Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Десять правил успешного ответа на творческом тестировании





ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

К ТВОРЧЕСКОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ

 

1. Роль СМИ в современном обществе

2. Консолидирующая роль СМИ в обществе. Коммуникативная роль СМИ

3. Информационная функция СМИ

4. Информационно-развлекательная функция СМИ

5. СМИ и общественное мнение

6. Свобода слова и ответственность журналиста

7. Идеология в СМИ

8. Белорусские просветители. Франциск Скорина

9. Детские и подростковые издания Беларуси

10. День Конституции в Беларуси. Освещение в СМИ

11. Государственные праздники Беларуси. Освещение в СМИ

12. Политическая система Беларуси (органы государственной власти) и ее взаимодействие со СМИ

13. Молодежная политика и молодежные СМИ

14. Культурная политика Беларуси. Освещение вопросов культуры в СМИ

15. Спорт и туризм. Спортивные издания Беларуси. Лучшие материалы о спорте за последнюю неделю

16. Экономическое развитие Беларуси. Освещение экономических тем в СМИ. Лучшие материалы на тему экономики. Лучшие публицисты

17. Социальная политика Беларуси. Вопросы социально-экономической политики в СМИ

18. Белорусская система образования и ее взаимодействие со СМИ. Педагогические издания ("Настаўнiцкая газета", "Роднае слова" и др.)

19. Научно-исследовательская деятельность в Беларуси. Освещение науки в СМИ. Научные издания Беларуси. Лучшие материалы на тему науки. Лучшие публицисты

20. Охрана окружающей среды и СМИ. Экологические издания

21. Вопросы здравоохранения в СМИ. Медицинские издания

22. Здоровый образ жизни. Освещение и пропаганда в СМИ

23. Международная политика и ее освещение в СМИ

24. Беларусь на международной арене

25. Современное белорусское искусство. Освещение вопросов искусства в СМИ

26. Традиционные и новые медиа (печатные СМИ и интернет): кто победит?

27. Медиасфера белорусского интернета. Мое мнение об онлайновой журналистике

28. Информационное общество. Блогосфера (новые виды СМИ, народная журналистика)

29. Крупнейшие интернет-издания, информационные порталы Беларуси

30. Информационная безопасность Беларуси

31. Периодическая печать. Общественно-политические издания Беларуси

32. "СБ. Беларусь сегодня" - самая массовая газета страны

33. Первые газеты суверенной Беларуси ("Народная газета", "Рэспублiка")

34. СМИ конкретной направленности

35. Газета "Звязда"

36. Из истории журналистики: "Наша нiва", "Наша доля", "Мужыцкая праўда" и др.

37. Духовное наследие Беларуси. Освещение историко-культурного наследия в СМИ

38. Культурные и национальные ценности белорусов

39. Двуязычие в Беларуси. Двуязычные газеты в Беларуси. Проблемы современного русского и белорусского языка

40. Книга в Беларуси: история, традиции, перспективы

41. Телевидение Беларуси

42. Общественно-политические программы телевидения

43. Информационные и развлекательные программы телевидения

44. Идеальный телеведущий. Внешний вид белорусских журналистов на ТВ

45. Белорусское радио.

46. Популяризация СМИ в Беларуси. Выставки СМИ

47. Премии национальных СМИ: "Золотая Литера", "Телевершина".

48. Лучшие журналисты Беларуси советского времени

49. Лучшие журналисты страны (дикторы, корреспонденты, комментаторы)

50. Новые правила правописания. Закон "Аб Правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі"

51. Белорусский государственный университет: прошлое, настоящее, будущее

 

Примечание. Все вопросы являются примерными. Список составлен на основе опроса абитуриентов, поступавших в Институт журналистики в минувшие годы. Пожалуйста, готовьтесь к творческому экзамену самостоятельно. Представленная ниже информация носит исключительно справочный характер. Ваш ответ на экзамене не должен опираться исключительно на эти материалы.

