Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ





Организационной основой внеклассной работы по физической культуре и спорту в школе является: в восьмилетних н средних школах — коллектив физической культуры, в котором могут со­стоять учащиеся III—VIII или Ш—X классов; в начальных шко­лах— кружок физической культуры.

Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры, а руководство круж­ком— на одного из учителей начальных классов.

В кружок и коллектив физической культуры учащиеся вступа­ют добровольно, для этого достаточно устного заявления.

На общем собрании членов коллектива (кружка) выбирается совет, который организует и проводит всю работу в тесном кон­такте с пионерской и комсомольской организациями, по плану, утвержденному директором школы.

Во всех классах школы избираются физкультурные организа­торы. Они работают под руководством классных руководителей, организуя учеников своего класса для участия в различных физ­культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых школой.

Для проведения практической работы с учащимися организу­ются секции. В первую очередь создается секция общей физичес­кой подготовки, работающая весь учебный год. Осенью — игры, легкая атлетика и гимнастика; зимой — лыжная подготовка, игры; весной — игры, гимнастика и легкая атлетика. Основой занятий секции общей физической подготовки является учебная програм­ма. На занятиях секции совершенствуются умения и навыки в вы­полнении упражнений, усложненных условиями местности, иной расстановкой снарядов, введением новых элементов. Кроме про-


граммиого материала, на занятиях секции разучиваются новые игры, комбинации вольных движений, пирамиды. Учебные группы секции выступают на школьных утренниках и пионерских сборах.

В секцию общей физической подготовки следует привлекать как можно больше учащихся, в том числе и тех, которые несколь­ко отстают в физическом развитии от своих сверстников.

В учебных группах секции 15—20 человек. Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовлен­ности учащихся. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Участники команд не прекращают занятий в секции. Кроме того, с участниками команд могут проводиться дополнительные заня­тия (тренировки).

Занятия учебных групп проводятся один-два раза в неделю, в свободное от уроков время, по расписанию, утвержденному ди­ректором школы. Продолжительность каждого занятия не долж­на превышать 60 минут.

В каждой учебной группе избираются старосты, а в коман­дах— капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитывают посещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и руководителям групп в их работе.

В школе наряду с секцией общей физической подготовки мо­гут быть организованы секции по видам спорта: для детей I клас­са по плаванию, теннису и настольному теннису, фигурному ка­танию на коньках; для детей II класса, кроме тех, которые пред­усмотрены для I класса,— по спортивной гимнастике (девочки с восьми, мальчики с девяти лет); начиная с III класса допу­скаются занятия в секциях лыжного спорта и прыжков в воду. С десятилетнего возраста учащи'еся допускаются к занятиям в сек­циях: бадминтона, художественной гимнастики, конькобежного спорта, легкой атлетики, парусного спорта, футбола.

Обязательными условиями для создания секций по видам спор­та являются: наличие мест для занятий, необходимое оборудова­ние и инвентарь, а главное — квалифицированное руководство.

Руководители спортивных секций должны хорошо знать дан­ный вид спорта, м'етодику проведения занятий, особенности заня­тии с детьми.

Разносторонняя общая физическая подготовка является осно­вой успехов в любых видах спорта, поэтому на занятиях всех сек­ций значительное внимание уделяется гимнастике, играм, легкой атлетике и лыжной подготовке.

Занятиями в группах и командах могут руководить учнтеля или инструкторы-общественники, учащи'еся старших классов (в средней школе), а также спортсмены н тренеры спортивных об­ществ.

Кроме организации практических занятий, коллектив (кру­жок) физической культуры вместе с учителями, комсомольской и пионерской организациями привлекает учащихся к работе по уст-


ройству новой спортивной площадки; в тесном контакте с круж­ком «умелые руки» организует изготовление простейшего инвен­таря, проводит спортивные соревнования, физкультурные празд­ники, выступления на утренниках и другие мероприятия; помога­ет врачу и учителям в пропаганде физической культуры и спорта среди учащихся и родителей и т. д.

Членов коллектива (кружка), проявивших интерес к занятиям физической культурой и спортом и добившихся некоторых успе­хов, школа может направить в детскую спортивную школу.

