|
Фактического материала по теме работыСтр 1 из 6Следующая ⇒ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией Арзамасского филиала ННГУ для студентов филиала, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 (034300) «Физическая культура» профиль «Менеджмент в сфере физической культуры» Арзамас
Введение
Письменная реферативная работа - самостоятельная разработка конкретной темы с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентами теоретические знания и практические навыки, умения работать с литературой, анализировать источники, применять методы педагогического исследования для изучения интересующих явлений, делать выводы. Реферат – это изложение проблемы, вопросов на основе изучения нескольких источников или одной научной книги, статьи. С этого вида работы обычно начинается знакомство студента с курсовой работой. В реферате в сокращенном виде излагается содержание научной работы, какой-либо книги (краткий обзор содержания нескольких книг). При написании рефератов студентами в вузе обычно требуется кратко раскрыть какую-либо тему. При подготовке реферата студент систематизирует известный материал, который не вызывает у него сомнений. Выделяют два вида рефератов – литературный (обзорный) и методический. Первый предполагает анализ литературных данных по определенной теме, попытку систематизировать материал и выразить своё отношение к нему. Второй направлен на характеристику цели и задач исследования, методов для их решения, попытку сделать заключение (выводы) по результатам анализа. Материал рефератов может быть использован в курсовой, дипломной работе. Курсовая работа отличается от реферата тем, что: 1) изучаемые источники анализируются, и исследователь высказывает свое мнение в отношении позиций разных авторов; 2) изучение литературы последовательно решает задачи, поставленные в исследовании; 3) в результате выполнения работы исследователь получает новое знание о предмете исследования. Курсовые работы, в зависимости от основной идеи, могут быть нескольких видов: Актуализация - восстановление значимости исторического материала. Например, описание и анализ системы физических упражнений Мюллера. Акцентуация - глубокое рассмотрение одного вопроса. Например, использование понятия «инновационная технология» в теории и методике физической культуры. Феноменологический анализ - анализ какого-либо явления, процесса, системы как феномена, описание его состава и наиболее общих характеристик. С его помощью собираются знания, которые получены в науке при исследовании таких явлений. Например, оздоровительный эффект при использовании дельфинов на занятиях плаванием с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии. Мониторинг (отслеживание) – сбор данных о предмете исследования за определенный промежуток времени их анализ и констатация состояния предмета исследования на момент его изучения. Например, изменение состояния опорно-двигательного аппарата у школьников региона за последние пять лет. Педагогическая герменевтика – изучение и анализ опыта работы педагога или педагогического коллектива. Например, изучение идей и опыта семейного воспитания Б.П. Никитина. Курсовая работа имеет целью научить студентов творчески применять полученные теоретические знания, выработать у них навыки самостоятельного проведения научных исследований. Кроме того, подготовка и оформление исследования способствует развитию умений и навыков работы с научной литературой, навыков текстообразования, овладению научным стилем речи (при написании работы) и научно-популярным стилем речи, в сочетании с публицистическим, при защите работы. Работа над избранной темой требует от студента (кроме теоретических знаний) знаний основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения. Процесс выполнения курсовой работы включает в себя ряд этапов: 1. Выбор темы и изучение литературы. 2. Разработка рабочего плана. 3. Сбор, анализ и обобщение материалов по избранной теме; формулирование выводов. 4. Оформление работы. 5. Представление работы (защита работы).
