Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Преодоление классовых различий





США далеко до общественного единства. Многие комментаторы отмечали увеличение разрыва в уровне доходов и растущую стратификацию, харак­терные для нашей общественной жизни. Как было показано в данной книге, наше общество разделено по классовым линиям, и это разделение все отчетливей отражается на американском экономическом ландшафте в результате растущей географической сегментации. Во всех уголках страны города и пригороды все больше "балканизируются", дробясь на сообщества имущих и неимущих. Места концентрации креативного класса предлагают своим жителям гораздо больше ресурсов для преуспевания — от хороших школ до социальных связей. Еще хуже то, что классы все больше распреде­ляются по регионам. Общество, основанное на принципе "победитель по­лучает все", которое описывали Роберт Фрэнк и Филип Кук, воспроизво­дится в гигантском географическом масштабе: или ваш регион является растущим центром креативного класса, или он плетется в хвосте из-за чрез­мерной концентрации рабочего или обслуживающего классов8.

Растущее разделение нашего общества представляет собой проблему не только с точки зрения социальной справедливости; оно экономически не­эффективно для нации в целом. Если использование человеческой креа­тивности является ключом к экономическому успеху, тогда концентрацию рабочего и обслуживающего классов, представители которых не заняты креативной работой, можно приравнять к пустой трате ресурсов. Пока что нам удавалось избежать этой проблемы, но рано или поздно мы столкнем­ся с ней лицом к лицу, как было несколько десятилетий назад, когда аме­риканские промышленные корпорации не сумели задействовать креатив­ный потенциал рабочих и в результате проиграли японским фирмам, использовавшим метод креативного предприятия. Если с этим разделени­ем общества ничего не сделать и позволить ему продолжаться, со време­нем пострадают наши долгосрочные перспективы экономического роста и развития.

Таким образом, экономические интересы, равно как и моральный импе­ратив, обязывают членов креативного класса способствовать сокращению классового разделения не только через благотворительность или перечисле­ние средств государству, но и через мобилизацию креативности как можно большего числа людей, позволяющую интегрировать их в креативную эко­номику. В этом случае экономические мотивы совпадают с гуманистически­ми. Занимать миллионы людей на рутинной работе вроде махания метлой, перетаскивания коробок или монтажа плат — это чудовищная растрата че­ловеческих способностей. Когда-нибудь это будет восприниматься как эти­ческое и экономическое ретроградство, наподобие использования живой силы для сбора хлопка на плантациях.

Креативный класс может для начала предложить другим классам кон­кретное видение того, как можно улучшить свое положение, став частью креативной экономики или научившись сосуществовать с ней. Члены ново­го класса должны стараться гарантировать открытость наших границ, как физических, так и культурных, и не отступать от принципов разнообразия. Необходимо также обеспечить доступ ко всем возможностям и неограни­ченной социальной мобильности для всех, отдавая себе отчет в том, что пре­пятствия и барьеры не только проблематичны с точки зрения морали, но и экономически непродуктивны.

В качестве примера использования такого подхода давайте рассмотрим давнюю проблему так называемых экономических низших классов. В этом вопросе, как и во многих других случаях, мы часто оказываемся в ситуации бурных дебатов, которые упускают из виду главное. Консерваторы критику­ют "государство всеобщего благосостояния" за увеличение бедности вместо ее сокращения и настаивают на том, что социальные льготы необходимо со­кратить, чтобы заставить людей работать, пусть и на низкооплачиваемых местах9. Либералы возражают, что у людей нет стимулов для такого труда, поскольку зарплаты не хватает на содержание одного человека, не говоря уже о семье, и, следовательно, решение состоит в том, чтобы повышать ми­нимальный размер заработной платы или устанавливать обязательный раз­мер минимальной оплаты труда. Они также выражают разочарование в свя­зи с исчезновением "хороших" рабочих мест на производстве, которые раньше позволяли работникам с невысоким уровнем образования или ква­лификации получать доступ к среднему уровню доходов10. Однако экономи­ческая реальность в том, что, как это ни печально, большая часть таких ра­бочих мест на производстве исчезла навсегда. А главное, что упускается из виду в подобных дискуссиях, состоит вот в чем: неквалифицированный труд плохо оплачивается, потому что это не креативная работа. Более того, нет экономической логики в том, чтобы заставлять людей заниматься бессмыс­ленной работой, которая приносит так мало экономической пользы. Гораз­до выгоднее поддерживать количество таких рабочих мест на минимальном уровне и переориентировать рабочую силу на более креативный труд, кото­рый приносит пользу, удовлетворение и более достойную оплату.

В так называемых малообеспеченных районах существует огромный не-задействованный потенциал креативности. Например, в одном из самых бедных гетто Питтсбурга, Хилл Дистрикт, выросло множество талантливых людей: джазовые музыканты Кении Кларк, Стенли Терринтайн и Джордж Бенсон, лауреат Пулитцеровской премии драматург Огаст Уилсон и многие другие. Ди-джеи и музыканты в этом и других районах такого рода находят­ся на передовой прогрессивной электронной музыки, совмещая художе­ственную креативность с технической. Иногда я спрашиваю своих студен­тов: "Откуда берется музыка, которую вы слушаете?" По большей части, постепенно понимают они, из непривилегированных районов.