Десять правил успешного ответа на творческом тестировании

 

1. Прочитайте ответы на все вопросы! Если что-то пропустите, именно этот вопрос попадется вам на экзамене. Не откладывайте интенсивную подготовку на последние дни. За день-два за экзамена закончите подготовку. Пострайтесь оказаться у аудитории, где будет проходить экзамен, как можно раньше. На экзамен заходят по очереди. Лучше явиться к аудитории в 7.00, чем отвечать последним. Экзамен заканчивается не позднее 13.00-14.00, в группе 20-25 человек. Не отвечайте первым и последним в группе. Не садитесь на задние парты. Не пользуйтесь шпаргалками.

 

2. Внимательно прочитайте вопрос в билете. Вдумайтесь в значение каждого слова. Поймите, что от вас хотят услышать. Продумайте, какой смысл заключен в вопросе, какая проблема в нем сформулирована. Подумайте, какие примеры вы сможете привести. При ответе вам не должно быть скучно.

 

3. Постройте четкую схему ответа. Никаких общих фраз и пустых разглагольствований. Все должно быть четко, последовательно, логично и по существу. Запишите эту схему в «Лист устного ответа».

 

4. Примерную схему ответа можно коротко рассказать вслух. Пример: «Для начала я дам определение молодежной политики. Далее расскажу об основных ее направлениях. Затем приведу конкретные примеры из молодежных СМИ. После чего расскажу о своих публикациях по названной теме. Итак…» Подобная схема сделает ответ последовательным и логичным.

 

5. При ответе на любой вопрос не углубляйтесь в теорию. Не будьте занудой. Меньше пустого философствования. Лучший вариант, если вы расскажете немного теории и приведете какой-то пример.

 

6. Примеры собственных публикаций, творческих поисков в журналистике – неплохой вариант. Рассказывайте о себе! Можно рассказать об интересной статье, которые вы прочитали в газете или журнале.. Привести в пример историю, которую рассказал вам редактор какой-то газеты и др. Но не «забалтывайте» экзаменатора!

 

7. Примерное время ответа на вопрос – до 5-7 минут. Если вы рассказываете четко, по делу (см. правила 2 и 3), вас, возможно, выслушают до конца. Хотя вряд ли. В любом случае все должно быть четко, по пунктам. Никаких общих фраз. Не останавливайтесь. Приводите еще примеры, факты, случаи и др. До тех пор, пока вам не скажут «достаточно». Не спорьте с экзаменатором.

 

8. После того, как ответ закончен, вам обязательно зададут дополнительные вопросы. Это самый важный этап экзамена. Если вы на них не ответите, дела обстоят не лучшим образом. Внимательно слушайте, что конкретно у вас хотят спросить. Если вы не поняли вопрос, попросите экзаменатора заново его сформулировать.

 

9. Слушайте ответы тех людей, которые отвечают перед вами. Вдумывайтесь в то, что у них спрашивают. Комиссии бывают разные. У каждого преподавателя свой стиль устного опроса. Вам могут не дать сказать ни слова и сразу начать задавать свои вопросы. Это нормально.

 

10. Экзамен закончен тогда, когда вам в экзаменационный лист поставили оценку. Правильнее сказать, когда вы закрыли за собой дверь. До этого момента не расслабляйтесь. Уничтожьте цель! Если это не получится, забейте. Смысл жизни совсем не в этом. Успехов!

 

Список сайтов, которые надо посетить при подготовке

К творческому тестированию

 

1. Официальный сайт Республики Беларусь http://www.belarus.by/ru/

Посетить обязательно!!! Полная информация о различных сферах жизни белорусского общества.

 

2. Министерство информации http://www.mininform.gov.by/

Структура СМИ Беларуси, победители творческих конкурсов "Золотая литера" и "Телевершина", популяризация белорусских СМИ и др.