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ Подготовка к работе Всякое исследование обязательно начинается с постановки проблемы. Определить научную проблему, нуждающуюся в исследовании, не так просто. Для этого надо хорошо знать современное состояние науки и потребности практики, чтобы обнаружить, чего в науке не достает. Ведущая роль в определении проблемы принадлежит консультанту или научному руководителю. Однако следует помнить, что сам запрос практики еще не является научной проблемой. Он служит стимулом для поисков научных средств решения практической задачи и предполагает обращение к науке. В рамках проблемы может быть сформулировано несколько тем (направлений) исследований. Успешность деятельности во многом зависит от тщательной проработки на этапе подготовки к написанию работы, которая включает в себя выбор темы, составление плана, выбор методов, самостоятельный подбор литературы, сбор, анализ и обобщение фактического материала по теме работы. Рассмотрим каждый из этих разделов подготовки. Какое исследование проводить? На вопрос студента: «Какой вид исследования лучше выбрать?» нельзя дать однозначный ответ. Учебно-исследовательские работы студентов могут быть: • теоретическими, выполненными на основе анализа и обобщения литературных данных по избранной теме; • эмпирическими, выполненными на основе изучения и обобщения передового опыта педагогов и педагогических коллективов; • конструкторскими, связанными с построением моделей образовательного или тренировочного процесса, разработкой новых программ, созданием и обоснованием наглядных пособий, тренажеров и т.п. • экспериментальными, построенными на проведении педагогического эксперимента. Предпочтение одного или другого вида исследования зависит и от многих обстоятельств, и, прежде всего, от этапа исследовательской работы. Характер работы определяет выбор ведущих методов исследования. Иногда тема курсовой работы предполагает снятие показателей и их анализ, в то же время может иметь реферативный характер и строится только на изучении литературы (значительного объема источников). Выбор темы
Именно с этого начинается творческая работа студента, которая требует вдумчивого подхода, осознания актуальности избранной темы, ее теоретического и практического значения. Тема очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе и реализовано в опыте педагогов. Она должна заинтересовать студента, вызвать желание работать над ней, проявить себя в творческом труде, получить объективно интересные результаты. При выборе темы необходимо учитывать следующее: 1. Насколько возможно решить поставленную в исследовании цель средствами, доступными студенту. 2. Удастся ли набрать достаточное количество материала. 3. Насколько достижение поставленной цели возможно за время, отведенное на подготовку работы. Часто целесообразным бывает определение темы, которая станет частью многолетнего исследования (профессиональная деятельность). 4. Насколько научный руководитель и кафедра, на которой выполняет работу студент, могут оказать консультативную помощь. Формулирование методологических характеристик исследования После того, как студент с научным руководителем определились в теме и виде будущего исследования, им предстоит сформулировать его основные характеристики. В курсовой работе определяются только самые основные характеристики исследования: актуальность, объект, предмет, цель, задачи и практическая значимость. До проведения исследования разрабатывается первый вариант этих характеристик. После изучения литературы и проведения исследования ряд позиций, скорее всего, будут подвергнуты редакции. В этой связи у студентов часто возникает вопрос: «Если первоначально заявленные методологические характеристики все равно придется переделывать, то не лучше ли вообще написать их после того, как станет ясно, какой получилась работа?» Подобные вопросы основаны, как правило, не только на нежелании студентов выполнять, «лишнюю» работу, а, прежде всего, на страхе перед словами «методологические характеристики». Для большинства студентов непонятно, что это значит, зачем это нужно и как их формулировать. И все же целесообразно определиться с логикой предстоящего исследования до его начала. Это поможет слушателю понять, зачем необходимо проводить именно это исследование, что ему следует делать, и что, в конце концов, он предполагает получить. Итак, попробуем разобраться, что такое «методологические характеристики исследования». Методология исследования - это положения, определяющие логику исследовательской деятельности. Методологические характеристики - это основные позиции, которые помогают сформулировать ответы на вопросы: что исследуется, как исследуется, что предполагается получить в результате исследования и т.п. Актуальность исследования Исследование начинается с определения его актуальности. Необходимо определить, зачем изучать данную проблему, почему это надо сделать сегодня, что могут дать результаты исследования для теории и практики физической культуры. Хорошо обоснованная актуальность должна убедить всех, что проблема требует решения. В то же время ошибкой является указание в актуальности лишь на то, что: «эта проблема... не отражена в литературе»; «не раскрыты...»; «не выявлены...» и т. п. В описании актуальности необходимо ответить на главный вопрос - зачем вообще «освещать», «выявлять», «раскрывать». Правильное определение студентом актуальности сразу ориентирует его на возможный путь решения проблемы. В качестве примера можно привести описание актуальности исследования по теме «Определение физической подготовленности дошкольников»: Определение физической подготовленности является одной из ведущих проблем физической культуры дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения работают по различным образовательным программам, и каждая из них предусматривает необходимость контроля физической подготовленности детей для определения их индивидуального образовательного маршрута. Однако до настоящего времени нет четкости и единства в позициях, как исследователей, так и авторов программ по вопросу выбора тестов и оценке полученных результатов. Вместе с тем, определение физической подготовленности детей необходимо не только в диагностических целях, но и в целях коррекции их психомоторного развития, проверки ряда методов педагогического воздействия. Следует отметить, что в свое время внедрение в практику физического воспитания дошкольников системы тестирования