|
Вопрос 19. Понятие, критерии, классификация международных отношений. Объект и предмет международно-политической науки. Место международных отношений в жизни государства.
Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств. (Взаимодействие между государствами, либо негосударственными участниками) Международные отношения представляют собой особый род социальных отношений, определяемый следующими основными критериями: Критерий участников международных отношений. Основными участниками международных отношений являются государства, в связи с чем основным измерением международных отношений является измерение политическое. Отношения между государствами определяют характер исторической эпохи и создают контекст для установления отношений между иными участниками международных отношений – межправительственными и неправительственными международными организациями, социальными общностями и группами, региональными и местными административными образованиями, отдельными кампаниями и предприятиями, частными лицами. Критерий локализации. Главные участники международных отношений – государства – локализованы в четко определенных территориальных границах. В связи с этим, международные отношения представляют собой отношения, пересекающие границы государств. Государством называется организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося единой власти. Критерий природы международных отношений. Природа международных отношений, с одной стороны, носит анархический характер и, по мысли Р. Арона, является выражением естественного («предгражданского») состояния обществ. Анархичность международных отношений определяется отсутствием на международной арене единого управляющего центра, единой системы ценностей, разделяемой всеми участниками международных отношений, а также ориентацией каждого государства на собственный национальный интерес. С другой стороны, международные отношения обнаруживают определенную упорядоченность в виде институциональных форм международного сотрудничества, выраженного в существовании международных организаций и договоров. Последние являются продуктом согласования интересов государств и других участников международных отношений. Существование и развитие международного сотрудничества является выражением интеграционных процессов, усиливающих взаимозависимость мира. Таким образом, природа международных отношений обладает двумя противоположными и в то же время сосуществующими характеристиками – анархичностью и относительной упорядоченностью. Объектом социологии международных отношений является социальная международно-политическая реальность, представляющая собой процесс и результат осуществления различных форм трансграничных социальных взаимодействий (экономических, политических, культурных, научных и т.д.) международных акторов. К основным элементам международной социально-политической реальности относят: • материальные и нематериальные факторы (к материальным факторам относятся экономические, военные, геополитические, демографические, технологические и др.; к нематериальным – идеологические, юридические, информационные, этические и др.); • международные события и нормы (события дипломатические, стратегические, социокультурные, научные и другие; нормы нравственные, правовые, социальные, культурные и т.д.); • трансграничные потоки – информационные, финансовые, коммуникационные, миграционные, культурные; • международно-политические процессы (принятие политических решений, сотрудничество, конфликты). Предмет науки представляет собой часть ее объекта (сторону, свойство), на которую непосредственно направлена познавательная деятельность субъекта познания. Предметным полем международных отношений являются закономерности существования и развития международной социально-политической реальности, ее структурно-динамические качества, деятельность и поведение участников международных отношений, институциональные формы трансграничных социальных взаимодействий, тенденции и перспективы развития современной системы международных отношений. Международные отношения тесно связаны со смежными дисциплинами, изучающими международную социально-политическую реальность – философией международных отношений, теорией международных отношений, политологией, мировой экономикой. Данная связь выражается в обмене с указанными дисциплинами результатами исследований, теоретическими моделями интерпретации международных отношений, методологическими подходами к их осмыслению, а также применением действующими лицами государства на практике. Тем самым, международные отношения, занимая важное место в жизни современного государства являются междисциплинарным теоретическим инструментом, интегрирующимся и в другие сферы общества. 20. Система международных отношений. Типы и структуры международных систем. Типология М.Каплана. Структурные элементы международных систем Ж.-П.