Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Брак и семья в еврейской традиции





Христианство идеализирует несемейную жизнь. Апостол Павел считал брак уступкой человеческой слабости: “... хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа... Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я (т. е. неженаты – Е.Т., Т. П.)» (Первое послание к Коринфянам, 7:1-2, 6-7). Два столетия спустя один из наиболее отцов церкви Оригена писал, что три жертвы приятны Богу: смерть мученика, добровольное безбрачие и воздержание супругов от половых сношений. В отличие от христиан евреи боготворят семью. Безбрачие отвратительно для иудаизма, и приравнивается к такому тяжелому преступлению, как пролитие крови.

Избранный народ. Библейские пророки изображают отношение между Богом и народом Израиля в виде брачного союза. Этот отношение довольно переменчиво. «Как женщина изменяет своему возлюбленному, так вы изменили мне, дом Израиля» — говорит устами пророка Иегова (Иер. 3, 20).

Господь устами пророков изобличает любодеяния девы Израиля. Было время, когда народ всей душою предан был Иегове; тогда дева Израиля была любящей невестой господней. «Я помню благочестие юности твоей и любовь твою, когда ты была невестой, когда ты следовала за мной в пустыне по земле незасеянной». Во время странствования в пустыне народ поклонялся исключительного Иегове. В оседлом же быту расцвело идолопоклонство: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, — к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него…».



Разгневанный вероломством народа Иегова разводится с ним: «за все прелюбодейные я видел любодеяние развратной дочери Израиля и отпустил и дал ей разводное письмо: «…За все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно…».

Поэтому выяснилось, как сказал Иеремии Господь, что отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. Тогда Господь смилостивился: «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя…» .

Дочь Израиля снова станет супругой и матерью: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева. Бог оплодотворит покинутую вдову, и она вновь произведет на свет детей своих. «Твои дети устремятся к тебе... Подними глаза и смотри вокруг: они собрались, идут к тебе... В разоренной земле станет тесно от множества жителей... Тогда ты скажешь в сердце своем: кто родил мне их? ведь я была неплодна и покинута... кто взрастил их?». От брака с Иеговой возникнет страна в один день, родится целый народ в один миг.

Господь избирает народ Израиля и говорит: «Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом». Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: «Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое».

Святость брака. Согласно Талмуду, вопрос “Выполнил ли ты свой долг в отношении создания семьи?” будет задан одним из первых в Судный день.

Согласно законоположениям иудаизма дочь до достижения богера (13,5 лет) должна была быть выданной замуж. Иначе она теряла право на родительское пропитание. Предлагая деньги тем, кто хочет на них жениться они могли нанять мужей и тем самым обеспечить себе содержание.

Создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения повседневных нужд человека, но и как реализация его Божественного предназначения. Тот, кто ещё не создал семью, не является в полном смысле человеком.

Пока человек не вступил в брак, он считается не до конца сотворенным, т. е. не раскрывшим все те возможности, которые заложены в нем с рождения и обнаруживаются только в том случае, если он себе пару. Это относится к умению работать, переживать и заботиться о других, к обретению собственного достоинства, осознанию святости жизни и постижению мистики Торы. Высшие умозрения могут сформироваться только на основе семейного опыта, на умении проявлять любовь и в радостные и в тяжелые моменты жизни.

Семья – одна из основных микрокосмических клеток Творения. Муж несет в себе начало справедливости: святость, авторитет, уважение, правду, нетерпимость к злу и греху. Жена являет собой милосердие: любовь, сострадание, гибкость способность прощать зло и грех. Семья объединяет эти начала в одно целое, воплощая единство и совершенство мироздания. Полнота личности невозможна вне семьи, в которой человеческая сущность дополняется противоположным и противоречащим ей началом.