их физической подготовленности оказало положительное влияние на формирование у педагогов умений планирования и контроля педагогического процесса. В то же время, при всем значении использования стандартных двигательных тестов оказалось, что они не в полной мере позволяют объективно оценить готовность детей к освоению программного материала по физической культуре, так как не учитывают индивидуальные особенности детей и специфичность организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения. В немалой степени это обусловлено перенесением в дошкольное воспитание системы тестирования физической подготовленности, разработанной для школьников. В этой связи актуальным является создание единой системы тестирования дошкольников, которая позволит специалисту по физической культуре грамотно строить педагогический процесс и сравнивать результаты своих воспитанников с результатами детей любого другого дошкольного учреждения. Можно отметить, что на современном этапе весьма актуальными являются исследования, связанные с новыми оздоровительными технологиями, с разработкой методических приемов повышением интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями, с воспитательными воздействиями занятий физическими упражнениями на детей и подростков и т.п.
Объект и предмет исследования После описания актуальности следует определиться с объектом и предметом исследования. То есть что конкретно будет изучать студент, и в какой области. Часто студенты путаются – что шире объект или предмет. Шире – объект. Предмет, как бы находится внутри объекта. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Объект исследования в самом общем виде – это педагогическое пространство, область, в рамках которой проводится исследование. Объектом исследования в сфере физической культуры может быть: образовательный процесс по физической культуре; система оздоровительной работы в образовательном учреждении; деятельность педагога в определенных условиях и направлениях; двигательная деятельность человека во всём многообразии; система подготовки специалистов по физической культуре и т.п. Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нём происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Точное определение предмета, конкретизирует деятельность студента, избавляет его от попыток «объять необъятное». Предметом могут выступать: содержание образования в области физической культуры; формы и методы деятельности специалиста по физической культуре; пути, условия, факторы совершенствования обучения и воспитания детей и подростков в процессе занятий физическими упражнениями и т.п. Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой исследования. Например: Тема исследования – формирование у младших школьников знаний в области физической культуры. Объект исследования – учебный процесс по физической культуре в начальной школе. Предмет исследования – процесс формирования у младших школьников знаний в области физической культуры.
Цель и задачи исследования Цель - это представление о результате. Ставя перед собой цель, студент представляет себе, какой результат он намерен получить. Формулировка цели исследования начинается с существительного: обоснование..., разработка…, и т.п. Намечая путь достижения цели, студент должен определить ряд шагов, которые он должен для этого сделать. То есть он формулирует задачи исследования. Задачи начинаются с глаголов (формулируются в виде поручений): изучить..., определить..., выявить..., установить... и т.п. Например: Цель исследования- разработка методики использования упражнений, способствующих выведению вредных веществ из организма детей, и оценка целесообразности ее использования на физкультурных занятиях в дошкольном учреждении. Задачи исследования: 1. Рассмотреть возможность использования физических упражнений для 2. Разработать методику использования упражнений, способствующих 3. Оценить темпы прироста физической подготовленности дошкольников Число задач зависит от количества исполнителей, от предполагаемой длительности исследования и, наконец, от сложности самих задач. Определяя оптимальное число задач, следует учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Например, нельзя определить влияние занятий фитбол-гимнастикой на формирование осанки старших дошкольников, не изучив возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата детей. В некоторых случаях решение какой-либо одной задачи без решения другой приводит к незавершенности всего исследования, к невозможности применения его результатов в педагогической деятельности. Практическая значимость Практическая значимость исследования – это возможность использования результатов в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования. Прежде всего, определятся практическая значимость того нового знания, которое получил студент в процессе исследования. Определение практической значимости происходит следующим образом. Во-первых, исходя из анализа базы исследования, определяется круг типовых учреждений, где могут быть внедрены результаты исследования. Во-вторых, определяются учреждения, где организован аналогичный образовательный (или тренировочный) процесс, где, при незначительной модификации, может быть использована идея исследования. В-третьих, определяется круг специалистов (педагогов, психологов, тренеров и т.п.), которые заинтересованы в результатах исследования и готовы использовать разработанные рекомендации. В-четвертых, определяется идея, которые возникли в ходе работы, но еще не получили подтверждение и могут стать предметом изучения других исследователей. В-пятых, определяются направления, по которым исследование может быть продолжено. Так, определяется, какими педагогами, при работе с какими детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации проведенного исследования, а также какие проблемы могут быть темой и предметом последующих изысканий. Можно привести следующие примеры правильного содержательного определения практической значимости исследования: «Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по планированию занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими диагноз «заикание» в период освоения «шепотной речи». «Результаты исследования показывают возможность построения учебного материала по физической культуре, раскрывающего вариативную сторону преподавания и способствующего целесообразному выбору учителем средств, согласованных с условиями конкретных педагогических ситуаций».
