|
Способы психологической коррекции1. Визуализация – представление себя делающим или говорящим что-либо. 2. Заземление – представление отрицательной энергии гнева, исходящей из человека в землю 3. Проецирование – представление проецирования гнева на воображаемый экран и уничтожений его. 4. Самоконтроль эмоций: § Спокойная реакция на действия партнера § Обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения § Поддержание высокой самооценки Особенности критики Мотивы критики 1. Критика с целью помочь делу Реакция – выделить рациональное звено, исключить подчинение эмоциям. 2. Критика с целью самоутверждения Реакция – уйти под любым предлогом из взаимодействия 3. Критика с целью сведения счетов Реакция – аргументированная защита, поддержка окружающих. 4. Критика с целью контратаки Реакция – аргументированная защита, поддержка окружающих. 5. Критика с целью получения эмоционального заряда. Реакция – ограждение себя от контактов подобного рода. Виды критических оценок §
§ Упрек § Надежда § Аналогия § Похвала § Озабоченность § Безличная § Сопереживание § Сожаление § Удивление § Ирония § Смягчение § Укоризна § Замечание § Предупреждение § Требование § Вызов § Совет § Конструктивная критика § Опасение § Окрик § Обида § Покровительство § Угроза Контрольные вопросы. 1. Формальные взаимоотношения руководителя и подчиненного 2. Неформальные взаимоотношения руководителя и подчиненного 3. Психологическая структура должностной позиции: 4. Механизм регулирования взаимоотношений руководителя и подчиненных организации 5. Двухфакторная теория мотивации Герцберга 6. Иерархия потребностей (А. Маслоу). 7. Теория ожиданий (Врум, Портер, Лоулер и др.). 8. Движение за развитие человеческих отношений (Элтон Мэйо) 9. Предположения о человеческой мотивации - “Теория X” и “Теория Y” (Мак Грегор) 10.Системы управления (Р. Лейкерт) 11.“Менеджерская сетка” (Р. Блейк и Д. Моутон) 12.Факторы мотивации и демотивации сотрудников 13.Особенности делегирования 14.Временные этапы сотрудника при овладении работой 15.Контроль результатов деятельности сотрудника 16.Типология социально-психологического климата организации 17.Обращение с трудными людьми 18.Типы приказаний 19.Наказание сотрудников 20.Поощрение сотрудников 21.Увольнение сотрудника 22.Формирование команды сотрудников 23.Содержание психологического механизма общения 24.Алгоритм ведения партнерской беседы 25.Стили общения 26.Принципы психологического влияния 27.Психотехники общения 28.Язык жестов и восприимчивость к ситуации 29.Мотивы критики 30.Виды критических оценок 31.Алгоритм реакции на критику Раздел 4. Управленческие конфликты и способы их разрешения. Понятие конфликта и причины его возникновения. Место конфликтов в системе факторов, влияющих на функционирование организации. Типы конфликтов. Методы урегулирования конфликтов.
