Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гонка вооружений и контроль над вооружениями. Проблемы контроля над оружием массового поражения в современных условиях.





Проблема гонки вооружения и разоружения крайне остро стояла в годы холодной войны.

«Гонка вооружений» — политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооружённых сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его. Военная мощь государства определяется не только тем, сколько государство тратит на военные нужды, но и тем, какое именно оружие оно имеет. Характер и количество вооружений были определяющими факторами на мировой арене периода холодной войны.

С появлением ядерного оружия, ЯО (и применением его Соединенными Штатами Америки против Японии в августе 1945 г. наступает ядерная эра. Существует два типа ядерного оружия: атомное или водородное. Первый тип более прост и менее дорог, но при этом обладает меньшей мощностью.

Ядерное оружие является оружием массового уничтожения (ОМУ), предназначенным для масштабного поражения противника, и действует не избирательно — только на вооруженные силы, а охватывает и гражданское население.

«Официальными» членами «ядерного клуба», или государствами, обладающими ядерным оружием, являются все пять постоянных членов Совета Безопасности ООН — Великобритания, Китай, Россия, США, Франция. Наибольший ядерный потенциал — у России и США. Так же ЯО есть у Индии, Пакистана, Израиля (по мнению некоторых экспертов). Германия и Япония отказались от ЯО.

Химическое и бактериологическое оружие также вызывает беспокойство в современном мире. По сравнению с ядерным технологии производства химического и бактериологического оружия относительно доступны и дешевы, в связи с чем эти виды оружия получили название «оружия для бедных».

В истории военных действий химическое оружие использовалось редко. Впервые это произошло во время Первой мировой войны в апреле 1915г., когда был применен иприт.

1925 г. - Женевский Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. СССР присоединился к данному Протоколу в 1927 г., а к настоящему времени его подписали более 100 государств. Во время Второй мировой войны и Германия, и СССР обладали химическим оружием, но не применяли его. В 1980-х годах оно было использовано Ираком протия Ирана. _

1993 г. - Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. На начало 2002 г. к ней присоединились 145 государств, хотя среди них нет Ирака, Ливии, Северной Кореи.

Под контролем за вооружениями понимаются усилия двух или более стран по регулированию отношений в этой области.

Значимым импульсом к проведению переговоров по разоружению был Кубинский (Карибский) кризис 1962 г., когда угроза ракетно-ядерного конфликта стала явной.

1963 г. (Москва) – Договор о запрещении испытании ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Он носил бессрочный характер и был открыт для подписания (к нему впоследствии присоединилось более 100 государств).

В 1968 г. подписан Договор о нераспространении ядерного оружия (присоединились 187 стран).

Международное агентство по атомной энергии, МАГАТЭ, занимается мониторингом развития и распространения ядерных технологий. В 1993 г. МАГАТЭ покинула Северная Корея. Однако, как отмечалось, позднее она провела переговоры и обязалась заморозить свои ядерные программы в обмен на оказание экономической помощи. В сентябре 2002 г. Северная Корея вновь заявила о стремлении продол жать ядерную программу.

1972 - Договор об ограничении систем противоракетной обороны. Он ограничивает возможности каждой из сторон — США и СССР/России — использовать противоракетную оборону для отражения ядерного удара. В XXI в., согласно официальным американским заявлениям, угроза исходит не от России, а от террористических организаций, что особенно четко показали события 11 сентября 2001 г. В 2001 г. США официально уведомили Россию о выходе из Договора 1972 г., а в июне 2002 г. вышли из него.

1972 - Временное соглашение и договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1)

1979 – ОСВ-2

1991 - Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Россия, и США должны были сократить свои стратегические арсеналы примерно на 30%).

1987 - Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, или Договор РСМД

1996 - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. (ратифицирован Гос. Думой в апреле 2000 г. Однако его реализация возможна лишь после ратификации теми государствами (а их 44), у которых, как предполагается, есть соответствующие технологии в области ядерных вооружений – США, Индия, Пакистан не ратифицировали).