К учащимся, состоящим в коллективе (кружке) физкультуры, предъявляются определенные требования. Они должны успевать по всем предметам, соблюдать правила личной гигиены, занимать­ся в одной из групп или команд и участвовать в проведении физ­культурных мероприятий.

Они должны служить примером всем остальным учащимся в отношении дисциплинированности, чистоты и опрятности физкуль­турного костюма как на уроках, так и на занятиях кружка или команды. Члены коллектива, показывающие хорошие успехи в за­нятиях физкультурой и сочетающие это с высокой успеваемостью по всем предметам и примерной дисциплиной, поощряются дирек­тором школы.

Прогулки, экскурсии, походы. Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, по­скольку дети знакомятся с природой, родным краем и его досто­примечательностями.

Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способствуют приобретению навыков самообслуживания, поведения и ориентировки на местности и т. п. Неоценимую роль они играют в создании и укреплении детского коллектива, в вос­питании чувства дружбы и товарищества.

Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся пешком, зимой могут быть использованы лыжи.

Прогулки обычно совершают без определенных образователь­ных целей, ради отдыха на лоне природы. Экскурсии имеют опре­деленные образовательные цели и проводятся по заранее намечен­ной тематике.

В походах в отличие от экскурсий сочетается выполнение об­разовательных задач с условиями походной жизни (разбивка би­вака, приготовление пищи, преодоление трудностей, встречающих­ся в любом походе, и т. д.).

Тематика экскурсий и походов должна соответствовать обще­образовательной подготовке детей и школьным учебным програм­мам.

Прогулки и экскурсии проводятся с учащимися всех начальных классов школы, походы организуются для учащихся III клас­сов. Обычно эти мероприятия проводятся для каждого класса от­дельно.


Протяженность маршрутов не должна превышать 5—7 км в оба конца для учащихся I—II классов, 8—10 км — для учащихся ПГ классов. При этом в середине пути необходим отдых в те­чение 1—2 часов.

Небольшие прогулки и экскурсии (при минимальном расстоя­нии) могут проводиться в любой учебный день; прогулки и экс­курсии на большое расстояние, а также походы только в выходные или каникулярные дни. Каждое из этих мероприятий тщательно подготавливается, подробно разрабатывается план проведения. В плане предусматриваются задачи мероприятия, маршрут, места непродолжительного и длительного отдыха, занятия и игры в пути и на большом привале, инвентарь, личное и коллективное снаря­жение участников.

О предстоящей прогулке или экскурсии учащиеся предупреж­даются заранее. Руководитель прогулки, экскурсии или похода обязан хорошо знать состав и состояние здоровья учащихся, чтобы решить вопрос о допуске их к участию в проводимом мероприя­тии. Необходимо также хорошо знать и физическую подготовлен­ность учеников. От этого зависит выбор маршрута и скорость дви­жения группы. Если группа разнородна по составу, руководитель при определении скорости движения ориентируется на более сла­бых участников.

Чаще всего прогулками, экскурсиями и походами руководят учителя и пионервожатые.

При проведении тематических экскурсий желательно пригла­шать учителей-предметников, участников исторических событий, ге­роев труда, передовиков производства, старожилов.

Одним из решающих условий для успешного проведения лю­бого мероприятия является дисциплина участников и соблюдение ими установленных правил и режима похода (прогулки), а также четкое выполнение поручений. Руководитель похода, экскурсии или прогулки заблаговременно проводит с участниками разъяснитель­ную работу., а во время проведения требует обязательного выпол­нения установленного порядка.

При подготовке любого мероприятия учителю необходимо заранее выделить из числа учащихся помощников, которые органи­зуют детей, подбирают необходимый инвентарь и снаряжение, про­веряют подготовку участников, готовятся сами и помогают дру­гим в проведении игр, хороводов, художественной самодеятельно­сти и т. п.

Для наиболее физически подготовленных учащихся с разреше­ния врача в летние каникулы могут проводиться двухдневные по­ходы с одним ночлегом.

План похода разрабатывается руководителем и утверждается директором школы. Готовность каждого участника проверяется ру­ководителем за один-два дня до похода и непосредственно перед выходом. К участию в походах следует привлекать медицинский персонал школы (врача или медсестру).


