|
Описание состояния исследуемого вопроса(основная часть курсовой работы) Состояние избранного для исследования вопроса описывается в основной части. Например, ее название может звучать так:
«Физкультурно-оздоровительная работа в ВУЗе и возможности повышения ее эффективности».
Студент должен помнить, что задача основной части - не анализ всей доступной для него литературы, относящейся к данной проблеме, а обоснование необходимости проведения исследования. Студент должен выявить структуру рассматриваемого предмета и последовательно рассмотреть каждый из главных его элементов, показывая, как сформировались современные представления о нем. Внутри каждого такого раздела применим хронологический принцип. Если есть две или более противоборствующих точки зрения, можно изложить формирование каждой из них в хронологическом порядке, доведя изложение до событий последнего времени. Автор может, как бы, свести представителей противоположных взглядов и заставить их спорить. Аналитический характер основной части курсовой работы предполагает, что студент высказывает свое согласие или несогласие с авторами, чьи мнения он приводит, или же формулирует собственное мнение на основе анализа других исследований. В этой связи в тексте целесообразно использовать словосочетания «По нашему мнению…», «Мы поддерживаем позицию автора…», «Нельзя не согласиться с утверждением…», «Обобщая высказанные мнения, можно заключить…». Наиболее часто встречаемыми ошибками при написании основной части курсовой работы являются: 1. Текст перегружен ненужными сведениями. Когда студент начинает работу, он боится, что не сможет написать «нужное количество» страниц текста и поэтому переписывает все, что имеет хоть какое-то отношение к изучаемому вопросу.
Например, в работе по использованию физических упражнений в нравственном воспитании студентов на многих страницах описываются принципы, средства, методы воспитательной работы вообще, что является неправильным, так как не имеет непосредственного отношения к теме.
2. В текст вставлены сведения, которые можно прочитать в учебнике. Студент должен помнить, что в курсовой исследовательской работе не принято ссылаться на учебники. Текст из учебника может быть приведен только в случае, когда автору требуется подтвердить или опровергнуть какую-либо мысль. Например:
«… при определении схемы построения тренировочного процесса учитывались возрастные особенности деятельности сердечно-сосудистой системы подростков, а именно… (текст из учебника по возрастной физиологии)».
3. Основная часть носит описательный, а не аналитический характер. Студент не анализирует подходы разных авторов к изучаемой проблеме, а просто переписывает все, что он прочитал по вопросу исследования. 4. Студент увлекается историей вопроса. Необходимо назвать приоритетные работы, потом схематично - все, что произошло между этими работами и нынешнем временем. Когда студент пытается равномерно отразить все эпохи развития интересующего его направления, то список литературы будет перенасыщен старыми публикациями. 5. Текст является компиляцией статей, то есть составлением своего текста из дословных кусков чужого текста со ссылкой на автора. В этом случае, как правило, заимствуется не только чужая мысль, но и ссылки, сделанные другим автором, так как это самый простой способ пополнить список литературы, не читая первоисточников. Однако такую работу нельзя назвать выпускной квалификационной. 6. Основная часть курсовой работы носит эклектический характер. Это происходит тогда, когда студент опирается на разные принципы и подходы, временами взаимно исключающие друг друга, собирая материал, не связанный между собой и не представляющий целостности. Именно поэтому необходимо очень четко определиться, какие концепции и теории будут положены в основу работы. Обработка результатов исследования в процессе написания Курсовой работы Каким бы способом не была получена информация, ее необходимо привести в определенную систему, подвергнуть исчерпывающему анализу, после чего сделать соответствующие выводы. Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память может подсказать те детали, которые почему-либо не зафиксированы, но представляют интерес для существа дела. Слушателю необходимо определиться, какие методы обработки информации наиболее целесообразно использовать для данного исследования.
