|
Технология, талант и толерантность3 "Т" экономического развития Ключ к пониманию новой экономической географии и того, как она влияет на экономические показатели, лежит в факторах, которые я называю "3 'Т' экономического развития": технология, талант и толерантность. Каждый из этих элементов в отдельности является необходимым, но недостаточным условием: только наличие всех трех может привлечь творческих людей, генерировать новаторство и стимулировать экономический рост. Как мы видели в главе 12, существует несколько объяснений регионального роста. Представители городских властей и специалисты по экономическому развитию придерживаются традиционной точки зрения, согласно которой экономический рост региона обеспечивается привлечением компаний или созданием отраслевых кластеров. Существует еще и теория социального капитала Роберта Патнэма, которая рассматривает экономический рост как производную социальных связей, доверия и взаимоотношений в обществе. Теория человеческого капитала, выдвигаемая такими экономистами, как Роберт Лукас и Эдвард Глэзер, гласит, что развитие региона происходит в результате концентрации образованного населения1. На интуитивном уровне каждая из этих теорий не лишена смысла. Регион с развитым производством, прочными социальными связями и высоким уровнем образования населения скорее всего будет расти быстрее по сравнению с регионом, который по всем трем пунктам отстает. Тем не менее, лучше всего, как мне кажется, работает моя собственная теория креативного капитала. Вспомним ее основной тезис: экономический рост региона обеспечивается креативными людьми, которые предпочитают места, отличающиеся разнообразием, толерантностью и открытостью новым идеям. Разнообразие увеличивает вероятность того, что регион привлекает разные категории креативных людей с различными навыками и идеями. Чем больше разнообразие среди креативного населения, тем больше вероятность новых комбинаций. Более того, разнообразие и концентрация творческих элементов ускоряют обмен знаниями. А более значительная по размеру и более разнообразная по сути концентрация креативного капитала, в свою очередь, приводит к более высоким показателям в области инноваций, создания высокотехнологичных предприятий, новых рабочих мест и экономического роста. Экономисты давно утверждают, что разнообразие является важным экономическим фактором, однако обычно они подразумевают разнообразие компаний или отраслей промышленности. Например, экономист Джон Куигли считает, что региональная экономика выигрывает от наличия фирм и индустрий разного профиля2. Джейн Джейкобе давно подчеркивала роль разнообразия предприятий и людей в повышении уровня инноваций и росте города. Джейкобс представляла себе великий город таким местом, где у человека всегда есть шанс превратить свою энергию в источник новых идей и благополучия, независимо от его социальной принадлежности, образования и т. д.3 Экономисты также говорят о том, как важно для индустрии поддерживать "низкие входные барьеры", чтобы новые фирмы могли без проблем входить на рынок и активизировать его. Я считаю, что месту необходимы аналогичные низкие входные барьеры для людей — иначе говоря, у новых жителей должна быть возможность быстро присоединиться к различным экономическим и социальным структурам. Такие места пользуются креативным преимуществом. При прочих равных, они с большей вероятностью могут привлечь талантливых креативных специалистов — а именно последние обеспечивают инновации и рост. Согласно теории креативного капитала региональный рост является результатом наличия 3-х "Т" экономического развития, и для поощрения инноваций и хозяйственного роста регион должен обладать всеми тремя компонентами. Концепция 3-х "Т" объясняет, почему такие города, как Балтимор, Сент-Луис и Питтсбург не могут обеспечить собственный рост, несмотря на значительные технологичные резервы и университеты мирового уровня: им не хватает открытости и толерантности для привлечения и стимуляции лучших креативных специалистов. Взаимозависимость 3-х "Т" проливает свет на то, почему терпят неудачу знаменитые своим стилем жизни города типа Майами или Нового Орлеана: там отсутствует необходимая технологическая база. Успеха добиваются в таких местах, где, как в районе залива Сан-Франциско, Бостоне, Вашингтоне и Сиэтле присутствуют все 3 "Т". Эти регионы можно по праву назвать креативными. В сотрудничестве с коллегами я провел