В еврейской традиции название брака необычно — кидушин («освящение»). «Человек должен оставить своих отца и мать и прилепиться к жене», – говорит Тора. «Прилепиться» к своей паре – это обязанность мужчины, а не женщины. Мужчина призван раскрыть колоссальный творческий потенциал, который несет в себе женщина. Ее духовные силы находят свое выражение через достижения мужчины. Поэтому мудрецы Талмуда говорят: «Если ты хочешь узнать, кто муж, посмотри на жену”. Иногда трудно определить, настоящий ли это мужчина. Кто знает, искренен он или притворен, намерения его чисты или извращены? Жена – разгадка мужа.

«И учи детей своих».Для евреев дети – величайшая и непреходящая ценность. Детская смертность у евреев развитых стран в два раза ниже детской смертности среди неевреев. Исходя из заповеди «плодитесь и размножайтесь», мудрецы установили, что долг каждого еврея иметь по меньшей мере двух детей. Человек не может быть уважаемым раввином, не будучи женатым, и не может состоять членом еврейского Высшего суда, если у него нет детей. Мудрецы учили, что, глядя на детей, человек может понять как плохие поступки воспринимать с радостью.

Древнеримский историк Тацит общее для всех евреев правило не убивать детей считал религиозным предрассудком. Для него было смешным то, что «у них убийство любого ребенка считается преступлением». Мыслители древности не могли понять, почему иудаизм отводит центральное место детям, требует умножения их числа и рассматривает воспитание малолетних как священную обязанность.

Талмуд указывал, что в каждом городе должна быть школа, а у одного учителя не должно быть более 25 учеников. Обучение бедных должно было быть бесплатным. Родителям запрещалось жить в городах, где отсутствовали школы, поскольку отец обязан обеспечить детям надлежащее образование.

Цель образования – понять, чего требует от человека Бог. Поэтому обучение было обязательным. В своем изложении еврейского закона Маймонид указывал: «Обязанность каждого еврея – изучать Тору, независимо от того, беден он или богат, в крепком или слабом здоровье, полон юношеских сил или стар и слаб. Даже если человек столь беден, что живет на содержании или просит милостыню на улице, или на его содержании многодетная семья, он обязан отводить днем или ночью определенное время для изучения Торы... До какого возраста должны учить Тору? До дня своей смерти...»

Кошерный секс.«Левит» и «Второзаконие»устанавливают запреты на половые отношения между ближними родственниками, между лицами одного пола, между людьми и домашним скотом.Запрещено также ложиться с женою во время болезни кровоочищения. Нарушающих эти установления предписано предавать смерти.

Ни одному мужчине не разрешалось использовать женщину исключительно для удовлетворения собственной похоти. Раввины утверждали, что довести женщину до оргазма — обязанность, возложенная на каждого еврейского мужа.

На протяжении лунного месяца мужу и жене в течении двух недель разрешено заниматься сексом. Эти две страстные недели заканчиваются, когда у женщины начинается менструация. После этого партнеры должны сделать перерыв на двенадцать дней — на пять дней, в течение которых у женщины продолжается менструация, и на семь дней после нее. Когда же период воздержания подходит к концу, супружеская близость приобретает особую прелесть. За двенадцать дней воздержания, во время которых супруги не прикасаются друг к другу, они позволяют своему желанию перерасти в жажду. Таким образом, каждый месяц, так же как и в первый раз после свадьбы, они устраивают себе две медовые недели, во время которых заново открывают для себя и познают тела друг друга.

В вечер перед воссоединением со своими мужьями ортодоксальные еврейки отправляются в «микву», небольшой ритуальный бассейн, в воды которого они погружаются в воду после 12-дневного воздержания. Это — символ физического и духовного обновления, которое ведет женщину в объятья мужа, как невесту в объятья жениха, напоминая супругам об огромной страсти, которая двигала ими, когда они впервые вкусили плотские радости.

Mamser.Применение термина «Kasher» не только к продуктам питания, но и половым отношениям необходимо определяло различие в статусе рожденных и рождающих. Незаконорожденными, т. е. «неритуально зачатыми» считались дети, зачатые в запрещенные для половых отношений периоды. Незаконнорожденным, mamser, назывался ребенок, рожденный замужнею женщиной не от своего мужа или от связей с одной из 39 запрещенных степеней родства.

