Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мировая политика как область властных отношений в процессе мирового взаимодействия.





Если в международных отношениях, акторами являются государства. То в мировой политике, это еще и межправительственные организации, ТНК, ТНБ, индивиды, этнические группы, религиозные группы, НПО, глобальная мафия.

Мировая политика - это совокупность действий субъектов (акторов) политики — государств, межгосударственных объединений и международных организаций по реализации своих и общих интересов. Главный субъект мировой политики - государство. Его курс на международной арене определяется прежде всего национальным интересом, который представляет собой осознание и отражение коренных потребностей общества в деятельности государственных лидеров. К сфере национальных интересов относятся: социальный, политический, духовный, экономический, военный и научно-технический потенциал государства; его безопасность, суверенитет и территориальная целостность.

Важнейший фактор внешней политики государств - их национальная мощь, традиционно отражающая такие компоненты, как территория государства, его природные ресурсы и численность населения, экономический и военный потенциал. Современное понимание национальной мощи включает также способность экономики к технологическим нововведениям и качество человеческого фактора.

Межгосударственные объединения - это военно-политические, политико-экономические и прочие союзы, блоки, коалиции, создаваемые на основе общности интересов государств-участников для реализации определенных целей. Они чаще всего классифицируются на базе двух критериев - по территориальному принципу и в соответствии со сферой и направленностью деятельности. Некоторые межгосударственные организации обладают атрибутами политической власти (например, Организация Объединенных Наций, Европейский Союз).



Международные организации — структуры, которые объединяют негосударственные институты и граждан ряда стран и функционируют в специфических областях-профессиональной, религиозной, гуманитарной, экономической, спортивной и др.

Субъекты мировой политики в своей совокупности образуют систему международных, отношений, представляющую собой целостное единство подсистем и элементов. Подсистемы бывают локальными, региональными и глобальными.

Локальные подсистемы — это взаимоотношения каждого государства с определенным количеством других государств (дипломатические, культурные, торговые и пр.). Региональные подсистемы - межгосударственные объединения: ЕС (Европейский Союз), ОАЕ (Организация Африканского Единства), ОАГ (Организация Американских Государств) и др. Глобальные подсистемы - Организация Объединенных Наций, международные финансовые структуры (например, Международный Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд), транснациональные корпорации и пр.

 

Раскройте понятие «Холодной войны». Выявите особенности формирования новой системы международных отношений, назовите ее признаки

Холодная война (5 марта 1946 — 26 декабря 1991) — глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год (45 лет).

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.

США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО и ОВД. Хотя Соединённые Штаты и СССР не вступали в прямое военное столкновение, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.

Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы СССР были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.

Объявленный генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым в 1985 году курс на перестройку и гласность привёл к утрате руководящей роли КПСС, а также совпал с экономическим коллапсом в СССР. В конечном итоге СССР, обременённый экономическим кризисом, а также социальными и межнациональными проблемами, распался в декабре 1991 года, что поставило финальную точку в холодной войне.

В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в 1989—1990 годах. Варшавский договор официально прекратил своё действие 1 июля 1989 года, что можно считать окончанием холодной войны.

[Черты системы]

Вопрос 33

Раскройте содержание Беловежского соглашения 1991 года. Проанализируйте процесс распада СССРП и роль России как правопреемницы СССР.

Распад СССР явился ключевым событием XX в.

А) Предпосылки распада СССР:

* Идеологический кризис, раскол КПСС с ее интернациональной идеологией, ее политическая недееспособность создали почву для развития идей национализма и сепаратизма как на уровне СССР, так и внутри союзных республик;

* Резкий переход к рыночным отношениям подорвал экономическую опору государственного единства СССР, стержнем которой являлись плановая экономика и централизованное распределение материально-технических ресурсов. Следствием этого стало разрушение хозяйственных связей между предприятиями различных регионов, развитие местничества. А отсутствие экономического единства ставит под сомнение единство политическое;

* «Война законов», игнорирование общесоюзного законодательства, Конституции СССР. Союзные республики принимают декларации о суверенитете, в которых провозглашается создание своего внутреннего законодательства, приоритетного по отношению к общесоюзному {«парад суверенитетов»);

* Приход к власти в республиках националистически настроенных сил, проводящих антисоветскую, антикоммунистическую и антирусскую политику, поддерживающих идеи сепаратизма и разжигающих межнациональные конфликты; неспособность союзных органов власти справиться с критической ситуацией, неэффективность проводимых ими мер

Б) Хроника

Если проанализировать причины распада СССР, можно утверждать, что фатальной предопределенности распада СССР не было и решающую роль в этом процессе сыграли не столько объективные, сколько субъективные факторы. Объективный юридический фактор в пользу сохранения СССР – это более 76 % голосов его граждан, высказавшихся на мартовском референдуме 1991 г. за сохранение Союза. Субъективный фактор, предопределивший судьбу СССР, – это просчеты КПСС, ее высшего руководства при проведении реформ, а также личностные качества двух крупнейших политических фигур того времени – М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, умноженные на их бескомпромиссную борьбу за лидерство и власть.