При подготовке к такому походу руководитель предварительно проводит с участниками несколько тренировочных занятий в ходь­бе, беге и прыжках, изучает маршрут похода и распределяет обя­занности. Большое внимание уделяется подготовке коллективного и личного снаряжения (в частности, одежды и обуви) и подготови­тельной работе по организации ночлега и питания. Ночлег должен быть обеспечен в закрытом помещении (в доме, школьном здании), удовлетворяющем санитарно-гигиеническим требованиям. Пита­ние должно быть обязательно горячим. Поход проводится по за­ранее разработанному плану, с соблюдением определенного режи­ма движения, отдыха, питания.

При определении маршрута учитываются места для привала, наличие источников питьевой воды, мест для купания.

Коллективное снаряжение в походе состоит из следующих пред­метов: топор (в чехле), посуда для приготовления пищи (алюми­ниевые кастрюли, жестяные луженые ведра, эмалированная по­суда), разливательная ложка, сковородка, мешки с завязками для продуктов, нож столовый, консервный нож, фотоаппарат, горн, мя­чи, сигнальные флажки, малая саперная лопата, компас, клеенка, ножницы, иголки, нитки, булавки, спички, аптечка. В соответствии с задачами похода в коллективное снаряжение могут войти так­же гербарные папки, коробки для грунта, насекомых, различных сельскохозяйственных культур.

В индивидуальное снаряжение участников похода входит: ле­том— рубашка или майка с длинными рукавами, трусы у маль­чиков, шаровары у девочек, тренировочные или обычные брюки, светлая панама, хорошо разношенные ботинки, носки, иа случай плохой погоды — куртка, пиджак; зимой — лыжный костюм. Кро­ме того, каждый участник похода берет для себя рюкзак, ложку, кружку, миску, полотенце, мыло, салфетку, тетрадь или блокнот, карандаш.

В рюкзаках укладываются все личные вещи и часть коллек­тивного снаряжения. Общий вес рюкзака не должен превышать 3 кг. Вещи в рюкзак укладываются так, чтобы к спине прилегало все мягкое.

В суточный рацион участников похода входит: 300 г черного и 200 г белого хлеба, 100 е крупы, 1 банка мясных консервов (на двоих), 30—40 г масла, 100 г сахара, 500 г овощей, 0,5 л молока, также соль, чай, лук, морковь.

Овощи и молоко обычно приобретаются на месте или вблизи большого привала. Молоко разрешается употреблять только ки­пяченое.

Составление меню и раскладка продуктов на разовые приемы питания должны проводиться до похода.

Во время походов детей следует учить ориентироваться на ме­стности по компасу и часам.

Под ориентированием на местности понимается определение сторон горизонта — севера, юга, востока и запада — и расположе-

24?


ния населенных пунктов и дорог по отношению к месту нахожде­ния туристов.

Чтобы ориентироваться по компасу, надо компас положить на горизонтальную поверхность (книжку, папку, пень) и отпустить тормоз. Стрелка после колебания остановится и одним своим кон­цом покажет направление на север, другим — на юг. В компасе Андрианова, наиболее приемлемом для юных туристов, северный конец стрелки имеет белый цвет, в других компасах северный ко­нец стрелки темный. Если в соответствии с показаниями компаса встать лицом к северу, то справа будет восток, слева — запад, а сзади — юг.

Компас можно ориентировать. Это значит совместить северный конец стрелки с северной точкой лимба компаса.

При помощи часов ориентироваться можно только днем и в та­кую погоду, когда видно солнце. Чтобы ориентироваться в 13 ча­сов, достаточно встать лицом к солнцу и слева будет восток, спра­ва— запад, сзади — север.

В другие часы следует часовую стрелку направить на солнце и угол между часовой стрелкой и направлением на цифру «1» на ци­ферблате часов разделить пополам. Линия деления этого угла ука­зывает направление юг — север.

В походе детей следует учить разжиганию костра. Костер раз­жигать надо в таком месте, чтобы он не портил корней зелени, не мог служить причиной лесного пожара; от ближайших деревьев костер разжигается в 5—6 м.

