|
Памятник Евфросиньи ПолоцкойПреподобная Евфросинья (Ефросиния) Полоцкая (ок. 1110 – ок.1169 гг.) – белорусская святая. Ее издавна почитают как небесную заступницу Белорусской земли. Память и любовь народа она заслужила своей жертвенной жизнью, посвященной просвещению наших предков. По ее заказу полоцкий зодчий Иоанн построил всемирно известную церковь Спаса, а ювелир Лазарь Богша создал крест – бесценную святыню белорусов. Мощи святой Евфрасиньи хранятся в полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре. День ее памяти празднуется 23 мая (5 июня по новому). Этот памятник был установлен здесь в 1999 г. Автором идеи и спонсором этого проекта является Юрий Ивановский, историк по образованию и бизнесмен по роду занятий. Идею эту воплотил в жизнь скульптор Игорь Голубев. Евфросиния Полоцкая - представительница христианского культурно-просветительского движения в Полоцком княжестве ХII в. Она родилась около 1110 г. Молодая княжна Предслава, внучка Всеслава Чародея, славилась своей красотой, мудростью, незаурядным умом и интеллектуальной одарённостью. Она рано постриглась в монахини против воли своих родителей. Приняв имя Евфросинии, поселилась в келье Софийского собора в Полоцке. Как патриотка белорусской земли, она развернула большую просветительскую работу, так как отлично понимала, что славу и могущество Беларуси нужно добывать не только вооружённой силой, но также и просвещением. Евфросиния основала женский монастырь, который в скором времени превратился в крупный просветительский центр. В Божьей обители Евфросиния смогла всецело предаться книгам, что сделало её одной из просвещеннейших женщин тогдашней Европы. Кроме Библии она читала произведения римских и византийских богословов. В полоцких книжных собраниях были сочинения выдающегося христианского проповедника Иоанна Златоуста, а также славянских просветителей Кирмлла и Мефодия. Княжна изучала "Повесть временных лет" Нестора и византийские хроники, знакомившие с событиями всемирной истории. Прожив несколько лет в монастырской слободке, княжна поселилась в Софийском соборе, где, как сообщает "Житие Евфросинии Полоцкой", "нача книги писати своими руками". Она не только занималась переписыванием церковных книг, хроник, популярных тогда сборников афоризмов, но и писала собственные произведения - молитвы, поучения, а также переводила с греческого и латинского языков. Евфросинию Полоцкую по праву считают основательницей первой школы на территории Беларуси, где послушницы монастыря учились читать, писать, а также переписывать книги. Монашки занимались ткачеством, ведением летописей, рисованием икон. Всем этим управляла Евфросиния. Кроме женского, она основала и мужской монастырь. По её заказу мастер Лазарь Богша в 1161 году создал крест, ставший реликвией и святыней белорусской земли. Подлинный Крест Евфросинии Полоцкой бесследно пропал в годы гитлеровской оккупации. До настоящего времени он находится в международном розыске. Точная копия Креста с благословения церковных властей сделана известным мастером-ювелиром из Бреста Николаем Кузьмичем и хранится в Полоцке. Неутомимо собирая вокруг себя таланты, Евфросиния стала первой белорусской меценаткой. По ее заказу зодчий Иоанн в 50-е годы XII века в совершенно новых формах возвел за тридцать недель храм Спаса - вершину полоцкой архитектурной школы. Под конец своей жизни Евфросиния Полоцкая отправилась в паломничество к гробу Господню в Иерусалим. Там, на святой земле она умерла в 1173 г. Через некоторое время её тело было перевезено в Киево-Печёрскую лавру, где находилось до начала ХХ в. Только в 1910 г. её мощи были привезены в Полоцк, в Спасо-Преображенскую церковь Спасо-Ефросиниевского монастыря. Евфросиния Полоцкая была канонизирована и признаётся святой как в православной, так и в католической церкви. Значимость её деятельности - в утверждении необходимости знаний, любви к книге, в идее духовного совершенствования человека, самоотверженном служении высочайшим моральным идеалам. Памятник Франциску Скорине Франциск Скорина (ок.1490 – 1550 г.) – белорусский и восточнославянский первопечатник, просветитель-гуманист, писатель и переводчик, который в 1517 г. выпустил библию в переводе на старобелорусском языке. Был первым доктором медицинских наук в Беларуси, имел степень доктора свободных наук. Он был крупнейший общественный и культурный деятель своего времени, разносторонне образованным человеком. Его книги доносят до нас великие идеи гуманизма, высокой нравственности, равенства всех людей перед Богом, свободы каждой личности. В 1990 году по решению ЮНЕСКО в мире торжественно отмечали 500-летие Франциска Скорины. В честь юбилея издательство «Белорусская Энциклопедия» им. Петруся Бровки в 1991 году выпустило трехтомное факсимильное издание 23 книг «Библии русской», напечатанной