СССР в 1985 г. даже в условиях экономического кризиса все еще располагал большими возможностями для его преодоления. Чтобы ликвидировать огромное отставание СССР от Западных стран в 1987 г. Пленум ЦК КПСС принимает решение о коренной перестройке управления экономикой.

В конце 1987 г. М.С. Горбачев, увлеченный идеей ускоренной и всеобщей демократизации и гласности, поставил другую задачу – провести в короткие сроки политическую реформу, ибо без нее, по его мнению, экономическая реформа не пойдет (разграничение функций партийных и государственных органов, обеспечение полновластия Советов как основы социалистической государственности и самоуправления в стране)

Вслед за неразберихой и хаосом в модернизации экономики и политических преобразованиях всплыла более серьезная, более опасная проблема, несшая угрозу самому существованию СССР. Демократия и гласность выплеснули на поверхность все боли и обиды, которые нанес тоталитарный сталинский режим своей национальной политикой народам, подвергшимся репрессиям и депортации. (Примеры: Массовые выступления армян за присоединение Нагорного Карабаха к Армении, антисоветские и антикоммунистические движения в Грузии, борьба прибалтов и молдаван за “суверенизацию” своих республик, столкновения на национальной почве произошли в Фергане (Узбекистан), Новом Узене (Казахстан), Ошской области (Киргизия) и Душанбе (Таджикистан)

Разрушительную силу по своим последствиям для страны имели Закон о земле от 28 февраля 1990 г. и Закон о собственности от 6 марта 1990 г., принятые Верховным Советом СССР. Они закрепили безраздельные права собственности на землю (а они не мыслятся без территории) за национально-государственными административными образованиями и раздел объектов единого народнохозяйственного комплекса между десятками тысяч органов власти и управления в республиках, краях, областях и районах. Эти законы стали прочной правовой основой сепаратизма, как национального, так и регионального, и он не преминул заявить о себе декларациями о суверенитете. Так начался “парад суверенитетов”, в ходе которого шло растаскивание территорий и власти.

Кризис экономики набирал обороты, резко упал жизненный уровень населения, КПСС саморазрушалась, новые демократические партии и движения провоцировали забастовки и массовые митинги – страна становилась неуправляемой.

К августу 1990 г. о государственном суверенитете объявили все союзные, за исключением Казахстана и Киргизии, и пять автономных республик. Подготовить приемлемый и в то же время конструктивный Союзный договор в такой ситуации было почти невозможно. Все – центр, союзные республики, автономные образования – требовали как можно больше полномочий.

За короткий срок было подготовлено несколько рабочих вариантов проекта Союзного договора – от нацеленных на безусловное сохранение обновленного Союза на федеративных началах до весьма радикальных, предлагавших преобразование СССР в конфедерацию, т. е. во вновь образованный Союз суверенных государств, путем заключения договора между союзными республиками

9 марта 1991 г. проект нового Союзного договора под названием “Договор о Союзе Суверенных Республик” был опубликован в печати( Б.Н. Ельцин не признал правомочности подписей представителей Верховного Совета РСФСР, поскольку отдельные статьи Договора, по его мнению, противоречили Конституции Российской Федерации и Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Возражения высказали также Украина, Белоруссия, ряд автономных республик.)

В сложившейся ситуации 8 декабря 1991 г. в белорусских Вискулях, под Минском, на территории Беловежской пущи, втайне от других руководителей союзных республик главы государств и правительств Беларуси, РСФСР и Украины как государств – учредителей Союза ССР, подписавших Союзный договор 1922 г., заключили Соглашение “О создании Содружества Независимых Государств”, в котором констатировали, что “Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование”.

В) Содержание соглашения

Соглашение включает в себя 14 статей, содержащих ряд положений, адресованных мировому сообществу с целью снять вопросы, которые могли возникнуть в связи с прекращением существования СССР.