Следует отметить, что простое упоминание о том, где можно использовать результаты исследования, недостаточно, поскольку оно не даёт представления о том, как и для каких практических целей можно применить результаты именно этой работы. Например, неправильно будет определить практическую значимость следующим образом:
«Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использовать его результаты при подготовке методических и учебных пособий по теории и методике физической культуры, при разработке специальных курсов и семинаров…» Невозможно догадаться, чему посвящена работа, какова её тема. По тем же адресам можно было бы направить результаты, в сущности, любого педагогического исследования в области физической культуры. Определяя значение проведенного исследования для практики, студент должен ответить на вопрос: «Какие конкретные недостатки практической педагогической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?» Составление плана После осмысления фактического материала по теме курсовой работы и работ реферативного плана студент (самостоятельно или под руководством педагога) составляет рабочий план, который носит предварительный характер, поскольку, возможно, будет уточняться, конкретизироваться, дополняться. На этом этапе выполнения работы студент должен уже четко представлять ее структуру. Содержательная часть курсовой работы имеет следующую структуру: · Введение (1-2 страницы). Оно оформляется после завершения основной части работы. Особое внимание содержанию введения будет уделено ниже. · Основная часть, распределенная на 2 главы, параграфы. Здесь приводится выяснение сущности основных понятий, которые необходимы для раскрытия темы выпускной аттестационной работы; конкретный обзор исследований по теме работы, обсуждение вопроса о степени изученности вопроса в отечественной (и зарубежной) литературе; материал по эмпирическому изучению обозначенной проблемы. Основная часть работы должна составлять 30-35 страниц. · Заключение (1-2 страницы). Оно также оформляется после завершения основной части выпускной аттестационной работы. Особое внимание содержанию заключения будет уделено ниже. · Список литературы (1 – 2 страницы). · Приложение (до 10 страниц). Выбор методов исследования Выбор методов исследованияявляется одним из ответственейших разделов работы на подготовительном этапе. Этот выбор определяется, прежде всего, а) конкретными задачами выпускной аттестационной работы; б) временем, отведенным на выполнение работы; в) возможностями студента в получении информации. При подборе методов исследования студент должен помнить следующие правила: · в меру целесообразности применять не один метод исследования, а несколько; · в совершенстве овладеть методом до начала выполнения работы; · при повторных исследованиях обязательно создавать идентичные условия применения метода. Ведущим методом исследования при написании реферативных работ являются анализ литературных источников, анализ документальных материалов. Анализ литературных источников Этот метод используется на протяжении всего исследования. Особую направленность работа с литературными источниками приобретает после выбора темы и установления конкретных задач исследования. Она получает характер подбора по избранной теме. Анализ документальных материалов Многие стороны процессов, происходящих в физической культуре, находят свое отражение в различных документах (планах и дневниках тренировок, протоколах соревнований, отчетах спортивных организаций, учебных планах и программах, врачебно-физкультурных картах и пр.). Эти документы служат для обеспечения практической работы, но, в то же время, их анализ может стать методом научной работы. Например, проанализировав записи в дневниках тренировок, можно установить, сколько времени в неделю, в месяц, в период каникул, в год уходит на тренировку студента-спортсмена определенного разряда и спортивной специализации. Предметом анализа могут быть печатные документы (постановления правительства по вопросам развития физической культуры и спорта, постановления и решения местных органов, газетные статьи и т.