Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Взросление креативного класса





 

История не окончена.

Карлос Фуэнтес

В США "класс" — это плохое слово. Многие комментаторы и поли­тические деятели предпочитают делать вид, что его не существует и осуждают тех, кто говорит о классовых различиях или использу­ет понятие "классовое сознание". Но для креативного класса и общества в целом небольшое повышение классового сознания было бы здо­ровым явлением. Тогда мы смогли бы более ясно увидеть, кто мы такие и как соотносимся с другими людьми, а также более системно планировать наше будущее.

Периоды широкомасштабных преобразований — вроде того, что мы пе­реживаем сейчас — всегда отмечались ростом и выдвижением на передний план нового класса. Если представителям таких классов удавалось объеди­ниться, они добивались великих вещей. Они помогали обществу войти в но­вую эпоху, а иногда и улучшали положение других его групп. Западноевро­пейская буржуазия на раннем этапе своего развития встала во главе движения против монархии и старого феодального порядка. На рубеже XIX и XX веков рабочий класс возглавил усилия по улучшению оплаты и усло­вий труда для огромного количества людей.

Сегодня члены креативного класса должны осознать, что их экономиче­ская функция делает их естественными — и даже единственно возможны­ми — общественными лидерами XXI века. Тем не менее, возникнув лишь недавно, креативный класс еще не осознал себя как класс. По большей ча­сти, его представители продолжают определять себя через отличия друг от друга: инженеры или художники, бэби-бумеры или поколение Икс, либера­лы или консерваторы, горожане или жители пригородов. Или думать толь­ко о себе. Членов креативного класса часто критикуют за равнодушие и эго­изм. Журналист Полина Борсук нашла удачное выражение для названия своей книги "Киберэгоизм", представляющей собой исследование культу­ры "освобождения через технологию" Силиконовой долины, многие обита­тели которой настолько поглощены собой, что не видят особой потребности в гражданской активности1. Огромное количество представителей креативного класса беспокоится в основном о собственном резюме, физической форме и приобретении символов статуса нашей эпохи: стильного дома с холодильником Sub-Zero, печью Viking и джипом в гараже. Они наивно предполагают, что если они позаботятся о себе, остальной мир тоже позаботится о себе сам и будет продолжать обеспечивать условия для их процветания. Раз за разом я слышу жалобы таких людей, что традиционные формы орга­низованной политики (или чего бы то ни было организованного) их "не ус­траивают". Их можно понять. Старые формы представляют собой пережит­ки прошлых эпох и часто оставляют желать лучшего. Но вот в чем дело: если мы не изобретем новые формы гражданской активности, подходящие для нашего времени, у нас в обществе возникнет вакуум и такая политическая ситуация, которая в конце концов ограничит нашу способность к экономи­ческому росту и повышению уровня жизни.

Разумеется, не все члены креативного класса аполитичны. Многие уча­ствуют в политических кампаниях, добровольно помогают неимущим, забо­тятся об охране окружающей среды и т. д. Некоторые даже временно уходят со своих денежных работ, чтобы посвятить себя полностью общественным проблемам, которые они считают важными. Но это касается лишь отдельных попыток, направленных в основном на конкретные вещи и слишком разоб­щенных, чтобы повлиять на ключевые вопросы, возникающие в нашем об­ществе в процессе перехода к креативной эпохе.

Для креативного класса пришла пора взросления. Мы должны превра­титься из аморфного сборища самодеятельных, пусть и преуспевающих, ин­дивидов в более сплоченную, более ответственную группу. Мы должны по­нять, что несмотря на наши различия, у нас много общих интересов. Недавние события еще более активно побуждают нас к этому. Крах индекса NASDAQ и последовавшая за ним рецессия дают ясно понять, что нам не удастся доплыть без проблем до берегов Утопии. Об этом с новой силой на­помнили ужасные события 11 сентября. У каждой эпохи, у каждого поколе­ния есть свой определяющий момент. Не исключено, что произошедшие в тот день теракты и их последствия станут таким опытом для нас.

После террористических атак я вспомнил мир своих родителей. Людей их возраста называют "величайшим поколением" за то, как они повели себя в дни кризиса и потрясений. Они ответили на вызов эпохи. Мое поколение и мой класс отвечали только на собственные вызовы. Мы не отнеслись с до­статочной серьезностью к своим лидерским обязательствам, которые возла­гаются на устанавливающий нормы класс.