Для костра делается кострище: срезается с площади в 1 кв. м дерн и этим дерном обкладывается кострище, при этом дерн кла­дется травой вниз. В середину кострища накладывается «шала­шик» или «колодец» из мелких сухих веточек, бересты, «палочек-зажигалочек». «Шалашик» («колодец») обкладывается тонкими, сухими сучьями и зажигается с той стороны, откуда дует ветер. Когда «шалашик» загорится, в костер подкладываются сначала тонкие сучья, а потом все более толстые и крупные.

На костре варится пища, кипятится чай. Чтобы пища хорошо, быстро сварилась и не пахла дымом, надо кастрюли, ведра и чайники подвешивать над костром после того, как пламя будет достаточным, дым уменьшится.

После возвращения участников похода один из номеров школь­ной стенной газеты следует посвятить итогам его проведения.

Игры, развлечения. Самыми простыми и массовыми формами вн'еклассной работы с учащимися являются игры и развлечения, Важнейшие средства в работе по физическому воспитанию с деть­ми I—II классов с успехом применяются и в работе с уча­щимися III классов.

Игры организуются как с небольшой группой учащихся одного класса, так и с большими группами учащихся двух-трех классов. Чем многочисленнее группа играющих, тем лучше должны быть подготовлены организаторы и затейники из учащихся. Игры еле-


дует проводить в виде так называемого «часа игр», общее руко­водство которым осуществляется учителями или пионервожатыми (до создания детского актива они же являются и практически­ми руководителями). По мере создания детского коллектива и ак­тива из его среды практическую работу по подготовке и проведе­нию игр ведут сами учащиеся, выполняя замысел и план учителя или пионервожатого.

.. «Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также в кани­кулярный период, причем сбор детей для участия в играх назнача­ется в определенный день и час в школе или на площадке. В хо­рошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры про­водятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении. Темпера­турные условия для игр на воздухе те же, что а для занятий дру­гими упражнениями. Проводимые игры всегда должны соответ­ствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступны для мальчиков и девочек, простыми по содержанию, легко объяс­нимыми, интересными и увлекательными. Комплекс игр составля­ется так, чтобы в нем были игры с различным содержанием и на­грузкой и чтобы эти игры правильно чередовались. В одно занятие вводятся игры спокойные и игры с большой подвижностью, игры с пением и плясками. При этом наиболее подвижные игры прово­дятся в середине занятия, а игры с пением — в конце его.

В старших классах начальной школы большое применение име­ют командные игры, близкие по своему содержанию к спортив­ным. К ним относятся «Пионерский мяч», «Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие.

Если вводятся новые игры, которые на уроках не были прой­дены, то их в одном занятии должно быть не более двух: одна иг­ра с большой подвижностью и другая относительно спокойная. При проведении игр на местности большое применение имеют та­кие игры, как «Чуткий часовой», «Маскировка», «Невидимка», «Хитрая лиса», «Через цель» и др.

Как любимое занятие детей во внеурочное время игры прово­дятся не только в специальные «часы игр», но также на утренни­ках, праздниках, прогулках, экскурсиях, сборах пионеров и т. д.

С большой охотой дети участвуют в хороводах, плясках и тан­цах. Проводятся они и на открытой площадке, и б закрытом по­мещении в сопровождении музыки или с пением. По своему харак­теру и содержанию они должны быть простыми и легко разучивать­ся даже с большой группой детей. Как и игры, хороводы, пляски и танцы проводятся на утренниках, праздниках, сборах пионеров, прогулках и экскурсиях, вводятся они и в «часы игр». Вполне до­ступными для учащихся начальной школы являются «Марш-хоро­вод», «Камаринская», «Во саду ли, в огороде», «Гопак», «Полька-приглашение», «Переходная полька», «Лезгинка», «Лявониха» и др.

Для проведения этих видов внеклассной работы подготавлива­ется актив учащихся, с которым предварительно разучиваются но-


вые хороводы или пляски, с тем чтобы они могли оказывать по­мощь руководителю в проведения указанных мероприятий с дру­гими детьми.

В перерывах между массовыми танцами и плясками организу­ются индивидуальные танцы и пляски.

