|
Раскройте и проанализируйте концепцию внешней политики Президента Б.Н.Ельцина 1993 года.Концепция внешней политики РФ была утверждена Президентом РФ Б. Ельциным 23.04.1993 – за два дня до Всероссийского референдума о доверии Президенту и Верховному Совету РФ, т.е. в весьма специфичный период российской истории. Появление Концепции было продиктовано общей трансформацией страны в конце 1980-х – начале 1990-х гг. С распадом Советского Союза новым независимым государствам пришлось самостоятельно выстраивать свой внешнеполитический курс с учетом новых международных, экономических и политических реалий. Российская Федерация также столкнулась с проблемой определения своих основных внешнеполитических приоритетов, поскольку, считаясь наследницей Союза, она, тем не менее, уже не обладала теми ресурсами, статусом и возможностями, которые были у СССР. Перед государством стояли задачи не только решить внутриполитические, социальные и экономические проблемы, но и сохранить статус активного и влиятельного субъекта международных отношений. Одним из компонентов решения проблемы являлась четкая внешнеполитическая стратегия. В Концепции следует отметить попытку отказа от советского внешнеполитического прошлого, деидеологизации внешней политики страны: «Жизненно необходимо, чтобы внешнеполитическая ориентация России исходила не из идеологических установок или потребностей партии, а из фундаментальных общенациональных интересов». Отмечается, что «поворот одного из крупнейших государств мира в сторону демократического развития в корне изменил мировой расклад сил». Одним из принципов внешней политики является «формирование принципиально новых, равноправных и взаимовыгодных отношений России с участниками СНГ и другими государствами ближнего зарубежья». Стремление к налаживанию партнерских и добрососедских отношений, заявленных в стратегии, с другими государствами, было отмечено и в ежегодных посланиях Президента России к Федеральному собранию РФ, первое из которых прозвучало в 1994 году. Одновременно авторы документа всячески стремятся показать, что новые отношения Россия будет выстраивать на партнерских и равноправных началах, что нет никаких попыток превратить Россию в новый центр Содружества, что Российская Федерация не стремится превратить СНГ в новый Советский Союз. В то же время одним из ключевых принципов является «обеспечение за Россией роли в мировом балансе влияния, в многосторонних процессах по регулированию мирового хозяйства и международных отношений, соответствующей статусу великой державы»; т.е. несмотря на формальный поворот спиной к советскому прошлому, РФ сохраняет за собой великодержавные амбиции. В целом указано, что смысловым стержнем внешней политики России является примат обеспечения национальных интересов страны. Исходя из этого положения, логичным являются приоритеты обеспечения политическими средствами безопасности России во всех измерениях, защита прав, свобод, достоинств и благополучия россиян, и обеспечение благоприятных внешних условий для продвижения демократических реформ. Данная Концепция имеет множество недостатков, но в 1993 году это была первая попытка выстроить хоть какую-нибудь внешнеполитическую стратегию. При рассмотрении текста документа прослеживается стремление авторов показать, что Российская Федерация полностью ушла от советского наследия, что эта новая Россия стремится к открытому и конструктивному диалогу со всеми государствами и регионами мира.
76. Раскройте и проанализируйте концепцию внешней С приходом к власти в 2000 году В.В. Путина, была пересмотрена и доработана внешнеполитическая стратегия России (Концепция внешней политики РФ была утверждена 28.06.2000). Данный документ должен был учесть все те изменения, которые произошли в мировой политике и которые не были учтены в первой Концепции или же показали свою несостоятельность. Здесь отмечается, что «международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики» и «не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром», которые присутствовали в Концепции 1993 года. Авторами новой внешнеполитической стратегии стали министр иностранных дел И. Иванов и секретарь Совета Безопасности С. Иванов. Отмечая особенности данного документа, И. Иванов писал: «Важной особенностью новой Концепции является отсутствие в ней декларативных моментов, нацеленность на вполне реалистичные и реализуемые задачи». Среди основных региональных приоритетов внешней политики отношения с постсоветскими государствами поставлены на первое место. В этом направлении Россия по-прежнему придерживалась «концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ», в рамках которых выстраивала отношения со странами Содружества, среди которых на первое место выходят отношения России с Белоруссией, а точнее укрепление Союза двух государств. Особая роль отводится и дальнейшему развитию Таможенного Союза, ДКБ, ШОС. Среди приоритетных направлений внешней политики было обозначено дальнейшее развитие и укрепление отношений с отдельными европейскими государствами, а также с ЕС. Что же касается отношений с США, то в новом документе указывается на существующие трудности в российско-американском сотрудничестве, но в тоже время отмечается готовность Российской Федерации к преодолению имеющихся противоречий и разногласий, поскольку «российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности». Среди важнейших направлений во внешней политике России Концепция обозначает и азиатское направление, где Россия намерена активно участвовать в интеграционных объединениях региона: АСЕАН, ШОС. РФ намерена продолжать тесно сотрудничать с крупнейшими азиатскими государствами - Китаем и Индией, считая данное направление одним из перспективных. Концепция обозначает намерения России участвовать в урегулировании международных конфликтов на Ближнем Востоке, в Азии и т.д. Критики внешнеполитической стратегии России отмечали, что «каждый регион, каждое региональное объединение и отдельные страны различных регионов заслуживают «приоритетного» внимания России», отмечая, что только отношения с Черной Африкой и Латинской Америкой не определены как приоритетные и ключевые и адресуя авторам Концепции обвинения в отсутствие четкой генеральной линии внешней политики. Но и сами критики отмечают, что Россия выстраивает свои внешнюю политику достаточно гибко, учитывая все происходящие изменения и объективную необходимость. В Концепции выделяется 5 ключевых проблем современных международных отношений и позиции РФ по данным вопросам: 1. Формирование нового мироустройства - Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Главным регулятором МО должна выступать ООН; также отмечается роль G8. 