных или судебных органов, подтверждающих отсутствие виновных лиц, либо отказ во взыскании ущерба с виновных лиц. при отсутствии виновных лиц суммы недостач и потерь от порчи запасов и денежных средств списываются в расходы организации по текущей деятельности, а суммы инвестиционных активов – в расходы по инвестиционной деятельности.

Не менее значимым является определение доли затрат, учитываемых на счете 97 «Расходы будущих периодов», но приходящихся на текущий отчетный период. Учтенные на нем производственные запасы списываются в дебет счетов затрат (издержек обращения) равными частями согласно утвержденной политике организации.

Одной из важных подготовительных работ перед составлением годового отчета является переоценка основных средств и отражение ее результатов в учете. Переоценка проводится только после окончания инвентаризации и установления фактического наличия основных средств.

Результаты переоценки оформляются соответствующим актом и отражаются в учете в декабре. На сумму дооценки делают запись по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал», а кроме того, по дебету счета 83 и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

На следующем этапе подготовительных работ необходимо проверить остатки на всех счетах бухгалтерского учета, сверить данные аналитического и синтетического учета и составить предварительный баланс.

Производственные организации перед составлением годового отчета производят закрытие операционных счетов и корректировку плановой себестоимости путем списания калькуляционных разниц по направлениям использования продукции. Закрывают счета по учету доходов и расходов и определяют финансовый результат по видам деятельности.

Следующим этапом является закрытие счета 99 «Прибыли и убытки» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и распределение прибыли или списание убытка. В соответствии с действующим законодательством организации формируют фонды накопления и потребления в размерах, указанных в учредительных документах и закрепленных в учетной политике.

Перед составлением годового отчета следует уточнить порядок расчета налогов за отчетный год и произвести сверку расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам, после чего составляется заключительный баланс организации и заполняются все формы отчетности.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.