Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Описание состояния исследуемого вопроса





(основная часть курсовой работы)

Состояние избранного для исследования вопроса описывается в основной части. Например, ее название может звучать так:

 

«Физкультурно-оздоровительная работа в ВУЗе и возможности повышения ее эффективности».

 

Студент должен помнить, что задача основной части - не анализ всей доступной для него литературы, относящейся к данной проблеме, а обоснование необходимости проведения исследования. Студент должен выявить структуру рассматриваемого предмета и последовательно рассмотреть каждый из главных его элементов, показывая, как сформировались современные представления о нем. Внутри каждого такого раздела применим хронологический принцип. Если есть две или более противоборствующих точки зрения, можно изложить формирование каждой из них в хронологическом порядке, доведя изложение до событий последнего времени. Автор может, как бы, свести представителей противоположных взглядов и заставить их спорить.

Аналитический характер основной части курсовой работы предполагает, что студент высказывает свое согласие или несогласие с авторами, чьи мнения он приводит, или же формулирует собственное мнение на основе анализа других исследований. В этой связи в тексте целесообразно использовать словосочетания «По нашему мнению…», «Мы поддерживаем позицию автора…», «Нельзя не согласиться с утверждением…», «Обобщая высказанные мнения, можно заключить…».

Наиболее часто встречаемыми ошибками при написании основной части курсовой работы являются:

1. Текст перегружен ненужными сведениями. Когда студент начинает работу, он боится, что не сможет написать «нужное количество» страниц текста и поэтому переписывает все, что имеет хоть какое-то отношение к изучаемому вопросу.



 

Например, в работе по использованию физических упражнений в нравственном воспитании студентов на многих страницах описываются принципы, средства, методы воспитательной работы вообще, что является неправильным, так как не имеет непосредственного отношения к теме.

 

2. В текст вставлены сведения, которые можно прочитать в учебнике. Студент должен помнить, что в курсовой исследовательской работе не принято ссылаться на учебники. Текст из учебника может быть приведен только в случае, когда автору требуется подтвердить или опровергнуть какую-либо мысль. Например:

 

«… при определении схемы построения тренировочного процесса учитывались возрастные особенности деятельности сердечно-сосудистой системы подростков, а именно… (текст из учебника по возрастной физиологии)».

 

3. Основная часть носит описательный, а не аналитический характер. Студент не анализирует подходы разных авторов к изучаемой проблеме, а просто переписывает все, что он прочитал по вопросу исследования.

4. Студент увлекается историей вопроса. Необходимо назвать приоритетные работы, потом схематично - все, что произошло между этими работами и нынешнем временем. Когда студент пытается равномерно отразить все эпохи развития интересующего его направления, то список литературы будет перенасыщен старыми публикациями.

5. Текст является компиляцией статей, то есть составлением своего текста из дословных кусков чужого текста со ссылкой на автора. В этом случае, как правило, заимствуется не только чужая мысль, но и ссылки, сделанные другим автором, так как это самый простой способ пополнить список литературы, не читая первоисточников. Однако такую работу нельзя назвать выпускной квалификационной.

6. Основная часть курсовой работы носит эклектический характер. Это происходит тогда, когда студент опирается на разные принципы и подходы, временами взаимно исключающие друг друга, собирая материал, не связанный между собой и не представляющий целостности. Именно поэтому необходимо очень четко определиться, какие концепции и теории будут положены в основу работы.

Обработка результатов исследования в процессе написания

Курсовой работы

Каким бы способом не была получена информация, ее необ­ходимо привести в определенную систему, подвергнуть исчерпы­вающему анализу, после чего сделать соответствующие выводы. Результаты каждого исследования важно обрабатывать по воз­можности тотчас же по его окончании, пока память может под­сказать те детали, которые почему-либо не зафиксированы, но представляют интерес для существа дела.

Слушателю необходимо определиться, какие методы обра­ботки информации наиболее целесообразно использовать для данного исследования.

 

Качественный анализ результатов исследования

Качественный анализ полученных результатов в студенче­ских выпускных аттестационных работах чаще всего осуществля­ется при помощи интроспекции, казуистики, классификации, ал­горитмизации, построения теоретической модели. В педагогиче­ских исследованиях могут использоваться и другие методы.

Метод интроспекции или самонаблюдения, исходящий из рефлексивной природы человека (интроспекция - «всматривание» во внутренние процессы сознания) используется для оценки ис­следователем своего участия в исследуемых процессах, описания своего опыта, имеющего значение для решения задач исследова­ния.

Например, исследуя в кандидатской диссертации особенности подготовки лыжниц-гонщиц в соревновательном периоде, шестикратная олимпийская чем­пионка Любовь Егорова проанализировала свою подготовку к чемпионатам Мира и Олимпийским играм.