п.), рукописные документы (рабочие планы, конспекты, дневники тренировок, протоколы соревнований), а также аудио и видеозаписи. Документы по характеру делятся на общественные и личные. К общественным документам относятся те, которые не имеют авторства (например, решения Комитетов по физической культуре и спорту) и размножены для широкого пользования. Личный документ может быть неофициальным (например, конспекты уроков) и официальным (например, анкета, отчет тренера о подготовке команды к соревнованиям). Примером личного документа является дневник тренировок спортсмена. Указанные типы документов (за исключением аудио и видеозаписей) могут иметь не только словесное выражение (текстовой документ), но и цифровое (статистический документ), например статистический отчет о результатах проведения районных соревнований «Веселые старты». Использование статистических документов делает анализ событий и фактов более достоверным. Анализ статистического материала предусматривает не только использование первичных документов, но и составление на их основе таблиц. К этому прибегают в тех случаях, когда необходимо сравнить: · показатели за несколько лет и выявить их динамику (например, показать рост числа заболеваний опорно-двигательного аппарата у студентов); · данные, собранные по различным учреждениям и организациям (например, при анализе результатов курсового экзамена по физической культуре). При анализе документов следует помнить, что в них отражены свойственные времени политические, экономические, моральные и научные концепции. Поэтому анализ должен быть критическим, чтобы правильно определить ценность документа, уровень достоверности отображаемых в нем событий. Опрос Опрос может проводиться в виде анкетирования, интервью и беседы. Сущность опроса в любом его виде сводится ктому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов (опрашиваемых), которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь кразличию его форм, реже - к различию содержания вопросов. Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. Интервью - это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем. Беседа - это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса. Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверные данные. Наиболее распространенной формой опроса является анкетирование. Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты. Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую («паспортичку»). Вводная часть анкеты представляет собой своеобразное обращение к респондентам, в котором указываются: · учреждение, от имени которого выступает исследователь; · задачи исследования; · теоретическое и практическое значение решения этих задач; · роль каждого респондента в решении поставленных задач; · заверение в полной анонимности ответов респондента (имя опрашиваемого не должно фигурировать в сообщениях и публикациях исследователя); · правила заполнения анкеты; · заверение в готовности выдать результаты исследования респонденту, если он этого пожелает; · способ возврата анкеты исследователю. К содержанию вводной части предъявляются три основных требования: оно должно быть ясным для любого респондента, должно возбудить желание отвечать на поставленные вопросы и в то же время быть предельно кратким. Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые призваны дать решение задач исследования. Разработка этой части является наиболее сложной и ответственной. Учитывая психологию респондента, социологи разработали трехступенчатую форму основной части: первая треть вопросов предназначена для того, чтобы заинтересовать респондентов и включить их в работу. Вопросы этой части должны отличаться сравнительной простотой и в большей мере касаться фактов, событий; вторая треть вопросов направлена на решение главных задач исследования и касается, как правило, мотивов, мнений и оценок. Именно поэтому подобные вопросы являются наиболее сложными для респондентов; последняя треть включает вопросы, которые детализируют ответы на предыдущую часть вопросов, а также контрольные вопросы и вопросы, требующие индивидуального мнения респондента. Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих паспортную характеристику респондента: фамилию, пол, возраст, спортивную квалификацию, уровень образования и т. п. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста для заполнения. Основное назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качественному анализу собранного материала и, во-вторых, определению репрезентативности полученного материала. Эта часть может быть как в начале, так и в конце анкеты. По содержанию вопросы могут быть о фактах и о мотивах. Вопросы о фактахотражают действия людей в настоящем и в прошлом, а также результаты этих действий (например, участие в соревнованиях и показанные результаты). Вопросы о мотивахотражают причины тех или иных действий, мнения о действиях, их оценку. По форме изложения различают вопросы открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные. Открытыми вопросаминазывают такие, на которые ответы могут быть даны в свободной форме. Например: «Назовите вид спорта, которым Вы хотели бы заниматься». Формулировка вопроса в этом случае не ограничивает