|
Определение достоверности различий по t - критерию Стьюдента
В большинстве случаев для сравнения средних значений двух независимых выборок (с. 91) применяют критерий Стьюдента. Так как критерий Стьюдента относится к параметрическим, его использование возможно только в том случае, когда результаты исследования представлены в виде измерений по шкале отношений (с. 90). Критерий Стьюдента обозначается t и вычисляется по формуле*:
t = х1 – x2 / √ m1² + m2²
В случаях, когда число наблюдений (n) более 500, уровень значимости при р = 0,05 достигается при t = 1,96, уровни значимости при р = 0,01 или р = 0,001, соответственно достигаются при t = 2,59 и t = 3,29.
Если число наблюдений менее 500, необходимая величина t для различных уровней значимости определяется по таблице 10. Прежде чем обратиться к таблице, необходимо определить число степеней свободы. Этим термином называют число независимых величин, участвующих в образовании того или иного параметра (f). Правила определения степеней свободы представлены в различных пособиях по математической статистике (Ю.К. Демьяненко, 1968). При вычислении критерия Стьюдента t общее число степеней свободы (f) будет равно n1 + n2 - 2. Так, например, при сравнении результатов, показанных лыжниками экспериментальной и контрольной групп в прохождении контрольной дистанции получены следующие данные: средний показатель в экспериментальной группе (n = 12 человек) составил х = 34,6 сек, ошибка среднего значения m = 0,47 сек; в контрольной группе (n = 14 человек) эти данные были, соответственно, х = 37,3 сек, m = 0,49 сек. Подставив значения в формулу, получаем значение t.
t = 37,3 - 34,6 / √ V 0,492 + 0,472 = 2,7 / 0,68 = 3,97
После определения числа степеней свободы (f =12 + 14 - 2 = 24) по таблице находим значение t. Полученное значение 3,97 превышает табличное значение для 99% доверительного уровня. Значит, мы можем утверждать, что между результатами двух сравниваемых групп существуют достоверные различия при уровне значимости р < 0,01.
При сравнительно больших числах измерений условно принято считать, что если разница между средними арифметическими показателями равна или больше трех своих ошибок, различия считаются достоверными. В этом случае достоверность различий определяется по следующему уравнению: ХЭ-ХК >3√ mэ + mк ²
В приведенном примере велось сравнение результатов занимающихся разных групп, то есть независимых выборок. В случае, когда сравниваются результаты, полученные в начале и конце эксперимента в одной и той же группе, то есть при зависимых выборках, вычислить критерий Стьюдента по обычной формуле нельзя. Критерий Стьюдента в этом случае должен вычисляться по формуле:
t = Х1-Х2 / m1 ² + m2² - 2rm1 m2
где r - коэффициент корреляции между начальными и конечными результатами по изучаемому признаку. Таблица 10 Граничные значения t (критерий Стьюдента)
Формулирование выводов (заключение)
В конце работы делаются выводы. Формулирование выводов, наряду с формулированием введения, является одним из самых сложных и ответственных этапов оформления любой курсовой работы. В выводах необходимо отразить наиболее существенные результаты исследования. Существуют несколько распространенных ошибок при формулировании выводов. Часто студент строит предложение так, что оно звучит как декларация о результатах проделанной им работы («изучено», «разработано» и т.п.). Например: «В ходе исследования были определены основные положения экспериментальной методики…» или «Выделены показатели, позволяющие оценивать коммуникативные умения студентов педагогических специальностей по осуществлению физкультурно-оздоровительной работы со школьниками…».
Чтобы изложенное являлось выводами, фразы следовало построить примерно так: «Сформулированные нами положения экспериментальной методики позволяют…» и, соответственно: «Из выделенных показателей наиболее информативными, позволяющими оценивать уровень коммуникативных умений студентов педагогических специальностей, являются...» Другой распространенной ошибкой является утверждение студентом в выводе чего-то очевидного, для констатации которого не требуется проводить специального исследования. Например: «На занятиях физическими упражнениями со школьниками необходимо учитывать особенности развития подростка этого возраста».
Иногда вывод оказывается, вовсе бессодержательным. Таким обычно бывает первый вывод, который студент делает на основе анализа литературы. Например:
«Анализ научно-методической литературы показал, что в теории физического воспитания вопрос об использовании тренажеров в спортивной подготовке пловцов еще не полностью раскрыт».