При использовании этого метода часто анализируются днев­ники тренировок, самоотчеты, опыт проведения занятий физиче­скими упражнениями.

Метод казуистики заключается в описании типичных и не­типичных случаев в отношении изучаемой выборки. Часто ис­пользуется в исследованиях, когда необходимо продемонстриро­вать произошедшие в процессе исследования изменения, но при­менение количественных показателей невозможно или нецелесо­образно. Казуистическое описание может быть использовано как дополнительная иллюстрация полученных в ходе эксперимента результатов.

Так, например, в исследовании А.М. Демиденко, посвящен­ном изучению эффективности формирования двигательных на­выков у детей раннего возраста в условиях совместных занятий физическими упражнениями с родителями, был применен метод казуистики как дополнительная иллюстрация различий получен­ных результатов:

Саша С. начала посещать дошкольное учреждение в 1 год 8 месяцев. К дополнительным занятиям по физическому воспитанию в дошкольном учрежде­нии приступила в 2 года. На протяжении всего времени у девочки наблюдался повышенный интерес к данным занятиям. Мама девочки имеет высшее педаго­гическое образование, папа - среднее техническое.

Дома имеется спортивный уголок. Родители находят время для занятий физическими упражнениями с ребёнком в домашних условиях, несмотря на то, что оба работают и в семье трое детей. Из беседы с ними выяснилось, что заня­тия по физическому воспитанию для детей раннего возраста, на которые они хо­дят со своим ребёнком по очереди, им всем очень нравятся.

Контрольные упражнение соответствующие норме развития движений ре­бёнка 3-х лет, Саша сумела выполнить в 2 года 6 месяцев.

Дима А. дошкольное учреждение начал посещать в 2 года 7 месяцев. До­полнительные физкультурные занятия в дошкольном учреждении начал посе­щать в 2 года 8 месяцев регулярно. У ребенка наблюдалась ярко выраженная двигательная активность, но с очень низким уровнем сформированности двига­тельных навыков. Оба родителя имеют среднее образование, не имеющее отно­шение к физическому воспитанию. И отец, и мать работают, поэтому времени для занятий с ребёнком физическими упражнениями им не хватает. Спортивный инвентарь и оборудование дома отсутствуют. Родители более рассчитывают на то, что вопросы, связанные с физическим воспитанием и оздоровлением ребёнка будут решаться дошкольным учреждением.

Контрольные упражнения, соответствующие норме развития движений ребёнка 3-х лет, сумел выполнить без замечаний только в 3 года 4 месяца.

Педагогическая герменевтика - это метод истолкования и понимания педагогического опыта. Как правило, такому науч­ному исследованию подвергается лучший опыт педагогической деятельности - передовой, инновационный, дающий высокие воспитательно-образовательные результаты и достойный сохра­нения и распространения. Чаще всего обобщается опыт новато­ров. Однако это не может быть простым описанием деятельности педагога или педагогического коллектива. Метод предполагает такой анализ и описание опыта, чтобы его можно было в после­дующем использовать практиками. Опыт можно описывать в формах: аналитического отчета, проектной разработки, методи­ческих рекомендаций и др.

Классификация показателей изучаемого явления строится на основе выделения классификационного признака. При измене­нии классификационного признака будет изменяться и сама классификация. Таким образом, классификаций может быть столько, сколько возможно выделить явлений и признаков, по которым будет осуществляться распределение показателей.

Усложненным вариантом метода классификации является кластерный анализ, который позволяет классифицировать одно­временно по многим признакам. Он может быть использован для введения данных в группы, которые называются кластерами.

Алгоритмизация - это нахождение правил построения изу­чаемого явления. Метод строится на понятии алгоритма. Алго­ритм - это полностью определенный набор шагов (действий, опе­раций или процедур), которые приводят к конкретному резуль­тату. На определенном этапе (или этапах) алгоритм предполагает выбор (если да, то..., если нет то...). Часто метод алгоритмиза­ции используется при разработке новой педагогической техноло­гии.

Теоретическое моделирование - это построение теоретиче­ской модели объекта исследования. Метод моделирования представляет собой воспроизведе­ние характеристик некоторого объекта на другом объекте, специ­ально созданном для изучения. Этот метод применяется обычно, когда оригинальный объект исследовать не представляется воз­можным (из-за недоступности, дороговизны, недостатка вре­мени). В процессе теоретического моделирования устанавлива­ются определенные отношения и связи компонентов педагогиче­ского процесса.