В настоящее время остается актуальной проблема сокращения ядерного потенциала, и переговоры в этой области продолжаются. В 1997 г. России и США в рабочем порядке удалось достигнуть договоренностей по основным параметрам СНВ-3. Согласно им, ядерный потенциал обеих сторон ограничивается 2000 боеголовок. Тем не менее, у России и США он остается намного большим, чем у других крупнейших ядерных держав, в частности Франции, Великобритании, Китая, которые имеют по несколько сотен ядерных боеголовок каждая. При этом если Франция и Китай направляют усилия на развитие собственных разработок средств доставки, то Великобритания предпочитает использование американских систем.

Не менее важным было заключение в 1990 г. Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ). Этот договор разрабатывался для того, чтобы снизить уровень и опасность вооруженной конфронтации двух военно-политических блоков в Европе, которые (особенно Организация Варшавского договора) сосредоточили в зоне соприкосновения друг с другом колоссальные группировки обычных вооруженных сил.

 

Концепция мягкой силы.

Мягкая сила (англ. soft power) — форма внешнеполитической стратегии, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение. По словам введшего этот термин американского политолога Джозефа Ная, язык и культура страны — это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи.

Термин «мягкая сила» (англ. soft power) впервые ввёл в оборот профессор Гарвардского университета Джозеф Най в своей книге 1990 года Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. Впоследствии он развил данное понятие в своей книге 2004 года Soft Power: The Means to Success in World Politics.

Как отмечается в книге, soft power – это не только собственно влияние (influence), но и «привлекательность» (attractive power). Ресурсами soft power в мировой политике выступает все то, что «вдохновляет и привлекает» к источнику соответствующего воздействия, позволяя тому, кто его контролирует, добиваться желаемого результата.

Конституирующей основой и hard power, и soft power субъекта международных отношений выступает способность достичь поставленной цели путем воздействия на поведение других акторов. Разница между ними заключается в инструментах: проецирование hard power происходит через принуждение и навязывание своей воли (посредством экономического ресурса или угрозы силой), тогда как эффективное действие soft power формируется через механизмы согласования внешнеполитических акций и вовлечение в сотрудничество более широкого характера, как правило, на базе единых ценностей, такому сотрудничеству благоприятствующих.

Важнейшей характеристикой «мягкой мощи» является ее относительно более заметная независимость от непосредственно государства и правительства страны, такой мощью обладающей. «Жесткая мощь» гораздо сильнее привязана к государственной политике. Поэтому власти относительно сложней манипулировать первой и гораздо проще – второй. Как следствие, эффект от действия «мягкой мощи» – в отличие, к примеру, от экономических санкций или военной акции – оказывается более аморфным и им его труднее точно планировать.

Важно, что степень влияния soft power различается в зависимости от уровня социально-экономического развития общества, его восприимчивости к происходящим в мире событиям. Из процессов, усиливающих значимость soft power в мировой политике, следует выделить информатизацию: распространение информации ведет к расширению «зоны приема» сигналов, посылаемых через национальные границы (гл. 1).

Дж. Най дает оценку американской ресурсной базе «мягкой мощи». Ее первый «столп» применительно к США – привлекательность американской культуры и образа жизни. Автор указывает на лидерство США по таким показателям, как численность принимаемых эмигрантов, объем выпускаемой телепродукции, численность иностранных студентов в США и количество американцев среди нобелевских лауреатов в области физики, химии и экономики. Читателю предлагается деление культуры на «массовую» и «высокую» (popular and high). Приведенные цифры показывают, что почти 80% респондентов из 43 стран мира восхищаются достижениями США в области науки и технологии (высокая культура), а около 60% – любят американскую музыку и телевидение. Второй «столп» soft power США – американская политическая идеология, полностью или частично ей симпатизирует половина опрошенных (гл. 2).

Пример:США

· Политические ценности и институты:

· демократические выборы, многопартийность

· права человека

· свобода

· благотворительность (например, план Маршалла и восстановление Японии после Второй мировой войны)

· Культурные ценности:

· музыка (например, джаз, рок-н-ролл)

· фильмы (например, голливудские высокобюджетные фильмы)

· английский язык, литература

· Потребительские предпочтения:

· Coca-Cola, Snickers

· джинсы, модная одежда

· инновационная техника и технологии (Microsoft, Apple)

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.