 

3. Белорусский союз журналистов http://buj.by/

Новости белорусской журналистики, информация о мероприятиях, интересные факты, цитаты

 

4. Белорусское телеграфное агентство http://www.belta.by/ - новости Беларуси

 

5. "Советская Белоруссия" http://www.sb.by/, "Рэспубліка" http://www.respublica.by/, "Звязда" http://www.zviazda.by/, "Народная газета" http://www.ng.by/, "Знамя юности" http://zn.by/, ЛIМ http://lim.by/, «Культура» http://kimpress.by/, "Настаўнiцкая газета" http://nastgaz.by/

 

6. «Беларусь 1» http://www.tvr.by/, "Беларусь 2" http://belarus2.by/, Общенациональное телевидение http://www.ont.by/, Столичное телевидение http://www.ctv.by/

 

7. Министерство образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/

 

8. Институт журналистики БГУ http://www.journ.bsu.by/

 

9. Белорусский государственный университет http://www.bsu.by/, раздел "Абитуриенту" http://www.bsu.by/ru/main.aspx?guid=1081

В режиме онлайн можно будет узнать информацию о поданных документах в 2013 г. и количестве баллов, набранных другими абитуриентами (аттестат+ЦТ+ЦТ). Максимальный балл – 30.

 

10. Социальная сеть "ВКонтакте", группа Абитуриенты Института журналистики БГУ http://vk.com/journbsu

 

 

Информационная функция СМИ

 

В качестве важнейшей, или лучше сказать, первой среди равных следует назвать информационную функцию современных СМИ.

Функция (с лат. «functio» - обязанность, назначение) журналистики характеризует совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач. Суть цели актуальной журналистской информации заключается в ее распространении и донесении ее до массовой аудитории. Если она не выполнит одну из своих важнейших первичных функций, то об осуществлении вторичных не стоит даже и задумываться.

Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют право на получение интересующей их информации, сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности президента, правительства, парламента, и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

Информационная функция состоит в сборе и распространении информации с учетом разнообразия структуры и интересов массовой аудитории. Информация может быть самая разнообразная: событийная, аналитическая, документальная, историческая, культурная и т.д. СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей их социальной и природной среде, чтобы строить свою жизнь с учетом происходящего.

Поэтому информация должна быть:

· актуальной, чтобы соответствовать жизненным проблемам людей.

· своевременной, чтобы при необходимости быть учтенной, использованной в нужный момент.

· полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящих событий.

· объективной, чтобы полученная информация помогала адекватно реагировать на происходящее.

· разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной.

· информация должна быть структурированной для различных социальных групп с учетом их интересов и запросов.

При этом главным источником информации в Беларуси, как и в большинстве других стран мира, является телевидение. Приведем примеры из аудиовизуальных СМИ. Агентство теленовостей Белтелерадиокомпании первым из национальных информационных служб начинает свою работу в эфире в 7 утра и заканчивает далеко за полночь.

Приведем примеры информационных программ телевидения:

На канале "Беларусь 1" выходят такие информационные программы, как "Доброе утро, Беларусь!", "Новости", "В центре внимания", "Новости региона".

Программа телеканала "ОНТ" предлагает информационные программы "Наше утро", "Наши новости".

На телеканале "СТВ" выходят программы "24 часа", "Минщина", "Столичные подробности".

Программы «Панорама», «Новости», «Наши новости», «Новости 24 часв», выходящие на белорусских телеканалах – это своеобразные информационные бюллетени, рассчитанные на максимально массовую аудиторию.

Именно в них подавляющее большинство наших соотечественников черпают информацию о событиях текущего дня. Здесь не место для детального анализа и подробного комментирования тех или иных событий. Задача выпусков – максимально точно, подробно и достоверно сообщить обо всем, что произошло за день.

Журналисты стремятся сообщить только факты, по возможности не упустив ничего существенного. Анализ этих фактов, поиск причинно-следственных связей различных событий, определение перспектив и тенденций – задача других передач (например, «В центре внимания»).

Первый национальный канал Белорусского радио предлагает слушателям информационные программы "Радиофакт", "Сельское утро", "Новости", "Постфактум", "Партнёр" (информация для деловых людей), "СМС-эфир", "Добрый день!" и другие.

