|
СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯСистема физического воспитания стала создаваться с первых дней существования нашего государства. Усилиями советских, общественных и физкультурных организаций и при активном участии комсомола, под руководством Коммунистической партии в нашей стране создана единая государственная система физического воспитания советского народа, главными отличительными чертами которой являются коммунистическая направленность, народность и научность. Коммунистическая направленность выражается в том, что вся работа по физической культуре в спорту служит интересам строительства коммунистического общества, подготовке народа к труду и защите Родины, способствует всестороннему физическому воспитанию советских людей в сочетании с формированием у них коммунистического мировоззрения. Народность заключается в массовости физкультурного движения, в доступности занятий физической культурой и спортом широким массам трудящихся, в наличии народных и национальных видов спорта и игр. Научность обеспечивается широким, разносторонним развитием научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта, тесной связью науки с практикой физического воспитания. Советская теория и практика физического воспитания опираются на такие научные дисциплины, как педагогика, психология, анатомия, физиология и гигиена. Естественнонаучной основой советской системы физического воспитания является физиологическое учение Сеченова—Павлова, помогающее успешно решать многие важные вопросы физического воспитания, в частности о принципах и методах обучения и спортивной тренировки, о закономерностях формирования двигательных навыков, о построении занятий в соответствии с особенностями возраста, пола, физической подготовленности, развития силы, быстроты, ловкости, выносливости. Вся система физического воспитания организационно построена на принципе единства и преемственности всех ее звеньев. Такими звеньями в системе физического воспитания в СССР являются: 1) физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье, 2) физическое воспитание учащихся в восьмилетних и средних 3) физическое воспитание в высших учебных заведениях; 4) физическая подготовка в Вооруженных Силах СССР; 5) физическое воспитание трудящихся города и деревни, про тявных обществ на фабриках, заводах, в учреждениях, совхозах и колхозах. Кроме того, физическое воспитание проводится в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях, домах отдыха, санаториях, парках культуры л отдыха, а также путем регулярных передач комплексов гимнастических упражнений по радио и телевидению. Общее руководство физическим воспитанием в нашей стране осуществляется Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Работой по физической культуре и спорту в профсоюзах руководит Всесоюзный совет добровольных спортивных обществ профсоюзов. Физкультурную работу в колхозах и совхозах возглавляет Центральный Совет сельских спортивных обществ. Научную разработку вопросов физического воспитания ведут Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры, научно-исследовательские институты союзных республик п Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков АПН СССР. Руководство работой по физическому воспитанию в детских садах и детских домах, школах, средних и высших педагогических учебных заведениях осуществляется Министерством просвещения СССР и министерствами просвещения союзных республик. Медицинский контроль за занятиями физической культурой и спортом во всех звеньях советской системы физического воспитания обеспечивается органами здравоохранения. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» — основа советской системы физического воспитания. Он был разработан по инициативе Ленинского комсомола в 1930 г. В декабре 1932 г. в целях повышения уровня физического воспитания и роста спортивных достижений была введена II ступень комплекса ГТО, являющаяся последовательным продолжением I ступени, но отличающаяся большим количеством норм и их усложнением. Для улучшения работы по физическому воспитанию детей я подростков, а также физкультурной работы в школе 15 декабря 1934 г. комплекс ГТО был дополнен ступенью «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). С тех пор значение комплекса ГТО повысилось. Освоение комплекса проводилось во всех звеньях системы физического воспитания — в школах, техникумах, вузах и коллективах физической культуры спортивных обществ. В связи с улучшением материального благосостояния советского народа, ростом социалистической культуры, а также в связи с успехами, достигнутыми в развитии физической культуры и спорта, комплекс с течением времени неоднократно изменялся и совершенствовался (1939, 1946, 1955, 1959). Изменялось количество норм, изменялись сами нормы, но постоянно сохранялась направленность на всестороннее физическое развитие советских людей. В 1965 г. введен комплекс «Готов к защите Родины» (ГЗР), являвшийся специальной ступенью ГТО и рассчитанный на молодежь призывного возраста. В нормативах и программах комплекса ГЗР, кроме общей физической подготовки, было предусмотрено получение занимающимися технических знаний и навыков военно-прикладной направленности, а также овладение разнообразными прикладными двигательными умениями и навыками. Ныне действующий комплекс ГТО введен с 1 марта 1972 г. Комплекс ГТО, являясь программной и нормативной основой советской системы физического воспитания, имеет своей целью способствовать формированию морального и духовного облика советских людей, их всестороннему гармоническому развитию, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, подготовке населения к высокопроизводительному труду и защите Родины. Система работы по комплексу ГТО, решая оздоровительные, спортивные, воспитательные и образовательные задачи, призвана содействовать: внедрению физической культуры в повседневную жизнь советских людей; вовлечению в регулярные занятия физической культурой и спортом людей разного возраста; массовому развитию спорта и воспитанию спортивных талантов, Комплекс ГТО предназначен для людей в возрасте от 10 до 60 лет и состоит из пяти ступеней. Г ступень — «Смелые и ловкие» —предназначена для мальчиков м девочек 10—11 и 12—13 лет. Задачи ступени — формирование у детей сознательного отношения к занятиям физической культурой, развитие основных физических качеств и жизненно необходимых умений и навыков, выявление спортивных интересов. II ступень — «Спортивная смена» — предназначена для под III ступень — «Сила и мужество» — для юношей и девушек 16— IV ступень—«Физическое совершенство» — для мужчин 19—39 сокопроизводительного труда и выполнения священного долга по защите Родины. V ступень — «Бодрость и здоровье» — для мужчин 40—60 лет (с двумя возрастными группами — 40—49 и 50—60 лет) и женщин 35—55 лет (с двумя возрастными группами — 35—44 и 45— 55 лет). Задачи ступени — сохранение на долгие годы крепкого здоровья и высокого уровня физической подготовленности трудящихся для обеспечения их трудовой активности и постоянной готовности к защите Родины. Каждая ступень комплекса состоит из требований и норм. Раздел требований включает сдачу зачетов по знанию вопросов развития физической культуры и спорта в СССР, знанию и практическим навыкам выполнения правил личной и общественной гигиены и утренней гигиенической гимнастики, а также правил и приемов защиты от оружия массового поражения. В III ступени ГТО в раздел требований включено выполнение программы начальной военной подготовки и подготовки по военно-техническим специальностям. Раздел норм включает упражнения, сдача которых определяет уровень развития физических качеств человека (силы, выносливости, быстроты, ловкости) и овладения им основными прикладными двигательными навыками (бег на скорость и на выносливость, силовые упражнения, прыжки в высоту и длину, метания, лыжные гонки, плавание и другие навыки). Требования и нормы I, II и III ступеней сдаются по степени трудности на серебряный и золотой значки. Требования и нормы IV ступени сдаются на серебряный, золотой и золотой с отличием значки. Требования и нормы V ступени сдаются на золотой значок. К сдаче практических норм комплекса ГТО допускаются лица, прошедшие врачебный осмотр и получившие необходимую подготовку. Сдача норм производится на спортивных соревнованиях, организуемых коллективами физической культуры, учебными заведениями, добровольными спортивными обществами, ведомствами, школами, а также на различных открытых соревнованиях. Единая всесоюзная спортивная классификация. Единая всесоюзная спортивная классификация является последовательным продолжением системы комплекса ГТО. Она представляет собой систему присвоения спортивных званий и разрядов в зависимости от уровня достигнутых результатов в отдельных видах спорта и имеет важное значение для развития советского спорта и улучшения качества учебно-спортивной работы. Основные задачи, преследуемые всей системой Единой всесоюзной спортивной классификации, состоят в том, чтобы содействовать всесторонней подготовленности советских спортсменов, укреплению их здоровья, повышению мастерства, максимальному расширению физкультурно-массовой и спортивной работы. Спортивная классификация позволяет на основании спортивно-технической подготовленности занимающихся определять эффек- тивность занятий и тренировок по различным видам спорта, распределять спортсменов в соревнованиях на группы по их спортивной квалификации. Система спортивной классификации, ее разрядные нормы и требования, а также порядок присвоения спортивных разрядов и званий едины для всех физкультурных организаций и по всем (в том числе и по национальным) видам спорта. По своему содержанию Единая всесоюзная спортивная классификация не является неизменной и постоянной. Впервые спортивная классификация была введена в 1937 г. и в дальнейшем в связи с улучшением работы по физической культуре и с ростом спортивных достижений подвергалась изменениям примерно через каждые четыре года. Разрядные нормы и требования разрабатываются и утверждаются Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, а по некоторым видам спорта — комитетами по физической культуре и спорту союзных республик (по национальным видам спорта), Центральным Советом по туризму и экскурсиям, Спортивным комитетом Министерства обороны СССР, Центральным комитетом ДОСААФ. Свыше 70 видов спорта предусмотрено в действующей спортивной классификации. Она предоставляет спортсменам широкие возможности постепенного роста от младших разрядов к старшим. По видам спорта, культивируемым в СССР, присваиваются спортивные звания: «Мастер спорта СССР международного класса», «Мастер спорта СССР»; спортивные разряды: «Кандидат в мастера спорта», «Спортсмен I разряда», «Спортсмен II разряда», «Спортсмен III разряда», «Спортсмен I юношеского разряда», «Спортсмен II юношеского разряда», «Спортсмен III юношеского разряда». Спортивные звания присваиваются спортсменам (в возрасте 18 лет и старше), выполнившим установленные разрядные нормы и требования. Разряд «Кандидат в мастера спорта» и I разряд присваиваются спортсменам, выполнившим установленные разрядные нормы и требования. II и III разряды присваиваются спортсменам, выполнившим установленные нормы и требования и полностью сдавшим нормы комплекса ГТО. Юношеские спортивные разряды (I, II, III) присваиваются спортсменам 15—18 лет, выполнившим установленные разрядные нормы и требования и сдавшим полностью нормы комплекса ГТО в соответствии с возрастом. В отдельных видах спорта, по которым специализация спортсменов начинается в более раннем возрасте, чем в других видах, юношеские разряды и звание мастера спорта могут быть присвоены ранее установленного Еозраста. В этих случаях нормы комплекса ГТО они сдают по достижении соответствующего возраста. Разрядные нормы и требования выполняются только на офнциаль- ных соревнованиях. Спортсмены, которым присвоены звания или разряды, награждаются соответствующими значками; кроме того, им вручаются классификационные книжки. К спортсменам, которым присвоены звания и разряды, предъявляются определенные требования. Они должны вести себя в духе морального кодекса строителя коммунизма и требований спортивной этики, систематически повышать свой политический и культурный уровень, физическую подготовленность и спортивное мастерство, состоять в коллективе физической культуры и активно участвовать в соревнованиях за свой коллектив, соблюдать спортивный режим, гигиенические требования, укреплять свое здоровье, постоянно находиться под врачебным контролем, передавать свой опыт другим спортсменам. Спортсмены-разрядники имеют право носить разрядный значок, участвовать в соревнованиях за свой коллектив и входить в состав сборной команды, пользоваться преимуществом при поступлении в спортивные школы и физкультурные учебные заведения, Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|