Когда я рос в рабочем квартале, мне довелось лично наблюдать невероят­ный талант и креативность обычных людей, которых можно отнести к чис­лу самых умных и трудолюбивых из всех, с кем я встречался в своей жизни. Но я также видел, что существующая экономическая система и социальная структура не дает развиться их талантам. Я до сих пор помню их совет: "Учись, шевели мозгами и выбирайся отсюда". Могу себе представить, на­сколько сложнее приходится креативным людям в действительно обездо­ленных местах. Если вспомнить экстремальный пример, социолог Барбара Эренрайх, около года проработавшая уборщицей и официанткой, принесла меньше экономической пользы физическим трудом в этих ролях, чем твор­ческой работой над описанием своего опыта в книге". Не все могут или должны быть ди-джеями или музыкантами, писателями или драматургами, программистами или дизайнерами, но в малообеспеченных районах навер­няка найдется много людей, чьи таланты можно культивировать в более креативных целях, чем переворачивание бургеров, сборка электронных иг­рушек или работа охранника.

Некоторые считают само понятие креативного класса элитарным. Но су­ществование большого растущего нового класса хорошо оплачиваемых креативных работников не представляет проблемы; наоборот, насколько я пони­маю, это — здоровый знак. Элитарность, неравенство, неэффективность и даже опасность содержатся в сохранении общественного порядка, при кото­ром некоторые люди воспринимаются как прирожденные творцы, а осталь­ные существуют, чтобы их обслуживать, воплощать их идеи и удовлетворять их потребности. Ограничение креативности кругом избранных — настоя­щий рецепт всякого рода проблем, от социальной несправедливости до неэффективности. Хорошая новость в том, что креативность распространилась по всему нашему обществу и будет продолжать распространяться. Возника­ют и внедряются новые, более благоприятные для креативности формы ор­ганизации, от креативного рабочего места и креативного предприятия до креативных сообществ, возникающих по всей стране. Нам предстоит задача продолжить эти начинания и воплотить их во всех сферах общества. Для это­го потребуются новые формы социальных связей, отвечающие новым реали­ям нашего времени.

 

 

Создание социальных связей

Многие отмечают общий упадок социальных связей в обществе. Они выра­жают сожаление по поводу разрушения нуклеарной семьи, заката таких ос­новополагающих институтов, как церковь или гражданские объединения, а также других признаков, которые, по их мнению, указывают на конец граж­данского общества.

Хотя подобные поводы для беспокойства заслуживают самого серьезно­го внимания, они не являются предвестниками катастрофы. Сбои в обще­ственном порядке естественны в период экономических преобразований. История учит, что самая большая ошибка — пытаться остановить переме­ны или повернуть их вспять. Когда меняется сама суть экономики, старые институты перестают работать. Люди и общественные группы утрачивают прежние связи, поскольку меняются их экономические роли. Сообщества с сильным социальным капиталом, которые проповедуют Роберт Патнэм и его сторонники, не выдержат проверку временем, поскольку сегодня люди работают не так, как раньше, и стремятся к совсем другой жизни12.

И все же, одно можно сказать наверняка: нельзя рассчитывать на устой­чивую и развитую креативную экономику в расколотом и разобщенном об­ществе. Потому наши экономические и социальные задачи неразрывно свя­заны друг с другом. Как мы уже установили, открытые и разнообразные сообщества обладают несомненными конкурентными преимуществами в стимулировании креативности, продвижении инноваций и повышении благосостояния и экономического роста. Главное — создать новые механиз­мы для выработки новых социальных связей в эпоху, определяемую разно­образием, высокой мобильностью, ослабленными связями и случайными обязательствами. Долгое время мы искали не там, где следовало. Объедине­ния, подобные Ротари-клубам или лигам боулинга, дают возможность со­здавать и измерять определенный тип социальных связей, но не заменяют их. Сегодня нам необходимо создать нечто радикально отличное от того, что эффективно работало в 1960-е, во времена моего детства.

Ключом к социальным связям являются сильные сообщества, а не ин­ституты внутри них. Поскольку группы утратили свое прежнее значение, са­мо сообщество должно стать социальной матрицей, которая держит нас вместе, подобно тому как экономическая матрица сегодня соединяет людей и возможности, компании и кадры. Когда все остальное — фирмы, карьеры, даже семьи — подвержены постоянным переменам, сообщество часто высту­пает единственным постоянным членом социального уравнения. Социаль­ные группы сохраняются за счет своей географической привязки. Каждый из нас принадлежит к такой группе, пусть даже временно. Если сообщества играют центральную роль, мы обязаны сделать так, чтобы каждое из них стало максимально сильным и единым — и при этом, как ни парадоксаль­но, приспособленным к мобильности и переменам, определяющим нашу жизнь.