Информационная функция СМИ в полной мере реализуется и в газетах. Например, в «Советской Белоруссии» на первой странице выходит рубрика «Одним словом», в которой рассказывается о наиболее значимых новостях.

Среди новостных сайтов в Беларуси лидирует TUT.BY. Посещаемость титульной страницы достигает 530 тыс. уникальных посетителей в сутки, раздела "Новости" - 300 тыс.

К сожалению, в последнее время, в особенности в интернет-СМИ, внимание читателей, зрителей и слушателей фокусируется на информации о скандалах и чрезвычайных происшествиях, криминальных историях, жизни «звезд», различного рода загадочных явлениях, курьезах и т.д. Негативная информация во много раз превышает информацию о позитивных процессах.

В погоне за прибылью пресса начинает конструировать оторванные от жизни идеалы и ценности, снижается качество информационной функции, она уже не отражает всей полноты картины мира.

Поэтому очень важна ответственность журналиста за слово, написанное в печатном издании, в интернете, или сказанное в эфире. Часто о новостях мы узнаем из интернета, из блогов, но эта информация не всегда проверена.

 

СМИ и общественное мнение

 

Общественное мнение — усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему. Это мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.

Внешним выражением общественного сознания является общественное мнение – совокупность суждений и оценок, характеризующих отношение масс к наиболее значимым проблемам, событиям и фактам.

Общественное мнение — мнение общности, группы людей, основанное на принятии либо отрицании одинаково поданой и эмоционально окрашенной информации.

Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений.

В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса), Интернет.

На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей.

Общественные взгляды в большой степени подвержены влиянию извне. К главнейшим факторам, способным повлиять на народные настроения, относятся: 1. государство, 2. церковь 3. средства массовой информации.

Если два первых социальных института оказывали влияние на человечество с давних пор, то, что касается СМИ, в особенности электронных, то они вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Но даже за этот короткий срок они приобрели необычайное господство над человеческим сознанием. Не зря СМИ называют «четвертой властью».

При этом СМИ могут:

1) создавать мнение, когда его нет;

2) формировать;

3) манипулировать;

4) отражать мнения людей (например, рубрика «Наш сайт www.sb.by»).

Так каким же образом СМИ удается оказывать влияние на нас с вами и тем самым формировать общественное мнение?

Во-первых, следует отметить, что в XXI веке именно средства массовой информации дают возможность человеку узнать об обстановке в мире, получить самые свежие новости из любой части света. Естественно, что сам индивид не способен самостоятельно проверить данные факты на достоверность. Поэтому каждый из нас полагается на правдивость информации, любезно предоставленной журналистами. Выходит, что люди доверяют суждениям и оценкам происходящего средствами массовой информации. Тем самым, недобросовестные журналисты и некоторые заинтересованные личности имеют превосходную возможность манипулирования общественным сознанием и, в результате, движением народных масс.

Во-вторых, продолжая тему манипуляции сознанием граждан, нельзя упустить из виду и то, что СМИ нередко являются посредником, который формирует у граждан определенное политическое сознание. При помощи грамотного PR политические партии и их лидеры способны в значительной мере повлиять на ход и результат народного голосования.

Кроме того, СМИ имеют грандиозные возможности для сплочения людей ради определенного действия. Это своего рода та же пропаганда, только направленная чаще всего на интересы самого социума, а не властей. К примеру, нередко при помощи телевидения, радио и Интернета, мы узнаем об акциях в поддержку больных детей. Это является одной из положительных функций (а их достаточно много) средств массовой информации.

В-третьих, многое зависит от того, каким образом преподносится событие, с какой точки зрения журналист освещает тот или иной факт. От трактовки новости корреспондентом зависит отношение общества к данному явлению.

В-четвертых, СМИ навязывают определенные стереотипы, существенно влияющие на восприятие действительности как среднестатистических граждан, так и элиты общества. Они становятся некими ориентирами, указывающими «как делать надо» и «как не надо». К примеру, одним из таких «указателей» является мода.