В числе полезных и интересных развлечений для учащихся на­чальной школы большое применение имеют игровые упражнения типа заданий. К таким относятся «Серсо», «Надень кольцо», «Удочка», «Срезание предметов», «Прокати точнее», «Обручи», «Кто больше попадет?», «Набрось кольцо» и многие другие.

Любимым зимним развлечением детей является катание на санках с гор. Существует очень много способов катания с гор и различных игровых усложнений, применяемых по инициативе са­мих катающихся. Дети катаются на санках сидя, лежа, спиной впе­ред, стоя, стоя на коленях, по одному, по двое и т. д. Производят­ся спуски с горы и& скорость, на дальность, с поворотами и т. д. Спуски с гор могут сопровождаться дополнительными упражнения­ми: поднять на ходу малый мяч, снять стоящий флажок, поло­жить мяч, проехать под воротцами (устроенными из лыжных па­лок), метнуть на ходу в цель, перейти из положения сидя в по­ложение лежа и т. д. С учащимися старших классов проводятся соревнования по спуску с гор и эстафеты с санками.

Лучше всего катание на санках проводить с естественных гор; при отсутствии их силами учащихся строят снежную гору на школьной площадке или где-либо поблизости от школы. Исполь­зуются также и деревянные горки, предназначенные в летнее вре­мя для вбегания, которые на зимнее время обкладываются сне­гом н заливаются водой.

Большое удовольствие доставляет детям, когда учитель или пионервожатый не ограничивается наблюдением за детьми, а сам с ними катается.

Спортивные соревнования. Спортивные соревнования являют­ся одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они со­действуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, по­вышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают дет­ский коллектив.

Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, вклю­чаются в общий годовой план работы школы. В начал* учебного года точно определяются сроки проведения, положение и про­граммы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно про­водится подготовка к соревнованиям.

Лучшими сроками для проведения соревнований являются ка­никулы— зимние, весенние и летние (сразу по окончании учеб­ного года).

Спортивные соревнования организуются и проводятся непосред­ственно учителями под общим руководством директора школы.


Самое активное участие в них должны принимать пионерская ор­ганизация и коллектив физкультуры. В восьмилетних и средних школах активное участие в соревновании начальных классов при­нимает также комсомольская организация. Лучшие учащиеся-спортсмены старших классов оказывают помощь в подготовке уча­щихся начальных классов к соревнованиям и в проведении их.

Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руковод­ство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников и команд, форма заявки н сроки ее представления (приложение 2).

С учащимися начальных классов школы могут проводиться соревнования по играм, лыжам, легкой атлетике, конькам, а также по гимнастике.

В программу соревнований по играм включаются подвижные игры из школьной учебной программы и игры, которые были хо­рошо разучены на внеклассных занятиях. Соревнования по по­движным играм могут проводиться среди всех учащихся I—III классов.

Соревнования по лыжам и конькам проводятся среди учащих­ся III классов. Дистанция по лыжным гонкам для мальчиков — 500 м, для девочек—'300 м, по конькам и для мальчиков, и для девочек — 60 м.

В программу соревнований по легкой атлетике, которые про­водятся среди учащихся III класса, можно включать виды, входя­щие в пионерское четырехборье: бег, прыжки в длину и в высоту с разбега, метание мяча. Но дистанцию бега следует ограничить {до 40 ж), а метание мяча можно проводить на дальность или в цель.

Среди учащихся II—III классов можно проводить соревнования по гимнастическим упражнениям, которые хорошо усвоены на уроках физической культуры или на занятиях в секциях общей физической подготовки: фигурная маршировка, вольные упраж­нения без предметов и с предметами (с флажками, цветами, лен­тами, палками), упражнения в равновесии, прыжки в высоту с прямого разбега, метание мячей в цель. Программа любых со­ревнований разрабатывается с утетом физической подготовленно­сти учащихся.

В программу соревнований по гимнастике и легкой атлетике 'включается несколько различных видов, но участие в них детей в течение одного дня ограничивается лишь двумя, самое большее тремя видами (например, в гимнастике—вольные упражнения, метание в цель и прыжки в высоту; в легкой атлетике — бег, пры­жок, метание). Конкретно эти вопросы решаются учителем клас­са с учетом индивидуальных способностей учащихся (по согласо­ванию с врачом).

