|
Обучение управлению проектамиНа практике сформировалось несколько основных правил обучения управлению проектами. 1. Обязательная предварительная активная диагностика. Аудитория любой компании - это совокупность самых разных индивидуумов, которые отличаются как по своим ролевым характеристикам (вспомним хотя бы те же роли Белбина), так и по своим профессиональным качествам и опыту. У них разные навыки и знания, они обладают разными ожиданиями перед началом программы. Обязательным условием успешного обучения (успешного с точки зрения откликов участников и скорости дальнейшего внедрения) является проведение активной предварительной диагностики. 2. Использование максимально адаптированных материалов. 3. Применение единого сквозного учебного или рабочего проекта. Управление проектами - это разновидность общего управления, направленного на непосредственное практическое использование и, соответственно, подразумевающего получение практических знаний и умений. Необходимым элементом обучения является активная форма работы с каким-либо проектом, н а котором должен быть протестирован весь основной инструментарий, предлагаемый на занятиях. Идеально, когда таким проектом является один из рабочих проектов компании. 4. Использование комбинации активных приемов при обучении. Обучение проходит эффективно, когда оно осуществляется в форме активной игры, а еще эффективнее - в случае моделирования рабочей ситуации при управлении проектами. Известно, что запуск любого проекта должен быть формализован определенным документом - например заявкой или служебной запиской об инициировании проекта, который должен быть оценен, например, Проектным комитетом. Поэтому командам обучающейся компании предлагается подготовить такой документ, среди обучающихся руководителей формируется «Проектный комитет» и проводится зашита проекта. Защита проходит с использованием всех правил: выступление перед аудиторией, использование навыков презентации, представление результатов на экране, участие команды, время и т. д. Другие команды выступают оппонентами. Эксперты - члены «Проектного комитета» - заполняют оценочные листы, напоминающие реальные документы. В итоге проекты получают баллы, количество которых дифференцированно накапливается к концу обучения по результатам следующих шагов, что придает игре соревновательный характер. Еще одним требованием активного обучения является постоянная ротация выступающих при проведении презентации, что дает шанс каждому члену команды самостоятельно представить текущие результаты. Для усиления эффекта соперничества и придания соревновательного духа возможно награждение лучшей команды в последний день либо денежным, либо материальным призом, но об этом надо договориться с руководством компании заранее. 5. Четкая проработка условий проведения. Активное обучение предполагает наличие соответствующих условий и техники. Кроме абсолютно необходимых базовых средств, таких как мультимедийное оборудование, технические средства, обеспечивающие презентации и групповую работу (прозрачные пленки, флипчарт, доски, бумага и т. п.), отдельная аудитория, отсутствие помех, это могут быть и другие: дополнительные аудитории для работы команд (ведь работа над проектом - это, в первую очередь, работа проектной команды), выезд за пределы компании или даже деловой жизни (что очень похоже на работу проектных команд в ИТ сфере), частое питание (для поднятия жизненных сил), совместный досуг (для сплочения группы) и т. д. Особое внимание необходимо уделить формату проведения программы. На практике оказались интересными следующие форматы: • Обучение без перерыва в течение нескольких полных дней. При таком формате моделируется активная атмосфера проекта, интенсивных мозговых штурмов и довольно высока нагрузка. Этот формат хорошо воспринимается управленцами молодого поколения. • Обучение в более мягком формате в течение нескольких недель. Здесь темп подачи материала снижается, но появляется возможность дать небольшие домашние задания, и это может легче восприниматься участниками более старшего поколения. • Обучение в формате «3 + 1». При этом варианте в первые несколько дней (чаще три дня) проходит интенсивное обучение с разработкой основных документов плана проекта и усвоением базовых умений. После обучения непосредственно в компании в течение 1-2 месяцев идет работа над проектом и его документами, проект частично отрабатывается. Далее проходит еще один короткий цикл (1-2 дня), включающий контроль и систематизацию остаточных знаний и презентацию текущего состояния проекта (которая иногда очень интересно проходит в присутствии высшего руководства компании). 6. Продуманный и подготовленный раздаточный материал. Уже давно отмечено, что человек больше верит печатной информации, поэтому обучение управлению проектами, как и другим областям знаний, невозможно проводить без его сопровождения тщательно подготовленным печатным раздаточным материалом. На занятиях приходится давать очень много информации, и очевидным способом оптимизации этого является выдача всех слайдов, обсуждаемых шаблонов, деловых ситуаций, упражнений в уже напечатанном виде. В таких программах критичным является наличие всего объясняемого материала в печатных копиях. Было замечено, что отсутствие какого-либо слайда может вызвать определенное неудовольствие слушателей, перерастающее в неприятие подхода и программы в целом. Если есть возможность, полезно иметь под рукой принтер, тогда часть вводимых изменений можно тут же выдавать в печатном виде. 7. Обязательное тестирование и обратная связь после проведения программы. Программа заканчивается, и обязательным условием ее завершения является краткий обзор всего представленного материала (эффективно это проходит в виде специального теста по инструментам управления проектами). Это своего рода «полировка и систематизация» полученных знаний и умений. Это можно провести и в более жесткой форме, например в виде имитации сдачи экзамена на РМР (Project Management Professional), только с необходимой адаптацией, меньшим количеством вопросов и в более мягких временных условиях. Иногда используется и завершающая фокус-группа с обсуждением, что получили слушатели, как изменились их представления, оправдались ли их ожидания. После тестирования сразу или несколько дней спустя необходимо провести обратную связь с участниками