Теоретическое моделирование может использоваться на предварительном этапе исследования как метод обработки дан­ных, полученных в ходе анализа литературы, педагогического на­блюдения, изучения педагогического опыта и т.п. В результате создается теоретическая модель, которая проверяется в ходе ап­робации.

Часто моделирование используется при разработке опти­мальной программы обучения. Модель дает представление о по­следовательности, согласованности и соподчиненности всех сто­рон педагогического процесса.

Количественный анализ результатов исследования

Грамотное использование методов количественного анализа повышает достоверность полученных результатов исследования.

Проведение исследований связано с измерениями. Измере­ние предполагает приписывание объектам или явлениям чисел по определенным правилам. Отображение какого-либо свойства объекта или явления в числовом множестве представляет собой построение шкал (или шкалирование). Построение и разновидно­сти шкал определяются характеристиками измеряемого свойства объекта и способом числового отражения.

Шкалы могут быть качественными и количественными. К качественным шкалам относят шкалу наименований и шкалу по­рядка. К количественным - шкалу отношений и интервальную шкалу. В технических и естественных науках используют и дру­гие шкалы.

Шкала наименований предполагает, что все объектам или явлениям, попавшим в один и тот же класс, приписывается одно и то же число, объектам и явлениям другого класса - другое чис­ло. Например, всех учащихся школы можно разделить на сле­дующие группы: занимающиеся в спортивной школе - 1; зани­мающиеся в музыкальной школе - 2; занимающиеся в художест­венной школе - 3; не посещающие учреждения дополнительного образования - 4.

Приписывание чисел в этом случае производится произ­вольно, они используются только в качестве ярлыков, что позво­ляет заменить их любыми другими символами (например, бук­вами).

Шкала порядка используется тогда, когда можно обнару­жить в объектах или явлениях различие степеней признака, и на этой основе расположить их в порядке возрастания или убывания рассматриваемого признака. В этом случае каждому объекту или явлению приписывается его место в ряду (ранг). Ранговые числа подбираются так, чтобы объектам с большей величиной изучае­мого признака приписывались числа большие, чем у объектов с меньшей величиной этого признака. Например, распределение учащихся по количеству дней в неделю, когда они занимаются физическими упражнениями вне школы: не занимаются - 1; за­нимаются 1-2 раза в неделю - 2; занимаются 3-4 раза в неделю -3; занимаются 5-7 раз в неделю - 4.

Пользуясь шкалой порядка, можно установить положение изучаемого объекта в ряду, но нельзя определить величину ин­тервалов, на которую разбит этот ряд. Эту шкалу целесообразно применять в тех случаях, когда можно установить определенный порядок по типу «больше - меньше», но невозможно измерить величину этой разницы.

Шкала отношений используется тогда, когда можно опре­делить, на сколько единиц один объект отличается от другого. Для этого устанавливается единица измерения. Для осуществле­ния измерений по шкале отношений используются метрические системы оценок длины, высоты, веса, времени и т.п. Особенно­стью шкалы отношений является то, что нулевая точка при дан­ных измерениях указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Поэтому шкала отношений позволяет определить не только, на сколько один объект меньше (больше) другого, но и во сколько раз.

Интервальная шкала близка шкале отношений, так как в ней также используется определенный критерий (эталон измере­ния). Типичными примерами измерений по интервальной шкале являются измерения календарного времени, температуры по Цельсию. Отличия интервальной шкалы от шкалы отношений со­стоит в том, что оцениваемое свойство предмета или явления не пропадает, когда результат измерения равен нулю. Так, темпера­тура воздуха может быть равной 0° С. Интервальная шкала в пе­дагогических исследованиях (в отличие от биологических) почти не используется.

Шкалирование может использоваться как самостоятельный метод обработки данных, чаще всего в виде ранжирования. На­пример, составление ряда факторов, затрудняющих деятель­ность специалиста по физической культуре в зависимости от стажа его работы. Однако в большей степени шкалирование ис­пользуется как первый этап обработки полученных результатов.

При проведении исследований педагога интересует возмож­ность найти закономерности, присущие генеральной совокупно­сти (например, все школьники аналогичного возраста, пола, со­стояния здоровья, уровня физической подготовленности и т.д.). Однако изучение всего объема генеральной совокупности, как правило, невозможно. Поэтому ограничиваются исследованием конкретной группы испытуемых, которые участвуют в экспери­менте. Эта группа называется выборка из генеральной совокупно­сти.

При количественном анализе полученных данных исследо­ватель должен подобрать наиболее адекватные способы. Исполь­зование того или иного способа проверки статистических гипотез зависит не только от характера измерений, но и от особенностей выборок. Существует два вида выборок: зависимые и независи­мые.