Соревнования по подвижным играм при наличии соответствую­щих условий можно проводить в любое время года. Гимнастичес-


кие соревнования лучше всего проводить в весенние каникулы, а легкоатлетические — по окончании учебного года.

Спортивные соревнования в школе могут проводиться в клас­
се (отряде) между командами (звеньями), а в школе (дружине)
между классами (отрядами). ■

Внутри класса соревнование организуется и проводится учите- | лем н активом класса. Им помогают коллектив (кружок) физ­культуры и родители.

Для подготовки и проведения общешкольных соревнований со­здается организационный комитет, возглавляемый обычно дирек­тором школы.

В оргкомитет входят учителя, пионервожатый, врач школы, представители от пионерской (комсомольской) организации, кол­лектива (кружка) физкультуры и родителей. Оргкомитет решает вопросы о сроках и месте проведения соревнований, их матери­альном обеспечении, об условиях зачета, утверждает распорядок проведения соревнований.

Успех в проведении соревнований в значительной мере зависит от качества работы судейской коллегии, которую возглавляет главный судья, назначаемый директором школы. В обязанности главного судьи входит: подбор судей, распределение между ни­ми обязанностей, контроль за подготовкой мест соревнований, со­ставление плана (расписания) проведения соревнований и обеспе­чение бесперебойного проведения соревнований в соответствии с положением и программой.

Главному судье предоставлены большие права: его решения обязательны для всех судей и участников соревнований, он разре­шает все спорные вопросы. По окончании соревнований главный судья вместе с секретарем подводят итоги, оформляют докумен­тацию, сдают директору школы все материалы соревнований.

Секретарь соревнований принимает заявки, проверяет их, го­товит протоколы, проводит жеребьевку, выдает участникам на­грудные номера, совместно с главным судьей подводит итоги.

В состав судейской коллегии (кроме главного судьи и секре­таря) в зависимости от объема работы и количества участников могут входить заместители главного судьи, стартеры, судьи-секун­дометристы, судьи по видам, судьи на старте и финише, началь­ники дистанции, контролеры и др. Все они работают и выполняют свои обязанности под руководством главного судьи.

Для подготовки и проведения соревнований надо привлекать как можно больше учащихся. Они обычно готовят места для со­ревнований, инвентарь, оформляют площадки или залы, судейские протоколы. Дети, не участвующие в соревнованиях, работают судьями (будучи хорошо проинструктированными, они смогут про­изводить измерения и запись результатов, подсчет очков).

При подготовке и проведении соревнований по лыжам судей­ская коллегия выполняет следующую работу. Начальник дистан­ции за один-два дня до состязаний выбирает место и измеряет ди-


станцию. Место соревнований выбирается вблизи школы. Лыжня не должна пересекать ни одну дорогу. В день соревнований место старта и финиша красочно оформляется, дистанция размечается флажками. В зависимости от местности на дистанции размещают­ся два—четыре контролера.

За один-два дня до соревнований секретарь проводит жеребь­евку, выдает нагрудные номера и заготавливает протоколы. Са­мым простым способом жеребьевки является следующий; по ко­личеству участников (мальчиков и девочек отдельно) заготавлива­ются маленькие полоски бумаги, на которых пишется фамилия участника. Затем эти полоски кладутся на стол (фамилией вниз) и тщательно перемешиваются. Далее происходит жеребьевка; бе­рется одна полоска бумаги и на чистой стороне пишется № I, на другой полоске — № 2 и т. д. В таком же порядке выдаются нагрудные номера и составляется протокол старта.

В день соревнований судейская коллегия собирается за 1 —1,5 часа до начала соревнований. Главный судья проверяет готов­ность судей и участников и докладывает об этом директору шко­лы. Дети собираются в теплом помещении, там же проводится окончательная подготовка участников. К месту старта участники выходят по распоряжению судьи при участниках, который перед стартом выстраивает их в порядке нагрудных номеров и послед­ний раз проверяет их готовность, одежду, обувь, головной убор, лыжи и палки.