обучения и руководством компании, например в виде анкеты. Интересно в этом случае адресовать анкету с подготовленными ответами на вопросы не тренеру, а непосредственно руководителю компании. Как показала практика, ответы при такой адресации носят более честный и конструктивный характер. Среди групп вопросов могут быть включены следующие: персональное повышение квалификации, самосовершенствование и развитие, вопросы дальнейшего внедрения управления проектами в компании и т. п. Автор не смеет утверждать, что только эти правила приводят к активному обучению программам управления проектами, однако уверен, что следование им позволит эффективно удовлетворять ожидания участников обучения, прививать им необходимый интерес и таким образом создавать благоприятные условия для дальнейшего внедрения методологии управления проектами. Сертификация Для полноценного внедрения индивидуальная сертификация в области управления проектами не является необходимой. Однако ее наличие, хотя бы у нескольких ключевых сотрудников, усиливает позиции компании в области проектного управления: обогащает теорию и практику применения методологии, способствует конкурентной позиции компании в международных тендерах, повышает ее имидж. Среди наиболее известных сертификационных программ - сертификаты PMI и IPMA. Институт проектного управления (PMI) сертифицирует по одинаковым для всех стран требованиям. Существует два уровня: Certified Associate in Project Management (САРМ) - дипломированный помощник по управлению проектами и Project Management Professional (PMP) - профессионал управления проектами. Основным источником информации для сертификации является «РМ Body of Knowledge» (РМВоК, издания 2004 г.). PMI требует от кандидата предоставить описание его опыта управления проектами за последние шесть лет, которое должно показать не менее 4500 часов практического опыта с перечислением конкретных управленческих процедур, которые выполнял кандидат в качестве участника проектов, структурированных в рамках пяти основных процессов (инициация, планирование, исполнение, контроль, завершение). Кроме того, кандидат должен пройти обучение на специализированных и аттестованных PMI программах по управлению проектами и получить 35 баллов (PDU - Project Development Unit) для уровня PMP и 23 балла для уровня САРМ. Экзамен PMI напоминает сдачу онлайнового экзамена по английскому языку. Экзамен базируется на одинаковых вопросах, случайным образом отбираемых из общей базы вопросов. Отвечая на вопросы, кандидат должен выбрать правильный ответ из четырех предложенных вариантов. Для прохождения сертификации нужно ответить правильно не менее чем на 75% из 200 вопросов на РМР и из 150 вопросов на САРМ. На каждый вопрос у кандидата есть примерно 1 мин, всего выделяется 4 ч (РМР) и 2 ч (САРМ). Кандидат может выбрать язык вопросов самостоятельно. Большинство вопросов предполагает детальное знание РМВоК. Однако есть вопросы, предполагающие наличие у кандидата практического опыта и знание межкультурных различий в менеджменте. Международная ассоциация управления проектами (IPMA) проводит сертификацию по нескольким уровням (А, В, С, D). Чем выше уровень сертификата, тем большие требования предъявляются к знаниям и опыту кандидата. Самым высшим является уровень А. Данный уровень предполагает опыт управления проектно-ориентированной организацией. Уровни В и С предполагают наличие опыта управления отдельными проектами (различаются требованиями к сложности и масштабам проектов). Уровень D - специалист, имеющий квалификацию для выполнения отдельных функций управления проектом, способный работать в команде управления проектом. IPMA формулирует общие условия сертификации, на базе которых разрабатываются требования к компетентности специалистов с учетом национальной специфики. В нашей стране сертификация проводится на основе «Российских национальных требований к компетентности специалистов». Кандидат должен пройти предварительную квалификацию, подтвердив свой опыт в области управления проектами, а затем сдать квалификационный экзамен. По стандартам IPMA кандидат должен предоставить список проектов, в которых он принимал участие, и более подробно (до 20 страниц) описать проект, в котором он выполнял функции руководителя. Данное задание не составит сложности, если у вас под рукой есть рабочая документация (календарные планы, концепция, технические задания и т. п.) одного из завершенных проектов. Однако чисто технической редакцией здесь не обойдешься - требования к данному отчету предполагают осознанное переосмысление менеджером практики управления данным проектом и полученного опыта. Сдача экзамена по требованиям IPMA проходит в три этапа и занимает три дня. Первый день предполагает работу кандидатов в команде. Каждая команда должна самоорганизоваться и выполнить задание на основе предложенного экзаменационной комиссией описания проекта. Задание предполагает разработку основных разделов плана реализации проекта, включая организационную структуру и график работ. Оценивается как результат работы, так и участие кандидата в процессе его реализации. Второй день - собственно экзамен. Он включает в себя вопросы по основным разделам теории управления проектами, на которые необходимо дать развернутые ответы. Кандидат может отразить свое видение вопроса, хотя и рекомендуется пользоваться терминологией, утвержденной Российской ассоциацией управления проектами. В последний день кандидаты проходят личное собеседование с асессорами. Вся работа ведется на русском языке. Требования PMI исходят из важности построения системы управления и достижения целей проекта за счет четкого функционирования системы. Сертификация, таким образом, в большей степени ориентирована на выработку и распространение единой для всех менеджеров системы понятий и правил, на оценку знаний менеджером этих правил, умение и готовность быть частью системы. Требования IPMA при оценке факторов успеха проекта отдают больший приоритет роли менеджера проекта, его знаниям, опыту, личностным характеристикам. Система сертификации IPMA в большей степени обращает внимание на деловые качества кандидата, нежели на точное соответствие их ответов утвержденным стандартам. (С использованием материалов А. В. Полковникова, сайт «Открытые системы», www.osp.ru)
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|