Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ





Всестороннее развитие физических способностей советских людей осуществляется в процессе физического воспитания, являю­щегося неотъемлемой частью коммунистического воспитания.

Физическое воспитание представляет собой длительный, орга­низованный педагогический процесс, имеющий целью воспитание здоровых, жизнерадостных, всесторонне физически развитых строителей коммунистического общества, готовых к труду и за­щите Родины.

В процессе физического воспитания разрешаются следующие основные задачи;

а) укрепление здоровья, закаливание организма и повышение
уровня физического развития и работоспособности;

б) овладение жизненно необходимыми двигательными навыка­
ми и умениями, в том числе имеющими прикладной характер;

в) воспитание моральных и волевых качеств человека;

г) развитие физических качеств (быстроты, силы, ловкости,
выносливости);

д) овладение техникой выполнения специальных спортивных
упражнений (спортивной техникой).

Улучшение здоровья трудящихся — одна из главных задач фи­зического воспитания в СССР,

Правильное применение различных средств физического вос­питания оказывает глубокое и многостороннее влияние на орга­низм человека, обеспечивает хорошее здоровье и необходимую физическую подготовку.


Специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. Систематические занятия физическими упражнениями благотворно влияют на деятельность центральной нервной системы, на развитие и укрепление мышечной системы, органов кровообращения и дыхания, снижают утомляемость коры головного мозга и повышают работоспособность человека.

Велико значение физических упражнений для развития и ук­репления опорно-двигательного аппарата: кости приобретают большую прочность, увеличивается подвижность в суставах, тело становится более гибким. Значительные изменения происходят в мышцах: под влиянием физических упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила, повышается скорость сокращений мышц и их эластичность. Благоприятное воздействие оказывают физические упражнения и на внутренние органы человека, прежде всего на сердце и легкие.

В процессе физических упражнений развиваются и тренируют­ся все мышцы тела человека, в том числе и сердечная мышца. Тренированное сердце при каждом сокращении выталкивает в аор­ту значительно большее количество крова, чем нетренированное.

Пульс тренированного спортсмена в состоянии покоя медлен­ный (около 50—60 ударов в минуту), но при выполнении большой работы может быть повышенным (до 240 ударов в минуту).

Исследования показали, что сердце спортсмена, выполняя п процессе занятий физическими упражнениями напряженную рабо­ту, не слабеет, а делается еще более крепким и отличается вы­сокой работоспособностью.

Под влиянием физических упражнений развиваются и укреп­ляются органы дыхания, увеличиваются размеры грудной клетки, возрастает ее подвижность. Дыхательная экскурсия грудной клет­ки достигает 10—.15 см вместо обычных 4—6 см.

Занятия физическими упражнениями содействуют становлению правильного, глубокого дыхания, имеющего очень большое значе­ние для усиления вентиляции легких.

В жизни и трудовой деятельности советских людей важное зна­чение имеет общая физическая подготовка: умение быстро ходить и бегать, хорошо плавать, прыгать, ходить на лыжах, преодолевать препятствия, далеко и метко бросать гранату и т. д. Формирова­ние этих навыков и умений с раннего возраста является одной из практических задач физического воспитания.

Физические упражнения, разумно применяемые в сочетании с другими средствами физического воспитания (естественные силы природы, личная и общественная гигиена), оказывают решающее влияние на улучшение здоровья человека.

Велико образовательное значение систематических занятий физическими упражнениями. Им сопутствуют объяснения о влия­нии упражнений на организм, об амплитуде, темпе, ритме, о на­иболее правильном способе выполнения упражнений. Вместе с тем занимающиеся получают рекомендации для самостоятельного


использования различных средств физического воспитания в поп-седневной жизни, в спортивной тренировке. Таким образом, зани­мающиеся приобретают специальные знания, помогающие решать задачи физического воспитания.

Физическое воспитание в кашей стране подчинено общим зада­чам строительства коммунизма, поэтому воспитание высоких мо­ральных и волевых качеств является одной из главных задач физического воспитания.

В процессе правильно организованных занятий физическими уп­ражнениями воспитываются такие моральные и волевые качества, как организованность, сознательная дисциплина, инициативность, находчивость. При выполнении физических упражнений занимаю­щиеся преодолевают большие или меньшие трудности, сознательно и умело создаваемые руководителями занятий, что способствует воспитанию решительности, смелости, настойчивости, мужества.