Со старта лучше всего выпускать по одному участнику (через 15—30 секунд). На старте должны быть стартер (он же секундо­метрист) и секретарь, записывающий время ухода со старта каж­дого участника. Контролеры на дистанции отмечают пролождение участниками контрольных пунктов. Особенно четко должны рабо­тать судьи на финише, где как минимум должны быть старший судья, регулирующий работу всей бригады, два секундометри­ста, фиксирующие время прихода каждого участника, и два секре­таря, записывающие время прихода каждого участника и их но­мера.

По окончании соревнований протоколы старта и финиша обра­батываются, определяются результаты участников и составляется сводный протокол.

Проведение соревнований по гимнастике требует большой под­готовительной работы с судьями. Главный судья подробно изучает с ними программу соревнований, инструктирует их по оценке вы-полн'ения упражнений, входящих в программу соревнований. Шка­ла оценок, как правило, устанавливается десятибалльная.

Главный судья составляет график проведения соревнований и, руководя судьями, обеспечивает его выполнение. По окончании соревнований главный судья вместе с главным секретарем подво­дят итоги соревнований.

Работа главного секретаря соревнований по гимнастике иден­тична работе главного секретаря соревнований по лыжам.


В бригаду для судейства вольных движений входят старший судья, секретарь и судьи, по одному судье (а лучше по два) на каждого участника команды, исполняющей упражнение.

Для выполнения вольных движений требуется достаточно про­сторное помещение, чтобы могла выступать команда в количестве пяти-шести участников. Пол на площадке для выступления дол­жен быть очень чистым; хорошо стелить на пол ковер. Старший судья к каждому из участников прикрепляет для судейства одного или двух судей. Судьи без согласования друг с другом оценивают выполнение упражнений и вслух объявляют свое решение или по­казывают оценки при помощи судейских книжек. Секретарь запи­сывает результаты. Случаи особенно серьезных расхождений су­дей в оценках разбирает старший судья, после чего он принимает решение. На выполнение вольных движений даются две попытки, лучшая из которых засчитывается.

Упражнения в равновесии судит бригада из двух человек. Один из них — старший, принимающий решения, другой вместе со стар­шим принимает участие в оценке выполнения упражнения, он же ведет протокол.

Для выполнения упражнений в равновесии используется гимна­стическое бревно или гимнастическая скамейка, поставленная ре-й-кой вверх, необходимы гимнастические маты. Упражнения участ­ники выполняют по одному, каждому дается две попытки, лучшая из которых засчитывается.

Прыжки в высоту судит бригада, состоящая из двух человек: судья и секретарь.

Для прыжков в высоту требуется следующий инвентарь: две стойки, одна планка или веревочка для прыжков, два-три гимна­стических мата, мостик, измерительная планка. На каждой высоте участнику дается две попытки. Каждая высота заранее расценива­ется баллами.

Метание в цель судит бригада в составе двух человек: судья и секретарь.

Для метания в цель требуются квадратный щит размером 1X1 м с пятью концентрическими кругами (начиная с круга диа­метром 20 см, затем увеличивая диаметр каждого круга на 20 см, на каждом круге обозначаются цифры от 1 до 5 или от 2 до 10), теннисные мячи (в зависимости от условий соревнования их 5 или 10), ограничительная планка или линия, за которую нельзя заходить при метании. Ограничительная планка кладется (или обозначается линия) на расстоянии, установленном программой соревнований (5—10 м). Участник старается попадать в центр кру­га, что дает наибольшую сумму очков. Судья объявляет резуль­тат после каждого броска участника, секретарь записывает ре­зультат каждого броска, а затем суммирует очки всех бросков и объявляет результат.

Соревнования по легкой атлетике, проводимые весной на спорт­площадке, требуют большой подготовки. Все места соревнований


должны быть тщательно подготовлены в соответствии с требова­ниями правил.

Дорожка для бега размечается так, чтобы для каждого бегу­щего участника была отдельная дорожка шириной 1,25 м. Для проведения соревнований по бегу необходимы флажок для стар­тера, флажок для отмашки на финише, секундомеры, финишная лента.