2. Укрепление международной безопасности - Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В частности, готова проводить дальнейшее сокращение своего ядерного потенциала и держит курс на предотвращение распространения ядерного оружия. 3. Международные экономические отношения - главным приоритетом внешней политики РФ в сфере МЭО является содействие развитию национальной экономики, для которого необходимо широкое включение России в систему мирохозяйственных связей. С этой целью Россия прикладывает усилия для становления в стране экономики рыночного типа. 4. Права человека и международные отношения – Россия видит свои задачи в том, чтобы добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире на основе соблюдения норм международного права, в первую очередь, российских граждан и соотечественников за рубежом. 5. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности – Россия стремится доносить точную и объективную информацию о своих позициях и действиях до мирового сообщества; также отмечается важность задачи формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней. Данная стратегия формирует более четкие представления о роли, которую Россия намерена играть на международной арене, в качестве активного участника, оказывающего существенное влияние на формирование нового мироустройства, чем Концепция 1993 года. Ссылка на документ: http://docs.cntd.ru/document/901764263
77. Раскройте и проанализируйте концепцию Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 года была утверждена Президентом Д. А. Медведевым в июне. Поскольку Медведев, находившийся у власти около двух месяцев, лишь недавно был избран президентом, то данный документ вероятнее разработан еще командой В. В. Путина при его непосредственном руководстве страной. В ее основе лежит документ 2000 года, в который были внесены дополнения учитывающие трансформации, произошедшие в международных отношениях, и изменения статуса России на мировой арене. Все эти факторы заставили авторов Концепции «переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании». В Концепции указано, что она «дополняет и развивает положения Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г.», а не коренным образом её трансформирует. Если в Концепции 1993 года говорится о том, что Россия должна стать полноправным членом мирового сообщества, а в редакции 2000 года отмечалось, что РФ уже стала активным участником международных отношений и оказывает влияние на «формирование нового мироустройства», то Концепция 2008 года указывает на то, что роль страны укрепилась, что государство принимает участие в формировании и реализации международной повестки дня, а также, что Россия несет ответственность за происходящее в мире. Фраза «повышение ответственности за происходящее в мире» отражает видение российского правительства места и роли государства на мировой политической арене. В качестве одной из задач во внешней политике Российской Федерации новая стратегия рассматривает «развитие региональной и субрегиональной интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ)». Новая стратегия рассматривает постсоветское пространство как один из важнейших внешнеполитических приоритетов России. Свою политику на пространстве СНГ РФ намерена выстраивать на основе дружественных, равноправных, взаимовыгодных партнерских отношений со всеми государствами региона. «С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества». Впервые было заявлено, что стратегическое партнерство Россия будет выстраивать не со всеми государствами Содружества, а только с теми, кто выразил готовность к подобному партнерству - в Концепции внешней политики РФ, утвержденной в 2000 году, Россия изъявляла готовность развивать партнерские отношения «со всеми государствами-участниками СНГ». Можно предположить, что такое изменение позиции России связано с ухудшением отношений РФ с рядом стран на постсоветском пространстве, например, с Грузией и Украиной. Кроме СНГ Россия продолжит сотрудничать в рамках таких субрегиональных организаций, как ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, и намерена продолжать активно участвовать в данных интеграционных объединениях. Были внесены корректировки в рассмотрение глобальных проблем, их число увеличилось до 6 (формирование нового мироустройства, верховенство права в международных отношениях, укрепление международной безопасности, международное экономическое и экологическое сотрудничество, международное гуманитарное сотрудничество и права человека, информационное сопровождение внешнеполитической деятельности). В Концепции-2008 развивается положение о верховенстве права в международных отношениях, говорится о том, что «поддержание и укрепление международной законности — одно из приоритетных направлений деятельности РФ на международной арене», а также о том, что «Россия намерена добиваться соблюдения участниками международных отношений международных обязательств как перед Россией, так и перед международным сообществом в целом». Можно предположить, что данные положения, равно как и выделение проблем гуманитарного сотрудничества связано с вмешательством США в дела Ближнего Востока и возникшей там неблагополучной обстановкой. Также, по сравнению с Концепцией-2000, в большей степени выделяется роль международного экологического сотрудничества, что в целом обусловлено возрастанием осознания важности экологических проблем мировым сообществом. Остальные же внешнеполитические приоритеты России в новой стратегии сохранены -сотрудничество с европейскими государствами и ЕС, развитие стратегического партнерства с США, заинтересованность в сотрудничестве с Азиатско-Тихоокеанском регионом и т.д. Россия продолжит принимать участие в урегулировании международных конфликтов на Ближнем Востоке, в Афганистане и т.д. Таким образом, основные задачи, присутствующие в предыдущей Концепции, во многом сохранены и в стратегии 2008 года. Ссылка на документ: http://www.kremlin.ru/acts/news/785 ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|