|
Преодоление классовых различий⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 США далеко до общественного единства. Многие комментаторы отмечали увеличение разрыва в уровне доходов и растущую стратификацию, характерные для нашей общественной жизни. Как было показано в данной книге, наше общество разделено по классовым линиям, и это разделение все отчетливей отражается на американском экономическом ландшафте в результате растущей географической сегментации. Во всех уголках страны города и пригороды все больше "балканизируются", дробясь на сообщества имущих и неимущих. Места концентрации креативного класса предлагают своим жителям гораздо больше ресурсов для преуспевания — от хороших школ до социальных связей. Еще хуже то, что классы все больше распределяются по регионам. Общество, основанное на принципе "победитель получает все", которое описывали Роберт Фрэнк и Филип Кук, воспроизводится в гигантском географическом масштабе: или ваш регион является растущим центром креативного класса, или он плетется в хвосте из-за чрезмерной концентрации рабочего или обслуживающего классов8. Растущее разделение нашего общества представляет собой проблему не только с точки зрения социальной справедливости; оно экономически неэффективно для нации в целом. Если использование человеческой креативности является ключом к экономическому успеху, тогда концентрацию рабочего и обслуживающего классов, представители которых не заняты креативной работой, можно приравнять к пустой трате ресурсов. Пока что нам удавалось избежать этой проблемы, но рано или поздно мы столкнемся с ней лицом к лицу, как было несколько десятилетий назад, когда американские промышленные корпорации не сумели задействовать креативный потенциал рабочих и в результате проиграли японским фирмам, использовавшим метод креативного предприятия. Если с этим разделением общества ничего не сделать и позволить ему продолжаться, со временем пострадают наши долгосрочные перспективы экономического роста и развития. Таким образом, экономические интересы, равно как и моральный императив, обязывают членов креативного класса способствовать сокращению классового разделения не только через благотворительность или перечисление средств государству, но и через мобилизацию креативности как можно большего числа людей, позволяющую интегрировать их в креативную экономику. В этом случае экономические мотивы совпадают с гуманистическими. Занимать миллионы людей на рутинной работе вроде махания метлой, перетаскивания коробок или монтажа плат — это чудовищная растрата человеческих способностей. Когда-нибудь это будет восприниматься как этическое и экономическое ретроградство, наподобие использования живой силы для сбора хлопка на плантациях. Креативный класс может для начала предложить другим классам конкретное видение того, как можно улучшить свое положение, став частью креативной экономики или научившись сосуществовать с ней. Члены нового класса должны стараться гарантировать открытость наших границ, как физических, так и культурных, и не отступать от принципов разнообразия. Необходимо также обеспечить доступ ко всем возможностям и неограниченной социальной мобильности для всех, отдавая себе отчет в том, что препятствия и барьеры не только проблематичны с точки зрения морали, но и экономически непродуктивны. В качестве примера использования такого подхода давайте рассмотрим давнюю проблему так называемых экономических низших классов. В этом вопросе, как и во многих других случаях, мы часто оказываемся в ситуации бурных дебатов, которые упускают из виду главное. Консерваторы критикуют "государство всеобщего благосостояния" за увеличение бедности вместо ее сокращения и настаивают на том, что социальные льготы необходимо сократить, чтобы заставить людей работать, пусть и на низкооплачиваемых местах9. Либералы возражают, что у людей нет стимулов для такого труда, поскольку зарплаты не хватает на содержание одного человека, не говоря уже о семье, и, следовательно, решение состоит в том, чтобы повышать минимальный размер заработной платы или устанавливать обязательный размер минимальной оплаты труда. Они также выражают разочарование в связи с исчезновением "хороших" рабочих мест на производстве, которые раньше позволяли работникам с невысоким уровнем образования или квалификации получать доступ к среднему уровню доходов10. Однако экономическая реальность в том, что, как это ни печально, большая часть таких рабочих мест на производстве исчезла навсегда. А главное, что упускается из виду в подобных дискуссиях, состоит вот в чем: неквалифицированный труд плохо оплачивается, потому что это не креативная работа. Более того, нет экономической логики в том, чтобы заставлять людей заниматься бессмысленной работой, которая приносит так мало экономической пользы. Гораздо выгоднее поддерживать количество таких рабочих мест на минимальном уровне и переориентировать рабочую силу на более креативный труд, который приносит пользу, удовлетворение и более достойную оплату. В так называемых малообеспеченных районах существует огромный не-задействованный потенциал креативности. Например, в одном из самых бедных гетто Питтсбурга, Хилл Дистрикт, выросло множество талантливых людей: джазовые музыканты Кении Кларк, Стенли Терринтайн и Джордж Бенсон, лауреат Пулитцеровской премии драматург Огаст Уилсон и многие другие. Ди-джеи и музыканты в этом и других районах такого