Места для приземления при прыжках взрыхляются, брусок для отталкивания белится меловым или известковым раствором, а дорожка для разбега при прыжках в длину и вся площадка для разбега при прыжках в высоту утрамбовываются.

Для проведения соревнований по прыжкам в высоту требуют­ся стойки для прыжков, планки или веревочки, измерительные планки, лопата и грабли для рыхления и выравнивания места при-зэмления. Для проведения соревнований по прыжкам в длину тре­буются рулетка, колышек для отметки прыжка, лопата и грабли.

При подготовке мест для метаний на дальность предусматри­ваются дорожка для разбега и коридор шириной 10 м, ясно обо­значенным линиями, указателями расстояний или флажками. Обо­значается линия броска. Для проведения соревнований необходи­мы мячи теннисные, колышки для отметки бросков, рулетки.

Легкоатлетические соревнования проводятся на относительно большой площадке, в разных секторах которой проходят прыжки, бег, метания. Чтобы лучше руководить соревнованиями, глазная судейская коллегия находится в определенном помещении (ме­сте), где при возможности устанавливается микрофон.

Соревнования по всем видам легкой атлетики начинаются од­новременно, поэтому назначается столько судейских бригад, сколь­ко видов соревнований.

В бригаде для бега должны быть стартер, два-три секундомет­риста (по количеству дорожек), судья на финише и секретарь. Стартер дает старт после того, как к бегу все готово и с финиша будет дан условный сигнал флажком (отмашка). Старт дается одновременно стольким участникам, сколько есть дорожек: это также зависит и от количества секундометристов.

Стартер подает три команды: 1. «На старт!» По этой команде участники становятся на старт. 2. «Внимание!» (участники гото­вятся начать бег). 3. «Марш!» Со словом «марш» стартер резко опускает поднятый вверх флажок, участники начинают бег. Сле­дующий старт стартер дает только после отмашки с финиша.

Секундометристы выполняют решающую роль в точном опре­делении результатов бега. Во время старта все они по взмаху стартера флажком пускают секундомер (нажимают кнопку), а когда бегун, которого принимает секундометрист, коснется финиш­ной ленты или достигнет линии финиша, секундомер останавли­вается. Показатели секундомера фиксируются секретарем в про­токоле. Старший судья на финише руководит всей судейской бри­гадой, решает все вопросы, возникающие во время соревнований,

17 Заказ № 0305 257


дает отмашку стартеру, свидетельствующую о готовности бригады из финише.

Соревнования по прыжкам в высоту проводит бригада в сос­таве судьи и секретаря.

Б начале соревнований судья устанавливает планку или ве­ревочку на минимальной высоте, секретарь проверяет по протоко­лу явку участников. По разрешению судьи и вызову секретаря участники начинают прыгать.

На каждой высоте участнику дается три попытки, каждая по­пытка отмечается секретарем. Учет попыток необходим для того, чтобы решить вопрос о преимуществе прыгуна в том случае, если два участника преодолели одинаковую высоту (преимущество принадлежит тому, кто на преодоление высоты затратил меньшее количество попыток). Высота считается взятой, если планка не упа­ла на землю после прыжка. Неудачной попыткой считается вся­кий неудавшийся прыжок, а также всякое касание ногами ямы с песком в конце разбега до прыжка.

Прыжки в длину с разбега проводит бригада в составе судьи (он же измеритель), второго измерителя и секретаря. После пол­ной подготовки места для прыжков и проверки явившихся участни­ков по протоколу судья разрешает участникам прыгать. Каждый участник совершает три попытки, по одной после всех участников. Результат каждой попытки измеряется. В протокол заносятся результаты всех трех попыток. Засчитывается лучший резуль­тат. Попыткой считается всякий заход за линию бруска для от­талкивания. Каждый прыжок измеряется рулеткой, при этом из­меряется расстояние между бруском для отталкивания и ближан-шэй к бруску точкой прикосновения любой частью тела прыгуна.

Метания на дальность проводятся бригадой в составе судьи (он же измеритель), второго измерителя и секретаря.

Старший судья по вызову секретаря разрешает участнику сде­лать подряд три броска. Каждый бросок сов







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.