Нельзя не отметить то обстоятельство, что СМИ оказывают колоссальное воздействие на психологическое состояние и развитие индивида, в особенности ребенка или подростка. "Средний потребитель информации, согласно статистике, проводит перед телевизором и слушает радио примерно 4 часа ежедневно. Этого времени вполне достаточно, чтобы квалифицированные специалисты сформировали в сознании части зрителей и слушателей представления, нужные заказчикам, даже если эти представления противоречат реальности".

Самым действенным средством влияния на сознание социума, безусловно, остается телевидение. Оно – наиболее мощный канал воздействия на человеческий разум и психику. Присутствие не только голоса, но и яркой «живой» картинки на экране – это, безусловно, то, почему телевидение сейчас наиболее популярно среди прочих электронных СМИ. Соответственно, оно имеет больше рычагов влияния на общественное сознание.

Любая государственная инициатива должна иметь так называемую информационную поддержку. И СМИ для этого как нельзя кстати подходят. Ну, скажем, новые правила дорожного движения вводят. Это касается всех и вся, но самый простой способ и самый грамотный через газеты, радио, телевидение запустить информацию и узнать мнение народа. И не надо никаких референдумов, экономия колоссальная и эффект самый действенный.

Итак, из данных рассуждений можно сделать вывод о том, что в современном мире СМИ являются важнейшим инструментом формирования мнения в социуме и имеют огромное количество орудий влияния на общественное сознание. Поэтому, уважаемые читатели, получая информацию с "голубых экранов", оставайтесь бдительными и рассудительными.

Далее привести примеры, как СМИ формируют общественное мнение по тем или иным вопросам: экономический кризис, строительство АЭС, ношение фликеров в темное время суток и др.

Поскольку СМИ вличют на общественное вмение, многократно возрастают требования к правдивости и достоверноести предоставляемой ими информации.

В январе 2012 г. один из белорусских блогеров поставил под сомнение официальную версию теракта в минском метро. По его словам, на видео, снятом сразу после взрыва, попали четверо людей в штатском с подрывной техникой, которые не являются саперами. По словам блогера, они выносят военную подрывную машинку, катушку саперного кабеля и большую тяжелую сумку.

Исследовав фото с места взрыва, блогер также предположил, что взрывчатка была заложена в одной из тумб скамейки, что подтверждает дыра в полу метро.

Информацию тут же перепечатали большинство интернет-ресурсов с комментариями типа «какой ужас». Но если вникнуть в суть нового разоблачения, то отчетливо становится видно, что блогер пытался убедить читатлей в том, чего в помине нет.

В МВД Беларуси альтернативную версию теракта в метро, выдвинутую блогером, сразу же опровергли. Люди в штатском", попавшие в объективы фото- и видеокамер, являлись сотрудниками взрывотехнического центра внутренних войск.

В качестве положительного примера можно привести проект "Спор-площадка". Дементьевский Андрей Борисович и Рудь Роман Анатольевич, редакторы отделов редакции газеты "Советская Белоруссия", дискутируют на страницах газеты на актуальные темы, выражая разные точки на общественно-значимые события.

 

Идеология в СМИ

 

Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.

Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития. (С.В. Решетников)

На идеологическом семинаре, прошедшем под руководством Президента А.Г.Лукашенко 27–28 марта 2003 года, обоснована необходимость формирования идеологии белорусского государства и определены основные направления проведения идеологической работы в республике. «Общество, – отмечал Президент А.Г.Лукашенко, – не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более, противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам».

В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. Этим стержнем является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.

Идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития, это идеальная модель общественного устройства. Жизнь показала, что без идеологии государство беззащитно. Ему могут быть навязаны любые, даже губительные реформы. Идеология белорусского государства ориентирована на реализацию стратегии развития Республики Беларусь в современных условиях. Благодаря идеологии государство способно занять достойное место на международной арене, адекватно реагировать на глобальные вызовы современности.