Франциском Скориной в 1517-1519 годах в Праге на языке светской письменности, понятной людям того времени и доступном современным читателям. Начиная с ХI в. уровень грамотности городского населения, жившего на территории Беларуси, был достаточно высоким. Об этом свидетельствуют археологические находки, а также сохранившиеся предметы материальной культуры, памятники письменности. Это дало импульс быстрому развитию европейского Возрождения на территории Великого Княжества Литовского. Эпоха Возрождения в Беларуси (ХV - XVI вв.) по праву считается "золотым веком" в развитии белорусской культуры. Тогда при монастырях и церквях, а также при дворах крупных феодалов существовали школы, где изучались грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В школах повышенного типа учащиеся знакомились с философией, теологией и языками. Из этих школ выходили прогрессивные деятели просвещения. Многие молодые люди из знатных семей по окончании таких школ продолжали учёбу в Краковском, Пражском, Болонском и Падуанском университетах. Возвращаясь на родину, они стремились применить приобретённые знания в деле просвещения народа. Характерно, что все они были выходцами из "средних слоёв". Их деятельность была направлена на культурное развитие простого народа. Они были неутомимыми борцами за истину, справедливость, просвещение. Как известно, настоящее просвещение начинается с печатания книг. В 1470 г. Иоганн Гуттенберг в Германии изобрёл первый печатный станок. Лучшие традиции книгопечатания перенял у него Франциск Скорина. Он первый начал издавать книги на территории восточнославянских земель. Ф. Скорина родился в Полоцке около 1490 г. Там же, в Полоцке, он получил и начальное образование, учил латинский язык. В то время латинский язык считался международным языком науки, на нём читали лекции в университетах всех государств. Знание латинского языка открыло путь к образованию. Сначала Скорина окончил Краковский университет с учёной степенью бакалавра философии, а затем учился в Падуанском университете, по окончании которого получил диплом доктора медицины. В Праге Скорина издал первую "Библию" на белорусском языке, а, приехав в Вильно, открыл и оборудовал свою собственную книгоиздательскую мастерскую, первую на территории Восточной Европы. Ф. Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Этим определяется удобный читателю небольшой формат книг, упрощённый алфавит и шрифт, а также разделение текстов на главы и стихи. Кроме религиозных текстов в ряде книг содержатся научные и практические сведения. Например, в "Малой подорожной книжице" Скорина поместил сводку лунных и солнечных затмений с указанием года, месяца, дня и часа. Таким образом, книги Франциска Скорины прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы. Николай Гусовский (ок. 1470 – 1533 гг.) - выдающийся белорусский писатель эпохи Возрождения. Наибольшую известность принесла его «Песня про зубра», напечатанная в 1523 г. в Кракове. Этот литературный шедевр, написанный на латинском языке, восхваляет зубра, символизирующего собой все Великое княжество Литовское, его жителей и землю. А великий Витовт воплощает в себе военную мощь и величие белорусского государства. Рядом с памятником Ф. Скорине во дворе БГУ установлен памятник его современнику - известному белорусскому поэту Николаю Гусовскому. Этот памятник является ещё более уникальным: так, если памятник Ф. Скорине - первый в Минске, то памятник Н. Гусовскому - первый в Беларуси. Автор этой скульптуры - Владимир Пантелеев. Эта скульптурная композиция, как и посвящённая Ф. Скорине, появилась во внутреннем дворике БГУ в числе первых - в 1998 г. Обе эти скульптуры - подарок БГУ от Минского общественно-просветительского клуба "Спадчына", который возглавляет Анатолий Белый. Он же и руководил проектом по возведению этих памятников. (Кстати, Анатолий Белый является выпускником Белгосуниверситета). Николай Гусовский родился около 1470 г., как считают историки литературы, в семье великокняжеского лесника или охотника. Первоначальное образование он получил в Беларуси, в кафедральной или церковно-приходской школе, а затем совершенствовал знания в Вильно, Польше и Италии. Записи в документах Краковского и Болонского университетов позволяют высказать предположение, что Гусовский учился в этих знаменитых европейских учебных заведениях. Судьба свела поэта с епископом Эразмом Вителлиусом, ставшим его покровителем и другом. Близость к великому князю Александру и блестящие способности позволили Вителлиусу занять должность секретаря великокняжнской канцелярии. Эразм был известным при европейских дворах дипломатом, не раз возглавлял ответственные посольские миссии. В 1518 г. в составе польско-литовской дипломатической миссии Н. Гусовский оказался в Риме. Меценат взял с собой поэта, для