объемные статистические исследования, чтобы убедиться в достоверности теории креативного капитала и уточнить механизмы взаимодействия 3-х "Т", обеспечивающие экономический рост. Подводя итоги, можно сказать, что креативных людей и высокотехнологичные индустрии привлекают места с высокими показателями разнообразия согласно "Гей-индексу", "Индексу богемы" и пр. (см. таблицу 14.1). Почему так происходит? Вряд ли потому, что в высокотехнологичных отраслях широко представлена богема и сексуальные меньшинства. Скорее, художники, музыканты, гомосексуалисты и члены креативного класса в целом предпочитают города, известные своей открытостью и разнообразием. Низкие входные барьеры приобретают особую важность потому, что население современных городов увеличивается не за счет естественного прироста (по этому показателю практически все города США уменьшаются), а за счет своей способности привлекать людей из других мест. Технология и талант Теперь давайте рассмотрим первые два "Т" — технологию и талант — в их взаимосвязи. Как мы уже видели, теоретики человеческого капитала продемонстрировали, что экономический рост тесно связан с концентрацией высокообразованных людей. Но лишь в немногих исследованиях конкретно рассматривается взаимоотношение таланта и технологии, кластеров образованных и креативных личностей и высокотехнологичной индустрии. Мы с коллегами по команде решили эту проблему, разработав и применив четыре региональных показателя: относительную концентрацию креативного класса в регионе плюс его "Индекс таланта" (простое измерение человеческого капитала, выраженное в проценте населения со степенью бакалавра или выше), "Индекс инноваций" региона (количество патентов на душу населения) и "Индекс высоких технологий", основанный на индексе Tech Pole Института Милкена, при помощи которого измеряется объем и концентрация экономики региона по секторам роста, таким как программное обеспечение, электроника, биомедицинская продукция и инженерные услуги. Мы проверили корреляции между этими факторами в применении к 49 регионам с населением более одного миллиона жителей и к более 200 регионам, по которым имеются данные. Наряду с широко известными технологическими центрами высокий рейтинг в "Индексе таланта" демонстрируют менее крупные университетские города, например, Санта-Фе, Мадисон, Шампейн-Урбана, Стейт Колледж, штат Пенсильвания и Блумингтон, штат Индиана. На субрегиональном уровне бросаются в глаза Анн-Арбор (часть детройтского региона) и Боулдер (часть денверского региона) на первом и третьем местах соответственно. Результаты исследований показывают, что инновационные и высокотехнологичные индустрии в значительной мере связаны с местами концентрации креативного класса и таланта в целом. К лидерам в области высоких технологий относятся Сан-Франциско, Бостон, Сиэтл, Лос-Анджелес и Вашингтон, а в инновационной сфере лидируют Рочестер, Сан-Франциско, Остин, Бостон и Роли-Дарем. Пятнадцать из ведущих двадцати высокотехнологичных регионов также входят в двадцатку центров креативного класса, равно как и четырнадцать из двадцати лидеров "Индекса инноваций". Более того, семнадцать из ведущих двадцати регионов в "Индексе таланта" входят в двадцатку лидеров креативного класса. По понятным причинам, статистические соотношения между "Индексом таланта" и центрами креативного класса входят в число сильнейших переменных нашего анализа, поскольку представители креативного класса обычно имеют высокий уровень образования. Однако корреляции между талантом и регионами с преобладанием рабочего класса демонстрируют абсолютно противоположные результаты, отличающиеся отрицательностью и высокой степенью значимости, что доказывает низкий уровень человеческого капитала рабочих регионов4. Новые аутсайдеры
Существует целый ряд исследований, указывающих на роль иммигрантов в экономическом развитии. Журналист Wall Street Journal Паскаль Закари в своей книге "Глобальное Я" утверждает, что открытость по отношению к иммиграции является краеугольным камнем инноваций и экономического роста. По его мнению, американские экономические успехи напрямую связаны с открытостью страны новаторству и энергии людей, приезжающих со всего света, а упадок некогда процветавших наций вроде Японии или Германии определяется однородностью населения этих стран5. Нашу нацию всегда отличала открытость предприимчивым индивидуумам из всех уголков планеты. 