Как было давно замечено Джейн Джейкобс, сообщества создают соци­альную стабильность, смешивая постоянных жителей с временными13. По­стоянные члены обеспечивают преемственность, а новые привносят разно­образие и взаимодействие, обеспечивающие креативный баланс. Сегодня люди переезжают намного чаще, поэтому для любого сообщества важно в первую очередь привлечь таланты. Как я уже говорил, представители кре­ативного класса особенно разборчивы и сторонятся тех мест, которые не отражают их ценности и не позволяют им самореализоваться. Однако при­влечение людей — это лишь первый шаг. Второй состоит в том, чтобы ис­пользовать таланты тех, кто хочет участвовать в общественной жизни. Даже если срок проживания некоторых из них в сообществе ограничивается все­го несколькими годами, может оказаться, что им есть что предложить. Если им понадобится несколько лет, чтобы почувствовать себя частью сообщест­ва, этот потенциал, возможно, будет упущен. Следовательно, сообщества должны помогать людям самых разных типов проявить свою активность. По сути, необходимо дополнить низкие входные барьеры низкими барьера­ми для эффективного участия в общественных делах.

Сообщества уже не в состоянии привлекать и удерживать людей просто предлагая им хорошо оплачиваемую работу, дешевое жилье и надежный транспорт, чтобы ездить туда и обратно. Люди более склонны к личному участию в сообществе, если оно представляет собой разнообразное и ау­тентичное место с хорошей репутацией и прочными социальными связя­ми для жизни и работы. Город Торонто — процветающий и многомерный креативный центр, где представители креативного класса всех профессий живут бок о бок с новыми иммигрантами (составляющими приблизительно половину населения города) и менее обеспеченными жителями, чьи де­ти ходят в школу с их детьми. В США такое смешение найти весьма за­труднительно.

Обеспеченным представителям креативного класса, которые переезжают в районы с разнообразным этническим, расовым или экономическим со­ставом населения, не стоит предполагать, что само их присутствие автома­тически "оживляет" эти места. Многие жители, принадлежащие к рабочему или обслуживающему классам, так не считают. Все, что они часто получают в таких случаях — это повышение арендной платы и, возможно, небольшое количество новых низкоквалифицированных рабочих мест: официанток, уборщиц и т. п. Классы могут проживать в непосредственной близости, но практически не взаимодействовать между собой. Такие районы и сообще­ства должны доказать, что люди разного происхождения и статуса могут жить и работать вместе. Необходимо, чтобы это произошло на уровне сооб­щества и распространилось на всю страну, если мы хотим достичь прочных социальных связей и экономической жизнеспособности, от которых зави­сит наше долгосрочное процветание.

самом начале книги: чего мы действительно хотим? Какую жизнь — и какое общество — мы хотим завещать грядущим поколениям?

Этот вопрос нельзя предоставить воле случая, решениям политических деятелей или даже самым прогрессивным общественным программам. Креативный класс обязан, наконец, осознать всю свою важность, равно как и факт собственного существования. Чтобы приступить к его реше­нию, мы должны сконцентрировать весь свой интеллект, всю энергию и, самое главное, классовое сознание. Задача создания поистине креативного общества — это не пасьянс для одиночки. В такую игру мы играем од­ной командой.

 

 

Креативность ради чего?

 

Следует отдавать себе отчет в том, что открывая шлюзы креативности, мы не решаем автоматически все наши проблемы. Креативность — это не абсо­лютное благо, а человеческая способность, которую можно использовать для множества различных целей. В прошлом веке научно-техническая креа­тивность дала нам не только превосходные изобретения, но и ужасные ви­лы оружия. Массовые централизованные эксперименты с новыми формами экономического и общественного устройства привели к таким фиаско, как Советский Союз, в то время как у нас в США креативность в условиях сво­бодного рынка способствовала созданию огромного количества безвкус­ных, вульгарных и ненужных вещей.

Если так, зачем ставить продвижение креативности во главу угла в нашей общественной и личной жизни? Почему бы не взять какой-нибудь другой атрибут, более позитивный и полезный — например, духовное развитие или гражданственность? Разве это не поможет нам со временем стать лучше и научиться управлять своими естественными креативными импульсами? Да, безусловно, мы должны культивировать и то, и другое. Но это не обеспечит развитие экономической силы и ресурсов, при помощи которых мы можем сделать мир лучше. А креативность дает нам такую силу.

Необходимо задуматься о том, на какие цели мы направляем свою креаивность. В ней скрыта огромная ценность, которую нельзя растрачивать впустую, и могучая сила, применять которую можно лишь тщательно взве­сив все вероятные последствия. Что возвращает нас к вопросу, заданному в самом начале книги: чего мы хотим? Какую жизнь – и какое общество – мы хотим завещать грядущим поколениям?

Этот вопрос нельзя предоставить воле случая, решениям политических деятелей или даже самым прогрессивным общественным программам. Креативный класс обязан, наконец, осознать всю свою важность, равно как и факт собственного существования. Чтобы приступить к его реше­нию, мы должны сконцентрировать весь свой интеллект, всю энергию и, самое главное, классовое сознание. Задача создания поистине креативно­го общества — это не пасьянс для одиночки. В такую игру мы играем одной командой.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.