Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Новый курс” президента Рузвельта





Решающим шагом в формировании системы государственного регулирования стало создание антикризисного механизма. Необходимость в нем была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил сильнейший экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% всех банков, лишивших миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн. человек остались без работы. Находившееся в то время у власти правительство президента Г. Гувера, уповая на постепенный стихийный выход из кризиса, фактически ничего существенного не предприняло. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: голодные походы, демонстрации и другие формы протеста следовали друг за другом. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт (1882 – 1945 гг.) – кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как “Новый курс”. Его проведение началось почти одновременно в важнейших областях экономических и социальных отношений.

Одной из первых задач “Нового курса” стало реформирование банковской системы страны. Для стабилизации денежной системы был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, а крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.

В 1933 г. был принят закон о банковской деятельности, предусматривающий страхование вкладов (для федеральных банков оно было обязательным, для банков штатов – добровольным). Депозиты до 10 тыс. долларов должны были страховаться на 100%, до 50 тыс. долларов – на 75% и т.д. К 1934 г. 80% всех вкладов были застрахованы. По этому же закону были разделены депозитные и инвестиционные функции банков.

Задача оздоровления промышленности возлагалась на специально создаваемое учреждение – “Национальную администрацию восстановления промышленности” (НИРА). В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп; деятельность каждой группы регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами – так называемыми “кодексами честной конкуренции”, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и некоторые другие условия. В отношении этих предприятий было временно приостановлено действие антимонопольного законодательства. Однако эти мероприятия распространялись главным образом на крупные предприятия. Мелкие и средние предприятия выживали самостоятельно.

Для преодоления кризиса в сельском хозяйстве учреждается “Администрация регулирования сельского хозяйства” (ААА), которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделяется правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909-1914 гг. главным образом путем оплачиваемого сокращения посевных площадей, поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, и тем самым предотвратить их разорение). Одновременно был принят закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по ипотечной задолженности и продливший сроки погашения кредитов.

В 1936 г. был принят закон о сохранении плодородия почв и о квотах внутреннего рынка, вводивший финансовое стимулирование фермеров к сокращению посевов культур, истощающих почвы.

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры, осуществление которых возлагается на “Федеральную администрацию чрезвычайной помощи”, замененную вскоре “Администрацией развития общественных работ”. Безработных направляли в создаваемые специальные организации (“трудовые лагеря”), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д.

Проведение “Нового курса” потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которыми (это было важнейшим фактором успеха) распоряжалось правительство Рузвельта.

В этот период наметились важные изменения в трудовом и социальном законодательстве. До этого оно носило, по существу, фрагментарный характер, и, более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем (нанимающимся и наймодателем), рассматривались судами на основе общих принципов обязательственного права, игнорирующих фактическое социально-экономическое неравенство сторон в договоре.

Закон Норриса-Лагардия (1932 г.) ограничил возможность применения так называемых “судебных предписаний” по поводу трудовых конфликтов, что ранее давало возможность судам по своему усмотрению запрещать любую забастовку. Предпринимателям запрещалось заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

В 1935 г. был принят закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в обшефедеральном масштабе была легализована деятельность профсоюзов, запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках. Предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах (так называемый принцип “закрытого цеха”). Признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за его выполнением создавалось Национальное управление по трудовым отношениям, руководящий состав которого назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в cуд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5000 долларов или тюремному заключению до 1 года, или одновременно обоим видам наказания.

В 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечающим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии “…если его общий заработок, как это будет установлено управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста в 65 лет не превысит 3000 долларов. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого заработка…”. Для формирования пенсионного фонда устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в 1% с последующим повышением налога на 0,5% через каждые следующие 3 года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существующим налоговым обязательствам вводился налог в размере 1% с общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие 3 года налог повышался на 0,5%.

В 1938 г. принимается закон о справедливых условиях труда, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

В период после Второй мировой войны неоднократно предпринимались попытки ревизии “Нового курса”. В 1947 г. был принят закон Тафта-Хартли, действующий до сих пор и направленный на предотвращение политизации профсоюзов. Отныне предупреждение о забастовке должно делаться за 60 дней до ее начала. Президент наделялся правом в любой момент приостановить забастовку на 80 дней (“охладительный период”). Запрещалось участие в стачках государственных служащих. Не допускались стачки солидарности, стачки, создающие угрозу “национальным интересам страны”. Отменялся принцип “закрытого цеха”. Запрещалось использовать профсоюзы для достижения политических целей. Принимались и другие законы, в той или иной мере ограничивающие права профсоюзов и других организаций трудящихся.

Однако основные тенденции и принципы государственного регулирования экономики и социальных отношений были не только сохранены, но и получили дальнейшее развитие, особенно в рамках программы “борьбы с бедностью” президента Л. Джонсона.

Раздел 17.

1. Становление милитаристского режима в период между двумя мировыми войнами

Первая мировая война имела противоречивые последствия для Японии. Война привела к укреплению японских монополий, росту семейных концернов, “дзайбацу”, финансовой олигархии. В то же время положение основной массы населения ухудшилось. Выход из острых социально-классовых противоречий правящие круги видели в усилении военной экспансии.

В 1925 г. в Японии принимается закон “Об охране общественного порядка”, прозванного “законом об опасных мыслях”. По этому закону устанавливалось наказание (10 лет каторги) не только за антимонархическую и антигосударственную деятельность, но и за намерение их совершить. В 1938 г. правительство запрещает левые организации.

В 30-е годы в Японии начинается установление государственного контроля за производством, милитаризация экономики. В 1938 г. законодательно устанавливается государственный контроль за финансами, торговлей, транспортом, рабочей силой, распределением продукции.

В 1933 г. Япония выходит из Лиги Наций и начинает агрессию в Китае.

В 1940 г. пост премьер-министра Японии занимает принц Каноэ, главный идеолог и вдохновитель установления военно-фашистского режима. Вслед за этим начинается создание так называемой “новой политической структуры”. Всем легальным политическим организациям было предложено самораспуститься, что и было сделано. Взамен была создана полугосударственная “Ассоциация помощи трону”, чьи организации охватили всю страну. Вместо ликвидированных профсоюзов создаются “Общества служения отечеству”.

Новая политическая структура была дополнена “новой экономической структурой”, которая предусматривала принудительное объединение предприятий по территориально-отраслевому принципу, строгую регламентацию всех вопросов производства и сбыта продукции; забастовки были объявлены государственным преступлением.

В декабре 1941 г. Япония, напав на американскую военно-морскую базу в Перл-Харборе, вступает во Вторую мировую войну как союзник Германии.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.