*В преамбуле Соглашения и статье 6 говорится о гарантии выполнения Содружеством международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений СССР, соблюдении общепризнанных международных норм, касающихся прав человека и народов, а также берутся обязательства сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, принятии эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны нейтрального государства. Было решено также сохранять и поддерживать “под объединенным командованием” общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, совместно гарантировать необходимые условия размещения и функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил, проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.

*В статье. 5 сказано о гарантиях открытости границ, свободы передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества, признании и уважении территориальной целостности друг друга и неприкосновенности существующих границ.

В статье. 7 Соглашения определена сфера совместной деятельности сторон. Это координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общеэкономического пространства, общеевропейского и евразийского рынка, в области таможенной политики; сотрудничество в развитии системы транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью. Все вопросы сферы совместной деятельности предполагалось решать на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества.

 

* Ключевая роль для легитимизации прекращения существования СССР отводилась статьям 11 и 14 Соглашения, в соответствии с которыми с момента его подписания на территориях подписавших его государств не допускалось применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР, и прекращалась деятельность союзных органов. Официальным местом пребывания координирующих органов Содружества был объявлен город Минск.

В) Россия-правопреемница СССР

Россия, признанная официальной правопреемницей СССР, сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладая мощным ядерным потенциалом, обречена быть «великодержавной». Общераспространённым мнением является то, что РФ — это правопреемник СССР. В общем и целом это, безусловно, так. В своей ноте от 13 января 1992-го года МИД РФ сообщил «городу и миру» о том, что будет выполнять все обязательства СССР, в том числе и по уже заключенным договорам. Россия как правопреемница СССР на международной арене унаследовала от Союза не только отлаженную систему дипломатических связей с основной частью внешнего мира, но и ворох нерешенных геополитических проблем. И получила новые, особенно на так называемом «постсоветском пространстве». Наследуя долги СССР, Россия в то же время приобрела право на получение долгов, которые другие страны обязаны были вернуть Советскому Союзу (сумма порядка 130 млрд долл.) Прямым продолжением советско-американских отношений были контакты России с организацией Североатлантического договора (НАТО)

 

 

Россия и G7

Группа семи (англ. Group of Seven, G7) — международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию. Такое же название носит и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. По негласному правилу саммиты группы проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов.

«Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «семёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G7 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.

В 1997—2014 годах в работе группы на равных правах с другими её членами участвовала Россия, а само объединение именовалось «Группой восьми» (англ. Group of Eight, G8), однако после присоединения Крыма к РФ участие России в клубе было приостановлено.

· G6 возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе 15—17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 поэтапно (по схеме «7+1») была преобразована в «восьмёрку» с участием России.

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первом совещании была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержался призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказе от установления новых дискриминационных барьеров.В дальнейшем встречи проводятся ежегодно.

· С 1996 года, после встречи в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе объединения, а с 1997 года участвовала в его работе на равных с другими участниками объединения, ставшего после этого группой восьми («Большой восьмёркой»)..

Россия являлась страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года (председатель — Владимир Путин), тогда же в Санкт-Петербурге состоялся единственный на территории РФ саммит этой организации (встреча, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой восьмёрке» — энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды).

На саммите 2012 года Российскую Федерацию представлял председатель правительства Дмитрий Медведев. Президент Владимир Путин отказался от участия во встрече, сославшись на необходимость продолжить формирование Правительства. Дмитрий Медведев объяснил своё появление на саммите необходимостью сохранения выбранного курса внешней политики. Такое решение вызвало критику в СМИ США.

По инициативе России с 2006 года проводятся молодёжные саммиты группы. Каждый год по инициативе Лиги международной молодёжной дипломатии на основе конкурсного отбора проводится формирование российской делегации.

С 1 января 2014 года Россия приняла председательство в «Большой восьмёрке». На 4—5 июня 2014 года планировался саммит лидеров G8 в Сочи. Однако 3 марта 2014 года в связи с Крымским кризисом лидеры всех стран, кроме России, заявили о приостановке участия в саммите. Также прозвучало предложение исключить Россию из «Большой восьмёрки»

18 марта 2014 года глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что западные страны договорились приостановить участие России в «Большой семёрке»[11].

4 июня 2014 года открылся саммит G7 в Брюсселе; Россия на него приглашена не была.

 

Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил о возможном возвращении России в состав «большой восьмерки» (G8).По его словам, в 2016 году такие условия «еще не сложились». Возвращение России будет обсуждаться в «семерке» в контексте той роли, которую Москва сыграет в урегулировании на Украине и в Сирии, подчеркнул Штайнмайер. «Очевидно, что ни один серьезный международный конфликт невозможно решить без участия России», - добавил он.


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.