Организованное выполнение групповых упражнений, походи, соревнования, праздники имеют большое значение для воспитания чувства дружбы, товарищества, коллективизма.

В двигательной деятельности человека важную роль играют физические качества — сила, быстрота, ловкость, выносливость, а также гибкость. При этом физические качества всегда проявля­ются совместно, во взаимной связи. Это объясняется тем, что организм человека отличается внутренним единством, безусловным взаимодействием его функций.

Силой принято называть способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных напряжений. Сила прояв­ляется в большей или меньшей степени в любых движениях. Примерами высоких проявлении силы могут служить поднима­ние штанги, подтягивание на руках, лазанье по вертикальному канату без помощи ног, толкание ядра и др. В физическом воспи­тании для развития качества силы применяются: упражнения с предметами различного веса (набивные мячи, гантели, мешки с песком, гири, штанги), упражнения в преодолении сопротивления партнера, упражнения с упругими предметами (резина, эспанде­ры), упражнения с элементами борьбы, игры с перетягиванием, упражнения в висах, упорах, метание и толкание мячей (в том Числе на дальность), прыжки в длину и др.

Быстрота — это способность человека выполнять движения с возможно большей скоростью. Можно различать быстроту дви­жении (например, в беге, особенно на короткую дистанцию) и бы­строту двигательной реакции(например, реагирование на внезап­ный сигнал — старт в беге, плавании, игре и т. д.). В физическом воспитании для развития качества быстроты применяются: раз­личные упражнения в быстром темпе, старты, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью, бег с ускорением, эстафетный бег, прыжки в длину с разбега, прыжки с длинной или короткой скакалкой, игры, требующие быстрой реакции и двигательных дей­ствий» и др.


Ловкость — это способность координировать движения, ов­ладевать новыми, уметь быстро переключаться от одних движе­ний к другим в зависимости от требований изменяющейся обста­новки. Наиболее ярко ловкость проявляется при выполнении слож­ных гимнастических упражнений (вольные упражнения, упражне­ния на снарядах, акробатика), в спортивных играх, прыжках в поду и на лыжах, фигурном катании на коньках, в прыжках в высоту, метаниях и др. Для развития ловкости могут быть исполь­зованы любые физические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, представляющие для занимающихся элементы новиз­ны и координационной трудности.

Выносливость — это способность организма противостоять утомлению при какой-либо двигательной деятельности. Различают выносливость общую и специальную. Общая выносливость — это способность к непрерывной двигательной деятельности с умерен-ныл; напряжением в течение длительного времени (например, дли­тельная ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание). Спе-_^_ циальная выносливость — выносливость в определенной деятель-,>п ности. В спорте, например, может быть скоростная вынооливость, ^- в которой сочетаются качества быстроты и выносливости (папрн-(\| мер, в беге на короткую дистанцию), силовая выносливость —со- метание силы и выносливости {например, многократное вьшолне- ' иие приседания, подтягивания на руках, поднимания штанги). О Средствами для развития выносливости служат различные физи-■^ ческие упражнения, требующие умеренного напряжения, но вы­полняемые продолжительное время (ходьба, чередование ходьбы и бега, бег, передвижение на лыжах, коньках, гребля, плавание, прыжки со скакалкой, подвижные и спортивные игры).

Гибкость — это свойство организма человека, характеризую­щееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата. Од­ним из показателей гибкости служит амплитуда движений. Ам­плитуда движений влияет на проявление быстроты, ловкости и дру­гих физических качеств. Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание, т. е. упражнения с увеличенной ам­плитудой движений. Это прежде всего упражнения для рук, ног, туловища, головы, различные виды ходьбы и бега длинными та­гами, прыжки «в шаге», прыжки на месте, сгибая ноги к грудн, I лубокие приседания на всей ступне, упражнения у гимнастиче­ской стенки (стоя на полу или на рейках) лицом к ней или спи­ной— наклоны вперед, назад, в стороны и др.

Физические качества человека всегда тесно связаны с двига­тельными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявления быстроты, силы, ловкости п выносливости требуют соответствующих проявлений настойчивости, выдержки, а часто и смелости. Боепитание физических качеств человека — одна из важных задач фее(таА77

Спорт разносторонне.тГд;з'деиствует на человека: способствует укреплению здоровья, Дбщёаду. физическому развитию, овладению

2 Заказ № ГО05 '■ --»-а * ' " _ ■ |

1""*"*


практическими навыками и отличается высокой эмоциональ­ностью.