Основными принципами идеологии белорусского государства являются:

-- социальная справедливость;

-- историческая преемственность;

-- человеческая солидарность;

-- межнациональное согласие;

-- курс на союз с Россией

Памятник Кириллу Туровскому

Кирилл Туровский (нач. XII в. – после 1184 г.) – проповедник и писатель XII века. Великий гуманист древности был автором торжественных «Слов», поучений, проповедей, молитв и канонов. Его произведения проникнуты восхищением великолепием природы, отличаются богатой поэтической образностью, возвышенностью. Он – символ таланта нашего народа, яркое свидетельство глубины корней нашей культуры.

Именно в чтении книг Кирилла Златоуст видел путь к моральному самоусовершенствованию и духовному развитию человека. Разум был для него высшей ценностью земной жизни. Его произведения "Слова" и "Притчи" - это подлинный гимн "книжному ученью", где гармонически соединены народнопоэтическое слово, художественная самобытность и смелость писателя и мыслителя.

Кирилл был первым восточнославянским монахом, совершившим духовный подвиг столпничества. Отрекшись от суетности мира, христанские подвижники-столпники обуздывали плоть и совершенствовали дух. Затворившись в высокой деревянной башне, стоявшей на берегу Припяти вблизи монастыря, молодой монах молился и создавал свои вдохновенные повести, "слова", притчи, послания и поучения. Уже в это время к Кириллу пришлп литературная слава. Его произведения переписывали, читали, заучивали наизусть во многих восточнославянских княжествах. Некоторое время по просьбе князя и горожан "от митрополита поставлен бысть епископом граду Турову". В конце жизни Кирилл Туровский вернулся в монастырь и жил "у святого Николы в Турове". Там незадолго до смерти он создал стихи-молитвы - ценнейшую часть своего наследия.

До наших дней сохранились восемь его "слов"-проповедей, несколько поучительных повестей ("Повесть о белоризце и монахе", "Казание о черноризском чине") и притчей ("Притча о душе и теле"), два какона, около трех десятков стихотворений.

Свои написанные на изысканном церковнославянском языке "слова" Туровский сочинял по случаю различных христианских праздников - "Слово на Вербное воскресение", "Слово на Пасху", "Слово на Вознесение". Стихи-молитвы создавались на каждый день недели и читались после богослужений утром, днем и вечером.

Спустя несколько десятилетий после его смерти было сложено похвальное слово в честь бывшего епископа, в котором его называют вторым Златоустом, что "паче всех воссиял на Руси".

Древнейшая дошедшая до нас рукопись с молитвами Туровского датируется XIII веком. Множество раз они переписывались и расходились в списках.

В 1596 году в типографии Виленского братства Сошествия Святого Духа вышло первое печатное издание молитв гениального туровлянина. Впоследствии произведения Туровского неоднократно переиздавались в Беларуси, Украине и Московии.

Произведения Кирилла и сегодня восхищают образностью и проникновенностью, простотой и искренней заботой о духовном совершенстве соотечественников.

Памятник К. Туровскому установлен в университетском дворике 31 октября 2001 г. к 80-летию Белорусского государственного университета. Автор этой скульптурной композиции - Игорь Голубев.

Памятник Франциску Скорине

Франциск Скорина (ок.1490 – 1550 г.) – белорусский и восточнославянский первопечатник, просветитель-гуманист, писатель и переводчик, который в 1517 г. выпустил библию в переводе на старобелорусском языке. Был первым доктором медицинских наук в Беларуси, имел степень доктора свободных наук. Он был крупнейший общественный и культурный деятель своего времени, разносторонне образованным человеком. Его книги доносят до нас великие идеи гуманизма, высокой нравственности, равенства всех людей перед Богом, свободы каждой личности.

В 1990 году по решению ЮНЕСКО в мире торжественно отмечали 500-летие Франциска Скорины. В честь юбилея издательство «Белорусская Энциклопедия» им. Петруся Бровки в 1991 году выпустило трехтомное факсимильное издание 23 книг «Библии русской», напечатанной Франциском Скориной в 1517-1519 годах в Праге на языке светской письменности, понятной людям того времени и доступном современным читателям.