Я понимаю, что иду на большой риск. Я не только сообщаю творческим людям, что они принадлежат к новому классу, но и призываю их к выработ­ке классового сознания и к соответствующим действиям. И все же я чувст­вую, что моя самонадеянность оправдана. Креативные работники уже со­ставляют де-факто класс за счет своей доминирующей экономической роли н функции. Определение новою класса также отчасти является самоопреде­лением его членов. Это правильно и здорово, но любая концепция персо­нальной идентичности требует продуманного представления о том, как че­ловек соотносится с другими людьми, в чем его обязанности перед ними и чего он ожидает от них. Можно назвать это относительной идентичностью. Боюсь, что об этом многие члены креативного класса имеют самые рас­плывчатые представления.

Перед креативным классом стоит непростой вызов. Ему придется столк­нуться со значительными препятствиями, из которых, пожалуй, самое серьез­ное — армия окопавшихся лоббистских групп со своими интересами. Как заметил Мансур Олсон в своей классической книге "Логика коллективного действия", люди, организованные вокруг отдельных целей и стабильно при­лагающие усилия для их осуществления, получают огромное преимущество перед теми, кто обладает сильными интересами, но не может организовать­ся2. Говоря проще, чтобы добиться цели, необходимо организованное дей­ствие. Этот факт как-то не доходит до многих прожженных (и, быть может, романтичных) индивидуалистов из числа креативного класса. Ограничимся одним примером: часто можно услышать жалобы членов креативною клас­са на такие тенденции, как расползание городов и бездумные программы реконструкции. Однако в этих случаях речь идет о результате деятельности хорошо организованных групп (застройщиков, подрядчиков, профсоюзов строителей и властей), желающих обогатиться или увековечить себя памят­ником. Для противостояния таким глубоко скрытым интересам, опираю­щимся на властные структуры, требуется намного больше, чем гневное письмо в газету или подпись под петицией.

Чтобы добиться эффективности, креативному классу в конце концов придется изобрести новые формы коллективного действия. Сомневаюсь, что его члены когда-нибудь объединятся в организацию наподобие профсоюза ("Американская федерация креативных работников") или в традиционную политическую партию ("Партия работников креативного труда") и что по­добные объединения могут принести пользу. Члены креативного класса слишком разобщены. Вместо этого требуется общее видение, которое могло бы мотивировать наши конкретные действия. Это видение должно отражать главные принципы креативной эпохи, состоящие в том, что креативность — это основополагающий источник экономического роста и неотъемлемая часть человеческой природы, которую необходимо культивировать. Такое общее видение может определить курс для вновь формирующихся групп и придать новое направление деятельности существующих учреждений и орга­нов власти.

На мой взгляд, креативному классу предстоит решить три фундаменталь­ных вопроса: 1) привлечение инвестиций в креативность для обеспечения долгосрочного экономического роста; 2) преодоление классового разделе­ния, ослабляющего общество и угрожающего экономическому благососто­янию и 3) выработка новых общественных связей в условиях растущего разнообразия и фрагментации. Мы можем решить эти вопросы только задействовав коллективную креативность и цредоставив каждому возможность воспользоваться преимуществами креативной эпохи.

 

 

Инвестиции в креативность

 

Практически каждый гражданин заинтересован в долгосрочных успехах на­циональной экономики. До сих пор экономическое процветание США объяснялось их систематическими действиями по обеспечению статуса ве­дущей креативной экономики мира. Например, мы инвестировали значи­тельные средства в исследования и разработки, сохранили развитую уни­верситетскую систему, обеспечили свободу самовыражения, а также открытость и привлекательность для лучших умов мира.

В результате, в нашей экономике — как и во всех развитых экономиках — продолжается переход от производства и услуг к креативным сферам с более высокой добавленной стоимостью. Рецессия 2000—2001 годов лишь ускори­ла этот переход. Согласно докладу Фонда политики занятости населения, опубликованному в ноябре 2001 года, в течение 12 месяцев до сентября 2001 года сокращение занятости имело место ib основном в производстве, где по­тери составили около 1,2 миллионов рабочих мест. Тем временем, отрасли и рабочие места с преобладанием креативного класса на самом деле выросли—в управленческой, технической и специализированной сферах было создано 636 000 дополнительных рабочих мест3. Залог конкурентоспособно­сти на долгосрочной основе состоит как в увеличении креативной составля­ющей производственных отраслей, так и в продолжении перехода к креа­тивным сферам с их более высокими показателями добавленной стоимости.