1990-е были отмечены самой большой волной эмиграции в истории США, превысившей 9 млн. человек. Иммигранты сейчас составляют более 12% занятого населения США, а в некоторых регионах эта цифра превышает 30%6. В значительной мере недавний рост городов и регионов США тоже вызван иммигрантами. В 2000 году Институт Милкена провел исследование, показавшее, что иммиграция является одной из двух наиболее мощных демографических тенденций, определяющих перемены в городах и регионах страны. По результатам исследования был составлен список наиболее разнообразных регионов США, опубликованный под названием "Метрополии плавильного котла"7. Перепись населения 2000 года дает ясно понять, что значительная часть прироста регионов в 1990-е была вызвана иммиграцией. При помощи иммигрантов пережили возрождение старые устоявшиеся регионы вроде Нью-Йорка или Чикаго, а более молодые города, от Атланты до Финикса, получили новые стимулы роста. Между 1990 и 2000 годами в Нью-Йорке прибавился один миллион иммигрантов, в результате чего общее количество населения впервые в истории города превысило 8 млн. человек8. В 1999 году более 40% всех жителей Нью-Йорка составляли граждане, родившиеся за рубежом, в то время как в 1990 году этот показатель составлял всего 28%9. Иммиграция позволила Чикаго добиться прироста населения в 1990-е впервые за пятьдесят лет. Согласно исследованиям Ан-нали Саксениан из Калифорнийского университета в Беркли, почти четверть населения в целом и около трети специалистов по технологиям и инженеров в Силиконовой долине, мировом центре высоких технологий, родились за пределами США"10. Иммигранты, от Эндрю Карнеги в сталелитейной промышленности до Энди Гроува в производстве полупроводников, всегда были мощным источником инноваций и предпринимательской инициативы. Люди, выбирающие жизнь в другой стране, показывают тем самым предрасположенность к риску. Их можно назвать "аутсайдеры-новаторы". Очевидно также, что те люди и группы, которые встречают препятствия в традиционных организациях, с большей вероятностью создадут свои собственные предприятия, и это предположение подтверждается фактами. Согласно исследованиям Саксениан, приблизительно каждое четвертое новое предприятие в Силиконовой долине после 1980 года было учреждено иммигрантами, а после 1995 года эта цифра возросла до 30%. В моем родном Питтсбурге значительная часть новых высокотехнологичных компаний была основана индийскими предпринимателями. Поэтому города по всей территории США наращивают усилия по привлечению иммигрантов. Компании не успевают готовить визы для новых работников, а регионы в центральной части страны, которые раньше не привлекали большого количества иммигрантов, теперь активно поощряют иммиграцию как средство оживления собственной экономики. Примером могут служить Миннеаполис и Сент-Пол, атакже штат Айова, заявивший о своем намерении стать "островом Эллис для Среднего Запада" или попытки Филадельфии привлечь иммигрантов в качестве "человеческого резерва". Администрация Питтсбурга продолжает привлекать новых им мигрантов из Индии". Мы с коллегами по команде рассмотрели взаимоотношения между иммиграцией (процентом рожденных за рубежом) и наличием высокотехнологичных индустрий (см. таблицу 14.2). По образцу исследования Института Милкена, мы назвали это взаимоотношение "Индекс плавильного котла". Последствия открытости к иммиграции для регионов нельзя назвать однозначными. Четыре из десяти регионов, занимающих лидирующее положение в "Индексе плавильного котла", входят также в десятку ведущих высокотехнологичных регионов страны; существует и положительное статистическое соотношение между "Индексом плавильного котла" и "Индексом высоких технологий". Очевидно, что иммиграция ассоциируется с высокими технологиями, как и утверждалось Саксениан. Но прочных связей между иммиграцией и уровнем инновационности не наблюдается: отсутствует статистическая корреляция между "Индексом плавильного котла" и "Индексом инноваций", измеряемым в количестве патентов. Он также не связан с ростом занятости, несмотря на позитивную связь с ростом населения12. Более того, регионы, открытые иммиграции, не всегда входят в число центров креативного класса. И хотя двенадцать из двадцати ведущих регионов "Индекса плавильного котла" относятся к числу двадцати основных центров креативного класса, значительных статистических соответствий между "Индексом плавильного котла" и креативным классом не существует'-1.