Дерриеника. Международные отношения – термин введён английским философом Иеремией Бентамом на рубеже 18-19 в. Эталонная модель международных отношений (классический тип МО): гражданское общество каждой страны наделяло государство всеми полномочиями в области обеспечения национальной безопасности и внешних сношений. Система МО - это совокупность всех международных отношений и формальных и неформальных институтов которая охватывает людей, живущих в разных странах. Специфика системы: · международная сфера совпадает, с элементами, ее составляющими, или подсистемами. · основными акторами международных отношений являются субъекты, которые представляют собой и внутренние системы. · в системе международных отношений нет единой политической линии, поскольку каждый из субъектов обладает суверенитетом. · в системе можно выделить такие подсистемы, как участники, отношения между ними и их роли. Современные МО имеют сложную внутреннюю структуру. Центральное системообразующее место в этой структуре принадлежит международным политическим отношениям (международная политика), зародившимся одновременно с политикой и ее основным актором – государством. Субъекты международной политики – государства, коалиции, международные межправительственные организации (последние 100 лет). В центре международной политики – борьба государств за власть, т.е. способность в максимальной степени влиять на поведение других международных субъектов. Мировая политика включает в себя международную политику, она шире по проблематике и числу задействованных субъектов. Структуру системы МО можно охарактеризовать как особый, закономерно возникающий в процессе ее функционирования и развития способ связи между входящими в нее государствами и другими акторами. Выделяют два типа структуры МО: мультиполярную и биполярную. Основание классификации – количество великих держав, входящих в эту структуру. Подсистемы МО регинального, локального уровня также имеют свои структуры, зависящие от структуры МО в целом. М. Каплан («Система и процесс в международной политике», 1957, «Макрополитика», 1969) выделяет шесть теоретических типов международных систем: 1. система баланса сил: основные факторы – только национальные государства с большими военными и экономическим возможностями (не менее 5 акторов), нет дифференцированных ролей. Локальные войны, быстро меняющиеся союзы против акторов, претендующих на господство или обладающих преимуществами для достижения господства. Это устойчивая система. 2. свободная биполярная система: роли дифференцированы – есть акторы различных типов: отдельные гос-ва, блоки государств, лидеры/члены блоков, неприсоединившиеся страны, универсальные организации. Система более устойчива, если лидеры блоков обладают монополией на ядерное оружие, страх перед которым препятствует превращению локальных войн в тотальные (+ посредническая деятельность неприсоединившихся стран и универсальных акторов). Система менее устойчива, чем первая. 3. жесткая биполярная система: упразднятся роль неприсоединившихся государств и в значительной степени атрофируется роль универсальной организации. В случае возникновения такой системы, напряжение было бы очень сильным. (Для нее характерна та же конфигурация, что и для предшествующего типа, но, в отличие от него, оба блока организованы здесь строго иерархизированным образом. В жесткой биполярной системе исчезают неприсоединившиеся и нейтральные государства, которые существовали в мягкой биполярной системе. Универсальный актор играет здесь весьма ограниченную роль и не в состоянии оказать давления на тот или иной из блоков. В рамках обоих полюсов осуществляется эффективное урегулирование конфликтов, формирование направлений дипломатического поведения, применение совокупной силы.) 4. универсальная система: могла бы возникнуть, если бы ряд политических полномочий был бы передан универсальной организации. Предпочтение бы отдавалось коллективным и международным ценностям. (Такая система предполагает значительную степень политической однородности международной среды и базируется на солидарности национальных авторов и универсального актора. Например, она соответствует ситуации, в которой была бы существенно расширена, в ущерб государственным суверенитетам, роль ООН.) 5. иерархическая система: модификация универсальной, могла бы возникнуть вследствие изменения масштабов международной организации или установления единоличной власти какого-либо одного актора. (Национальные государства утрачивают в ней свое значение, становясь простыми территориальными единицами, а любые центробежные тенденции с их стороны немедленно пресекаются.) 6. система вето: каждое государство-актор располагает значительным запасом ядерных вооружений. Акторы не склонны вступать в союз, стремятся к тому, чтобы вероятность войны не увеличивалась, но при этом сохранялось бы напряжение, порождающее относительную устойчивость. Менее устойчива, чем свободная биполярная. Системы 4-6 – гипотетические. (“система единичного вето”, в которой каждый актор располагает возможностью блокировать систему, используя определенные средства шантажа. В то же время каждый способен и энергично сопротивляться подобному шантажу, каким бы сильным ни было оказывающее его государство. Любое государство способно защитить себя от любого противника. Подобная ситуация может сложиться, например, в случае всеобщего распространения ядерного оружия.) Концепция М. Каплана, как уже говорилось, оценивается специалистами критически, и прежде всего за ее умозрительный, спекулятивный характер и оторванность от реальной действительности. Вместе с тем признается, что это была одна из первых попыток серьезного исследования, специально посвященного проблемам международных систем с целью выявления законов их функционирования и изменения. Виды МО: По своему характеру м/о разделяются на политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военны е. · На первом плане стоят политические отношения – отношения между государствами по реализации их интересов на мировой арене. Любые проблемы межгосуд.