Начиная с ХI в. уровень грамотности городского населения, жившего на территории Беларуси, был достаточно высоким. Об этом свидетельствуют археологические находки, а также сохранившиеся предметы материальной культуры, памятники письменности. Это дало импульс быстрому развитию европейского Возрождения на территории Великого Княжества Литовского.

Эпоха Возрождения в Беларуси (ХV - XVI вв.) по праву считается "золотым веком" в развитии белорусской культуры. Тогда при монастырях и церквях, а также при дворах крупных феодалов существовали школы, где изучались грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В школах повышенного типа учащиеся знакомились с философией, теологией и языками. Из этих школ выходили прогрессивные деятели просвещения. Многие молодые люди из знатных семей по окончании таких школ продолжали учёбу в Краковском, Пражском, Болонском и Падуанском университетах. Возвращаясь на родину, они стремились применить приобретённые знания в деле просвещения народа. Характерно, что все они были выходцами из "средних слоёв". Их деятельность была направлена на культурное развитие простого народа. Они были неутомимыми борцами за истину, справедливость, просвещение.

Как известно, настоящее просвещение начинается с печатания книг. В 1470 г. Иоганн Гуттенберг в Германии изобрёл первый печатный станок. Лучшие традиции книгопечатания перенял у него Франциск Скорина. Он первый начал издавать книги на территории восточнославянских земель.

Ф. Скорина родился в Полоцке около 1490 г. Там же, в Полоцке, он получил и начальное образование, учил латинский язык. В то время латинский язык считался международным языком науки, на нём читали лекции в университетах всех государств. Знание латинского языка открыло путь к образованию. Сначала Скорина окончил Краковский университет с учёной степенью бакалавра философии, а затем учился в Падуанском университете, по окончании которого получил диплом доктора медицины.

В Праге Скорина издал первую "Библию" на белорусском языке, а, приехав в Вильно, открыл и оборудовал свою собственную книгоиздательскую мастерскую, первую на территории Восточной Европы.

Ф. Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Этим определяется удобный читателю небольшой формат книг, упрощённый алфавит и шрифт, а также разделение текстов на главы и стихи. Кроме религиозных текстов в ряде книг содержатся научные и практические сведения. Например, в "Малой подорожной книжице" Скорина поместил сводку лунных и солнечных затмений с указанием года, месяца, дня и часа.

Таким образом, книги Франциска Скорины прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы.

Николай Гусовский (ок. 1470 – 1533 гг.) - выдающийся белорусский писатель эпохи Возрождения. Наибольшую известность принесла его «Песня про зубра», напечатанная в 1523 г. в Кракове. Этот литературный шедевр, написанный на латинском языке, восхваляет зубра, символизирующего собой все Великое княжество Литовское, его жителей и землю. А великий Витовт воплощает в себе военную мощь и величие белорусского государства.

Рядом с памятником Ф. Скорине во дворе БГУ установлен памятник его современнику - известному белорусскому поэту Николаю Гусовскому. Этот памятник является ещё более уникальным: так, если памятник Ф. Скорине - первый в Минске, то памятник Н. Гусовскому - первый в Беларуси. Автор этой скульптуры - Владимир Пантелеев.

Эта скульптурная композиция, как и посвящённая Ф. Скорине, появилась во внутреннем дворике БГУ в числе первых - в 1998 г. Обе эти скульптуры - подарок БГУ от Минского общественно-просветительского клуба "Спадчына", который возглавляет Анатолий Белый. Он же и руководил проектом по возведению этих памятников. (Кстати, Анатолий Белый является выпускником Белгосуниверситета).

