Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Построение индексной модели анализа динамики средней цены.





2.1 Индекс переменного состава (средней цены):

Данные расчеты будут отражать общее изменение средней цены по совокупности товаров при одновременном влиянии факторов по модели анализа: индивидуальных цен ( ) и структурного фактора ( ). Разграничим их влияние на результативный показатель, построив факторные индексы.

2.2 Индекс постоянного состава (влияние индивидуальных цен на среднюю: ):

Отклонение типа: Имеет место в тех случаях, когда по всем товарным группам (или по их большей части) в динамике выросла цена. Отсюда по совокупности товаров предприятия будет наблюдаться прирост средней цены.

2.3 Индекс структурныхсдвигов (влияние структуры продажи на среднюю цену: ):

Отклонение типа: Имеет место в тех случаях, когда в совокупности продажи по физической массе в динамике выросла доля товаров, имеющих невысокую цену (или снизилась доля товаров с высоким уровнем цен). В результате произошедших структурных сдвигов в составе продажи средняя цена в динамике уменьшится.

Проверочные действия.

3.1 По индексам.

В основе проверки лежит понимание того, что индекс результативного показателя (переменного состава) находится как произведение факторных индексов (индекса постоянного состава и структурных сдвигов), а именно:

Отсюда можно найти любой факторный индекс в виде деления результативного индекса на известный факторный, т. е.:

;

Пример 1. За два квартала средняя цена выросла на + 7.3%, влияние индивидуальных цен оценивалось размером: -4,5%. Оцените влияние структурного фактора на динамику средней цены.

Р е ш е н и е.

Переведем процентную форму динамики в индексную.

1). Индекс средней цены (индекс переменного состава):



2). Индекс постоянного состава:

3). Индекс структурных сдвигов (на основе зависимости):

(112,4%; +12,4%).

За счет влияние структурного фактора средняя цена за два квартала выросла на +12,4%.

3.2 По абсолютным отклонениям:

В тех случаях, когда все показатели по модели анализа имеют однонаправленную динамику (все растут: +,+,+ или все сокращаются: -,-,-), то появляется возможность расчета долей факторов в общем изменении результативного показателя, а именно:

1). Доля интенсивного фактора (индивидуальных цен):

2). Доля экстенсивного фактора (структурного):

3.3 По долям факторов:

4. Проектирование макета аналитической таблицы.

Для понимания макета аналитической таблицы необходимо ввести расчеты средних показателей:

1). Средняя цена базисного периода:

2). Средняя цена отчетного периода:

3). Средняя цена условная:

Аналитическая таблица для анализа динамики средней цены будет содержать следующую последовательность колонок и их итоги:

1.
2.
3.
4.
5. (1*2)
6. (3*4)
7. (1*4)
8. Индекс цен ( ) (3:1)
9. ,% по кол. 2. 100,00
10. , % по кол. 4. 100,00
11. (+; -) 10-9

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

З а д а ч а 1. Имеются следующие данные о поставке продовольственных товаров с оптовых предприятий в розничную торговлю за два года:

Товары Базисный год Отчетный год
Тонны Цена за кг, руб. Тонны Цена за кг, руб.
Макаронные изделия Кондитерские Сахар Мука 40,0 100,5 38,0 20,5 38,0 120,6 41,0 18,0

Проанализируйте динамику поставок, используя индексный метод. Решение оформите в таблице. Напишите экономические выводы по полученным результатам. Выполните проверочные расчеты.

Р е ш е н и е.

При наличии такой исходной информации (имеется индивидуальная информация по товарным группам как в отношении физической массы, так и уровня цен) следует применять агрегатную систему индексов. Для нее потребуется три вида стоимости (продажи товара, товарооборота): базисная (p0g0), отчетная (p1g1) и условная - стоимость поставки за отчетный период при уровне цен прошлой даты (поставка в сопоставимых ценах) - (p0g1). Аналитическая таблица будет иметь вид, как табл. 8.2.

Факторный анализ динамики поставок по модели вида

1. Индекс поставок (результативный)

(115,3 %; +15,3 %);

В отчетном году оптовые предприятия отгрузили в адрес розничной торговли продовольственных товаров на сумму 20626 тыс. руб. Данный объем поставки превысил предшествующий период на +2731,5 тыс. руб., или на +15,3 %. Данное изменение поставок можно количественно исследовать по двум подходам: А) Товарный подход; Б) Факторный.

