|
Системы эффективного управления тормозами
На современных автомобилях устанавливаются три-четыре вида тормозных систем: рабочая; стояночная; вспомогательная; запасная. Основная и самая эффективная тормозная система автомобиля – рабочая. Она используется во всё время движения для регулирования скорости и полной остановки. Ее устройство довольно простое. Приводится она в действие нажатием на педаль тормоза правой ногой водителя. Такой порядок обеспечивает одновременный сброс оборотов двигателя, за счет снятия ноги с педали акселератора, и торможение. Стояночная тормозная система, как следует из названия, предназначена для обеспечения неподвижности транспортного средства во время длительной стоянки. На практике опытные водители оставляют машину с включенной первой или задней передачей. Однако на больших склонах этого может оказаться недостаточно. Ручной стояночный тормоз используют также при трогании с места на неровных участках дороги, когда правая нога должна быть на педали газа, а левая выжимает сцепление. Плавно отпуская рукой рычаг тормоза, включая одновременно сцепление и прибавляя газ, удается предотвратить произвольное скатывание автомобиля под уклон. Запасная тормозная система призвана дублировать основную рабочую в случае её отказа. Это может быть полностью автономное устройство, или представлять собой часть, один из контуров тормозного привода. Как вариант, функции запасной может выполнять стояночная система. Вспомогательная тормозная система устанавливается на большегрузных автомобилях, например, на отечественных КамАЗах, МАЗах, КрАЗах. Она предназначена для снижения нагрузки на основную рабочую систему во время длительного торможения – при движении в горах или по холмистой местности. Антиблокировочная система тормозов – АБС (Antiblock Brake Sistem – ABS).Антиблокировочная система тормозов обеспечивает предотвращение блокировки колес при торможении. В разделе «Тормозные системы» мы объясняли, что с заблокированными колесами эффективность торможения снижается на 20-30%. В случае экстренного резкого торможения в сочетании с объездом препятствия в добавок возможна и потеря управляемости автомобиля вследствие неконтролируемого скольжения на заблокированных колесах. В худшем случае возможен наезд на другое препятствие и даже опрокидывание. Работа АБС основана на использовании электрического сигнала от специального датчика, установленного на приводе колеса. Если при торможении одно или несколько колес блокируются, они перестают вращаться и начинают скользить, то система, получив соответствующий сигнал от датчика, растормаживает колесо, а затем снова затормаживает. Колесо проворачивается и его сцепление с дорогой восстанавливается. Водитель ощущает работу АБС по частым резким толчкам на педали тормоза и «стрекочащему» звуку. АБС должна обеспечивать: — минимальный тормозной путь (не менее 75 % от максимально возможного); — устойчивость при торможении; — сохранение управляемости при торможении; — приспособляемость к изменяющимся внешним условиям, например сцеплению на сухой, мокрой и скользкой дороге (адаптивность); — плавное торможение, без рывков; — возможность торможения при выходе из строя АБС; — помехоустойчивость по отношению к внешним магнитным полям; — сигнализацию при выходе из строя АБС, диагностику неисправности; — общие требования (надежность, низкая стоимость и т. п.).Особенность торможения автомобиля, оснащенного АБС, в том, что при торможении педаль тормоза необходимо удерживать с постоянным усилием, соответствующим условиям торможения. Такой прием, как прерывистое многократное торможение, в этом случае не допускается. Наличие на автомобиле АБС предъявляет более строгие требования к шинам и амортизаторам, так как их состояние существенно влияет на эффективность работы системы. Следует периодически контролировать состояние амортизаторов и износ протекторов шин. Противобуксовочная система – ПБС (у разных производителей имеет разные названия: ATC, ETC, TCS и т.д.) Наряду с использованием АБС сравнительно недавно на автомобилях стали применять противобуксовочные системы (ПБС), которые при тяговом режиме движения препятствуют пробуксовке ведущих колес автомобиля. ПБС не относятся к тормозному управлению, но, ввиду идентичного принципа работы и использования одних и тех же элементов, часто рассматриваются совместно с АБС. Противобуксовочная система (ПБС) препятствует буксованию колес при разгоне, кроме того, система снижает подачу топлива в двигатель уменьшая развиваемую им мощность, что также снижает возможность пробуксовки. ПБС работает совместно с АБС. Принцип действия системы основан на автоматическом подтормаживании буксующего колеса. При этом другое ведущее колесо, находящееся на дорожном покрытии с хорошими сцепными характеристиками, может воспринимать больший крутящий момент. В результате, как и при блокировке дифференциала, увеличивается суммарная сила тяги, автомобиль может трогаться с места и разгоняться с большим ускорением. К преимуществам ПБС относят: — увеличение силы тяги и повышение устойчивости автомобиля при троганьи с места, разгоне и движении на скользкой дороге; - увеличение проходимости по мягким грунтам; - уменьшение нагрузок в трансмиссии при резком изменении коэффициента сцепления; — снижение расхода топлива, особенно в зимних условиях; — уменьшение износа шин; — снижение утомляемости водителя. В настоящее время во всех ПБС для автоматического ограничения буксования колес применяется электроника. Противобуксовочная система используется на скоростях до 40 км/ч и наиболее эффективна для автомобилей с приводом только на задние колеса. При переднем и полном приводе такая система полезна при избыточной мощности двигателя. истема динамической стабилизации – СДС (у разных производителей имеет разные названия: ESP,ESC,VSA и т.д.) Система динамической стабилизации (СДС) автоматически поддерживает траекторию движения, заданную водителем с помощью рулевого управления. При обнаружении отклонения от необходимой траектории СДС его устраняет путем снижения крутящего момента двигателя (при необходимости переключением АКП на более низкую передачу) и/или подтормаживанием соответствующих колес (рис.). Иногда такую систему называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости». СДС исправляет ошибки водителя и часто помогает ему справиться с ситуациями, в которых среднестатистический водитель на обычном автомобиле попал бы в аварию. Однако существует мнение, что опытному водителю, способному ездить «на пределе возможностей», эта система только мешает. Поэтому во многих автомобилях предусмотрена возможность принудительного отключения СДС. Систему динамической стабилизации рекомендуется отключать при «раскачке» автомобиля, застрявшего в глубоком снегу или рыхлом грунте, при езде с цепями противоскольжения, а также при проверке автомобиля на динамометрическом стенде.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|