Николай Гусовский родился около 1470 г., как считают историки литературы, в семье великокняжеского лесника или охотника. Первоначальное образование он получил в Беларуси, в кафедральной или церковно-приходской школе, а затем совершенствовал знания в Вильно, Польше и Италии. Записи в документах Краковского и Болонского университетов позволяют высказать предположение, что Гусовский учился в этих знаменитых европейских учебных заведениях.

Судьба свела поэта с епископом Эразмом Вителлиусом, ставшим его покровителем и другом. Близость к великому князю Александру и блестящие способности позволили Вителлиусу занять должность секретаря великокняжнской канцелярии. Эразм был известным при европейских дворах дипломатом, не раз возглавлял ответственные посольские миссии.

В 1518 г. в составе польско-литовской дипломатической миссии Н. Гусовский оказался в Риме. Меценат взял с собой поэта, для которого путешествие стало счастливым.

Там он, выполняя заказ папы Льва Х, в 1522 г. написал своё лучшее произведение - "Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него". Властелин белорусских пущей, благодаря лире поэта, стал образом и символом родной земли. Микола из Гусова создал величественный гимн своему краю, его природе, мужественной и прекрасной душе народа, показал ВКЛ европейским бастионом борьбы с турецко-татарской угрозой.

В 1522 году, когда создавалась "Песня о зубре", в Италию пришла чума. Её страшный урожай был так велик, что в Риме не хватало гробов и покойников сбрасывали прямо в Тибр. Мор унес жизнь Эразма Вителлиуса, не пожалел и папу Льва Х. Гусовский видел, как в столице христианства возрождаются языческие обычаи и приносятся жертвы прежним богам. В это время он пишет свое знаменитое стихотворение-молитву "К святому Себастьяну", где призывает небо остановить эпидемию чумы и спасти доведенных до отчаянья людей.

Оставшись без могущественных покровителей, поэт едет в Краков, рассчитывая на помощь великой княгини литовской и королевы польской просвещенной итальянки Боны Сфорца. Благодаря ее поддержке в октябре 1523 года он издал свою единственную прижизненную книгу, куда вошли "Песнь о зубре" и написанные в Риме стихи. Гусовский обращался к правителям с просьбой взять под свою защиту всех талантливых людей с тем, чтобы они могли работать на благо государства, не беспокоясь о куске хлеба. Микола Гусовский в своем посвящении читает королеве целую лекцию о необходимости поддержки искусства, о том, что ученых, художников и поэтов мало уважают, а между тем сила государства - в искусстве и науке, а не в "силе тела". Этот призыв остался без ответа. Свои последние годы он прожил в бедности, страдая от болезней и одиночества.

Европейская слава и признание пришли к Николаю Гусовскому только спустя четыре столетия. "Песнь о зубре" была переведена на многие языки. В 1980 году, когда отмечалось 500-летие поэта, ЮНЕСКО включило его имя в календарь международных дат выдающихся деятелей славянской культуры, поставив его имя рядом с именем Ф. Скорины.

В своём творчестве Н. Гусовский призывал к единению различных по вере славянских народов, восславлял свободную личность, пропагандировал систему европейского образования. А покровительство искусству и науке Н. Гусовский считал наивысшей добродетелью всякого правителя.

Сымон Будный (1530-1593 гг.) выдающийся белорусский писатель, педагог, философ, богослов и проповедник. Его имя в XVI в. было широко известно в Англии, Германии, Италии и других странах Западной Европы. На протяжении почти 30-летней творческой деятельности из-под его пера вышли книги: «Катехизис», «Оправдание грешного человека перед богом», «О главных артикулах христианской веры», сборник «О светской власти», переводы библии (1570, 1572, 1574 гг.) и др.

Василий Тяпинский (ок. 1530 – 1600 гг.) – знаменитый деятель белорусской Реформации. Выступал против доктрины анархистов, предлагал постепенный, мягкий путь преобразования общества. Главная его заслуга перед историей и белорусским народом в том, что он в полный голос заявил про необходимость развития науки, литературы, культуры на родном языке, призывал изучать на ней закон Божий. На свои собственные средства он начал перевод Апостольского Письма, организо







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.