Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раскройте концепцию внешней политики Президента В.В.Путина 2013 года.





Концепция внешней политики Российской Федерации была утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г. Указ о ее разработке был подписан им в день его инаугурации, что ясно показывает значение, уделяемое данной Концепции главой государства. В ней указывается, что необходимо «переосмыслить приоритеты внешней политики России с учетом ее возросшей ответственности за формирование международной повестки дня и основ международной системы».

В документе учтены произошедшие в мире изменения, в частности «мировой финансово-экономический кризис... перераспределение баланса сил в мировых делах, резкое усиление турбулентности в районе Ближнего Востока и Северной Африки, повышение значимости культурно-цивилизационного измерения конкуренции в мире». Согласно концепции, Запад более не способен «доминировать в мировой экономике и политике». Более того, мир переживает переходный период, во время которого происходит формирование «полицентричной международной системы», которая открывает возможности для новых экономических и финансовых систем, новых формирований коллективной безопасности и перемен в политическом развитии. Этот период дает возможность создания «мягких форм участия во многих односторонних структурах с целью эффективных попыток исправить ошибки Запада».

В обновленной Концепции сохранены ключевые принципы не только предыдущего варианта 2008 года, но и базовые подходы документа, утвержденного В.В.Путиным в 2000 году. Это, прежде всего прагматизм, открытость, многовекторность, последовательное, но без конфронтации продвижение российских национальных интересов. Эти принципы доказали свою востребованность и эффективность. Более того, они в возрастающей степени приобретают универсальный характер, то есть принимаются на вооружение в практической политике все большим числом государств. Традиционно в качестве целей установлены обеспечение национальной безопасности, создание условий для роста экономики страны, усиление роли институтов международной безопасности, развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства и укрепление торгово-экономических позиций в системе мирохозяйственных связей. Сохраняется перечень глобальных проблем (формирование нового мироустройства, верховенство права в международных отношениях, укрепление международной безопасности, международное экономическое и экологическое сотрудничество, международное гуманитарное сотрудничество и права человека, информационное сопровождение внешнеполитической деятельности). Так же, как и в предыдущей концепции, в качестве региональных приоритетов указываются страны СНГ, «которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества» и так же, как и в Концепции-2000 в качестве приоритетных направлений указаны большая часть мировых регионов.



Если говорить об отличиях Концепции-2013 от Концепции-2008, то прежде всего, новая редакция исключила ряд целей внешней политики и добавила несколько новых. Например, из Концепции-2013 исключена такая цель, как создание системы двусторонних и многосторонних партнёрских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры, и включена новая: укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях. Совершенно очевидно, что во многом обусловлена вступлением России во ВТО.

Нельзя не отметить и новые подходы к вопросу о правах человека. Если в Концепции-2008 целью внешней политики РФ называлась «защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом», то Концепция-2013 добавляет ещё и «отстаивание … российских подходов по теме защиты прав человека». Надо сказать, что весьма ярко и точно оценил деятельность Совета ООН по правам человека МИД России, отметивший, что на международных форумах права человека всё чаще «используются для одностороннего навязывания неолиберальных концепций, пропагандирующих асоциальный образ жизни и разрушающих человека как личность».

Таковы основные особенности Концепции внешней политики РФ 2013 года.

Ссылка на документ: http://docs.cntd.ru/document/499003797

 

Политическая экономия международных отношений. Важнейшие подходы к мировой политической экономии: меркантилизм, протекционизм, торговый (экономический) либерализм.

Важнейшие подходы к мировой политической экономии

Экономика и политика всегда были связаны теснейшим образом. Эту взаимосвязь отражает научная дисциплина — международная политическая экономия, описывающая такие основные сферы, как международная торговля и международная финансовая система.

 

Исследования С. Стрэндж, Р. Кохэна и Дж. Найя и ряда других авторов.

Среди основных классических подходов обычно выделяют два наиболее распространенных — меркантилизм и торговый, или экономический либерализм.

 

Меркантилизм

Сам термин «меркантилизм», обязан своим происхождением двум авторам — Д. Блейку и Р. У. Уолтерсу.

· Меркантилизм возник в Европе в связи с развитием капитализма.

· экономика должна служить политике и усиливать мощь государства. Накопление богатства в виде драгоценных металлов становится символом Государственной мощи.

· В ХУIII в. наблюдается расцвет меркантилизма, что было обусловлено успехами взявшей его на вооружение Великобритании.

· государство должно защищать свои интересы, в том числе экономические.