Первое направление позволяет определить влияние каждой группы на изменение оптовой продажи. Соответствующие расчеты выполним в кол. 8 табл. 8.2. Рост анализируемого показателя отмечается по трем товарным группам (разница кол. 6 и 5), исключая муку (-755,0 тыс. руб.). Наибольший прирост выручки был характерен за два года по кондитерским товарам – 83,59% (+2914,5: (+508,0+2914,5+64)*100). Увеличение продажи товаров оптовой торговлей можно также объяснить действием факторов: уровнем и динамикой цен и изменением физической массы реализации. Оценим направленность и конкретный размер выделенных факторов на динамику стоимости поставок.

2. Индекс оптовых цен (1-й факторный):

(106,5 %; +6,5 %);

Доля влияния цен (интенсивного фактора). Такая пропорция определяется в данном случае, так как фактор является частью общего отклонения результата (стоимости поставок):

За два года уровень оптовых цен вырос по двум из четырех товарных позиций (см. кол. 2 и 4). Так, наибольший скачок цен отмечался в отношении двух товарных групп – по кондитерским изделиям (на +20,1 руб. за кг.) по сахару (соответственно на +3 руб. за кг). По этим позициям за два года прирост оптового оборота достиг размера +1608 и +330 тыс. руб. По макаронным изделиям и муке наблюдается снижение оптовых цен на -2 и 2,5 руб. за кг. Это негативно отразилось на объеме поставок по указанным позициям (недопоставка составила -132 и -550 тыс. руб., см. кол. 9 табл. 8.2.). Обобщенно по всем товарным группам в анализируемом периоде преобладала положительная динамика изменения ценового фактора. По расчетам на +6,5%. На такой же процент увеличилась и поставка, обеспечив увеличение отгрузки товарных ресурсов в стоимостном выражении на сумму +1256,0 тыс. руб. За счет данного фактора было получено 45,98% всего наращивания оптового оборота. Следовательно, ожидаем большую пропорцию развития поставок благодаря увеличению физической массы продажи продовольственных товаров.

3. Индекс физической массы (сопоставимая динамика по ценам):

 

(108,3 %; +8,3 %);

Доля экстенсивного фактора (физической массы) в приросте поставок:

 

Вторым фактором, определяющим динамику поставок, является отгрузка товаров в натуральном выражении (по физической массе). В анализируемых товарных группах можно проследить две основные динамики:

а) рост поставок в натуральном выражении (макаронные и кондитерские изделия соответственно в тоннах +16 и +13, см. кол. 1 и 3). По указанным группам был прирост поставок по стоимости за счет этого параметра на +640 и +1306,5 тыс. руб. (см. кол. 11 табл. 8.2);

б) снижение объемов отгрузки по физической массе (сахар и мука соответственно на -7 и -10 тонн). Отсюда имеем снижение отгрузки в денежном выражении на -266 и -205 тыс. руб. (см. кол. 11).

Простое сопоставление этих групп свидетельствует о том, что положительная динамика по физической массе преобладает над отрицательной в общей совокупности товаров. Поэтому отгрузка в натуральном выражении в среднем выросла на +8,3 %, на этот же процент увеличилась стоимость поставок, а в денежном - на +1475,5 тыс. руб. Значимость данного фактора в изменении поставок была больше половины – 54,02%.

Проведенный анализ динамики поставок продовольственных товаров из оптовых предприятий в розничную торговлю за два года показал следующее:

а) стоимость отгрузки растет как в целом по всему ассортименту, так и по трем позициям из четырех анализируемых. Данное обстоятельство положительно отразится на развитии розничного товарооборота, если этот ассортимент пользуется спросом у покупателей.

б) развитие поставок происходило при однонаправленном положительном влиянии выделенных факторов – оптовых цен и физической массы;

б) внутренние пропорции факторов с экономической точки зрения следует отнести к разряду оптимальных. Среди групп оптимальную внутреннюю структуру условно имеют макаронные изделия: прирост поставок за счет физической массы при снижении уровня оптовых цен;

в) поставщики имеют резервы роста продажи: макаронные изделия фактор цены ( -132 тыс. руб.); сахар – физическая масса (-266 тыс. руб.); мука по всем факторам (-550 и -205 тыс. руб.). Обобщенно в сумме потери составили -1153 тыс. руб. (-132-266-550-205). Отсюда возможный прирост поставок за два года мог бы быть: +2731,5 +1153,0 = +3884,5 (тыс. руб.).

г) в качестве практических рекомендаций можно предложить: проведение анализа по выявлению причин снижения отгрузки в натуральном выражении по сахару и муке на основе маркетинговых исследований; проведение грамотной ценовой политики по продаваемому ассортименту.

Проверочные расчеты:

а) по индексам: ;

б) по абсолютным отклонениям:

;

в) по пропорциям (долям):


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.