отношений, ставшие предметом госуд.политики, приобретают политический характер и воплощаются в межгосуд.полит.отношениях. Экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные отношения воздействуют на политические отношения. Отделить собственно политические отношения государств (отношения по поводу конкретно- исторических проблем) от других весьма трудно, а порой и невозможно. Всякое такое деление имеет условный характер. Уровни: Выделение первых трех уровней основано на геополитическом подходе и определяется пространственными факторами. Три последних могут быть выделены на первых трех. 1) Глобальный – охватывает наиболее общие проблемы мировой политики, экономического и социального развития человеческой цивилизации. Чем крупнее госуд-во, чем выше его эк. и полит. потенциал, тем больше оно вовлечено в глобальные процессы. 2) Региональный. Межд.полит.регион – отдельная подсистема м/о, которая складывается в крупных географических зонах. Но главное не географический фактор, а экон., полит. и иные отношения государств данного региона. 3) Субрегиональный. Различия между регион.и субрегион. уровнями условны и зависят от точки отсчета. Вообще субрегион является частью региона и представляет собой локальные группы государств с более тесными взаимоотношениями, имеющими свою специфику по отношению ко всему региону в целом. Напр. Вост.Европа – субрегион в рамках Европейского региона. 4) Международно-ситуационны й. Может проявляться на любом структурном уровне. Главное отличие – наличие конкретной международно-политической ситуации, порождающей особый узел политических, военно-стратегических и иных межгосуд.отношений. Типичный пример – международный конфликт. 5) Групповой. Двусторонний. Исторические системы МО: 1. Вестфальская система (государственно-центристская система). 2. «Европейский концерт» или «Венская система МО» в рамках Вестфальской системы (следующие системы тоже в рамках Вестфальской). 3. После Второй мировой сформировалась Ялтинско-Потсдамская (послевоенная) система МО. Основной чертой этой системы стала биполярность. Ж.-П. Дерриеник выделяет шесть структурных характеристик международных систем: - число акторов; - распределение силы между ними; - соотношение между конфликтом и сотрудничеством; - возможности использования тех или иных средств (силы, обмена или убеждения), допускаемых данной системой; - степень внешней централизации акторов, то есть влияние характера данной системы на их поведение; - различие статусов между самими акторами. Указанные структурные характеристики хотя и не позволяют предвидеть все гипотетические типы международных структур, однако дают возможность описать структуру любой международной системы, что очень важно с точки зрения выявления законов существования и изменения различных структур. 3. Типы и структуры международных систем Разные подходы к системному изучению международных отношений обусловливают различия в типологиях международных систем. В зависимости от пространственно-географических характеристик выделяют, например, общепланетарную международную систему и ее региональные подсистемы-компоненты (элементами последних выступают субрегиональные подсистемы). · Закрытая система — это абстракция, так как под ней подразумевается отсутствие контактов данной совокупности элементов с окружающей средой, что лишает смысла само существование закрытой системы, ибо постоянное взаимодействие со средой — его непременное условие. · Близка закрытой системе существующая в реальной действительности автономная система, отличия которой в том, что её структура- организация предполагает сохранение индивидуальности, не прерывая в то же время контактов и обменов с окружающей средой (сводя их до минимума при необходимости сохранения индивидуальности). · хаотичная систем а — высоко чувствительная к малейшим изменениям параметров система. Ее эволюция может зависеть от самых незначительных изменений условий. В результате причинно-следственная связь носит преимущественно случайный характер (Эрман. 1996. С. 59). · полностью случайная система — это система, в которой исключена возможность влияния какого-либо элемента на ее функционирование, т.е. она абсолютно непредсказуема. · структурированная система. Ей свойственна высокая степень предсказуемости, поскольку ее недавнее прошлое и современное состояния дают возможность делать достоверные выводы о ее будущем. Но в определенные моменты такая система может претерпевать серьезные трансформации под влиянием незначительных изменений в условиях ее существования. · комплексная система, возникает, когда правительства теряют способность влиять на взаимодействия между своими и чужими негосударственными элементами-участниками, при этом связи между внутригосударственными участниками расширяются и укрепляются. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|