"Гей-индекс" Хотя иммигранты важны для роста регионов, существуют другие, еще более важные, типы разнообразия. В конце 1990-х Гэри Гейтс, ныне сотрудник Института экономики города (Вашингтон), измерил концентрацию геев в различных регионах с помощью данных переписи населения. В 1998 году, вернувшись в Карнеги-Меллон после командировки в школу Кеннеди Гарвардского университета, я случайно упомянул проректору по научным исследованиям о своей работе по географическим предпочтениям работников высокотехнологичных индустрии. Он посоветовал познакомиться с Гейтсом, который тогда обучался в докторантуре Карнеги-Меллон и занимался исследованием демографии геев. Как только мы познакомились, параллель стала очевидной: места, которые пользовались популярностью у геев, совпадали с местами размещения высокотехнологичных индустрии. Мы с Гейтсом вскоре начали сотрудничать и подружились. Совместно с экономистами Дэном Блэком, Сетом Сэндерсом и Лоуэллом Тэйлором Гейтс разработал новый показатель, получивший название "Гей-индекс"14. До этого никто серьезно не разбирался с географией расселения геев. Бюро переписи населения США собирает подробные данные об американцах, но до 2000 года никто не просил их указывать свою сексуальную ориентацию. Гейтс с коллегами нашли необычное решение. Гейтс изучал вопросы государственного управления и проявлял интерес к проблемам гомосексуалистов. У него было два преимущества перед другими исследователями. Он был официальным следователем Бюро переписи населения, что означало, что он обладал доступом ко всем необработанным данным переписи. К тому же у него был значительный опыт в компьютерном программировании. Перепись населения 1990 года позволяла незарегистрированным парам относить себя к категории "незарегистрированных партнеров", В не "сожителей" или "взрослых, не связанных родством". Он идентифицировал пары геев и лесбиянок, выделив незарегистрированных партнеров одною иола. Потом на основе этих данных он создал "Гей-индекс", распределяющий регионы по концентрации геев. Позже Гейтс добавил туда сведения переписи 2000 года. Мы почти сразу занялись сравнением высокотехнологичных отраслей с рейтингами "Гей-индекса". Есть несколько причин, по которым "Гей-индекс" может служить хорошим показателем разнообразия. Гомосексуалисты подвергались особо жесткой дискриминации. Попытки геев интегрироваться в общество сталкивались с серьезным сопротивлением. В некотором смысле гомосексуализм остается последней не до конца освоенной территорией на карте разнообразия; соответственно, там, где общество принимает геев, другие категории людей также могут рассчитывать на терпимость. По выражению Гейтса, геев можно назвать "канарейками креативной эпохи"16. Поэтому открытость по отношению к гомосексуалистам является хорошим показателем низких входных барьеров для человеческого капитала, которые гак важны для поощрения креативности и роста высоких технологий. В дополнение к крупным регионам, приведенным в таблице 14.3, небольшие города, такие как Айова-Сити, штат Айова; Мадисон, штат Висконсин; Юджин, штат Орегон; Ист-Лансинг, штат Мичиган и Блумингтон, штат Айова входят в двадцатку ведущих позиций "Гей-индекса" по всем регионам. Результаты нашего анализа полностью соотносятся с теорией креативного капитала (см. таблицу 14.3). При помощи "Гей-индекса" легко предсказать концентрацию высокотехнологичной индустрии в регионе. Шесть из ведущих десяти регионов согласно "Гей-индексу" в 1990 году и пять из десяти в 2000 году также входят в десятку лидеров по высоким технологиям. "Гей-индекс" оказался самым надежным способом измерения разнообразия и предсказания уровня развития высоких технологий практически во всех наших статистических расчетах17. Геи предсказывают не только концентрацию высокотехнологичных индустрии, но и их рост. Четыре из десяти регионов с лучшими показателями роста в области высоких технологий в период между 1990 и 1998 годами также оказываются в ведущей десятке "Гей-индекса" и в 1990, и в 2000 годах18. Вдобавок, корреляция между "Гей-индексом" (по результатам на 1990 год) и "Индексом высоких технологий" (на каждый год в период с 1990 по 2000 годы) возрастает с течением времени (см. рис. 14.1).