Но зачем беспокоиться, если мы уже движемся в правильном направле­нии и опережаем весь мир в области креативности? Потому что история учит нас, что подобные преимущества могут быстро исчезнуть. Как показали Джоэл Мокир и другие исследователи, креативность не возникает и не суще­ствует сама по себе; ее необходимо культивировать. И если мы не найдем на­дежного способа, это сделают другие4. В отличие от традиционных факторов производства, таких как земля или капитал, креативность нельзя передавать от поколения к поколению. Фирмы, регионы и общества, которые ее ис­пользуют, должны постоянно обеспечивать ее развитие и воспроизводство. Более того, мы играем на постоянно меняющемся поле. Игра экономическо­го развития не стоит на месте: другие игроки видят ценность в культивации креативности. В 1993 году Пол Ромер сделал следующий прогноз:

Мы не знаем, какой будет следующая: большая идея того, как поддержи­вать идеи. Мы также не знаем, где она возникнет. Тем не менее, можно сделать два безошибочных предположения. Во-первых, в XXI веке будет лидировать та страна, которая воплотит инновационное изобретение, позволяющее производить коммерчески состоятельные идеи для частного сектора. Во-вторых, новые метаидеи такого типа обязательно будут найде­ны. Только недостаток воображения, подобный тому, который побуждает человека с улицы считать, будто все уже изобретено, заставляет нас ду­мать, что все важные институты уже существуют и все политические ры­чаги уже обнаружены5.

 

На мой взгляд, самое важное политическое решение — это выбор объек­тов инвестиций. В прошлом фирмы и власти имели склонность к крупно­масштабным инвестициям в физический капитал — новое оборудование, заводы, каналы, дороги, аэропорты и другие разновидности материальной инфраструктуры. Эти инвестиции окупались в смысле повышения эффек­тивности, а также создавали спрос и эффект мультипликатора. Во время Ве­ликой депрессии Джон Мейнард Кейнс утверждал в своих сочинениях, что любые систематические инвестиции могут принести значительный доход. Он проиллюстрировал свою мысль следующим полушутливым примером:

Если бы казначейство наполнило банкнотами старые бутылки, закопало их в глубине заброшенных шахт, сверху засыпало мусорными отходами, а потом предоставило частному бизнесу на основе проверенных принципов laissez faire выкопать их опять... больше не было бы безработицы и, с уче­том последствий, реальные доходы населения и ею капиталы также, веро­ятно значительно возросли бы по сравнению с нынешним состоянием6.

Разумеется, мы можем распорядиться деньгами гораздо лучше. Для этого необходимо перенаправить и государственные, и частные средства вместо вложений в физический капитал на инвестиции в креативный капитал. Члены креативного класса много вкладывают в поддержку и развитие соб­ственных творческих способностей, осознавая то, что специалистам по эко­ном ике труда было очевидно уже давно: инвестиции в собственное образо­вание и навыки являются наиболее эффективными и прибыльными. Исходя из личных и общественных интересов, они должны сделать так, что­бы компании, регионы и страна в целом поступали бы также. Например, за­траты на исследования и разработки со стороны государства и промышлен­ности входят в число самых окупаемых инвестиций — и, возможно, единственных реальных капиталовложений федерального правительства. Но в национальных масштабах наши совокупные инвестиции в НИОКР составляют менее 3% ВНП, то есть мизерную часть того, что тратится на жи­лье, инфраструктуру и прочие материальные активы.

На региональном уровне тенденции еще хуже. Штаты и регионы по всей стране продолжают вливания бесчисленных миллиардов долларов в спор­тивные стадионы, конференц-центры, центры туризма и развлечений и другие проекты сомнительного экономического достоинства. Гораздо больше прибыли принесло бы инвестирование малой доли этих средств в креативный капитал, например, в поддержку новых исследований в области биотехнологии и программного обеспечения или вложения в сферу ис­кусств и культуры. Подобные инвестиции приносят постоянные дивиденды в значительном объеме за счет привлечения лучших научных, технических и творческих умов, фирм из других регионов, а также создания дочерних ком­паний. Пополнение креативного капитала приводит к существенному воз­растанию уровня доходов и благосостояния населения, а также к созданию рабочих мест для представителей всех классов. Что касается стадионов, луч­ше положить деньги на сберкнижку, так как подобные расходы на деле ве­дут к сокращению местного благосостояния и доходов7.

Учитывая тот факт, что креативность оказывается главным источником экономического роста, лучший путь к устойчивому процветанию проходит через инвестиции в креативность во всех формах и по всем направлениям. Это подразумевает не только повышение финансирования исследований и разработок или улучшение сферы образования, хотя и то, и другое важно. Требуется повышение инвестиций в многомерные и разнообразные проя­вления креативности: искусства, музыку, культуру, дизайн и другие области, поскольку все они взаимосвязаны и процветают вместе. Это также означает инвестирование в соответствующие инфраструктуры и сообщества, кото­рые привлекают креативных людей со всего света и стимулируют креатив­ность в широком смысле слова.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.