Качественный анализ результатов исследования Качественный анализ полученных результатов в студенческих выпускных аттестационных работах чаще всего осуществляется при помощи интроспекции, казуистики, классификации, алгоритмизации, построения теоретической модели. В педагогических исследованиях могут использоваться и другие методы. Метод интроспекции или самонаблюдения, исходящий из рефлексивной природы человека (интроспекция - «всматривание» во внутренние процессы сознания) используется для оценки исследователем своего участия в исследуемых процессах, описания своего опыта, имеющего значение для решения задач исследования. Например, исследуя в кандидатской диссертации особенности подготовки лыжниц-гонщиц в соревновательном периоде, шестикратная олимпийская чемпионка Любовь Егорова проанализировала свою подготовку к чемпионатам Мира и Олимпийским играм. При использовании этого метода часто анализируются дневники тренировок, самоотчеты, опыт проведения занятий физическими упражнениями. Метод казуистики заключается в описании типичных и нетипичных случаев в отношении изучаемой выборки. Часто используется в исследованиях, когда необходимо продемонстрировать произошедшие в процессе исследования изменения, но применение количественных показателей невозможно или нецелесообразно. Казуистическое описание может быть использовано как дополнительная иллюстрация полученных в ходе эксперимента результатов. Так, например, в исследовании А.М. Демиденко, посвященном изучению эффективности формирования двигательных навыков у детей раннего возраста в условиях совместных занятий физическими упражнениями с родителями, был применен метод казуистики как дополнительная иллюстрация различий полученных результатов: Саша С. начала посещать дошкольное учреждение в 1 год 8 месяцев. К дополнительным занятиям по физическому воспитанию в дошкольном учреждении приступила в 2 года. На протяжении всего времени у девочки наблюдался повышенный интерес к данным занятиям. Мама девочки имеет высшее педагогическое образование, папа - среднее техническое. Дома имеется спортивный уголок. Родители находят время для занятий физическими упражнениями с ребёнком в домашних условиях, несмотря на то, что оба работают и в семье трое детей. Из беседы с ними выяснилось, что занятия по физическому воспитанию для детей раннего возраста, на которые они ходят со своим ребёнком по очереди, им всем очень нравятся. Контрольные упражнение соответствующие норме развития движений ребёнка 3-х лет, Саша сумела выполнить в 2 года 6 месяцев. Дима А. дошкольное учреждение начал посещать в 2 года 7 месяцев. Дополнительные физкультурные занятия в дошкольном учреждении начал посещать в 2 года 8 месяцев регулярно. У ребенка наблюдалась ярко выраженная двигательная активность, но с очень низким уровнем сформированности двигательных навыков. Оба родителя имеют среднее образование, не имеющее отношение к физическому воспитанию. И отец, и мать работают, поэтому времени для занятий с ребёнком физическими упражнениями им не хватает. Спортивный инвентарь и оборудование дома отсутствуют. Родители более рассчитывают на то, что вопросы, связанные с физическим воспитанием и оздоровлением ребёнка будут решаться дошкольным учреждением. Контрольные упражнения, соответствующие норме развития движений ребёнка 3-х лет, сумел выполнить без замечаний только в 3 года 4 месяца. Педагогическая герменевтика - это метод истолкования и понимания педагогического опыта. Как правило, такому научному исследованию подвергается лучший опыт педагогической деятельности - передовой, инновационный, дающий высокие воспитательно-образовательные результаты и достойный сохранения и распространения. Чаще всего обобщается опыт новаторов. Однако это не может быть простым описанием деятельности педагога или педагогического коллектива. Метод предполагает такой анализ и описание опыта, чтобы его можно было в последующем использовать практиками. Опыт можно описывать в формах: аналитического отчета, проектной разработки, методических рекомендаций и др. Классификация показателей изучаемого явления строится на основе выделения классификационного признака. При изменении классификационного признака будет изменяться и сама классификация. Таким образом, классификаций может быть столько, сколько возможно выделить явлений и признаков, по которым будет осуществляться распределение показателей. Усложненным вариантом метода классификации является кластерный анализ, который позволяет классифицировать одновременно по многим признакам. Он может быть использован для введения данных в группы, которые называются кластерами. Алгоритмизация - это нахождение правил построения изучаемого явления. Метод строится на понятии алгоритма. Алгоритм - это полностью определенный набор шагов (действий, операций или процедур), которые приводят к конкретному результату. На определенном этапе (или этапах) алгоритм предполагает выбор (если да, то..., если нет то...). Часто метод алгоритмизации используется при разработке новой педагогической технологии. Теоретическое моделирование - это построение теоретической модели объекта исследования. Метод моделирования представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для изучения. Этот метод применяется обычно, когда оригинальный объект исследовать не представляется возможным (из-за недоступности, дороговизны, недостатка времени). В процессе теоретического моделирования устанавливаются определенные отношения и связи компонентов педагогического процесса. Теоретическое моделирование может использоваться на предварительном этапе исследования как метод обработки данных, полученных в ходе анализа литературы, педагогического наблюдения, изучения педагогического опыта и т.