Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Романтизм как литературная эпоха





Романтизм – особый этап историко-литературного процесса; его начало датируют 1780-ми гг. ХУ111 века. Завершение данной стадии художественной мысли осуществлялось в разных национальных литературах неравномерно: если в Германии и Англии это 1820- гг., то во Франции – 1830-е, а в американской литературе – 1840-е. В России романтизм имеет свою особую историю, непрерывающуюся в течение всей первой половины Х1Х века.

При изучении этой темы важно иметь в виду, что романтизм несводим к понятию литературного направления и имеет более широкий смысл: правомерно говорить об эпохе романтизма, о романтической культуре. Миропонимание, присущее романтизму, высказалось в общем «духе времени» и реализовалось не только в литературе, но и в философии, живописи, скульптуре, музыке; и в самом стиле жизни (интерьер, сфера моды и досуга и т.д.) – практически во всех областях гуманитарной культуры.

Генезис романтизма, его исторические корни связаны с экзистенциальным переживанием опыта Великой Французской революции – он привнес в творчество романтиков идею исторического развития (историзм) и идеал свободы личности. В романтизме представление о динамике истории, к которой по существу причастен человек, играет важнейшую роль и внутренне предзадает его собственное эстетическое становление. Личность творчески вовлечена в историю; индивидуальное самосознание наделяется высшей нравственной значимостью. Центральная категория романтической эстетики – творческое «я», самостоятельно обладающее всей полнотой внутреннего мира и завоевывающее себе право «личной» (а не разумно-всеобщей, как требовал рационализм Просвещения) точки зрения на вещи. Категория «я», введенная немецким философом Фихте, с течением времени получила основательнейшую разработку у целого ряда авторов.

Романтизм – одно из тех литературных явлений, которые вначале оформлялись теоретически, в философских трудах и эстетических манифестах, в публицистических формах (например, в лекциях А. Шлегеля и Ф. Шеллинга в университет Иены); самое литература рождалась уже по следам философско-теоретического знания и в пространстве, созданном им. Ключевые мировоззренческие принципы романтической эстетики были обозначены А. И Ф. Шлегелями, Фихте, Шеллингом и Гегелем. Прежде всего необходимо указать на особое значение категории творимой жизни, продуманной в натурфилософии Ф. Шеллинга. Жизнь мыслится как непрерывное творчество: «природа и жизнь, творя самих себя, себя же себе и открывают» (Н.Я. Берковский). Мир, ощущавшийся просветителями как статичный, осмыслен романтиками как подвижный и непрерывно развивающийся. Категория творимой жизни, можно сказать, исходная и смыслообразующая в романтической картине мира; гегелевская философия саморазвития абсолютного Духа укрепляла созданный романтиками мирообраз.

Отсюда уже можно увидеть, насколько фундаментально, в сравнении с Просвещением, изменяется взгляд на человеческое призвание и на место человека в мире. Просветители ценили выше всего гражданское самосознание личности; их идеал – «просвещенный» человек, наделенный высоким сознанием своего гражданского долга и призванный к самому активному участию в действительной жизни. Идеал романтиков – иной; это творческая личность, поэт и художник, и мера его ценностей – сугубо личная. Соответственно меняется и представление о главных достоинствах человека – их находят уже не в «свете разума», а, напротив, в творческой интуиции и эмоциональной углубленности; закономерно предпочтительная сфера самореализации человека не социальная, а индивидуальная – это искусство.

В связи с данными основоположениями оформляется конституирующий принцип романтической личности – двоемирие. Романтики противополагают личность, индивидуальное творческое сознание, и «вещный» мир, наличную действительность. В прозе Гофмана, в лирике Байрона и Вордстворта конфликтно сосуществуют «духовное царство, завершенное в себе, и царство внешнего» (Гегель). Главный герой романтиков – музыкант, живописец, поэт («Кавалер Глюк» Гофмана; «Сердечные излияния монаха, любителя искусств» Вакенродера); странник или бунтарь-одиночка («Каин» и «Корсар» Байрона, «Демон» Лермонтова); он всегда отстоит от обыденности, находится как бы вне ее, живет по особым, своим законам и ориентируется на собственные, «романтические» идеалы, среди которых нет и не может быть места простым житейским ценностям. Суть творческой личности – свобода: творческая, политическая; свобода от раз и навсегда закрепленной социальной роли. В подвижном, становящемся мире личность также переживает неостановимое становление; творит самое себя и свой мир.

Потому столь значимо для романтического героя воображение – тогда как для просветителей на первом месте стоял здравый смысл, а в воображении видели губительную страсть, требующую немедленного обуздания и искоренения. Путь литературных героев у просветителей вел от «заблуждений», вызванных слишком развитым воображением, к трезвому и ясному здравомыслию; для писателя-романтика губительным началом выступает как раз «здравый смысл», замыкающий человека в границы тусклой обыденности, ведь не имеющий воображения человек не сможет вырваться из пошлости эмпирического существования.

При этом важно знать, что, какими бы далекими «от реальной жизни» ни казались романтические персонажи, их создавало живое историческое бытие эпохи – например, это поразительная судьба Наполеона, ставшего архетипом романтической личности.

Художественный мир, в котором живут и действуют герои писателей романтической эпохи, насыщен волшебством и магией не поверяемого рассудком воображения. Он наполнен тайнами и загадками, выражающими беспредельность творческих пространств мироздания. Большую роль играет природа, лирическое переживание ее красоты и таинственности и единение с ней. Место действия зачастую переносится на Восток, в далекие, экзотические (или вообще несуществующие) страны, на пиратский остров в южном море. Это может быть сказочное, мифологическое или космическое пространство; время действия – не только современность, но и давнее прошлое; любимое время суток – ночь, вечерние или предрассветные сумерки, когда в тишине беспрепятственно раскрываются все глубинные слои жизни души. Темы творчества, любви, природы, истории – главные. Мотивы тайны, мистической загадки, катастрофичности бытия разработаны в романтической литературе исключительно широко («Франкенштейн» Мэри Шелли, «Песочный человек» и «Эликсиры сатаны» Гофмана, «Ворон», «Черный кот» Э.А. По). Нужно особо отметить мотив двойника – открытый романтиками (Гофман), он со временем все более набирает силу и получает яркое воплощение в последующей литературной традиции. В русской литературе – у Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, С.А. Есенина и многих других авторов. Центральный конфликт литературы романтизма – это конфликт двух миров, – творчества и обыденной действительности.

Система жанров в литературе романтизма сориентирована на эстетическую структуру литературной мысли. На первый план выходит лирическая поэзия, позволяющая, как никакая иная литературная форма, выразить внутреннее содержание творческого «я». Рождаются синтетические жанры – лиро-эпическая поэма, лиро-эпико-драматические произведения. В прозе излюбленный романтиками жанр – это новелла, сюжетное ядро которой, как писал Гете, составляет «неслыханное происшествие». Роман также популярен и востребован; впервые появляется такой жанр, как «роман о художнике» (Л. Тик, Э.Т.А. Гофман, Л. Новалис и др.). Роман-исповедь и роман-дневник («Исповедь сына века» А. де Мюссе, «Рене» Шатобриана, «Исповедь опиомана» де Квинси) – также актуализированные романтиками типы повествования; большое значение закономерно получил и исторический роман: «Айвенго» В. Скотта (и многие другие книги замечательного английского писателя, которого исследователи называют создателем жанра исторического романа), «Собор Парижской богоматери» В. Гюго, цикл романов Ф. Купера («Следопыт», «Пионеры» и др.), произведения Н. Готорна, Ж.Санд.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.