Дети же, рожденные свободною от брачных уз женщиной, например, девицей, вдовой или разведенною признаются ритуально-законорожденными, kasher, если они были зачат в «чистоте».

Смешение кровей еврейки с неевреем или еврея с нееврейкою образует «существо Ваала», тогда как связь еврея с еврейкой образует сладостное и нежное дыхание «Сый» Йеговы. Все «мамзер» считались «нечистыми» по крови и брак с ними был запрещен, но если фактически совершался, то все же санкционировался, поскольку плодовитость была превыше всего.

Замужняя женщина вправе сохранять целомудрие в течение не более чем двух недель после того как муж по каким-либо причинам отказал ей в брачном сожитии. При длительном воздержании он должен развестись с ней и выдать «кетубу» (залог денег при браке на случай развода, всегда поступающий в пользу разведенной жены).

Трудности развода.Число разводов в еврейской среде всегда было невелико. Например, в 1933 г. в Англии было заключено 2549 браков в соответствии с еврейским законом и произведено 40 разводов.

Если мужчина разводится с женой, даже жертвенник в Храме плачет”, – говорит Талмуд. Мудрецы ввели ряд законов для предотвращения разводов. Так, разводное письмо пишется по строго определенным многочисленным правилам, которые требуют специального изучения. После этого мужчина должен выплатить жене определенную сумму денег.

Одной из особенностей развода в еврейском законе является запрет для женщины, с которой муж развелся, заподозрив ее в измене, выйти замуж за того мужчину, на которого пало подозрение, что именно с ним она изменяла мужу. Если по каким-либо причинам такой брак был заключен, он должен быть расторгнут, как только суд убедится в том, что ранее имел место развод, причиной которого были подозрения мужа в измене жены.

По закону Торы прелюбодеяние, т. е. связь с замужней женщиной, карается смертью. Чтобы прибегнуть к этой мере, необходимы свидетели связи. Когда муж уверен в неверности жены, но нет свидетелей, то развод неизбежен. Замужняя женщина, вступившая в интимную связь с посторонним мужчиной, делается запрещенной для обоих мужчин.

Освященная брачным союзом любовь между мужчиной и женщиной – явление уникальное. Жена не вправе подменить в своей постели тело мужа на другое мужское тело так же, как она не может подменить собственного тела. Брак является одним из важнейших критериев индивидуальности и ее мерой. Муж и жена – свидетели друг друга, свидетели взаимной уникальности и неподменимости. Не регулируя свои интимные связи браком и разводом, беспорядочно обмениваясь партнерами, люди разрушают собственную индивидуальность, подрывают основы собственной личности.

Евреи диаспоры. Диаспорой обычно называют как процесс рассеяния первоначально единого человеческого сообщества, так и совокупность возводящих себя к этому сообществу групп, проживающих вне изначального района обитания. Как диаспора par excellence исторически рассматривается еврейская диаспора, хотя в настоящее время пишут об армянском или цыганское рассеянии, а также миграциях китайцев в Юго-Восточную Азию, русских в Европу и Америку, индийцев в Африку

Термин «диаспора» (от греч. diaspeiro «рассеивать, разбрасывать, разгонять, разъединять» и т. п.) впервые засвидетельствован в Септуагинте, греческом переводе еврейской Библии, именно в значении «рассеяние евреев среди язычников». В современном иврите диаспора в значении собственно еврейская диаспора передается традиционным термином g-lёє (галут). Этот термин означает еще и «тяжелую, мучительную жизнь» и «рабское положение», связанные изгнанием и изгойничеством.