п. В результате создается теоретическая модель, которая проверяется в ходе апробации. Часто моделирование используется при разработке оптимальной программы обучения. Модель дает представление о последовательности, согласованности и соподчиненности всех сторон педагогического процесса. Количественный анализ результатов исследования Грамотное использование методов количественного анализа повышает достоверность полученных результатов исследования. Проведение исследований связано с измерениями. Измерение предполагает приписывание объектам или явлениям чисел по определенным правилам. Отображение какого-либо свойства объекта или явления в числовом множестве представляет собой построение шкал (или шкалирование). Построение и разновидности шкал определяются характеристиками измеряемого свойства объекта и способом числового отражения. Шкалы могут быть качественными и количественными. К качественным шкалам относят шкалу наименований и шкалу порядка. К количественным - шкалу отношений и интервальную шкалу. В технических и естественных науках используют и другие шкалы. Шкала наименований предполагает, что все объектам или явлениям, попавшим в один и тот же класс, приписывается одно и то же число, объектам и явлениям другого класса - другое число. Например, всех учащихся школы можно разделить на следующие группы: занимающиеся в спортивной школе - 1; занимающиеся в музыкальной школе - 2; занимающиеся в художественной школе - 3; не посещающие учреждения дополнительного образования - 4. Приписывание чисел в этом случае производится произвольно, они используются только в качестве ярлыков, что позволяет заменить их любыми другими символами (например, буквами). Шкала порядка используется тогда, когда можно обнаружить в объектах или явлениях различие степеней признака, и на этой основе расположить их в порядке возрастания или убывания рассматриваемого признака. В этом случае каждому объекту или явлению приписывается его место в ряду (ранг). Ранговые числа подбираются так, чтобы объектам с большей величиной изучаемого признака приписывались числа большие, чем у объектов с меньшей величиной этого признака. Например, распределение учащихся по количеству дней в неделю, когда они занимаются физическими упражнениями вне школы: не занимаются - 1; занимаются 1-2 раза в неделю - 2; занимаются 3-4 раза в неделю -3; занимаются 5-7 раз в неделю - 4. Пользуясь шкалой порядка, можно установить положение изучаемого объекта в ряду, но нельзя определить величину интервалов, на которую разбит этот ряд. Эту шкалу целесообразно применять в тех случаях, когда можно установить определенный порядок по типу «больше - меньше», но невозможно измерить величину этой разницы. Шкала отношений используется тогда, когда можно определить, на сколько единиц один объект отличается от другого. Для этого устанавливается единица измерения. Для осуществления измерений по шкале отношений используются метрические системы оценок длины, высоты, веса, времени и т.п. Особенностью шкалы отношений является то, что нулевая точка при данных измерениях указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Поэтому шкала отношений позволяет определить не только, на сколько один объект меньше (больше) другого, но и во сколько раз. Интервальная шкала близка шкале отношений, так как в ней также используется определенный критерий (эталон измерения). Типичными примерами измерений по интервальной шкале являются измерения календарного времени, температуры по Цельсию. Отличия интервальной шкалы от шкалы отношений состоит в том, что оцениваемое свойство предмета или явления не пропадает, когда результат измерения равен нулю. Так, температура воздуха может быть равной 0° С. Интервальная шкала в педагогических исследованиях (в отличие от биологических) почти не используется. Шкалирование может использоваться как самостоятельный метод обработки данных, чаще всего в виде ранжирования. Например, составление ряда факторов, затрудняющих деятельность специалиста по физической культуре в зависимости от стажа его работы. Однако в большей степени шкалирование используется как первый этап обработки полученных результатов. При проведении исследований педагога интересует возможность найти закономерности, присущие генеральной совокупности (например, все школьники аналогичного возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и т.