респондента какими-либо рамками, и он может высказать все, что думает, в любой форме. Закрытыми вопросаминазываются такие, формулировка которых предполагает определенный набор вариантов ответов, в связи с чем респонденту приходится останавливать свой выбор на одном из них. Например: «Каким видом спорта из предлагаемого списка Вы хотели бы заниматься?» Полузакрытые вопросыпредусматривают наличие не только набора вариантов ответов, но и вариант типа «Другое». Прямые вопросыпредусматривают получение от респондента информации, непосредственно отвечающей задачам исследования. Например, в вопросе «Нравится ли Вам профессия учителя физической культуры?» предмет интереса исследователя (отношение к профессии) заложен уже в самом вопросе. Косвенные вопросы предусматривают получение от респондента информации через серию побочных вопросов, прямо не отвечающих задачам исследования, но позволяющих путем анализа составить определенное мнение о предмете интереса. Например, «Некоторые педагоги считают, что физкультурное занятие в Вузе должно строиться на спортивных играх. А как Вы думаете?» - или: «Согласны ли Вы с утверждением, что...?». В соответствии с потенциальной функцией вопросов они могут быть фильтрующими и контрольными. Фильтрующими вопросами считаются: а) вопросы обобщающего характера, при отрицательном ответе на которые, респондент освобождается от ответов на последующие (детализирующие) вопросы, и б) вопросы, «отсекающие» мнения и оценки некомпетентных респондентов. Контрольные вопросынаправлены на проверку правильности ответов, раскрывающих основную идею исследования, и поэтому помогают повысить степень достоверности получаемой информации. Структурно контрольные и основные вопросы должны быть так расположены в вопроснике, чтобы респондент не мог уловить между ними связи. Как указывает Г.В. Осипов (2003), если исследователь разрабатывает анкету сам, то он должен осуществить ее предварительную проверку. Эта проверка, как правило, включает анализ вопросов анкеты, в котором выявляется логическая обоснованность формулировки каждого вопроса по отношению к содержанию искомой информации, которая должна быть получена с помощью этого вопроса и эмпирическую проверку вопросника: 1. Получение данных о том, как респонденты понимают смысл отдельных заданий, содержащихся в вопросе, о том, как они интерпретируют значения отдельных терминов, выражений. 2. Выяснение структуры представлений, языка опрашиваемых, их аналитических возможностей. 3. Наблюдение как относятся респонденты к теме опроса, нет ли проявлений непонимания вопросов, какова компетентность опрашиваемых по поводу отдельных вопросов, нет ли признаков утомляемости. Важной задачей, входящей в апробацию структуры анкеты является обнаружение возможного влияния предшествующих ответов на последующие. В пилотажном опросе эти предположения проверяются путем применения двух вариантов с разной последовательностью вопросов. Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение часто воспринимается начинающими исследователями как простой метод. Однако, как справедливо отмечал Б.А. Ашмарин (1978), оно является одним из наиболее сложных методов исследования. Педагогическое наблюдение полезно применять в случаях, когда требуется: · получить сведения о педагогическом процессе, без внесения в него несвойственных элементов; · получить первичную информацию, не требующую большой выборки; · дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов; · провести разведывательные исследования с целью уточнения гипотезы и методики исследования; · на заключительном этапе исследования проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе других методов. Педагогическое наблюдение требует создания кодируемых единиц наблюдения, то есть выделения в педагогическом процессе доступных непосредственному наблюдению и регистрации действий занимающихся и педагога, в которых проявляется интересующее наблюдателя явление. Регистрация единиц наблюдения осуществляется двумя способами: частотным, при котором исследователем регистрируется сам факт появления в педагогическом процессе избранной единицы, и оценочным, предусматривающим выражение величины наблюдаемой единицы в соответствии с предварительно разработанной шкалой оценок. К частотному способу педагогического наблюдения относится хронометрирование – определение времени, затраченного на выполнение каких либо действий. Оценочный способ педагогического наблюдения в педагогических исследованиях чаще всего представлен педагогическим анализом занятия. Тестирование Тестированием называется определенная система использования контрол Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|