Конфликты в организации Житейское толкование конфликта можно найти во многих книгах, например, толковых словарях русского языка — как ссора, спор, драка. Профессиональный подход требует доопределить такое обыденное понимание. В последние годы опубликовано множество теоретических работ и эмпирических исследований, где уже психологами предлагаются различные трактовки этого понятия. Несмотря на несходство подходов к определению конфликта, в них явно выделяются единые сущностные свойства: • наличие противоречия, во всяком случае различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов; • противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту; • негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия. Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.) Считается, что предотвратить конфликт, остановить его не только можно, но даже необходимо. Лучше всего руководить без конфликтов, — не случайно так и названа столь популярная книга В. Зигерта и Л. Ланг (постоянно помещаемая в списки рекомендуемой конфликтологической литературы). Но если внимательно прочитать эту работу немецких психологов, то обнаружим там как раз обратное. Они утверждают, что конфликты — это "не обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации". Но когда ставится вопрос их урегулирования, выбора форм работы в конфликтной ситуации, оптимизации действий по ее преодолению, то, прежде всего, встает проблема понимания сущности самих понятий: "выход из конфликта" и "уход от него", "профилактика", "урегулирование", "регулирование", "разрешение", "решение" и "преодоление". Трудность выбора усугубляется как отсутствием абсолютного единства теоретических подходов, так и отсутствием прямой зависимости успеха субъекта в конфликте на одном этапе от успеха на другом. Следует различать два теоретических подхода к понятию конфликта. 1. Конфликт — это столкновение..., противоречие..., борьба..., противодействие... (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов) в силу противоположности.., несовместимости.., противостояния... — с точностью до формулировки у различных авторов. В силу такого подхода конфликт определяется как: • конфликт как процесс резкого обострения противоречия и борьбы участников в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников. • конфликт — столкновение противоположных интересов, мнений и стремлений; • конфликт социальный — попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы; • конфликт — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. 2. Конфликт — это система отношений..., процесс развития взаимодействия..., заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности). Сторонники первого подхода описывают конфликт как явление негативное. Они разделяют конфликты на деструктивные и конструктивные (многие из них считают, что конструктивные — редкость, что конфликт почти всегда плох и уж, по крайней мере, хуже бесконфликтного сосуществования). Большинство работ по технологии работы в конфликте в рамках такого подхода дают рекомендации по манипулированию, которое называют "управлением конфликтом", "управлением конфликтной ситуацией". Главной целью такого управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя. Сторонники второго подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. Второй подход предполагает невозможность управления конфликтом и оптимизацию взаимодействия, теоретически обосновывая развитие конфликта как саморегулирующегося механизма. Вместо "решения", "разрешения" и других подобных терминов применяют термин "преодоление", подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе — социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, других социальных измерениях. Данный подход не отрицает возможность и даже конструктивность политической и административной манипуляции в начальных фазах конфликта, но основывается, прежде всего, на обеспечении информационной полноты взаимодействия субъектов и необходимом риске, обеспечивающем возможность перехода в его последнюю фазу. Общая тенденция в последние годы такова: большинство теоретиков и практиков социальной психологии склоняются ко второму подходу, при некотором сохранении ориентации на психологическую манипуляцию, психологическое смягчение деструктивных проявлений конфликта. Базовым в данном выборе становится то, что первый подход строится на субъект-объектном общении, в то время как второй — на субъект-субъектном [3,8]. Выбор руководителем одного из двух подходов определяет и выбор им форм работы и рекомендаций своим сотрудникам, структурным подразделениям по действиям в конфликтных ситуациях. Конфликт имеет следующие фазы. 1. Конфронтационная (военная) — стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации интереса чужого (в их представлении это обеспечивается либо добровольным или вынужденным отказом другого субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса, что уничтожает естественным образом и сам этот интерес, а следовательно, и гарантирует обеспечение собственного). 2. Компромиссная (политическая) — стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая сторона пытается обеспечить в нем по максимуму свой собственный). 3. Коммуникативная (управленческая) — выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы (консенсус), и стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зрения сообщества, различия (либо правовой запрет на тот или иной интерес и его уголовное преследование, корпоративный запрет, грозящий нарушителям административным наказанием, либо изменение законодательства, системы внутренних инструкций, дающее или запрещающее право на тот или иной интерес, различие). Кризис (псевдофаза, возникающая внутри одной из фаз конфликта) — такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе (например, длительная задержка на одной фазе, разрушительная зацикленность, фазовая стагнация или даже возврат в предыдущей фазе). Кризис — период задержки процесса конфликтного взаимодействия субъектов. Что, следует заметить, и приводит к возникновению напряженности. Снять ее помогает преодоление кризиса, т. е. продолжение развития конфликта. Таким образом, управление конфликтом — это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия. То есть управлять конфликтом — значит обеспечивать ему максимальную возможность для саморегулирования и содействие выходу из кризисов в следующую фазу. Управление конфликтными ситуациями позволяет продуктивно использовать знания и навыки сотрудников, т.е. интеллектуальный потенциал организации. У. Мастенбрук в работе “Управление конфликтными ситуациями и развитие организации” предлагает рассматривать организацию как сеть взаимосвязанных организационных отношений между людьми, которые складываются в следующих четырех сферах: ![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|