д.). Однако изучение всего объема генеральной совокупности, как правило, невозможно. Поэтому ограничиваются исследованием конкретной группы испытуемых, которые участвуют в эксперименте. Эта группа называется выборка из генеральной совокупности. При количественном анализе полученных данных исследователь должен подобрать наиболее адекватные способы. Использование того или иного способа проверки статистических гипотез зависит не только от характера измерений, но и от особенностей выборок. Существует два вида выборок: зависимые и независимые. Если результаты измерения некоторого свойства у объектов первой выборки не оказывают влияния на результаты измерения этого свойства у объектов второй выборки, то такие выборки считаются независимыми. В большинстве исследований - это сравнение результатов двух групп (экспериментальной и контрольной). В тех случаях, когда результаты одной выборки влияют на результаты другой выборки, выборки считаются зависимыми. Классический способ получения зависимых измерений - это двукратное измерение одного и того же свойства у одних и тех же исследуемых*. * Иногда выборки считаются зависимыми, когда каждому объекту первой выборки соответствует эквивалентный по состоянию изучаемого свойства до начала эксперимента объект во второй выборке. Однако этот случай зависимых выборок редко встречается в педагогических экспериментах в связи с тем, что трудно подобрать для исследуемых, составляющих одну выборку, эквивалентных исследуемых в другой выборке. В выпускных аттестационных работах часто требуется определить различия между экспериментальной и традиционной методиками обучения или выявить зависимость изменения одного признака относительно изменения другого признака. Далее будут рассмотрены наиболее простые способы решения педагогических задач с применением математической статистики. Методы математической статистики Определение достоверности различий между результатами Когда расхождение между результатами определяется с помощью некоторых статистических параметров (средней арифметической величины, среднего квадратического отклонения и т.п.), их относят к параметрическим критериям различия. В педагогических исследованиях также нередко возникает потребность в использовании непараметрических критериев различия. Свое название непараметрические критерии получили потому, что не нуждаются в вычислении параметров, характеризующих те или иные выборки. Параметрические критерии различия целесообразно применять в тех случаях, когда собранные исследователем данные: 1) имеют количественную меру, то есть, выражены в каких-либо единицах измерения, например, в метрах, секундах, килограммах и т.п.; 2) образуют вариационный ряд, обладающий свойством нормального распределения, при котором колебание всех вариант в обе стороны от их средней арифметической величины примерно одинаковое, симметричное. Одним из важных показателей является средняя величина. Существует несколько видов средних величин. Наиболее часто в педагогических исследованиях используются такие средние, как мода, медиана и средняя арифметическая величина. Мода - это такое значение в множестве результатов, которое встречается наиболее часто. Медианой называется такое значение, которое разделяет группу результатов на две равные по численности части: одна - с результатом меньше медианы, другая - больше медианы. Средняя арифметическая величина (x¯) является производной, обобщающей количественные признаки ряда однородных показателей (совокупности). Выражая одним числом определенную совокупность, она как бы ослабляет влияние случайных индивидуальных отклонений, и акцентирует некую обобщенную количественную характеристику, наиболее типичное свойство изучаемого ряда показателей. В простейшем случае этот показатель вычисляется путем сложения всех полученных значений (которые называются вариантами) и деления суммы на число вариант: X =∑ xi / n где: ∑ - знак суммирования; xi - полученные в исследовании значения (варианты); n- число вариант. По этой формуле вычисляется средняя арифметическая величина в тех случаях, когда имеется небольшое число вариант. При большом числе вариант прибегают к другим способам вычисления, например способу сумм (подробнее см. Ю.К. Демьяненко, 1968). Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оценивать группы изучаемых явлений в целом. Однако для характеристики группы явлений только этой величины недостаточно. Так, например, при проведении теста «Челночный бег 4x10 м» в двух 2-х классах были получены одинаковые средние результаты - 13,0 сек. Однако в первой группе результаты колебались от 12,0 сек до 14, 0 сек, а в другой - от 10,0 сек до 16,0 сек. Естественно предположить, что первая группа школьников более однородна по своей физической подготовленности, а во второй группе есть дети с очень высоким и с низким уровнем физической подготовленности. Поэтому в характеристику группы данных явлений необходимо введение такого показателя, который даёт представление о величине колебаний вариант около их средней величины. Этот статистический параметр называется средним квадратичным отклонением. Условное обозначение его - σ (сигма). Величина среднего квадратического отклонения является показателем разнообразия (т. е. отклонений вариант, которые получены в исследовании, от их средней величины). Для быстрых предварительных расчетов можно воспользоваться формулой Н.А. Толоконцева (цит. по Б.А. Ашмарину, 1978):
σ = Xmax – Xmin / K
где: Xmax - наибольшей результат; Xmin - наименьший результат; К - табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха. Показатели К для малой выборки (до 59 значений) представлены в таблице 6. Для значений n > 59 показатель К можно найти в публикациях Ю.К. Демьяненко (1968) и Б.А. Ашмарина (1978). Таблица 1 Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|