которого путешествие стало счастливым. Там он, выполняя заказ папы Льва Х, в 1522 г. написал своё лучшее произведение - "Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него". Властелин белорусских пущей, благодаря лире поэта, стал образом и символом родной земли. Микола из Гусова создал величественный гимн своему краю, его природе, мужественной и прекрасной душе народа, показал ВКЛ европейским бастионом борьбы с турецко-татарской угрозой. В 1522 году, когда создавалась "Песня о зубре", в Италию пришла чума. Её страшный урожай был так велик, что в Риме не хватало гробов и покойников сбрасывали прямо в Тибр. Мор унес жизнь Эразма Вителлиуса, не пожалел и папу Льва Х. Гусовский видел, как в столице христианства возрождаются языческие обычаи и приносятся жертвы прежним богам. В это время он пишет свое знаменитое стихотворение-молитву "К святому Себастьяну", где призывает небо остановить эпидемию чумы и спасти доведенных до отчаянья людей. Оставшись без могущественных покровителей, поэт едет в Краков, рассчитывая на помощь великой княгини литовской и королевы польской просвещенной итальянки Боны Сфорца. Благодаря ее поддержке в октябре 1523 года он издал свою единственную прижизненную книгу, куда вошли "Песнь о зубре" и написанные в Риме стихи. Гусовский обращался к правителям с просьбой взять под свою защиту всех талантливых людей с тем, чтобы они могли работать на благо государства, не беспокоясь о куске хлеба. Микола Гусовский в своем посвящении читает королеве целую лекцию о необходимости поддержки искусства, о том, что ученых, художников и поэтов мало уважают, а между тем сила государства - в искусстве и науке, а не в "силе тела". Этот призыв остался без ответа. Свои последние годы он прожил в бедности, страдая от болезней и одиночества. Европейская слава и признание пришли к Николаю Гусовскому только спустя четыре столетия. "Песнь о зубре" была переведена на многие языки. В 1980 году, когда отмечалось 500-летие поэта, ЮНЕСКО включило его имя в календарь международных дат выдающихся деятелей славянской культуры, поставив его имя рядом с именем Ф. Скорины. В своём творчестве Н. Гусовский призывал к единению различных по вере славянских народов, восславлял свободную личность, пропагандировал систему европейского образования. А покровительство искусству и науке Н. Гусовский считал наивысшей добродетелью всякого правителя. Сымон Будный (1530-1593 гг.) выдающийся белорусский писатель, педагог, философ, богослов и проповедник. Его имя в XVI в. было широко известно в Англии, Германии, Италии и других странах Западной Европы. На протяжении почти 30-летней творческой деятельности из-под его пера вышли книги: «Катехизис», «Оправдание грешного человека перед богом», «О главных артикулах христианской веры», сборник «О светской власти», переводы библии (1570, 1572, 1574 гг.) и др. Василий Тяпинский (ок. 1530 – 1600 гг.) – знаменитый деятель белорусской Реформации. Выступал против доктрины анархистов, предлагал постепенный, мягкий путь преобразования общества. Главная его заслуга перед историей и белорусским народом в том, что он в полный голос заявил про необходимость развития науки, литературы, культуры на родном языке, призывал изучать на ней закон Божий. На свои собственные средства он начал перевод Апостольского Письма, организовывал типографию и издавал в ней книги Нового Завета. Скульптурная композиция, где изображены Сымон Будный и Василий Тяпинский, была установлена в 2000 году (в год 79-летия БГУ). Автор скульптуры - Игорь Голубев. На массивной скамье застыли в беседе два великих белоруса. О чём спорят создатели белорусского "Катехизиса" и "Евангелия", философы, публицисты, патриоты? Об этом можно поразмышлять каждому, присев на одну лавку с В. Тяпинским и С. Будным и прикоснуться к белорусской истории. День белорусской письменности отмечается в нашей стране с 1994 года. Этот праздник призван повышать престиж письменности как основы многовековой культуры, усиливать ее роль и значение в духовной жизни общества, а также отдать дань глубокого уважения великим белорусским просветителям. Традиционно День белорусской письменности проводится в городах, являющихся историческими центрами культуры, науки, литературы и книгопечатания. Впервые он прошел в Полоцке. Столицами его были также Туров, Новогрудок, Несвиж, Орша, Пинск, Заславль, Мстиславль, Мир, Каменец, Поставы, Шклов и другие города. В этот день белорусский народ отдает дань уважения своим славным предкам и историко-культурному наследию, которое досталось от Евфросинии Полоцкой, Симеона Полоцкого, Франциска Скорины, Кириллы Туровского, Янки Купалы и Якуба Коласа. Праздник символизирует гордость и славу белорусского народа, ибо означает его возвращение к своим духовным истокам.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|