Выводы должны информативно отражать проделанную студентом работу, но не должны быть многословными. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ В выпускной квалификационной работе должны быть представлены следующие структурные компоненты: · титульный лист; · оглавление (план); · введение; · основной текст (глава 1, глава 2); · выводы (заключение); · список литературы; · приложения (если в них имеется необходимость). Оптимальный объем курсовой работы составляет 40-50 страниц машинописного текста через 1 ,5 интервала (включая рисунки, таблицы, графики, список литературы и приложения). Размер шрифта 14 Times New Roman. Работа оформляется в компьютерном или рукописном виде (второй вариант менее желателен). В компьютерном варианте текст работы печатается через полтора интервала на одной стороне стандартного листа бумаги форматом А4 (210x297 мм). Поля страницы работы должны иметь следующие размеры: левое - 30 мм, правое -10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм. Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики должны быть выполнены на стандартных листах форматом А4 (210x297 мм). Подписи и пояснения должны быть с лицевой стороны. Все страницы выпускных аттестационных работ, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра "1" не ставится, на следующей странице ставится цифра "2" и т.д. Порядковый номер ставится в середине нижнего поля страницы. Весь материал выпускных аттестационных работ в соответствии с оглавлением (планом) разделяется на параграфы. Наименование параграфов должно соответствовать содержанию и печататься в виде заголовка строчными буквами без подчеркивания. В работе допустимы стандартные общепринятые сокращения типа "и т.д.", "и т.п.", "и др." "и проч.", "см.", "стр." Образец оформления таблиц и иллюстраций дан в Приложении 3. Титульный лист
Титульный лист- это информация о работе. На нем указывается название учреждения, где выполнялась работа; фамилия, имя, отчество автора; название; фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание научного руководителя (консультанта); город, год. Вид титульного листа выпускных аттестационных работ представлен на рисунке 1. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал Естественно-географический факультет Кафедра физической культуры
Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика физической культуры» на тему: "Методические особенности физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста" Выполнил: Иванов А.В., студент(ка) направления 034300 (49.03.01) Физическая культура профиль «Менеджмент в сфере физической культуры» форма обучения – заочная (полный срок обучения / ускоренная программа обучения) 1 (2) курс обучения, группа 11(12)
Научный руководитель: к.п.н., доцент Сидорова Т.В.
Арзамас
Рис. 1. Образец титульного листа курсовой работы Оглавление В выпускных аттестационных работах используется слово «оглавление», а не «содержание». Оглавление – это указатель рубрик (глав) единого произведения, в то время как содержание – это указатель заглавий различных произведений, включенных в издание. С точки зрения культуры чтения оглавление размещается в начале работы: читающий именно с оглавления начинает знакомство с исследованием. Оглавление строится по общему правилу, т.е. в нем приводится название параграфов, подпараграфов (если последние имеются) с указанием страниц работы. При оформлении оглавления необходимо каждый подчиненный заголовок располагать с отступом вправо от предшествующего основного заголовка, к которому он относится, располагая первую цифру под заглавной буквой заголовка, к которому он непосредственно относится. Все заголовки равной ступени следует начинать от одной вертикальной линии. Подобное построение плана позволяет четко видеть соподчиненность всего материала. Например:
Оглавление стр.
Для того чтобы сделать отступы в оглавлении одинаковыми и выровнять номера страниц, целесообразно использовать формат таблицы, линии которой задать в параметрах невидимыми. Рубрикация текста В выпускных аттестационных работах большое значение имеет рубрикация текста. Рубрики раскрывают строение текста, показывают связь и взаимозависимость разделов и подразделов. Заголовки параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена. Заголовки параграфов и подпараграфов располагаются посередине отдельной строки и печатаются полужирным прямым шрифтом, строчными буквами, кроме первой – заглавной (рис. 2).
Рис. 2. Образец оформления названия параграфа
Заголовок отделяется от идущего за ним текста одним интервалом (одним непечатным символом), а от предшествующего текста – двумя интервалами (двумя непечатными символами, стоящими друг под другом). Заголовок не может быть последней строчкой на странице. Абзацный отступ выставляется через опции «Формат» ® «Абзац» ® «Отступы и интервалы» ® «Первая строка» ® «Отступ» ® 1,25 см (1,27 см). Ударом клавиши абзацный отступ не выставляется! Выделения шрифтом Соподчинение содержания внутри параграфа, разграничение частей и элементов текста по значимости оформляется при помощи выделения шрифтом (другой насыщенности, с наклоном штрихов букв, в разрядку). В научных работах принято использовать соподчинение шрифтов (табл. 11). Таблица 11 ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|