рода находятся на передовой прогрессивной электронной музыки, совмещая художественную креативность с технической. Иногда я спрашиваю своих студентов: "Откуда берется музыка, которую вы слушаете?" По большей части, постепенно понимают они, из непривилегированных районов. Когда я рос в рабочем квартале, мне довелось лично наблюдать невероятный талант и креативность обычных людей, которых можно отнести к числу самых умных и трудолюбивых из всех, с кем я встречался в своей жизни. Но я также видел, что существующая экономическая система и социальная структура не дает развиться их талантам. Я до сих пор помню их совет: "Учись, шевели мозгами и выбирайся отсюда". Могу себе представить, насколько сложнее приходится креативным людям в действительно обездоленных местах. Если вспомнить экстремальный пример, социолог Барбара Эренрайх, около года проработавшая уборщицей и официанткой, принесла меньше экономической пользы физическим трудом в этих ролях, чем творческой работой над описанием своего опыта в книге". Не все могут или должны быть ди-джеями или музыкантами, писателями или драматургами, программистами или дизайнерами, но в малообеспеченных районах наверняка найдется много людей, чьи таланты можно культивировать в более креативных целях, чем переворачивание бургеров, сборка электронных игрушек или работа охранника. Некоторые считают само понятие креативного класса элитарным. Но существование большого растущего нового класса хорошо оплачиваемых креативных работников не представляет проблемы; наоборот, насколько я понимаю, это — здоровый знак. Элитарность, неравенство, неэффективность и даже опасность содержатся в сохранении общественного порядка, при котором некоторые люди воспринимаются как прирожденные творцы, а остальные существуют, чтобы их обслуживать, воплощать их идеи и удовлетворять их потребности. Ограничение креативности кругом избранных — настоящий рецепт всякого рода проблем, от социальной несправедливости до неэффективности. Хорошая новость в том, что креативность распространилась по всему нашему обществу и будет продолжать распространяться. Возникают и внедряются новые, более благоприятные для креативности формы организации, от креативного рабочего места и креативного предприятия до креативных сообществ, возникающих по всей стране. Нам предстоит задача продолжить эти начинания и воплотить их во всех сферах общества. Для этого потребуются новые формы социальных связей, отвечающие новым реалиям нашего времени.
Создание социальных связей Многие отмечают общий упадок социальных связей в обществе. Они выражают сожаление по поводу разрушения нуклеарной семьи, заката таких основополагающих институтов, как церковь или гражданские объединения, а также других признаков, которые, по их мнению, указывают на конец гражданского общества. Хотя подобные поводы для беспокойства заслуживают самого серьезного внимания, они не являются предвестниками катастрофы. Сбои в общественном порядке естественны в период экономических преобразований. История учит, что самая большая ошибка — пытаться остановить перемены или повернуть их вспять. Когда меняется сама суть экономики, старые институты перестают работать. Люди и общественные группы утрачивают прежние связи, поскольку меняются их экономические роли. Сообщества с сильным социальным капиталом, которые проповедуют Роберт Патнэм и его сторонники, не выдержат проверку временем, поскольку сегодня люди работают не так, как раньше, и стремятся к совсем другой жизни12. И все же, одно можно сказать наверняка: нельзя рассчитывать на устойчивую и развитую креативную экономику в расколотом и разобщенном обществе. Потому наши экономические и социальные задачи неразрывно связаны друг с другом. Как мы уже установили, открытые и разнообразные сообщества обладают несомненными конкурентными преимуществами в стимулировании креативности, продвижении инноваций и повышении благосостояния и экономического роста. Главное — создать новые механизмы для выработки новых социальных связей в эпоху, определяемую разнообразием, высокой мобильностью, ослабленными связями и случайными обязательствами. Долгое время мы искали не там, где следовало. Объединения, подобные Ротари-клубам или лигам боулинга, дают возможность создавать и измерять определенный тип социальных связей, но не заменяют их. Сегодня нам необходимо создать нечто радикально отличное от того, что эффективно работало в 1960-е, во времена моего детства. Ключом к социальным связям являются сильные сообщества, а не институты внутри них. Поскольку группы утратили свое прежнее значение, само сообщество должно стать социальной матрицей, которая держит нас вместе, подобно тому как экономическая матрица сегодня соединяет людей и возможности, компании и кадры. Когда все остальное — фирмы, карьеры, даже семьи — подвержены постоянным переменам, сообщество часто выступает единственным постоянным членом социального уравнения. Социальные группы сохраняются за счет своей географической привязки. Каждый из нас принадлежит к такой группе, пусть даже временно. Если сообщества играют центральную роль, мы обязаны сделать так, чтобы каждое из них стало максимально сильным и единым — и при этом, как ни парадоксально, приспособленным к мобильности и переменам, определяющим нашу жизнь. Как было давно замечено Джейн Джейкобс, сообщества создают социальную стабильность, смешивая постоянных жителей с временными13. Постоянные члены