· Экономическая политика должна ориентироваться на развитие государства.

· Авторы, придерживающиеся меркантилизма, выступают за государственное регулирование экономической жизни, в том числе стихии рынка.

· Представители меркантилизма особое внимание уделяют торговому балансу, под которым понимается соотношение стоимости совокупного экспорта и импорта.

В современных условиях идеи меркантилизма приобретают форму неомеркантилизма, где центральным звеном остается первостепенная роль государства в политико-экономической жизни, но накопление золотых запасов не является столь значимым, как ранее, поскольку сегодня экономическая и иная мощь страны не сводится к ним.

· Неомеркантилизм акцентирует внимание на различиях в экономических интересах, которые существуют между государствами в распределении между ними ресурсов и полученного продукта. При этом особо подчеркивается роль конкуренции.

· Неомеркантилисты ориентируются на развитие и поддержание национального производства, продвижение национальных товаров на мировой рынок.

 

Протекционизм

· политика торгового протекционизма предусматривает создание особых условий для одной или нескольких национальных отраслей и защиту их от влияния рыночной стихии.

· Причины: результат лоббирования соответствующих финансово-промышленных групп тех или иных отраслей экономики, стремление к развитию собственной новой зарождающейся отрасли, которая пока неконкурентоспособна на мировом рынке и т.п.

· Политика протекционизма предполагает применение различных экономических методов. Они условно делятся на две группы — тарифные, которые основаны на использовании таможенного тарифа и нетарифные методы, предполагающие введение квот, субсидий и т.д.

 

1. Один из наиболее простых способов защиты внутреннего рынка введение тарифов на импортные товары. В результате цена товаров на внутреннем рынке увеличивается. Тарифы не только ограничивают импорт, но и могут быть заметной статьей дохода государства.

2. В качестве других методов, способствующих защите национальных товаров, применяются квоты. Импортные квоты предусматривают, сколько того или иного вида товаров будет поставлено в страну, или вводят ограничения по стоимостному параметру.

3. В крайнем своем выражении защита национального рынка может осуществляться за счет запрета на ввоз определенных видов товара.

4. Импорт продукции может регулироваться государством за счет различных процедур, связанных с сертификацией товара. Особенно это относится к продукции пищевой, фармацевтической и подобных отраслей.

5. Еще одним методом защиты внутреннего рынка является субсидирование тех или иных отраслей, например сельскохозяйственной продукции. Это позволяет сохранять относительно низкие цены и поддерживать, например, национальные фермерские хозяйства.

 

Другой наиболее распространенный аргумент торгового протекционизма состоит во временной защите молодых, вновь появляющихся отраслей. По мере их развития протекционистские меры снимаются.

Политика торгового протекционизма, как правило, вызывает ответную реакцию других государств. Они тоже стараются оградить свой рынок и применить аналогичные методы к странам, которые ограничивают ввоз их товаров. От этого страдают отрасли, которые ориентированы на экспорт государства, применяющего протекционистские методы.

В целом же, как и в случае с любым инструментом, эффективность протекционистских методов зависит от того, насколько адекватно они применяются. Политика протекционизма может действительно способствовать развитию национальных отраслей, а может, напротив, вести к их неконкурентоспособности и фактическому вырождению.

 

Экономический либерализм.

 

Его истоки восходят к воззрениям Адама Смита, Джона Стюарда Милля, Давида Риккардо.

· А. Смиту принадлежат идеи, что государства различаются по географическому положению, климатическим условиям, природным ресурсам и это обусловливает абсолютные преимущества.

· Классический экономический либерализм исходит из того, что каждое государство должно специализироваться на выпуске той или иной продукции.Именно в результате торгового обмена все его участники оказываются в выигрыше.

· Современный либерализм рассматривает фирмы и корпорации вкачестве основных участников экономической сферы и видит наиболее эффективную роль государства в том, чтобы оно не слишком вмешивалось в их экономическое поведение.

· Представители этого подхода подчеркивают необходимость устранения экономических барьеров, обусловленных национальными интересами, так как они препятствуют свободной торговле.

· Подчеркивают не конкуренцию государств, а, напротив, наличие у них общих интересов,необходимость сотрудничества в экономической сфере и получение взаимной выгоды.

 

Ряд авторов выделяют как третью школумарксизм

· основывается на первичности экономики по отношению к политике

· делает акцент на взаимодействии не государств в политико-экономической сфере, а форм, в которых проходит борьба между имущими и неимущими.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.