![]()
Отсюда можно сделать вывод, что преимущества разнообразия могут постепенно накапливаться. Некоторые наши критики ставят под сомнение правильность результатов из-за уникального положения Сан-Франциско, занимающего позицию № 1 и в том, и в другом рейтинге. Для проверки мы изъяли Сан-Франциско из анализа. Тем не менее, основные показатели остались практически неизменными19. На самом деле, влияние "Гей-индекса" на высокие технологии даже увеличилось с вынесением Сан-Франциско за пределы анализа. Наша уверенность в правильности использования концентраций геев для предсказания развития высокотехнологичных индустрии только возросла. Эти результаты остались неизменными даже после переписи 2000 года, когда к списку гей-регионов добавились такие курортные города, как Майами, Лас-Вегас и Орландо. Несмотря на это, двенадцать из двадцати ведущих регионов в "Гей-индексе" остались среди двадцати ведущих регионов в области высоких технологий. К тому же, десять из двадцати ведущих регионов в "Гей-индексе" вошли в число двадцати лидирующих центров креативного класса. На протяжении обоих периодов "Гей-индекс" находился в позитивном соотношении с креативным классом и в негативном — с рабочим классом20. Наблюдается также устойчивая связь между концентрацией геев в городе и другими показателями разнообразия, в особенности с процентом жителей, рожденных за рубежом. Подобные результаты подчеркивают серьезность влияния фактора разнообразия на широкие слои общества. Таким образом, низкие входные барьеры оказываются полезными для экономики в целом. Поразительно, насколько часто наши с Гейтсом соображения по этому поводу получали неправильную трактовку. Многие люди, как в академической среде, так и за ее пределами, похоже, считают, что мы видим прямую связь между гомосексуализмом и работой в области высоких технологий. Нам приходится выслушивать такие вещи: "Вы хотите сказать, что среди специалистов по высоким технологиям больше гомосексуалистов, чем в среднем среди населения?" Или даже еще большие нелепости, например: "Инженеры и программисты такие консерваторы, как вы можете называть их геями?" Мы имеем в виду вовсе не это. Предсказательная сила "Гей-индекса" ни в коем случае не зависит от преобладания гомосексуалистов в области высоких технологий. Просто он представляет собой хороший указатель на открытость и толерантность определенного места. Эти качества важны для специалистов в области высоких технологий и представителей креативного класса в целом по нескольким причинам. Для начала, многие из них являются иммигрантами или приезжими из других регионов страны. Многие выросли с ярлыком "ботаника"; у некоторых необычные привычки и стиль. Каждому хотелось бы жить в таком месте, где легко стать своим и жить, как заблагорассудится, не вызывая ни у кого вопросов. Как сказал Билл Бишоп, мой друг из газеты Austin American-Statesman: "Туда, где много геев, переезжают технари".
Образ жизни имеет значение В конце 1990-х я провел исследование роли условий жизни при выборе места жительства талантливыми и креативными людьми по заказу Фонда Ричарда Кинга Меллона. Фонд был обеспокоен оттоком талантливой молодежи из Питтсбурга и хотел понять, можно ли повернуть его вспять при помощи финансирования искусства, культуры и экологии. Предшествовавшие исследования установили, что инфраструктура образа жизни обеспечивает хорошую приманку для компаний, нуждающихся в более талантливых и квалифицированных кадрах. Причину видели в том, что такие люди имеют более высокий доход и, соответственно, могут себе позволить более высокое качество жизни. Первопроходцем стал работающий сейчас в университете Кейс Вестерн Резерв (Кливленд) Пол Готлиб, который в своей докторской диссертации, написанной в Принстоне, доказал это на примере местоположения высокотехнологичных компаний в штате Нью-Джерси21. Затем двое ученых, связанных с Национальным бюро экономических исследований, обнаружили, что семейные пары с высоким уровнем доходов предпочитают районы с развитой сетью удобств22. Гейтс и его сотрудники установили, что то же самое относится и к геям. Мне было также очевидно, что города давно используют удобства как инструмент поощрения экономического развития. Мэры и сотрудники администраций часто превозносят "высокое качество жизни" своего города. По всей стране города тратят миллиарды долларов на строительство стадионов, создание культурных кварталов и развитие розничной торговли, чтобы улучшить свой имидж. Действительно, из проведенных мной фокус-групп становится ясно, что при выборе местожительства люди высоко ценят условия жизни. Но мои исследования указывали на совсем другой ассортимент удобств. Я обнаружил, что креативный класс предпочитает их более активный, неформальный, уличный вариант. В своих исследованиях Чикаго социологи Ричард Ллойд и Терри Кларк определили новую роль условий жизни, назвав города "машинами развлечений"23. Это точка зрения