Если результаты измерения некоторого свойства у объектов первой выборки не оказывают влияния на результаты измерения этого свойства у объектов второй выборки, то такие выборки счи­таются независимыми. В большинстве исследований - это срав­нение результатов двух групп (экспериментальной и контроль­ной).

В тех случаях, когда результаты одной выборки влияют на результаты другой выборки, выборки считаются зависимыми. Классический способ получения зависимых измерений - это дву­кратное измерение одного и того же свойства у одних и тех же исследуемых*.

*Иногда выборки считаются зависимыми, когда каждому объекту первой выборки соответствует эквивалентный по состоянию изучаемого свойства до начала экспери­мента объект во второй выборке. Однако этот случай зависимых выборок редко встре­чается в педагогических экспериментах в связи с тем, что трудно подобрать для иссле­дуемых, составляющих одну выборку, эквивалентных исследуемых в другой выборке.

В выпускных аттестационных работах часто требуется определить различия между экспериментальной и традиционной методиками обучения или выявить зависимость изменения одного признака относительно изменения другого признака.

Далее будут рассмотрены наиболее простые способы реше­ния педагогических задач с применением математической стати­стики.

Методы математической статистики

Определение достоверности различий между результатами

Когда расхождение между результатами определяется с по­мощью некоторых статистических параметров (средней арифме­тической величины, среднего квадратического отклонения и т.п.), их относят к параметрическим критериям различия. В педагогических исследованиях также нередко возникает по­требность в использовании непараметрических крите­риев различия. Свое название непараметрические критерии по­лучили потому, что не нуждаются в вычислении параметров, ха­рактеризующих те или иные выборки.

Параметрические критерии различия целесооб­разно применять в тех случаях, когда собранные исследователем данные:

1) имеют количественную меру, то есть, выражены в каких-либо единицах измерения, например, в метрах, секундах, килограммах и т.п.;

2) образуют вариационный ряд, обладающий свойством нор­мального распределения, при котором колебание всех вари­ант в обе стороны от их средней арифметической величины примерно одинаковое, симметричное.

Одним из важных показателей является средняя величина. Существует несколько видов средних величин. Наиболее часто в педагогических исследованиях используются такие средние, как мода, медиана и средняя арифметическая величина.

Мода - это такое значение в множестве результатов, которое встречается наиболее часто.

Медианой называется такое значение, которое разделяет группу результатов на две равные по численности части: одна - с результатом меньше медианы, другая - больше медианы.

Средняя арифметическая величина (x¯) является производ­ной, обобщающей количественные признаки ряда однородных показателей (совокупности). Выражая одним числом определен­ную совокупность, она как бы ослабляет влияние случайных ин­дивидуальных отклонений, и акцентирует некую обобщенную количественную характеристику, наиболее типичное свойство изучаемого ряда показателей.

В простейшем случае этот показатель вычисляется путем сложения всех полученных значений (которые называются вари­антами) и деления суммы на число вариант:

X =∑ xi / n

где: - знак суммирования;

xi - полученные в исследовании значения (варианты);

n- число вариант.

По этой формуле вычисляется средняя арифметическая ве­личина в тех случаях, когда имеется небольшое число вариант.

При большом числе вариант прибегают к другим способам вычисления, например способу сумм (подробнее см. Ю.К. Демь­яненко, 1968).

Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оценивать группы изучаемых явлений в целом. Однако для ха­рактеристики группы явлений только этой величины недоста­точно. Так, например, при проведении теста «Челночный бег 4x10 м» в двух 2-х классах были получены одинаковые средние результаты - 13,0 сек. Однако в первой группе результаты коле­бались от 12,0 сек до 14, 0 сек, а в другой - от 10,0 сек до 16,0 сек. Естественно предположить, что первая группа школьников более однородна по своей физической подготовленности, а во второй группе есть дети с очень высоким и с низким уровнем физической подготовленности. Поэтому в характеристику группы данных явлений необходимо введение такого показателя, который даёт представление о величине колебаний вариант около их средней величины. Этот статистический параметр называется средним квадратичным отклонением. Условное обозначение его - σ(сигма). Величина среднего квадратического отклонения является показателем разнообразия (т. е. отклонений вариант, ко­торые получены в исследовании, от их средней величины).

Для быстрых предварительных расчетов можно воспользо­ваться формулой Н.А. Толоконцева (цит. по Б.А. Ашмарину, 1978):

 

σ = Xmax – Xmin / K

 

где: Xmax - наибольшей результат;

Xmin - наименьший результат;

К - табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха.

Показатели К для малой выборки (до 59 значений) пред­ставлены в таблице 6. Для значений n > 59 показатель К можно найти в публикациях Ю.К. Демьяненко (1968) и Б.А. Ашмарина (1978).

Таблица 1









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.