Таким образом, рассеяние понимается как результат наказания. Диаспоре есть изгнание из «земли обетованной» в наказание за коллективные грехи народа. Отсюда идея возвращения в «землю обетованную», на «родину предков», «историческую прародину». Это возвращение понимается «выкуп» из рабства или плена, выплачиваемый родственниками.

Любопытно, что еврейские организации активно практиковали выкуп евреев из нацистского плена. Выкупались земли и на территории будущего Израиля.

Кибуц (ивр. — община) — это производственное объединение с полным обобществлением средств производства и коммунальной организацией быта.

Первый кибуц («Дегания») был создан на южном берегу Тивериадского озера в 1910 г. К 1922 г. на территории будущего Израиля насчитывалось 19 кибуцев, в 1936 г. — 46. В настоящее время в Израиле существует около чуть менее 300 кибуцев, в которых проживает около 120 тыс. чел. (1998 г.). В кибуцах и других кооперативных сельскохозяйственных предприятиях производят до 70 % сельскохозяйственной продукции Израиля

Основатели Дегании, исповедовавшие анархизм, идеальной формой общежития считали небольшую тесную общину («квуцу»), которая как одна большая семья исключила бы образование обычных семейных структур — изолированных, патерналистских и репрессивных в отношении женщин. В основу организации кибуца было решено положить общую столовую и общие коммунальные службы, освобождавшие женщин от быта.

В первых кибуцах часто проживало не более 12 человек. Из-за трудных условий жизни треть из них работала, треть болела, а остальные ухаживали за больными и занимались домашними делами.

При вступлении в кибуц новые члены должны были передавать все свое имущество, за исключением предметов личного пользования, в общий фонд. Член кибуца имеет право работать и вне кибуца, но заработанные деньги должны поступать в фонд кибуца. Работу в столовой и на кухне (а также некоторые другие общественные обязанности) все трудоспособные члены кибуца выполняют по очереди.

В соответствии с принципами взаимной ответственности и взаимопомощи кибуц предоставляет каждому своему члену работу, жилье, питание, одежду, оплачивал транспортные расходы, обеспечивает здравоохранение и среднее образование. Каждый месяц члены кибуца получали определенную сумму (в соответствии с размером семьи) на личные расходы, которые тратились только по целевому назначению (одежда, газеты, подготовка к праздникам). Те блага, которыми кибуц не в состоянии обеспечить всех (например, автомобиль), в распределение не поступают членов, скажем, собственной автомашиной. Кибуцы имеют свои магазины, где можно приобрести продукты и мелкие товары повседневного спроса (например, батарейки, авторучки, видеокассеты, сигареты). Овощи в магазине получают бесплатно, а фрукты, сладости, мороженое оплачиваются в условных единицах с личного счета кибуцника.

Планировка большинство кибуцев однотипна: в центре кибуца расположены столовая, актовый зал, конторские помещения, библиотека, вокруг которых размещены жилые домики, парки, детские сады, учебные классы и спортивные сооружения. Производственные помещения выносятся на окраину поселка, где начинаются сельскохозяйственные угодья.

Центром общественной жизни является столовая. Первоначально приготовление еды дома считалось тяжким грехом и сурово осуждалось. В общей столовой кибуцники завтракают и обедают по системе шведского стола, а ужинают дома.

Все члены кибуца получают жилье согласно социальной норме. Жилое помещение семьи рассматривается как составная часть общего дома.

На начальных этапах становления кибуцев молодежь почти с рождения и до конца учебы в школе (то есть до 18-летнего возраста) всю неделю жила и воспитывалась отдельно от семей. Тогда считалось, что в интернате под наблюдением профессионалов дети получат более правильное образование и воспитание. В детских домах имелись спальни, игровые и учебные комнаты. Теперь большей части кибуцев дети после обеда могут возвратиться домой и ночевать с родителями. С 14 лет до окончания школы молодежь ночует в спальных помещениях своих возрастных групп. Между членами возрастной группы устанавливаются отношения, напоминающие отношения братьев и сестер, вследствие чего в браки между собой они вступают редко.









ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.