Советские спортсмены своими высокими достижениями демон­стрируют рост физической культуры и спорта в нашей стране. Вы­сокие результаты в спорте могут быть достигнуты только на ос­нове изучения и освоения спортивной техники, что также являет­ся одной из задач физического воспитания.

В тесной связи с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием и политехническим обучением физическое воспитание способствует всестороннему развитию советских людей — актив­ных строителем коммунистического общества.

Связь с умственным воспитанием выражается прежде всего в том, что занятия физическими упражнениями и применение других средств физического воспитания способствуют улучшению здо­ровья, что создает лучшие условия для плодотворной умственной деятельности. Чередование умственной и физической деятельно­сти повышает работоспособность, улучшает восприятие и усвоение знаний.

Связь физического воспитания с умственным состоит та,кже и в том, что сам процесс применения различных средств физическо­го воспитания (физические упражнения, естественные факторы природы, гигиена труда и быта и др.) во всем многообразии их содержания и форм обогащает память новыми знаниями, расши­ряет кругозор занимающихся.

Физическое воспитание органически связано с нравственным воспитанием.

В. И. Ленин учит нас: «Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидаю­щего новое общество коммунистов»1.

Правильно организованное физическое воспитание способству­ет воспитанию коммунистической нравственности. Организованные занятия в группах, секциях, командах создают условия для воспи­тания правильных взаимоотношений занимающихся, для коллек­тивных усилий в достижении общих целей, способствуют подчи­нению личных интересов интересам общественным. Это относится также к организации самодеятельного строительства спортивных площадок и других спортивных сооружений, к ремонту, изготов­лению спортивного инвентаря, что воспитывает социалистическое отношение к материальным ценностям общества.

В процессе физического воспитания вырабатываются опреде­ленные нормы поведения в быту, учебе, на работе.

К важным элементам нравственного воспитания относится вы­полнение учащимися различных общественных поручений, ответ­ственность перед своими товарищами за Еьтолнение порученного дела.

1 В. И. Л е я» и. Поли. собр. соч., т. 41, стр. 311,


Воспитанию воли, характера, дисциплины способствуют спор­тивные соревнования, требующие от участников моральной и фи­зической выдержки, соблюдения правил, спортивной этики.

Беседы о значении физического воспитания, о мероприятиях Коммунистической партии и Советского правительства для разви­тия физической культуры и спорта, о достижениях советских спорт­сменов на международных соревнованиях и Олимпийских играх способствуют воспитанию чувства советского патриотизма и гор­дости за свою Родину.

Физическое воспитание тесно связано с эстетическим воспита­нием. Воспитанию чувства прекрасного и правильному его пони­манию содействуют многие средства и формы физического вос­питания. Под влиянием физических упражнений человеческое тело становится пропорционально развитым, приобретается кра­сивая осанка, движения становятся пластичными, ловкими, уверен­ными.

Гимнастические выступления на праздниках, физкультурные парады, массовые танцевальные упражнения доставляют эстети­ческое наслаждение. Такие виды физических упражнений, как ху­дожественная гимнастика и фигурное катание на коньках, вполне соответствуют требованиям эстетического воспитания.

В физическом воспитании много занятий проводится в естест­венных условиях. Это позволяет познать красоту природы необъят­ных просторов Родины.

Физическое воспитание содействует политехническому обуче­нию и трудовому воспитанию.

Средствами физического воспитания достигается улучшение здоровья, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости и дру­гих качеств, необходимых в любых трудовых процессах-

Участие в изготовлении и ремонте инвентаря и оборудования, устройстве мест занятий помогает и политехническому обучению, и физическому развитию. Если физическое воспитание является необходимой основой труда, то и труд оказывает большое влия­ние на физическое развитие человека.

Правильно организованный труд формирует у детей важнейшие трудовые навыки. Вместе с тем труд развивает ловкость, силу, выносливость и способствует физическому развитию, учащихся.

Однако физический труд не заменяет собой физических упраж­нении. Ни один нз видов труда не может так разносторонне и це­ленаправленно воздействовать на организм, как физические упраж­нения. Необходимо разумно сочетать физические упражнения с физическим трудом. Во время трудовых процессов следует делать физические упражнения (физкультпаузы, физкультминутки), а в процессе физического воспитания выполнять с детьми посиль­ную работу (коллективная переноска и подготовка снарядов для занятий, поделка и ремонт спортивного инвентаря и др.). Такое сочетание будет отвечать задачам подготовки учащихся к труду.








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.