обеспечивают преемственность, а новые привносят разнообразие и взаимодействие, обеспечивающие креативный баланс. Сегодня люди переезжают намного чаще, поэтому для любого сообщества важно в первую очередь привлечь таланты. Как я уже говорил, представители креативного класса особенно разборчивы и сторонятся тех мест, которые не отражают их ценности и не позволяют им самореализоваться. Однако привлечение людей — это лишь первый шаг. Второй состоит в том, чтобы использовать таланты тех, кто хочет участвовать в общественной жизни. Даже если срок проживания некоторых из них в сообществе ограничивается всего несколькими годами, может оказаться, что им есть что предложить. Если им понадобится несколько лет, чтобы почувствовать себя частью сообщества, этот потенциал, возможно, будет упущен. Следовательно, сообщества должны помогать людям самых разных типов проявить свою активность. По сути, необходимо дополнить низкие входные барьеры низкими барьерами для эффективного участия в общественных делах. Сообщества уже не в состоянии привлекать и удерживать людей просто предлагая им хорошо оплачиваемую работу, дешевое жилье и надежный транспорт, чтобы ездить туда и обратно. Люди более склонны к личному участию в сообществе, если оно представляет собой разнообразное и аутентичное место с хорошей репутацией и прочными социальными связями для жизни и работы. Город Торонто — процветающий и многомерный креативный центр, где представители креативного класса всех профессий живут бок о бок с новыми иммигрантами (составляющими приблизительно половину населения города) и менее обеспеченными жителями, чьи дети ходят в школу с их детьми. В США такое смешение найти весьма затруднительно. Обеспеченным представителям креативного класса, которые переезжают в районы с разнообразным этническим, расовым или экономическим составом населения, не стоит предполагать, что само их присутствие автоматически "оживляет" эти места. Многие жители, принадлежащие к рабочему или обслуживающему классам, так не считают. Все, что они часто получают в таких случаях — это повышение арендной платы и, возможно, небольшое количество новых низкоквалифицированных рабочих мест: официанток, уборщиц и т. п. Классы могут проживать в непосредственной близости, но практически не взаимодействовать между собой. Такие районы и сообщества должны доказать, что люди разного происхождения и статуса могут жить и работать вместе. Необходимо, чтобы это произошло на уровне сообщества и распространилось на всю страну, если мы хотим достичь прочных социальных связей и экономической жизнеспособности, от которых зависит наше долгосрочное процветание. самом начале книги: чего мы действительно хотим? Какую жизнь — и какое общество — мы хотим завещать грядущим поколениям? Этот вопрос нельзя предоставить воле случая, решениям политических деятелей или даже самым прогрессивным общественным программам. Креативный класс обязан, наконец, осознать всю свою важность, равно как и факт собственного существования. Чтобы приступить к его решению, мы должны сконцентрировать весь свой интеллект, всю энергию и, самое главное, классовое сознание. Задача создания поистине креативного общества — это не пасьянс для одиночки. В такую игру мы играем одной командой.
Креативность ради чего?
Следует отдавать себе отчет в том, что открывая шлюзы креативности, мы не решаем автоматически все наши проблемы. Креативность — это не абсолютное благо, а человеческая способность, которую можно использовать для множества различных целей. В прошлом веке научно-техническая креативность дала нам не только превосходные изобретения, но и ужасные вилы оружия. Массовые централизованные эксперименты с новыми формами экономического и общественного устройства привели к таким фиаско, как Советский Союз, в то время как у нас в США креативность в условиях свободного рынка способствовала созданию огромного количества безвкусных, вульгарных и ненужных вещей. Если так, зачем ставить продвижение креативности во главу угла в нашей общественной и личной жизни? Почему бы не взять какой-нибудь другой атрибут, более позитивный и полезный — например, духовное развитие или гражданственность? Разве это не поможет нам со временем стать лучше и научиться управлять своими естественными креативными импульсами? Да, безусловно, мы должны культивировать и то, и другое. Но это не обеспечит развитие экономической силы и ресурсов, при помощи которых мы можем сделать мир лучше. А креативность дает нам такую силу. Необходимо задуматься о том, на какие цели мы направляем свою креаивность. В ней скрыта огромная ценность, которую нельзя растрачивать впустую, и могучая сила, применять которую можно лишь тщательно взвесив все вероятные последствия. Что возвращает нас к вопросу, заданному в самом начале книги: чего мы хотим? Какую жизнь – и какое общество – мы хотим завещать грядущим поколениям? Этот вопрос нельзя предоставить воле случая, решениям политических деятелей или даже самым прогрессивным общественным программам. Креативный класс обязан, наконец, осознать всю свою важность, равно как и факт собственного существования. Чтобы приступить к его решению, мы должны сконцентрировать весь свой интеллект, всю энергию и, самое главное, классовое сознание. Задача создания поистине креативного общества — это не пасьянс для одиночки. В такую игру мы играем одной командой.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|