нашла весомое подтверждение в подробном статистическом исследовании, проведенном Эдвардом Глэзером и его коллегами, которые установили, что происходит сдвиг от производственных городов к "потребительским", указав в заключение: "Будущее большинства городов зависит от их привлекательности для потребителей. Поскольку потребители становятся богаче, а фирмы — мобильнее, выбор места основывается на преимуществах для работника в той же мере, как и для фирмы"24. В апрельском номере журнала Economist за 2000 год появилась статья под провокационным заголовком "География модного", в которой указывалось, что города, долгое время выступавшие в качестве центров культуры и моды (читай: художественной и культурной креативности), от Нью-Йорка до Берлина, являются также центром притяжения для талантливых людей и определенных высокотехнологичных индустрий25. Я решил проверить эту точку зрения и провел ряд аналитических исследований совместно с Гэри Гейтсом и своими аспирантами. Я начал с подробного рассмотрения таких факторов, как климат, наличие профессионального спорта, возможностей для активного досуга и разнообразного культурного потенциала. Мне особенно хотелось провести различие между досуговой инфраструктурой уличного уровня и традиционным культурно-развлекательным набором, вроде профессиональных спортивных команд, музеев, симфонических оркестров, оперы, балета и т. д., который города обычно используют для привлечения людей и фирм и закрепления собственного статуса культурного центра. На ранних этапах исследования, обобщенных в докладе "Конкуренция в эпоху таланта" (2000), я выяснил, что некоторые элементы культуры и досуга лучше других работают на привлечение талантливых людей и развитие высокотехнологичных индустрии26. Примечательно, что высокая культура оказалась здесь не особенно эффективной. Гораздо лучше для этих целей подходили более камерные вещи, упоминавшиеся участниками моих фокус-групп, а именно, активная уличная жизнь, возможности отдыха на воздухе и современная музыкальная сцена. Например, Остин, где я консультировал мэрию, торгово-промышленную палату и высокотехнологичные компании, является очень привлекательным местом и для талантливых людей, и для высокотехнологичных компаний, хотя в нем отсутствуют известные спортивные команды и очень мало культурных учреждений в традиционном высоколобом смысле — зато там есть динамичная музыкальная среда и возможности для активного досуга. Так, например, показатель развития ночной жизни города под названием "Индекс модности" в значительной степени ассоциировался со способностью города привлекать талантливых людей и высокотехнологичные индустрии. Несмотря на это, мне хотелось более систематических доказательств. Обычно показатели качества жизни публикуются в изданиях типа альманаха Places Rated или журнала Money и отражают более старый образ жизни и соответственный набор элементов культурной инфраструктуры. К тому же подобные рейтинги не имеют научной основы, они непоследовательны, ненадежны и часто состоят из простого списка культурных учреждений, картинных галерей и спортивных сооружений. Более того, по многим позициям, которые хотелось оценить и проанализировать — например, музыкальная сцена или уличная жизнь города — надежная статистика попросту отсутствовала.
Индекс богемы Совместно со своей командой из Карнеги-Меллон я разработал новый рейтинг под названием "Индекс богемы", при помощи которого измеряется количество писателей, дизайнеров, музыкантов, актеров и режиссеров, художников и скульпторов, фотографов и танцоров. "Индекс богемы" дает возможность более точно измерить культурную инфраструктуру региона, поскольку здесь ведется прямой пересчет деятелей культуры с использованием надежных данных переписи населения. В дополнение к крупным регионам, приведенным в таблице 14.4, более мелкие города вроде Боулдера, Форт-Коллинза, Сарасоты и Мадисона занимают высокое место в рейтинге, если к рассмотрению принимаются все регионы. "Индекс богемы" обладает на удивление сильной способностью предсказывать целый ряд вещей, от высокотехнологичной базы региона до роста населения и занятости (см. таблицу 14.4)27. Пять из ведущих десяти и двенадцать из ведущих двадцати регионов в "Индексе богемы" входят в число ведущих регионов в области высоких технологий. Одиннадцать из ведущих двадцати регионов "Индекса богемы" входят в двадцатку наиболее инновационных регионов28. "Индекс богемы" также хорошо предсказывает рост занятости и населения региона. Концентрация богемы в регионе по состоянию на 1990 год предсказывает как концентрацию высокотехнологичной индустрии, так и занятость и рост населения между 1990 и 2000 годами. Это служит убедительным доказательством того, что в тех местах, где процветает художественная жизнь и культура, наблюдаются креативные экономические результаты и рост экономики в целом.
![]() ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|